Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Государственная политическая власть

Достаточно сложной практической и теоретической проблемой политики является диалектика взаимоотношений между политической властью и властью государственной. Эти явления не совпадают, но в значительной мере накладываются друг на друга, образуя, в результате симбиоза, государственную политическую власть. Политическая власть нуждается в государственной власти как в механизме своего легитимного господства над обществом. Государство нуждается в политической власти как двигателе своего движения и условии устойчивого существования.

 

Понятие и особенности государственной политической власти

Понятие государственной власти

 

Центральное место в структуре социума занимает государство. Его власть, как власть социальная, является не частной, как это имеет место в семье, не корпоративной, как в организа­ции, а публичной. Государственная власть — это воздействие государства, его органов и должностных лиц на население страны, осуществляе­мое с целью реализации воли социальных сил, являющихся но­сителями политической власти. Государство - политическая власть, действующая от имени общества и редко (например, в условиях тоталитарно­го социализма) от имени определенного класса или классов. Власть государства распространяется на всех граждан, проживающих на данной терри­тории, независимо от национальности, вероисповедания, политических позиций, социального положения.

Власть государства имеет институционализированный характер. Это означает, что не следует смешивать лиц, временно осуществляющих эту власть, с самой властью, принадлежащей социуму в лице государства. Лица, входящие в государственную элиту, меняются, од­нако институционализированная власть государства от этого не исчезает, за ис­ключением случаев, когда эти изменения сопровождаются уничтожением госу­дарства вследствие других причин, таких как гражданская война или подчинение другим государством.

Понятие политической власти шире понятия власти государственной. Известно, что политическая деятельность осуществляется не только в рамках государства, но и в других составных частях политической системы (в рамках партий, профсоюзов и др.). Политическая власть может принадлежать касте, сословию, классу, социальному слою или их союзам. К обладанию государ­ственной властью приходят их представители, выразители их интересов: элиты, руководители политических партий, различные малые социальные группы, отдельные индивиды.

Политическая власть, как явление, отличается от государственной:

· не вся­кая политическая власть является государственной. Это можно было наблюдать в условиях трехмесячного существования двое­властия в России 1917 г., когда переплетались политическая власть Советов и государственная власть Временного правительст­ва. Однако всякая государственная власть является политической, регулируя отношения социальных групп;

· государственная власть выполняет арбитражную роль в обществе, полити­ческая власть такие задачи выполнять не может, у нее нет для этого необходимых средств и инструментария;

· негосу­дарственная политическая власть и государственная власть имеют разные механизмы для своего осуществления. Государственная власть формализована, она реализуется специализированным го­сударственным аппаратом (парламент, правительство, суды). По­литическая негосударственная власть таких механизмов не имеет;

· толь­ко государственная власть юридически уполномочена от имени всего общества применять легализованное и в большинстве случа­ев легитимное принуждение и насилие;

· государственная власть обладает юридическим и почти всегда фактическим верховен­ством в обществе, она суверенна.

 

По мнению В.Е. Чиркина, государственная власть — явление социально-политическое. Это основная форма проявления политической власти определенной крупной социальной общности (народа, клас­са и т.д.), обладающая специализированным аппаратом для регу­лирования общественных отношений и верховенством в обществе. Государственная власть — не только социально-политическое явление. С юридической точки зрения это также институт конститyциoннoгo права, т.е. система правовых норм, регулирующих социальное явление — государственную власть с юридичес­ких позиций [124, с.61].

Ряд отечественных исследователей понимает государственную власть как систему организационно-волевых отношений, складывающихся между органами государства, ин­ститутами гражданского общества и гражданами, концентри­рованно отражающих интересы и волю определенного соци­ального слоя или большинства населения, обеспеченных автори­тетом, мощью и принудительной силой государства, направленных на создание стабильного правового порядка в обществе [94, с.77].

А так же, что она выражается в особом виде отноше­ний — властеотношениях, образующих своеобразную политико-правовую ткань общества [90].

14.1.2. Признаки государственной власти

 

В государственной власти с учетом ее генезиса, приро­ды и взаимодействия со средой выделяют [94, с.75] следующие ос­новные признаки:

1. Социально-необходимый характер государственной влас­ти, вытекающий из логики человеческого общежития и выражающийся в постоянном повышении уровня организации, степени упорядоченности в социуме. Государственная власть осуществляет примерно те же функции в обще­ственном организме, которые выполняет естественный отбор в живой природе. Социальность государственной власти проявля­ется и в том, что, формируясь, "вырастая" для защиты интересов определенной социальной группы или слоя (класса), она вынуж­дена защищать интересы всего общества.

