Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственная политическая властьДостаточно сложной практической и теоретической проблемой политики является диалектика взаимоотношений между политической властью и властью государственной. Эти явления не совпадают, но в значительной мере накладываются друг на друга, образуя, в результате симбиоза, государственную политическую власть. Политическая власть нуждается в государственной власти как в механизме своего легитимного господства над обществом. Государство нуждается в политической власти как двигателе своего движения и условии устойчивого существования.
Понятие и особенности государственной политической власти Понятие государственной власти
Центральное место в структуре социума занимает государство. Его власть, как власть социальная, является не частной, как это имеет место в семье, не корпоративной, как в организации, а публичной. Государственная власть — это воздействие государства, его органов и должностных лиц на население страны, осуществляемое с целью реализации воли социальных сил, являющихся носителями политической власти. Государство - политическая власть, действующая от имени общества и редко (например, в условиях тоталитарного социализма) от имени определенного класса или классов. Власть государства распространяется на всех граждан, проживающих на данной территории, независимо от национальности, вероисповедания, политических позиций, социального положения. Власть государства имеет институционализированный характер. Это означает, что не следует смешивать лиц, временно осуществляющих эту власть, с самой властью, принадлежащей социуму в лице государства. Лица, входящие в государственную элиту, меняются, однако институционализированная власть государства от этого не исчезает, за исключением случаев, когда эти изменения сопровождаются уничтожением государства вследствие других причин, таких как гражданская война или подчинение другим государством. Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях политической системы (в рамках партий, профсоюзов и др.). Политическая власть может принадлежать касте, сословию, классу, социальному слою или их союзам. К обладанию государственной властью приходят их представители, выразители их интересов: элиты, руководители политических партий, различные малые социальные группы, отдельные индивиды. Политическая власть, как явление, отличается от государственной: · не всякая политическая власть является государственной. Это можно было наблюдать в условиях трехмесячного существования двоевластия в России 1917 г., когда переплетались политическая власть Советов и государственная власть Временного правительства. Однако всякая государственная власть является политической, регулируя отношения социальных групп; · государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, политическая власть такие задачи выполнять не может, у нее нет для этого необходимых средств и инструментария; · негосударственная политическая власть и государственная власть имеют разные механизмы для своего осуществления. Государственная власть формализована, она реализуется специализированным государственным аппаратом (парламент, правительство, суды). Политическая негосударственная власть таких механизмов не имеет; · только государственная власть юридически уполномочена от имени всего общества применять легализованное и в большинстве случаев легитимное принуждение и насилие; · государственная власть обладает юридическим и почти всегда фактическим верховенством в обществе, она суверенна.
По мнению В.Е. Чиркина, государственная власть — явление социально-политическое. Это основная форма проявления политической власти определенной крупной социальной общности (народа, класса и т.д.), обладающая специализированным аппаратом для регулирования общественных отношений и верховенством в обществе. Государственная власть — не только социально-политическое явление. С юридической точки зрения это также институт конститyциoннoгo права, т.е. система правовых норм, регулирующих социальное явление — государственную власть с юридических позиций [124, с.61]. Ряд отечественных исследователей понимает государственную власть как систему организационно-волевых отношений, складывающихся между органами государства, институтами гражданского общества и гражданами, концентрированно отражающих интересы и волю определенного социального слоя или большинства населения, обеспеченных авторитетом, мощью и принудительной силой государства, направленных на создание стабильного правового порядка в обществе [94, с.77]. А так же, что она выражается в особом виде отношений — властеотношениях, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества [90]. 14.1.2. Признаки государственной власти
