Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Совершенствуйте ваше собственное видение

Если от перспективы достижения вашей организацией таких высот визионерства и воображения у вас перехватывает дыхание, то в этом вы схожи со многими. К сожалению, наши эксперты не могут однозначно и четко объяснить, каким образом Черчилль обрел идею речи о звездном часе, Дисней замыслил создать Диснейленд или Кинг выработал свою мечту. Наши гуру говорят лишь то, что процесс, ведущий к видению, длителен, сложен и непредсказуем. Например, Джей Конджер называет его «фрагментированньтм, эволюционным. преимущественно интуитивным [и] очень медленным. творческим процессом»27. Ян Р.Катценбах, консультант McKinsey & Company и соавтор книги «Real Change Leaders», считает этот процесс смутным и неопределенным, а Барт Нанус описывает его как беспорядочный, интроспективный и труднообъяснимый — в том числе и для человека, который формирует видение28.

Даже когда наши гуру пытаются говорить понятнее, их объяснения оказываются не слишком полезными. Например, Барт Нанус предлагает описание четырехстадийного процесса, состоящего из ряда вопросов, отвечая на которые вы и ваша команда сможете построить «мечту» вашей организации (см. табл. 1.10). Нанус советует нам начать с оценки имеющихся ресурсов, т.е. с постановки следующих вопросов: каким бизнесом мы на самом деле занимаемся; какие ценности исповедует компания в настоящее время; согласны ли ее служащие с направлением, в котором она идет, или не согласны. Затем мы обязаны провести проверку реальности, ставя, например, такие вопросы: есть ли у нашей компании важные клиенты и другие заинтересованные лица и организации и удовлетворяет ли компания их потребности. Далее Нанус советует нам определить контекст видения постановкой следующих вопросов: какие процессы в будущем могут оказать воздействие на видение и каковы некоторые сценарии будущего. Наконец, нам надо разработать альтернативы и выбрать видение.

­ Конец страницы 31 ­

¯ Начало страницы 32 ¯

Таблица 1.10. Предлагаемый Бартом Нанусом системный подход

В разработке новых видений

Стадия процесса Главные проблемы Вопросы, которые должны быть поставлены
Оценка имеющихся ресурсов Каким бизнесом мы на самом деле занимаемся? 1. Какова миссия вашей компании или ее цель в настоящее время? 2. Какие ценности дает ваша компания обществу?
    3. Каков характер отрасли, в которой действует компания, или институциональные рамки этой деятельности?
    4. В чем заключается уникальность положения вашей компании в данной отрасли или в институциональной структуре?
    5. Что необходимо для успеха вашей компании?
  Как мы работаем? 1. Какие ценности и какая организационная культура регулируют поведение сотрудников и принятие решений?
    2. Какие сильные и слабые стороны вашей компании проявляются в процессе ее деятельности?
    3. Какой стратегии придерживается компания в настоящее время и можно ли отстаивать эту стратегию?
  Проверка видения 1 . Есть ли у компании четко сформулированное видение? Если да, то каково оно?
    2. Если компания продолжает двигаться по наезженной колее, то в каком направлении она пойдет через десять лет? Насколько верным будет такое направление?
    3. Знают ли руководители компании, куда она идет, и согласны ли они с направлением движения?
    4. Обеспечивают ли структуры, процессы, персонал, системы стимулирования работников и информационные системы поддержку того направления, по которому идет компания в настоящее время?
Проверка реальности — проведение границ видения Кто входит в число важных заинтересованных сторон и каковы их потребности? 1. Кто входит в число самых важных (ключевых) заинтересованных сторон (как в самой компании, так и вне ее) и кто из них является первым?2. Каковы главные интересы и ожидания, которые пять или шесть ключевых заинтересованных сторон связывают с будущим вашей компании?
    3. Какие угрозы или возможности исходят от ключевых заинтересованных сторон?
    4. Представьте себя заинтересованным лицом. Каких изменений в компании вы бы лично очень хотели?