2. Организационно-волевой характер отражает активные, деятель­ные, управленческие аспекты власти. Одной из ее главных целей является управление людьми, регулирование отноше­ний, осуществление контроля за социальными процессами. Организу­ющий характер власти позволяет учитывать интересы различных со­циальных групп, вырабатывать механизм разрешения социальных противоречий, аккумулировать и реализовать через систему властных отношений и учреждений общую волю граждан государства.

3. Информационно-интеллектуальный характер государ­ственной власти обусловлен тем, что:

ü любые процессы организации требуют информационного обеспечения, наличия полных и достоверных сведений об объекте и среде его нахождения;

ü информация обеспечивает жизнеспособность власти, ее устойчивость;

ü информация выступает в качестве эффективного средства формирования интеллектуального потенциала государства;

ü интеллект является основанием процесса реализации власти, без знаний нельзя рационализиро­вать и целенаправленно осуществлять политику.

4. Организационно-силовой характер государственной власти дает ей возможность концентрировать интеллектуальные, материальные и силовые ресурсы, силу и мощь специальных государствен­ных учреждений (чиновничьего аппарата, армии, полиции и т.п.) для достижения поставленных целей. Потребность в силовых способах регулирования общественных отношений обусловлена противоречи­вым характером развития общества, наличием противоположных социальных интересов, девиантных стереотипов поведения лю­дей.

5. Психолого-идеологический характер власти отражает спе­цифику отношений между властвующим субъектом и подвласт­ным объектом, обозначая способность одного подчинять, организовывать и подавлять и способность другого покоряться чужой воле, понимать необходимость подчинения, видеть бесполезность сопротивления силе и мощи властвующего. Идеологический аспект раскрывает стремление властвующего подготовить подвлас­тного к принятию того или иного решения, оправдать сделанное, объяснить необходимость и цели принуждения.

6. Системный характер государственной власти проявляет­ся двояко:

ü она выступает системообразующим фактором, связывая и объединяя социальные структуры, устанавливая иерархию взаимоотношений, гася социальные конфликты и т.п.;

ü она по своей природе — явление системное, целостное. Это обусловлено объектом власти — социальной системой, совокупностью способов и методов осуществления управленческих функций, системным характером глобальных взаимодействий.

7. Политический характер государственной власти означает ее публичность, возвышение над обществом и выступление от его име­ни, осуществление специальным аппаратом профессио­нальных управленцев, обеспеченность принудительной силой.

8. Правовой характер государственной власти означает то, что:

ü в обществе сложился такой уровень правовой культуры и правосознания, при котором естественно-правовые устремления властвующих и подвластных в основном совпадают;

ü население осознанно принимает власть, оказывает ей опре­деленное доверие, кредит которого непостоянен и зависит от реальных дел государственных структур;

ü государство издает законы и иные нормативные акты в соответствии с естественными правами человека, конституцион­ными требованиями и само подчиняется им.

 

Вышеприведенные характеристики показывают объективную необходимость государственной власти в обществе, ее сложность и специфичность, многообразие проявлений.

 

14.1.3.Субъекты государственной власти

Как и любые отношения, государственные властеотношения имеют определен­ную структуру. Сторонами данных отношений выступают субъект государственной власти и объект власти (подвластные), а содер­жание образуют единство трансляции воли субъекта объекту и подчинение (добровольное или при­нужденное) последнего этой воле.

Субъектно-объектные властеотношения реализуются на не­скольких уровнях: мегауровне (межгосударственный уровень), макроуровне (уровень центральных органов власти), мезоуровне (региональный уровень) и микроуровне (малые социальные груп­пы и низовые структуры власти и самоуправления).

Субъектом государственной власти является государство, но понимается оно как совокупный виртуальный субъект. Реальную политическую власть государство передает двум группам, непосредственно ее реализующим. Прежде всего ветвям государственной власти: законодательному, исполнительному и судебному институтам. А также территориальным властно-представительным институтам: субъектам федерации и органам местного самоуправления.

В федеративном государстве государственная власть присуща тем субъектам федерации, которые имеют право издавать свои законы, а нередко имеют свои конституции, гражданство (штаты в США, часть субъектов Федерации — республики в России и т.д.). В федеральной конституции проведено размежевание предметов ведения (компетенции) федерации и ее субъектов, есть сфера зако­нодательства субъектов (обычно «остаточные полномочия» после перечня исключительных полномочий федерации и совместных полномочий федерации и ее субъектов), в которой закон субъекта превалирует над законом федерации.