В государственной власти с учетом ее генезиса, природы и взаимодействия со средой выделяют [94, с.75] следующие основные признаки: 1. Социально-необходимый характер государственной власти, вытекающий из логики человеческого общежития и выражающийся в постоянном повышении уровня организации, степени упорядоченности в социуме. Государственная власть осуществляет примерно те же функции в общественном организме, которые выполняет естественный отбор в живой природе. Социальность государственной власти проявляется и в том, что, формируясь, "вырастая" для защиты интересов определенной социальной группы или слоя (класса), она вынуждена защищать интересы всего общества. 2. Организационно-волевой характер отражает активные, деятельные, управленческие аспекты власти. Одной из ее главных целей является управление людьми, регулирование отношений, осуществление контроля за социальными процессами. Организующий характер власти позволяет учитывать интересы различных социальных групп, вырабатывать механизм разрешения социальных противоречий, аккумулировать и реализовать через систему властных отношений и учреждений общую волю граждан государства. 3. Информационно-интеллектуальный характер государственной власти обусловлен тем, что: ü любые процессы организации требуют информационного обеспечения, наличия полных и достоверных сведений об объекте и среде его нахождения; ü информация обеспечивает жизнеспособность власти, ее устойчивость; ü информация выступает в качестве эффективного средства формирования интеллектуального потенциала государства; ü интеллект является основанием процесса реализации власти, без знаний нельзя рационализировать и целенаправленно осуществлять политику. 4. Организационно-силовой характер государственной власти дает ей возможность концентрировать интеллектуальные, материальные и силовые ресурсы, силу и мощь специальных государственных учреждений (чиновничьего аппарата, армии, полиции и т.п.) для достижения поставленных целей. Потребность в силовых способах регулирования общественных отношений обусловлена противоречивым характером развития общества, наличием противоположных социальных интересов, девиантных стереотипов поведения людей. 5. Психолого-идеологический характер власти отражает специфику отношений между властвующим субъектом и подвластным объектом, обозначая способность одного подчинять, организовывать и подавлять и способность другого покоряться чужой воле, понимать необходимость подчинения, видеть бесполезность сопротивления силе и мощи властвующего. Идеологический аспект раскрывает стремление властвующего подготовить подвластного к принятию того или иного решения, оправдать сделанное, объяснить необходимость и цели принуждения. 6. Системный характер государственной власти проявляется двояко: ü она выступает системообразующим фактором, связывая и объединяя социальные структуры, устанавливая иерархию взаимоотношений, гася социальные конфликты и т.п.; ü она по своей природе — явление системное, целостное. Это обусловлено объектом власти — социальной системой, совокупностью способов и методов осуществления управленческих функций, системным характером глобальных взаимодействий. 7. Политический характер государственной власти означает ее публичность, возвышение над обществом и выступление от его имени, осуществление специальным аппаратом профессиональных управленцев, обеспеченность принудительной силой. 8. Правовой характер государственной власти означает то, что: ü в обществе сложился такой уровень правовой культуры и правосознания, при котором естественно-правовые устремления властвующих и подвластных в основном совпадают; ü население осознанно принимает власть, оказывает ей определенное доверие, кредит которого непостоянен и зависит от реальных дел государственных структур; ü государство издает законы и иные нормативные акты в соответствии с естественными правами человека, конституционными требованиями и само подчиняется им.
Вышеприведенные характеристики показывают объективную необходимость государственной власти в обществе, ее сложность и специфичность, многообразие проявлений.
