Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ
Этот раздел направлен на проверку письменной речи. Он состоит из трех серий, которые несколько отличаются при предъявлении учащимся 1-х классов и 2—3-х классов.
Первая серия
Исследует предпосылки письменной речи. Она включает пробы на языковый и звукобуквенный анализ, требующие определить количество слов в предложении, количество слогов и звуков в слове и т.д.
Вторая серия
Направлена на оценку письма. Первоклассники должны написать под диктовку буквы, свое имя и два слова (стол, ствол). Учащимся 2—3-х классов предлагается небольшой диктант. Тексты диктантов взяты из пособия И.Н. Садовниковой [11]. При анализе результатов учитывается количество дисграфических ошибок и их типы, а также количество недисграфических ошибок.
Третья серия
Проверяет навыки чтения. Первоклассникам предлагается прочитать слова, более старшим детям дается для чтения текст «Как я ловил раков» [3]. Выполнение оценивается по трем критериям. Для учащихся 1-го класса — это скорость, способ и правильность чтения. Для учащихся 2—3-х классов — скорость, правильность чтения и понимание смысла прочитанного.
СИСТЕМА ОЦЕНОК
Для каждой серии и каждой группы заданий разработана своя система балльных оценок. Общим для всех проб является четырехуровневый характер оценки. В большинстве случаев — это 0, 1, 2 и 3 балла, в пробах на связную и письменную речь — 0, 5, 10 и 15 баллов. При первичной обработке производится суммирование баллов за каждую пробу, группу заданий, серию, блоки и методику в целом. Максимально успешный результат соответствует 900 баллам. Можно перевести полученное абсолютное значение в процентное выражение. Если принять 900 баллов за 100%, то индивидуальный процент успешности выполнения методики можно вычислить, умножив суммарный балл за весь тест на 100 и разделив полученный результат на 900. Полученное таким образом процентное выражение качества выполнения методики можно соотнести с одним из четырех уровней успешности:
IV — 100 — 80%; III — 79,9 — 65%; II — 64,9 — 50%, I — 49,9 и ниже.
Опыт показывает, что младшие школьники с нормальным речевым развитием находятся, как правило, на IV уровне успешности. III уровень свидетельствует либо о парциальных речевых нарушениях, либо о негрубом общем недоразвитии речи. Среди обследованных нами учащихся 1-го класса массовой школы 81,5% имели IV уровень успешности и только 18,5% — III уровень успешности. Среднегрупповая успешность здесь соответствовала 747,5 балла, то есть 83,1%. I и II уровни однозначно свидетельствуют о наличии системной речевой патологии. Это подтверждается нашими данными: 44% обследованных учащихся 1-го класса школы для детей с тяжелыми нарушениями речи характеризовались успешностью I уровня, 50% — II уровня и только 8% — III уровня. IV уровень вообще не встречался. Средний групповой балл был равен 456, что составляет 50,7% успешности выполнения методики. У детей с такими показателями, как правило, отмечается несформированость неречевых психических функций, поэтому они нуждаются в углубленном нейропсихологическом обследовании.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ РЕЧЕВОЙ ПРОФИЛЬ
По результатам обработки протоколов обследования можно нарисовать индивидуальный речевой профиль для каждого ребенка. На нем видно, какие компоненты речевой системы страдают в большей степени, а какие относительно сохранны. Для построения индивидуального профиля необходимо посчитать успешность выполнения каждой серии в процентном выражении (умножить начисленное за серию количество баллов на 100 и разделить полученный результат на максимально возможный). В первой серии целесообразно проделать такую процедуру для каждой группы заданий. По вертикальной оси нужно отложить успешность выполнения заданий в процентах, а по горизонтальной — название измеряемых параметров: 1 — звукопроизнесение; 2 — слоговая структура слова; 3 — артикуляционная моторика; 4 — словообразовательные навыки; 5 — грамматический строй речи; 6 — связная речь; 7 — номинативная функция речи; 8 — импрессивная речь; 9 — навыки языкового анализа; 10 — чтение; 11 — письмо. Сопоставление речевых профилей, полученных при первичном и повторных обследованиях, наглядно показывает динамику речевого развития ребенка и свидетельствует о степени эффективности проводимой с ним коррекционной работы.
ШТРАФНЫЕ БАЛЛЫ
В методике предусмотрена система дополнительных оценок, которая осуществляется через начисление штрафов. Эти оценки также имеют балльное выражение, только с отрицательным знаком. При оценке грамматического строя речи штрафные баллы начисляются:
— за ошибки, связанные со смысловым программированием (смысловой неполнотой, смысловой неточностью, смысловой неадекватностью); — за лексические ошибки (поиск слова, близкие или далекие словесные замены, неадекватное словоупотребление); — за ошибки, обусловленные недостатками фонематического восприятия, когда вместо предъявленного слова «шар» ребенок говорит «шарф», вместо «комки» — «коньки» и т.п.
При анализе связной речи «штрафуются» вербальные ошибки, а также ошибки, связанные с инертностью и стереотипным построением предложений. При оценивании письма штрафы начисляются за фонетические и грамматические (для учащихся 2—3-х классов) ошибки. Все эти баллы, кроме оценки за словоупотребление в пробах на грамматический строй речи, не входят в общий балл. Они используются для углубленного анализа результатов обследования. Данный анализ проводится с помощью вычисления индексов, позволяющих судить о функциональном состоянии передних и задних отделов мозга. Использование такой процедуры для анализа данных основывается на теоретических положениях, разработанных Р. Якобсоном, А.Р. Лурия и Т.В. Ахутиной [1, 5, 6, 7].
|