Однако, как отмечает В.Е. Чиркин, государственная власть субъекта федерации имеет подчиненный характер: конституция и законы субъекта должны соответствовать феде­ральным (верховенство федерального права). Субъекты федера­ций, не обладают государственным суверенитетом, хотя в соответ­ствии с некоторыми федеральными конституциями (Мексика, Швейцария) обладают им при решении местных дел, выходящих за пределы федеральной компетенции и в рамках федеральной конституции[124, с.61].

Подо­бие политической власти присуще местным территориальным социумам в административно-тер­риториальных единицах, если эти единицы признаны конститу­цией и законом территориальными коллективами (в России ими признаются все административно-территориальные единицы, в Германии — не все). Территориальный коллектив (население админи­стративно-территориаль-ной единицы) пользуется местным само­управлением: принимает решение на сельских сходах, местных референдумах (по местным вопросам), избирает свои органы (совет, мэра и др.), которые создают подчиненный им муниципаль­ный аппарат управления, назначают муниципальных чиновни­ков, зачастую имеет местную муниципальную полицию, устанав­ливают местные налоги, принимают местный бюджет и т.д.

В ли­тературе иногда органы местного самоуправления рассматривают как «агентов государственной власти», но во многих странах (в т.ч. в России) местное самоуправление не входит в систему госу­дарственной власти, обладая автономией. Это особого рода власть территориального коллектива. Государственная власть обычно в нем представлена назначенными «сверху» (президентом, прави­тельством, министром внутренних дел) чиновниками (полномочными представителями президента, губернато­рами, префектами и др.), которые осуществляют контроль в отно­шении местного самоуправления, но по нормам права — только за соблюдением законов. Во многих странах назначенных на места чиновников общей компетенции нет. В этом случае в качестве представителей государственной власти обычно утверждаются (президентом, правительством, министром внутренних дел) из­бранные населением или местными советами префекты, мэры общин и городов.

 

14.1.4.Основные функции, формы и сущность государственной власти

 

Государственная власть имеет две основные функции: посредническую и функцию управления. Главная функция состоит в организации общества на основе интересов обладающей гегемонией группы. Правящая элита с этой целью создает и воспроизводит, если остальная часть общества позволяет это, политико-бю­рократический аппарат, обеспечивающий ее сохранение как целостности. В об­ществах, разделенных на касты, сословия или классы, возникают социальные конфликты, которые могут быть урегулированы властью, возвышающейся над частными интересами.

Государственная власть разрешает конфликты в интересах групп, занимающих господствующее положение в конкретных обществах, хотя ради этого она вынуждает их пойти на уступки другим социальным группам. Посредством государственной власти полити­ческая элита превращается в примирителя социальных конфликтов: она ищет формулы компромиссов, которые, сохраняя основы социальной системы, ото­двигали бы опасность любого столкновения социальных групп. Эту функцию государственной власти можно назвать посреднической, причем данная функ­ция не является нейтральной, а направлена на защиту особых интересов господ­ствующих слоев общества [89, с.73].

В ходе выполнения этой функции политическая эли­та вынуждена в той или иной мере ограничивать претензии данных слоев, предлагая и навязывая такие решения, которые в большинстве случаев удовлет­воряют вступившие в конфликт группы.Политическая элита может принудительно навязать власть, используя для этого юридические нормы. Принудительный характер юридических норм ска­зывается в той мере, в какой их нарушение позволяет государственным органам применять санкции. Власть осуществляется посредством этих норм. Юридиче­ские нормы устанавливают, что именно нужно делать, хотя это никогда не вы­полняется, в той мере, в какой большинство населения конкретного государства соблюдает эти нормы. Таким образом, политическая власть является регулято­ром поведения населения данного государства, поскольку нормы определяют его поведение.

Если к власти проявляется неуважение, правители, опираясь на институционализированные аппараты насилия, могут применить санкции, предусмотрен­ные политической системой. Политическая элита вынуждается применять ин­ституционализированное насилие на постоянной основе лишь в исключительных случаях, поскольку она обладает достаточно эффективными для управления кол­лективным поведением средствами прямого и косвенного убеждения. Институ­ционализированное насилие является последним аргументом, к которому прибе­гает политическая элита, когда возникает угроза ее свержения.