14.1.3.Субъекты государственной власти Как и любые отношения, государственные властеотношения имеют определенную структуру. Сторонами данных отношений выступают субъект государственной власти и объект власти (подвластные), а содержание образуют единство трансляции воли субъекта объекту и подчинение (добровольное или принужденное) последнего этой воле. Субъектно-объектные властеотношения реализуются на нескольких уровнях: мегауровне (межгосударственный уровень), макроуровне (уровень центральных органов власти), мезоуровне (региональный уровень) и микроуровне (малые социальные группы и низовые структуры власти и самоуправления). Субъектом государственной власти является государство, но понимается оно как совокупный виртуальный субъект. Реальную политическую власть государство передает двум группам, непосредственно ее реализующим. Прежде всего ветвям государственной власти: законодательному, исполнительному и судебному институтам. А также территориальным властно-представительным институтам: субъектам федерации и органам местного самоуправления. В федеративном государстве государственная власть присуща тем субъектам федерации, которые имеют право издавать свои законы, а нередко имеют свои конституции, гражданство (штаты в США, часть субъектов Федерации — республики в России и т.д.). В федеральной конституции проведено размежевание предметов ведения (компетенции) федерации и ее субъектов, есть сфера законодательства субъектов (обычно «остаточные полномочия» после перечня исключительных полномочий федерации и совместных полномочий федерации и ее субъектов), в которой закон субъекта превалирует над законом федерации. Однако, как отмечает В.Е. Чиркин, государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер: конституция и законы субъекта должны соответствовать федеральным (верховенство федерального права). Субъекты федераций, не обладают государственным суверенитетом, хотя в соответствии с некоторыми федеральными конституциями (Мексика, Швейцария) обладают им при решении местных дел, выходящих за пределы федеральной компетенции и в рамках федеральной конституции[124, с.61]. Подобие политической власти присуще местным территориальным социумам в административно-территориальных единицах, если эти единицы признаны конституцией и законом территориальными коллективами (в России ими признаются все административно-территориальные единицы, в Германии — не все). Территориальный коллектив (население административно-территориаль-ной единицы) пользуется местным самоуправлением: принимает решение на сельских сходах, местных референдумах (по местным вопросам), избирает свои органы (совет, мэра и др.), которые создают подчиненный им муниципальный аппарат управления, назначают муниципальных чиновников, зачастую имеет местную муниципальную полицию, устанавливают местные налоги, принимают местный бюджет и т.д. В литературе иногда органы местного самоуправления рассматривают как «агентов государственной власти», но во многих странах (в т.ч. в России) местное самоуправление не входит в систему государственной власти, обладая автономией. Это особого рода власть территориального коллектива. Государственная власть обычно в нем представлена назначенными «сверху» (президентом, правительством, министром внутренних дел) чиновниками (полномочными представителями президента, губернаторами, префектами и др.), которые осуществляют контроль в отношении местного самоуправления, но по нормам права — только за соблюдением законов. Во многих странах назначенных на места чиновников общей компетенции нет. В этом случае в качестве представителей государственной власти обычно утверждаются (президентом, правительством, министром внутренних дел) избранные населением или местными советами префекты, мэры общин и городов.
14.1.4.Основные функции, формы и сущность государственной власти
Государственная власть имеет две основные функции: посредническую и функцию управления. Главная функция состоит в организации общества на основе интересов обладающей гегемонией группы. Правящая элита с этой целью создает и воспроизводит, если остальная часть общества позволяет это, политико-бюрократический аппарат, обеспечивающий ее сохранение как целостности. В обществах, разделенных на касты, сословия или классы, возникают социальные конфликты, которые могут быть урегулированы властью, возвышающейся над частными интересами. Государственная власть разрешает конфликты в интересах групп, занимающих господствующее положение в конкретных обществах, хотя ради этого она вынуждает их пойти на уступки другим социальным группам. Посредством государственной власти политическая элита превращается в примирителя социальных конфликтов: она ищет формулы компромиссов, которые, сохраняя основы социальной системы, отодвигали бы опасность любого столкновения социальных групп. Эту функцию государственной власти можно назвать посреднической, причем данная функция не является нейтральной, а направлена на защиту особых интересов господствующих слоев общества [89, с.73]. В ходе выполнения этой функции политическая элита вынуждена в той или иной мере ограничивать претензии данных слоев, предлагая и навязывая такие решения, которые в большинстве случаев удовлетворяют вступившие в конфликт группы.Политическая элита может принудительно навязать власть, используя для этого юридические нормы. Принудительный характер юридических норм сказывается в той мере, в какой их нарушение позволяет государственным органам применять санкции. Власть осуществляется посредством этих норм. Юридические нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не выполняется, в той мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает эти нормы. Таким образом, политическая власть является регулятором поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют его поведение. Если к власти проявляется неуважение, правители, опираясь на институционализированные аппараты насилия, могут применить санкции, предусмотренные политической системой. Политическая элита вынуждается применять институционализированное насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными для управления коллективным поведением средствами прямого и косвенного убеждения. Институционализированное насилие является последним аргументом, к которому прибегает политическая элита, когда возникает угроза ее свержения. Государственная власть в обществе проявляется весьма многообразно. Исследователи выделяют [94, с.77] две ее формы — суверенитет гражданина и суверенитет государства. Суверенитет гражданина — это политико-правовое качество человека, состоящего в отношениях гражданства (подданства) с государством, выражающееся в его независимости во взаимоотношениях с другими гражданами, в государственной защите от посягательств на его свободу и благополучие как внутри страны, так и вне ее пределов. Суверенитет гражданина раскрывается через: · общественное равенство, независимо от национальной, расовой, религиозной и социальной принадлежности; · личную независимость и свободу в общении с согражданами и подданными других государств; · охрану семьи и собственности; · государственные гарантии безопасности от вторжения в личную жизнь; · возможности участия в политической жизни страны; · наличие особых прав и обязанностей по сравнению с иностранцами, лицами без гражданства и т. п.