 

­ Конец страницы 32 ­

¯ Начало страницы 33 ¯

.Таблица 1.10(продолжение)

Стадия процесса Главные проблемы Вопросы, которые должны быть поставлены
  Как следует ограничить новое видение? 1. Каковы границы (временные, географические, социальные) вашего нового видения?
    2. Что должно совершить видение? Как узнать, что оно успешно реализовано?
    3. Каковы самые важные проблемы, которые должны быть решены видением?
Определение контекста видения, т.е. того положения, которое будет занимать организация в будущей внешней среде Какие процессы в будущем могут оказать воздействие на видение? 1. Какие крупные изменения в потребностях и нуждах, удовлетворяемых вашей компанией, можно ожидать в будущем?
2. Какие изменения в составе ключевых заинтересованных сторон можно ожидать в будущем?
  3. Какие существенные изменения той экономической среды, в которой действует ваша компания, можно ожидать в будущем?
    4. Какие существенные изменения той общественной среды, в которой действует ваша компания, можно ожидать в будущем?
    5. Какие существенные изменения в политическом окружении вашей компании можно ожидать?
    6. Какие существенные изменения в технологической среде можно ожидать?
    7. Какие другие существенные сдвиги во внешнем окружении вашей компании можно ожидать?
  Какие будущие процессы и события смогут оказать наибольшее воздействие на направление, по которому пойдет ваша компания, в том случае, если они произойдут? Приоритет 1 = максимальное воздействие Приоритет 2 = воздействие, близкое по силе к максимальному Приоритет 3 = среднее по силе воздействие Приоритет 4 = минимальное воздействие
  Какие три-четыре сценария вероятны в случае наступления событий, способных оказать максимально сильное воздействие (обозначенное выше как Приоритет 1)? Запишите четыре или пять сценариев будущего. Возможны два варианта работы: начать с настоящего и описывать будущие события в порядке их наступления вплоть до какого-то конкретного момента или выбрать некоторый период в будущем и описать его, уделяя особое внимание тому, как мир пришел к состоянию, которое вы предвидите.
    (окончание на следующей странице)

 

­ Конец страницы 33 ­

¯ Начало страницы 34 ¯

Таблица 1.10(окончание)

Стадия процесса Главные проблемы Вопросы, которые должны быть поставлены
Выбор видения: четкое формулирование и оформление нового видения Каковы альтернативные видения? Какие из всех возможных направлений, по которым может пойти ваша компания в ближайшие 5 — 7 лет, обещают максимальное улучшение ее позиций, а также достижение ею и ключевыми заинтересованными сторонами наибольшего успеха?
  Какие возможные видения лучше всего отвечают критерию хорошего видения? (На с. 121— 126 своей книги «Visionary Leadership and Leaders» Нанус предлагает метод оценки альтернатив по очкам и взвешивания альтернатив.) 1 . Ориентировано ли видение на будущее? 2. Принесет ли оно лучшее будущее компании? 3. Гармонирует ли оно с историей, культурой и ценностями компании? 4. Предлагает ли оно стандарты совершенства и отражает ли возвышенные идеалы? 5. Делает ли оно цель и направление бизнеса более ясными? 6. Пробуждает ли оно энтузиазм и укрепляет ли лояльность сотрудников? 7. Отражает ли оно уникальность вашей компании и присущие ей возможности и что эти возможности означают? 8. Обладает ли ваше видение честолюбием и амбициозностью?

НАШЕ МНЕНИЕ

В выделенных Нанусом стадиях и поставленных им вопросах нет ничего неправильного. Они, по меньшей мере, так же хороши, как и большинство визионерских процессов, предлагаемых нашими гуру, а во многих отношениях и лучше. И все же нельзя не почувствовать, что в подходе Нануса что-то упущено. Смог бы Дисней вообразить свое Сказочное королевство, если бы следовал прописям Нануса? Разве таким путем в его мечту явился Король? Вероятно, нет. И действительно, когда Нанус старательно пытается приложить свой подход к разработке видения для вымышленной компании по производству кормов для домашних животных, он приходит к следующему славному результату: «Использование исследовательского потенциала нашей материнской компании с целью стать лидером инноваций в нашей отрасли, так что через семь лет ныне действующие производственные линии будут давать до 40% прибылей нашей компании»29. Эта длинная фраза определенно лишена того энергетического заряда, который присущ озарившему Форда видению массового автомобиля или речи Черчилля о звездном часе Британии.