Государственная власть в обществе проявляется весьма мно­гообразно. Исследователи выделяют [94, с.77] две ее формы — суве­ренитет гражданина и суверенитет государства.

Суверенитет гражданина — это политико-правовое качество человека, состоящего в отношениях граж­данства (подданства) с государством, выражающееся в его независимости во взаимоотношениях с другими гражданами, в государственной защите от посягательств на его свободу и бла­гополучие как внутри страны, так и вне ее пределов.

Суверенитет гражданина раскрывается через:

· общественное равенство, независимо от национальной, расовой, религиозной и социальной принадлежности;

· личную независимость и свободу в общении с сограждана­ми и подданными других государств;

· охрану семьи и собственности;

· государственные гарантии безопасности от вторжения в личную жизнь;

· возможности участия в политической жизни страны;

· наличие особых прав и обязанностей по сравнению с ино­странцами, лицами без гражданства и т. п.

 

Важнейшим проявлением сущности государства (государ­ственной власти) выступает суверенитет — формальное политико-правовое свойство государства, выражающееся в верховенстве государ­ственной власти внутри страны и независимости ее в отноше­ниях с другими государствами.

Внутренний суверенитет как форма государственной власти включает:

· независимость принятия властных решений, обусловлен­ных общественной пользой, интересами и общей волей;

· распространение этих решений на все население в преде­лах государственной территории;

· прерогативу отмены любых решений общественно-полити­ческих организаций в интересах общественной безопасности и за­щиты прав человека и гражданина;

· монополию на легитимное насилие;

· монополию на содержание и применение средств принуж­дения (армия, полиция, тюрьмы и т. д.).

 

Внешний суверенитет охватывает:

· независимость принятия внешнеполитических решений в интересах государства и общества;

· неподчинение законодательству другого государства;

· неподсудность судебным органам другого государства;

· неподчиненность нормам международного права и между­народных договоров, нарушающим безопасность страны, права человека и гражданина.

 

Сущность государственной власти выявляется определением - кому принадлежит государственная власть и в чьих интересах она осуществляется. Это могут быть группа, слой, класс, большинство членов общества и, наконец, общество в целом. Разумеется, большое значение имеют такие факторы: кому принадлежит власть и кто ее осуществляет (монарх, хунта, партийная элита, демократически избранные органы власти); какими способами, методами реализуется власть (дик­татура, авторитаризм, демократия).

Властвующие структуры формируются и опираются в своей дея­тельности на конкретную социальную общность и защищают ее интересы. В силу объективных условий государственной власти любого типа приходится представлять интересы всего населения данной страны и решать общесоциальные проблемы. По мнению исследователей [94, с.79], устойчивость, стабильность и эффективность функционирования государствен­ной власти повышаются по мере расширения ее социальной базы, сближения характеристик государства и гражданского общества, преобладания демократических форм и методов при формирова­нии и осуществлении власти.

 

14.1.5. Экономические, социальные, идеологические основы государственной власти

 

Государственная власть в концентрированном виде выражает эко­номические потребности и интересы властвующего субъекта. Она в значительной степени является отражением экономической власти, источниками которой служат богатство и деньги. Экономическая власть в значитель­ной мере обусловливает поведение людей на политической сце­не. Такой скрытый, таинственный и труднодоступный для пони­мания способ влияния позволяет экономической власти действо­вать с исключительным размахом и эффективностью.

К. Маркс [69] первым раскрыл подлинную природу экономичес­кой власти. Он доказал, что увеличение богатства на одном полю­се общества неизбежно ведет к обнищанию на другом полюсе, вслед­ствие чего растут социальная напряженность, классовый антаго­низм, возникают предпосылки для революции.

Академик В. Коптюг писал: "Глобальная проблема — это социальный дис­паритет. За 30 последних лет диспаритет в мире увеличился вдвое: на 20% наиболее обеспеченного населения приходится 20% бед­нейших слоев. 30 лет назад у нас в СССР он был 1:6, а сейчас в России — 1:30 [50]. Такой угрожающий социальный диспаритет воз­ник в России за короткое время как следствие грабительской при­ватизации государственной собственности и действия стихийного рынка. И никакие призывы к согласию тут не помогут: для устранения экономичес­ких причин вопиющей социальной несправедливости необходимо активное государственно-правовое регулирование.