Важнейшим проявлением сущности государства (государственной власти) выступает суверенитет — формальное политико-правовое свойство государства, выражающееся в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости ее в отношениях с другими государствами. Внутренний суверенитет как форма государственной власти включает: · независимость принятия властных решений, обусловленных общественной пользой, интересами и общей волей; · распространение этих решений на все население в пределах государственной территории; · прерогативу отмены любых решений общественно-политических организаций в интересах общественной безопасности и защиты прав человека и гражданина; · монополию на легитимное насилие; · монополию на содержание и применение средств принуждения (армия, полиция, тюрьмы и т. д.).
Внешний суверенитет охватывает: · независимость принятия внешнеполитических решений в интересах государства и общества; · неподчинение законодательству другого государства; · неподсудность судебным органам другого государства; · неподчиненность нормам международного права и международных договоров, нарушающим безопасность страны, права человека и гражданина.
Сущность государственной власти выявляется определением - кому принадлежит государственная власть и в чьих интересах она осуществляется. Это могут быть группа, слой, класс, большинство членов общества и, наконец, общество в целом. Разумеется, большое значение имеют такие факторы: кому принадлежит власть и кто ее осуществляет (монарх, хунта, партийная элита, демократически избранные органы власти); какими способами, методами реализуется власть (диктатура, авторитаризм, демократия). Властвующие структуры формируются и опираются в своей деятельности на конкретную социальную общность и защищают ее интересы. В силу объективных условий государственной власти любого типа приходится представлять интересы всего населения данной страны и решать общесоциальные проблемы. По мнению исследователей [94, с.79], устойчивость, стабильность и эффективность функционирования государственной власти повышаются по мере расширения ее социальной базы, сближения характеристик государства и гражданского общества, преобладания демократических форм и методов при формировании и осуществлении власти.
14.1.5. Экономические, социальные, идеологические основы государственной власти
Государственная власть в концентрированном виде выражает экономические потребности и интересы властвующего субъекта. Она в значительной степени является отражением экономической власти, источниками которой служат богатство и деньги. Экономическая власть в значительной мере обусловливает поведение людей на политической сцене. Такой скрытый, таинственный и труднодоступный для понимания способ влияния позволяет экономической власти действовать с исключительным размахом и эффективностью. К. Маркс [69] первым раскрыл подлинную природу экономической власти. Он доказал, что увеличение богатства на одном полюсе общества неизбежно ведет к обнищанию на другом полюсе, вследствие чего растут социальная напряженность, классовый антагонизм, возникают предпосылки для революции. Академик В. Коптюг писал: "Глобальная проблема — это социальный диспаритет. За 30 последних лет диспаритет в мире увеличился вдвое: на 20% наиболее обеспеченного населения приходится 20% беднейших слоев. 30 лет назад у нас в СССР он был 1:6, а сейчас в России — 1:30 [50]. Такой угрожающий социальный диспаритет возник в России за короткое время как следствие грабительской приватизации государственной собственности и действия стихийного рынка. И никакие призывы к согласию тут не помогут: для устранения экономических причин вопиющей социальной несправедливости необходимо активное государственно-правовое регулирование. Как показал исторический опыт, уменьшение числа бедных, сокращение диспаритета между богатством и нищетой путем гибкого государственно-правового регулирования, перераспределения богатства с помощью прогрессивного налогообложения стабилизируют обстановку, предотвращают кризисы, способствуют социальному прогрессу. Государственно-правовое регулирование экономических процессов активно используется в ряде западных стран, характеризующихся экономической легитимностью власти. История и современность свидетельствуют о фундаментальном характере государственной власти, ее способности активно и действенно влиять на экономическую