Даже в тех случаях, когда наши гуру предлагают более простые способы обретения видений, их советы обычно приводят нас в замешательство. Возьмите, например, подход пяти «почему», рекомендуемый

­ Конец страницы 34 ­

¯ Начало страницы 35 ¯

 

Метод непринужденного визионерства Наше видение состоит в том, чтобы быть ___________________________________________ первейшей и главнейшей; ведущей; выдающейся; обладающей мировым классом; развивающейся (выбрать одно определение)   компанией, поставляющей ________________________________________________________ инновационные; высокоэффективные; специализированные; разнообразные; высококачественные (выбрать одно определение) _________________________________________________________________________________ товары; услуги; товары и услуги (выбрать одно из трех) для того, чтобы __________________________________________________________________ обслуживать мировой рынок; создать доход акционерам; выполнить наши обязательства перед участниками компании; порадовать наших потребителей (выбрать нужное)   в переживающих стремительные перемены отраслях, которые решают _________________________________________________________________________________   информационные; предпринимательские; потребительские; финансовые проблемы (выбрать что-то одно).   Источник: Stewart Т.A. Refreshing Change: Vision Statements That Make Sense // Fortune, 1996, September 30, p. 195.

 

Джеймсом Коллинзом и Джерри Поррасом в статье, опубликованной в 1996 г. в журнале «Harvard Business Review»: «Начните с описательного утверждения „Мы производим ^продуктов" или „Мы оказываем Xуслуг", а затем пять раз подряд поставьте вопрос: „Почему это важно?". После того как вы дадите два-три ответа на этот вопрос, вы обнаружите, что добрались до фундаментальной цели организации»30. Ну что ж, и это возможно.

Мы советуем вам испробовать процесс, предложенный Нанусом, пять «почему» и даже издевательский метод «мастера-визионера» (см. врезку «Метод непринужденного визионерства»), рекомендуемый Томасом Стюартом в журнале «Fortune» за 1996 г. Все уловки и лакомства, предлагаемые нашими гуру, либо помогут вам создать видение, либо окажутся бесполезными. Только не ждите, что выполнение этих рекомендаций само собой приведет к появлению видения, подобно тому как приготовление блюд по кулинарным рецептам может дать изысканную, отлично приготовленную пищу.

В целом мы не слишком-то верим в возможность разрабатывать высококачественные видения с помощью любых методов поэтапного прозрения. Результаты применения этих методов вполне бесцветны и призрачны, т.е. прямо противоположны тому, чем, по общему мнению, являются подлинные видения. Механическое вовлечение многих людей в процесс визионерства посредством организованной тем или иным образом конференции не гарантирует большего успеха. Ян Катценбах утверждает, что «собирать людей для того, чтобы во второй половине дня они пофантазировали, граничит с чем-то искусственным и непродук-

­ Конец страницы 35 ­

¯ Начало страницы 36 ¯

тивным, если не откровенно глупым»31. Подобно Уоррену Беннису, мы не можем удержаться от мысли, что «никакое сборище не создало еще ни одного великого видения, так же как ни один художественный совет не написал ни одного великого полотна»32. Когда дело доходит до визионерства, вас предоставляют вашему собственному чутью.

В основном эксперты требуют, чтобы вы начинали визионерский процесс с концентрации внимания на организации, которую вы хотите возглавить. По нашему мнению, это ошибка. Как можно разработать неотразимо привлекательное видение для фирмы, если у вас нет столь же завораживающего видения собственной жизни — лучшего понимания ваших ценностей, потребностей, ожиданий, надежд и мечтаний? Когда Уолт Дисней описывал Диснейленд, он говорил не о парке развлечений; он представлял место, где он будет счастлив. Его видение было в высшей степени личным и воплощало его собственные ценности, ожидания, его собственные мечты.

Мартин Лютер Кинг выразил словами свою личную мечту — мечту, которая в конечном счете внесла в движение за гражданские права искру более высокой цели, но начиналась она с личного видения. Подобно Диснею и Кингу, вы должны начать с себя. В конце концов, визионерство сопряжено с необходимостью быть предельно честным в ответах на вопросы, кто вы есть и кем вы хотите быть.

Как вы делаете это? Вот несколько мыслей Хуаны Бордас, старшего научного сотрудника Центра созидательного руководства в Колорадо Спрингс (штат Колорадо), президента-основателя и высшего управляющего Национального испаноязычного института руководителей33.

 

1. Найдите спокойное, благоприятствующее размышлениям место, где вы сможете отвлечься от повседневной работы и заняться серьезными размышлениями. (В качестве такого места Бордас предлагает церковь, сад, вершину горы, место под дубом позади вашего дома, берег моря, парк или ваше самое удобное, окруженное растениями кресло, в котором вы сидите, слушая успокаивающую музыку.) Оставьте ваш сотовый телефон подальше от этого места.

2. Подумайте о вашем раннем детстве, о том, что сформировало ваше развитие. Ищите модели, мотивации и ценности, вынесенные вами из детства. Бордас предлагает следующие темы для размышлений:

 

Отношения в семье. Каким по старшинству ребенком в семье вы были, каковы были семейные правила, ожидания и экономическое положение? Какие чувства вы питаете к вашей семье? Каковы ваши традиции? Попробуйте определить, какие ваши личностные характеристики являются генетическими или унаследованными.

Значение пола. Наш пол, безусловно, влияет на то, как мы мыслим и что считаем возможным. Чтобы понять важность пола, опишите десять отличий, которые появились бы в вашей жизни, будь вы человеком противоположного пола.

­ Конец страницы 36 ­

¯ Начало страницы 37 ¯

Влияние географии. Где вы родились? Даже в пределах одной страны в различных регионах имеют место разные культуры и стили жизни. Расспросите людей, родившихся в других регионах или странах, об обычаях, развлечениях и аспектах жизни, которые представляются им уникальными особенностями детства в местах их рождения.

Культурный фон. Для некоторых культурная идентичность является ключом к пониманию того, кто они, тогда как другие слабо осознают свое наследие. Как бы вы описали вашу собственную культуру? Насколько важную роль она сыграла в формировании вашей жизни? Как ваша культура вплетена в ткань той цели, которую вы преследуете как лидер?

Влияние поколения. Речь идет о событиях, произошедших в течение того конкретного периода, когда родились данные люди. Эти события формируют их жизнь и отличают их поколение. Чтобы понять важность таких влияющих на жизнь факторов, как телевидение или компьютеры, достаточно просто поговорить с человеком, родившимся в конце 1940-х или в 1950-х гг. Некоторые факторы (например, изменение роли женщин на работе и в семье, пришествие глобального рынка или демографические изменения, происходящие в Америке) столь всеобъемлющи, что затрагивают жизнедеятельность большинства людей. Как эти и другие влияния, испытанные вашим поколением, воздействовали на ваши убеждения, стандарты, ожидания?

 

3. Изобразите вашу жизнь в виде линии и укажите на ней ваши главные занятия и места работы в хронологическом порядке. Возле каждой записи перечислите навыки и таланты, проявленные вами. Сгруппируйте их по категориям — умение выстраивать отношения с людьми, техническая грамотность, интеллектуальные навыки, навыки общения и т.д. Каковы были ваши самые сильные стороны? Какими умениями и талантами вам нравилось пользоваться? В каких сферах вы добились совершенства? Что вам далось легко? Чему вы научились? Каков глубинный смысл пережитого вами? Что вдохновляло вас и почему?

4. Задумайтесь над теми моментами вашей жизни, когда вы принимали важные решения — не обязательно самые логичные или целесообразные, а просто «правильные». Что говорили вам тогда ваши интуиция, прозрение, восприятие и чувства о ваших действительных ценностях?

5. Спросите себя: что бы я стал делать, если бы мне не платили за мою деятельность? Чем бы я хотел заниматься? Что составляет мою страсть? Что бы я сделал, если б выиграл в лотерею, зная, что мне осталось жить полгода или еще сто лет? Да, возможно, вы ответите: играл бы в гольф, путешествовал или делал покупки вплоть до последнего вздоха.

­ Конец страницы 37 ­

¯ Начало страницы 38 ¯

Не удивляйтесь, если разработка привлекательного видения вашей собственной жизни окажется нелегким делом. Уоррен Беннис предупреждает, что «если познание самого себя и личностное бытие были бы столь же легки, как болтовня обо всем этом, то, пожалуй, не нашлось бы такого множества людей, копирующих других, изрекающих чужие, подержанные мысли, отчаянно пытающихся вписаться и соответствовать, а не выделяться»34. Хорошо ли это или плохо, но кажется, что большинство из нас просто плывут по течению, никогда не избирая определенного курса. Противясь выбору курса, мы вверяем нашу жизнь случайности, а не собственному суждению. Мы идем за людьми, создавшими притягательные личные видения, особенно если эти люди способны выразить свою мечту так, чтобы она соединилась с нашими устремлениями. В конечном счете, это метод и путь, следуя которым преуспели Кинг, Дисней, Форд, Черчилль и все прочие великие лидеры-визионеры. Они познали себя и связали себя с другими. У них были обладавшие притягательной силой собственные идеи, которые могли разделить и другие люди. Они выражали то, что не сумели выразить остальные, — а это, как считают наши гуру, именно то, что вы должны делать, если хотите быть лидером.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...