Как показал исторический опыт, уменьшение числа бедных, сокращение диспаритета между богатством и нищетой путем гибкого государственно-правового регулирования, перераспреде­ления богатства с помощью прогрессивного налогообложения ста­билизируют обстановку, предотвращают кризисы, способствуют социальному прогрессу. Госу­дарственно-правовое регулирование экономических процессов активно используется в ряде западных стран, характеризующихся экономической легитимностью власти.

История и современность свидетельствуют о фундаменталь­ном характере государственной власти, ее способности активно и действенно влиять на экономическую власть. Демократи­ческая государственная власть является мощным фактором осу­ществления реформ, проводимых в интересах большинства обще­ства и с его согласия. Государственно-правовыми методами и сред­ствами можно регулировать динамику экономического развития, избегать кризисов, ориентировать экономику на ре­шение социальных задач.

Всякая власть по-настоящему устойчива, прежде всего, за счет своей социальной основы. Государственная власть функциониру­ет в обществе, разделенном на классы, различные социальные груп­пы с противоречивыми, часто непримиримыми интересами. Без сильной, активно функционирующей государственной власти раз­нонаправленные социальные, национальные силы могут разорвать социум на части, ввергнуть его в пучину «выяснения» интересов при помощи необузданной охлократической силы.

Для разрешения социальных противоречий, упорядочения межличностных, межгрупповых, межклассовых и общенациональ­ных отношений, гармонизации различных интересов государствен­ная власть ищет поддержку в обществе, добивается доверия у тех или иных слоев социума. Нравственная сила и престиж государственной власти основаны на доверии к ней широких слоев населения. Уважение к власти составляет ее социально-психологическую суть. Оно определяет глубокую тайну властвования, о которой писали мыслители прошлого. Поддержка государственной власти населением может быть осознанной и неосознанной. Первая опирается на положительную оценку социумом ре­зультатов деятельности государственных органов. Вторая - на мифы, эмоции, конформизм и др.

Какой бы ни была государственная власть, она всегда стре­мится создать в обществе представление о себе как об образцово нравственной, даже если это не соответствует действительности. Еще в древних Греции и Риме сложились нравственные идеалы, к которым должна стремиться власть: существовать только для добра, реализоваться для общего блага, всегда следовать за справедливо­стью и т.д. Вот почему власть, преследующая цели и использую­щая методы, противоречащие нравственным идеалам и ценностям, признавалась и признается аморальной, лишенной нравственного авторитета.

Государственная власть, ее полноценность во многом зависят от исторических, социально-культурных, национальных традиций. Если власть опирается на традиции, то они укореняют ее в обще­стве, делают более прочной и стабильной. Не случайно как про­шлые, так и современные государства бережно отно­сятся к своим историческим, национальным, социаль­но-культурным истокам и традициям. Если государственная власть экономически, социально и нравственно детерминирована, опира­ется на традиции, ценности, принятые в обществе, она приобретает у граждан авторитет и уважение, и может достаточно редко прибегать к принуждению для вы­полнения своих функций.

Государственная власть, опирающаяся на насилие и принуж­дение, непрочна и недолговечна, поскольку рождает в обществе растущее противодействие. Поэтому власть объективно нуждает­ся в идеологии, т.е. системе идей, тесно связанных с интересами властвующего субъекта. С помощью идеологии власть объясняет и оправдывает свои цели и задачи, методы и способы их достиже­ния. Идеология обеспечивает власти авторитет, до­казывает тождественность ее целей интересам и целям народа. В зависимости от того, насколько интересы и цели властвующих и подвластных совпадают, государственная идеология бывает прав­дивой, популистской, мифической, ложной.

В демократическом государстве тенденция сближения субъек­та и объекта власти ведет к их частичному совпадению. Диалек­тика этого совпадения заключается в том, что каждый гражданин является не только подвластным, но и индивидуальным первоносителем и ис­точником власти. Он обязан, но и имеет право активно участво­вать в формировании выборных (представительных) органов вла­сти, выдвигать и выбирать кандидатуры в эти органы, контроли­ровать их деятельность, быть инициатором их роспуска, рефор­мирования. Право и долг гражданина — участвовать в приня­тии государственных, региональных и других решений через все виды непосредственной демократии. При демократичес­ком режиме нет и быть не может только властвующих и только подвластных. Даже высшие органы государства и высшие долж­ностные лица имеют над собой верховную власть общества, явля­ются одновременно субъектом и объектом власти. В этом случае можно говорить о нравственно-идеологической легитимности власти [94 -83].

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...