Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






В организации существуют «предпринимательские» рабочие места

Последней ключевой особенностью федеративной организации, как она описана Питерзом, является то, что в такой организации любое рабочее место оказывается связанным с предпринимательской деятельностью. Короче говоря, каждый сотрудник превращается в предпринимателя, что совершенно отличается от участи работников традиционных организаций. В организациях традиционного типа Питерз обнаруживает преимущественно людей, заполняющих предусмотренные штатным расписанием должности, или людей, заполняющих клетки в организационных схемах. «Средний работник средней организации по-прежнему занимает должность или клетку на схеме организации. Большинство людей проводят дни, соблюдая жесткие рамки абсурдно узких должностных обязанностей. Люди заключены в клетки. Настало время их разрушить»30. Все работники, по Питерзу — все 100%, могут стать предпри-

­ Конец страницы 320 ­

¯ Начало страницы 321 ¯

 

Элементы работы в федеративной организации   • Широкое взаимное обучение. Работники получают профессиональную подготовку, обучаясь всем или почти всем навыкам, необходимым для выполнения 80 или 90% сложных, многоступенчатых задач, для чего прежде требовались услуги различных отделений и распределение полномочий между разными уровнями управления. Люди теперь способны производить продукт целиком или полностью оказывать услугу потребителям. • Составление смет. Работники составляют собственные бюджеты, следят за их исполнением и вносят в них поправки. • Полномочия по расходованию средств. Работники могут закупать почти все, что считают необходимым для выполнения своей работы, не запрашивая предварительного согласия менеджеров. • Гарантия качества. Все работники измеряют качество собственной работы, осуществляют текущий контроль за качеством и самостоятельно предпринимают усилия, направленные на его повышение. • Необходимость действовать. Работники должны проявлять инициативу и вовлекать в свою деятельность всех, кто, по их мнению, необходим для выполнения работы, не запрашивая предварительного согласия менеджеров. • Автономность. Работники обладают правом принимать решения, в том числе об использовании значительных ресурсов, не обращаясь к руководству. • Ответственность за удовлетворение потребителей. Работники отвечают либо за самостоятельное, своими силами, обслуживание потребителя, либо за решение этого вопроса (т.е. за организацию и контролирование оказания услуг клиентам другими лицами). • Доступ к финансовой информации. Все работники имеют доступ к финансовой информации по всем функциям в режиме реального времени. • Доступ к информации нефинансового характера. Все работники имеют полный доступ к информации нефинансового характера, такой как графики и планы, а также могут вносить изменения в базы данных других работников — например, обновлять графики или планы, составленные в смежных подразделениях предприятия. • Доступ к экспертам. Работающие в организации эксперты и специалисты по конкретным проблемам включаются в работу по первой просьбе рядовых сотрудников. Работники, нуждающиеся в совете и помощи, могут вызвать экспертов или — при необходимости — внешних консультантов и экспертов. С теми же целями рядовые сотрудники пользуются доступом к глобальным электронным доскам объявлений и базам данных. • Неограниченный бюджет на командировки. Касаясь последнего обстоятельства, Питерз пишет:   «Работникам не следует надеятся, что им позволят списывать миллионы на командировочные расходы. (Этого не могу делать и я, а ведь я владею контрольным пакетом акций моей компании.) Но бизнесмен вправе ожидать того, что у него будет возможность сделать все необходимое для продвижения проектов, над которыми он работает. Вы сказали Тому и Джо, что реализуемый ими проект важен для компании. Но когда им понадобилось съездить в командировку вместе, скажем, с еще одним членом их команды к дистрибьютору, работающему в другом конце страны, или посетить эксперта мирового класса, который собирается пробыть в Осаке только в течение ближайших двух недель, вы „приветствуете" их действующим в корпорации правилом, требующим, чтобы командировочное удостоверение было завизировано подписями четырех руководителей. Вы попросту выбили их из колеи. Результат: распрощайтесь с их психологической приверженностью к проекту как к личному детищу»1). (окончание на следующей странице)

­ Конец страницы 321 ­

¯ Начало страницы 322 ¯

 

Элементы работы в федеративной организации(окончание)   Нижнюю границу работ, связанных с предпринимательством, составляет, по мнению Питерза, доверие. И это доверие должно быть полным, а не половинчатым и не частичным. «Когда вы совершаете свой первый полет в качестве пилота, сидящий за вами инструктор не может выполнять половину ваших действий. Можно сказать и так: люди либо распоряжаются данной им задачей как своей собственностью, либо не владеют ею вовсе. Да или нет»2).   1) Peters T. The Tom Peters Seminar: Crazy Times for Crazy Organizations. New York: Vintage, 1994, p.74. 2) Ibid., p.80.

 

нимателями, обладающими «чутьем и целеустремленностью, которые присущи людям, ведущим мелкий семейный бизнес в пределах великой корпорации Mom & Pop, Inc.»31.

Каждый работник способен стать бизнесменом, стремящимся идти куда угодно и делать что угодно в рамках отведенной ему в организации ячейки и вне ее, для того чтобы выполнить работу. Согласно Питерзу, федеративные организации создают «предпринимательские» рабочие места, интегрируя ключевые элементы вроде взаимного обучения, составления смет, полномочий на расходование средств, автономность, доступ к информации финансового и нефинансового характера в каждую работу, какая только есть в компании (см. врезку «Элементы работы в федеративной организации»)32.

«Организации-трилистники» Чарлза Ханди

Питерз отмечает, что федеративная организация дробит традиционную компанию на мелкие, самодостаточные, атомизированные единицы, имеющие особые, отличные от прочих «физиономии», причем почти вся надстройка над ними исчезает. В процессе этой трансформации каждый вынужден стать бизнесменом de facto и сам создавать себе рабочее место. То, что Чарлз Ханди называет «организацией-трилистником», — это способ снова сложить разрозненные части воедино. Если федеративная организация оказывается «рыхлым» элементом «рыхлой, но плотной» природы нового посткапиталистического общества знаний, то «организации-трилистники» представляют собой «плотный» элемент нового общества.

Ханди впервые использовал трилистник в символическом смысле, чтобы высветить в своей книге «The Age of Unreason» одну интересную грань новой организации. Трилистник — маленькое, похожее на клевер растение с тремя листьями. Это растение является национальной эмблемой Ирландии. Ханди использует три его листа в качестве символа трех очень разных групп людей, работающих в новых организациях (см. рис. 7.4).

­ Конец страницы 322 ­

¯ Начало страницы 323 ¯

Рисунок 7.4. «Организация-трилистник

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-16

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...