власть. Демократическая государственная власть является мощным фактором осуществления реформ, проводимых в интересах большинства общества и с его согласия. Государственно-правовыми методами и средствами можно регулировать динамику экономического развития, избегать кризисов, ориентировать экономику на решение социальных задач. Всякая власть по-настоящему устойчива, прежде всего, за счет своей социальной основы. Государственная власть функционирует в обществе, разделенном на классы, различные социальные группы с противоречивыми, часто непримиримыми интересами. Без сильной, активно функционирующей государственной власти разнонаправленные социальные, национальные силы могут разорвать социум на части, ввергнуть его в пучину «выяснения» интересов при помощи необузданной охлократической силы. Для разрешения социальных противоречий, упорядочения межличностных, межгрупповых, межклассовых и общенациональных отношений, гармонизации различных интересов государственная власть ищет поддержку в обществе, добивается доверия у тех или иных слоев социума. Нравственная сила и престиж государственной власти основаны на доверии к ней широких слоев населения. Уважение к власти составляет ее социально-психологическую суть. Оно определяет глубокую тайну властвования, о которой писали мыслители прошлого. Поддержка государственной власти населением может быть осознанной и неосознанной. Первая опирается на положительную оценку социумом результатов деятельности государственных органов. Вторая - на мифы, эмоции, конформизм и др. Какой бы ни была государственная власть, она всегда стремится создать в обществе представление о себе как об образцово нравственной, даже если это не соответствует действительности. Еще в древних Греции и Риме сложились нравственные идеалы, к которым должна стремиться власть: существовать только для добра, реализоваться для общего блага, всегда следовать за справедливостью и т.д. Вот почему власть, преследующая цели и использующая методы, противоречащие нравственным идеалам и ценностям, признавалась и признается аморальной, лишенной нравственного авторитета. Государственная власть, ее полноценность во многом зависят от исторических, социально-культурных, национальных традиций. Если власть опирается на традиции, то они укореняют ее в обществе, делают более прочной и стабильной. Не случайно как прошлые, так и современные государства бережно относятся к своим историческим, национальным, социально-культурным истокам и традициям. Если государственная власть экономически, социально и нравственно детерминирована, опирается на традиции, ценности, принятые в обществе, она приобретает у граждан авторитет и уважение, и может достаточно редко прибегать к принуждению для выполнения своих функций. Государственная власть, опирающаяся на насилие и принуждение, непрочна и недолговечна, поскольку рождает в обществе растущее противодействие. Поэтому власть объективно нуждается в идеологии, т.е. системе идей, тесно связанных с интересами властвующего субъекта. С помощью идеологии власть объясняет и оправдывает свои цели и задачи, методы и способы их достижения. Идеология обеспечивает власти авторитет, доказывает тождественность ее целей интересам и целям народа. В зависимости от того, насколько интересы и цели властвующих и подвластных совпадают, государственная идеология бывает правдивой, популистской, мифической, ложной. В демократическом государстве тенденция сближения субъекта и объекта власти ведет к их частичному совпадению. Диалектика этого совпадения заключается в том, что каждый гражданин является не только подвластным, но и индивидуальным первоносителем и источником власти. Он обязан, но и имеет право активно участвовать в формировании выборных (представительных) органов власти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контролировать их деятельность, быть инициатором их роспуска, реформирования. Право и долг гражданина — участвовать в принятии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. При демократическом режиме нет и быть не может только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие должностные лица имеют над собой верховную власть общества, являются одновременно субъектом и объектом власти. В этом случае можно говорить о нравственно-идеологической легитимности власти [94 -83]. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |