Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Лекция 2. Этнопсихология в России и СССР
Этническая психология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, которые включают: 1. Всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей; выявление на этой основе специфики социально-политического, экономического, исторического и культурного развития наций и народов, определившей в окончательном итоге своеобразие зарождения, развития и функционирования их психологии. 2. Изучение специфики мотивационно-фоновой сферы национальной психики людей с целью анализа и обобщения своеобразия проявления и соотношения мотивационных и других подобных качеств (например, деловитости, инициативности, степени усердия и т.д.), определяющих важнейшие показатели их эффективной деятельности и специфики поведения как представителей конкретных этнических общностей. 3. Исследование национально дифференцированных характеристик интеллектуально-познавательной активности людей конкретной национальности, проявляющихся в своеобразно функционирующих выходе трудовой и другой деятельности степени приверженности к логике, глубине абстрагирования, скорости мыслительных операций, организации интеллектуальных процессов, глубине восприятий, полноте и оперативности представлений, концентрации и устойчивости внимания и других качествах. 4. Анализ и выявление закономерностей функционирования и протекания национальных чувств, их динамики и содержания; организация исследований специфики выражения эмоций и эмоционального поведения представителей конкретных этнических общностей и обобщение полученных результатов с целью констатации закономерностей их эмоциональной жизни. 5. Изучение специфики своеобразных установок на волевую активность, функционирующих в национальной психике того или иного народа или нации; выявление на этой основе устойчивости и специфики протекания волевых процессов, своеобразия проявления волевых усилий, которые оказывают влияние на поведение, действия и поступки ее представителей. 6. Исследование своеобразия проявления коммуникативной сферы национального психического склада людей, функционирующей в форме специфических для них форм взаимодействия, общения и взаимоотношений и оказывающих влияние на характер протекания социально-психологических процессов в группах и коллективах, их иерархию, традиции и нормы поведения представителей конкретных этнических общностей. 7. Сравнительное (кросскультурное) изучение этнопсихологических особенностей различных народов мира с целью выявления наиболее общих закономерностей функционирования и проявления национальной психики в межнациональных отношениях, а также разработки содержания и методик составления психологических характеристик их представителей. 8. Выявление отличительных национальных черт психологии различных классов, слоев и конфессиональных групп общества в конкретных государствах с целью изучения и обобщения закономерностей (национальных, политических социологических, культурных и др.) их развития и функционирования. 9. Изучение влияния этнического сознания и самосознания на национально-психологические особенности людей, на их миропонимание, социальные позиции и ценностные ориентации, отношение к представителям других общностей. 10. Обоснование важнейших направлений учета и использования национально-психологических особенностей людей в интересах повышения эффективности политической, воспитательной, просветительской, социальной, культурно-массовой и консультативно-коррекционной работы с ними, регулирования межэтнических отношений. 11. Исследование национально-психологических предпосылок совершенствования содержания и качества организации и осуществления трудовой, учебной, воинской и других видов деятельности представителей конкретных этнических общностей, а также межнациональных отношений. 12. Выработка практических рекомендаций для руководителей предприятий, представителей других административно-хозяйственных кадров, педагогических работников с целью совершенствования ими управления и руководства многонациональными трудовыми, производственными и учебными коллективами, межнациональными отношениями в целом. 13. Всестороннее изучение специфики психологии многочисленных наций и народностей нашей страны, социально-психологических условий и своеобразия межнациональных отношений в различных ее регионах, форм экономического, политического и культурного сотрудничества между ними. 14. Социальное и психологическое прогнозирование развития политических, национальных и других процессов в разных регионах страны и в других государствах на основе учета специфики проявления психологии представителей различных этнических общностей, ее влияния на характер, содержание и специфику общественной жизни. Для решения задач, стоящих перед этнопсихологической наукой в России, необходима дальнейшая планомерная и тщательная разработка теоретических и методологических проблем; надо обобщать и развивать уже накопленный в этой области деятельности отечественный и зарубежный опыт. Широкие возможности в исследовательской деятельности этнопсихологов у нас в стране предоставляет изучение национально-психологических особенностей разнообразных этнических общностей нашего государства, одного из самых полиэтнических в мире. Народы его существенно различаются по своей численности, экономике, культуре, традициям и психологии. Исследования по психологии велись совершенно недостаточно, тормозились в годы культа личности и период застоя. И если бы в XX в. своевременно и всесторонне осуществлялись изучение и учет национально-психологических особенностей, принималась во внимание специфика их влияния на все стороны жизни и деятельности представителей различных этнических общностей нашей Родины, многие трудности, свойственные для межнациональных и внутринациональных отношений сегодня, могли быть преодолены гораздо легче. Долг всех ученых России сегодня, и не только этнопсихологов, состоит в том, чтобы изучить, обобщить и точно описать национально-психологические особенности представителей всех наций и народностей, проживающих у нас, и тем самым способствовать решению многих национальных проблем, развитию дружбы и взаимопомощи людей разной этнической принадлежности. Решение ряда задач этнической психологии может осуществляться в сотрудничестве с другими наукам, с которыми она тесно связана, так как имеет сходный объект — явления, происходящие среди людей, в процессе их взаимодействия и общения и затрагивающие их психику. Совместно с этнологией (этнографией) этническая психология должна накапливать информацию и осуществлять изучение и осмысление национальных особенностей поведения, действий и поступков, традиций и обычаев представителей различных этнических общностей. Без помощи философии и социологии этнопсихологи не могут достичь методологической и теоретической точности в интерпретации сущности и содержания национально-психологических феноменов. При научной поддержке исторической науки этнопсихология должна правильно осмысливать факторы и условия, определившие специфику формирования и развития явлений, которые она изучает. В свою очередь, политическая психология (с греч. государство или общественные дела + душа + наука) — отрасль знаний, изучающая психологическое своеобразие протекания политических процессов в обществе и их воздействие на сознание и поведение людей, может помогать этнопсихологам отслеживать формы проявления национально-психологических особенностей представителей различных наций и народностей нашей страны в различных видах политической деятельности, давать им трезвую оценку, анализировать «политический смысл» их влияния на поступки и поведение людей, систематически и всесторонне обобщать результаты исследований социально-политических условий и морально-психологического фона сотрудничающих или противоборствующих друг с другом сторон и на этой основе делать долгосрочные политические прогнозы обстановки в тех или иных национальных регионах России (и за рубежом). Этнопсихология совместно с политической психологией может заниматься анализом социальных явлений, возникающих в обществе, тщательно фиксируя: v какие национально-психологические особенности влияют на общие тенденции развития политического сознания представителей той или иной этнической общности, каковы могут быть формы их анализа и учета при различных обстоятельствах; v какие потребности, мотивы и ценностные ориентации жителей того или иного национального региона нашей страны имеют свои специфические этнические особенности, своеобразие функционирования которых существенно влияет на формы проявления самосознания данного народа в процессе политической активности; v находятся или нет эти потребностно-мотивационные компоненты национальной психологии в противоречии с функционирующими в общественном сознании традиционно формируемыми нормами политического и межнационального взаимодействия между людьми; v какие познавательно-интеллектуальные составляющие национального самосознания представителей конкретных наций должны приниматься во внимание при совместной политической деятельности, и как они проявляются при том или ином развитии политических процессов в регионе; v каковы механизмы защиты политического самосознания представителей конкретных этнических общностей от проявлений национализма и шовинизма в ходе межнационального общения; v существуют ли конкретные национально-психологические предпосылки для повышения эффективности интернационального воспитания, которые могут учитываться в ходе политической деятельности в конкретных национальных регионах нашей страны. Участвуя в деятельности по изучению политического самосознания людей разной национальной принадлежности в нашей стране, этнопсихологи в свою очередь предоставляют политическим психологам по мере необходимости конкретные методики и общую методологию анализа психологических явлений, адаптируют их к своеобразию изучаемых политических феноменов. Этнопсихология должна решать свои задачи во взаимодействии с педагогической наукой, изучающей закономерности воспитания и обучения людей. Воспитательная работа особенно среди представителей различных наций и народов имеет свою специфику, которую необходимо принимать во внимание. Национально-психологические особенности являются тем фундаментом, на котором и зиждется эта специфика, поскольку она лежит в основе поведения и поступков конкретных людей той или иной национальной принадлежности, национально своеобразного восприятия педагогических воздействий. Эти факторы прежде всего и нужно учитывать воспитателю. Вооруженный знанием национальной психологии, он может и должен находить тем самым наиболее весомые аргументы в деле повышения качества воспитательной деятельности. Обучение представителей различной этнической принадлежности требует учета закономерностей проявления их национальной психики, поскольку они влияют на восприятие и усвоение получаемых знаний, на степень эффективного приспособления учащихся к педагогическому процессу и т.д. Этнопсихология вместе с педагогикой в то же время конкретно исследует: v национальную специфику восприятия воспитательных и учебных воздействий представителями конкретных национальных общностей; v своеобразие содержания воспитательных мероприятий и их влияния на личность с учетом исторического опыта педагогической деятельности у различных наций и народностей нашей страны; v особенности адаптации людей той или иной национальности к воспитательным и учебным мероприятиям, осуществляемым политическим руководством, пропагандистами, воспитателями и учителями в различных условиях общественного развития; v эмоционально-экспрессивную сферу проявления национальной психологии у представителей конкретных этнических общностей в процессе восприятия воспитательных воздействий и учебной деятельности; v своеобразие появления конфликтных отношений в ходе воспитательного воздействия и в учебном процессе у различных наций и народностей; v конкретные формы, способы коммуникативного педагогического и учебного взаимодействия, сложившиеся в ходе исторического и культурного развития тех или иных этнических общностей в нашем государстве; v результативность воспитательной и учебной деятельности в национальных регионах государства в зависимости от применяемых методов психологического воздействия на людей той или иной национальности. Сотрудничество между этнопсихологией и педагогикой уже давно осуществляется. Например, педагоги на основе учета национально-психологических особенностей выработали ряд этнопедагогических принципов: v этнопедагогического детерминизма воспитательных воздействий, предполагающий, что воспитание обязано всегда ориентироваться на такие педагогические мероприятия, которые были бы понятны его объекту, соответствовали бы его исторически сложившимся традициям, привычкам и которые учитывали влияние на этот процесс его национально-психологических особенностей, сложившихся под воздействием специфики социально-политического, экономического и культурного развития; v единства национального сознания и национально своеобразной педагогической деятельности, предусматривающий, что активность воспитателя может быть достаточно эффективной только в том случае, если она учитывает те нравственные ценности и ту специфику мировосприятия воспитанника, которые сложились под влиянием национального самосознания представителей его этнической общности, сформировавшихся в ходе исторического развития; v воспитания в условиях специфической жизни и труда в соответствии с национальным идеалом, диктующий осуществление всего комплекса воспитательных мероприятий в процессе национально специфической жизни и труда в соответствии с законами, национальными традициями; v индивидуального и дифференцированного подхода к воспитанию представителей каждой нации, предусматривающий учет не только общенациональных особенностей личности объектов воспитания, но и сугубо индивидуальных характеристик, свойственных для конкретных людей и их групп; v развития адаптационных возможностей к воспитательным воздействиям, предполагающий, с одной стороны, наличие определенных трудностей в восприятии педагогических воздействий воспитателя, особенно тогда, когда он является представителем другой национальности, и с другой, — оставляющего перспективы для приспособления к ним, так как сам воспитатель и его воспитанники могут со временем усовершенствовать свое взаимодействие и общение [248]. Наконец, особую роль должна сыграть этнопсихология в формировании культуры межличностных отношений, которая представляет собой совокупность мировоззренческих, нравственных, эстетических ценностей нашего общества, взаимообогащающихся и творчески развивающихся в процессе общения представителей различных наций. Этнопсихология, вместе с другими науками исследуя психологическое содержание составных элементов культуры межнациональных отношений, может приходить к значимым научным выводам относительно путей повышения эффективности деятельности по формированию доверительности, согласия, взаимопомощи во взаимоотношениях представителей конкретных этнических общностей нашего государства. Осуществляться все это должно на базе тщательного изучения и всестороннего анализа содержания и направленности конкретных видов взаимодействия представителей различных этнических общностей, выявления негативных установок в ходе различного рода контактов людей той или иной национальной принадлежности, определения путей и средств выхода из конфликтных ситуаций, возникающих в разных национальных регионах. Роль и значение этнической психологии все более возрастают на современном этапе развития нашего государства. В сегодняшних условиях развала прежних национальных отношений, появления разногласий между населяющими Россию этническими общностями, небывалого роста национального самосознания ее народов изучение и учет закономерностей проявления и функционирования национально-психологических особенностей людей, определяющихся национально специфическими потребностями, интересами, ценностными ориентациями и кардинально влияющих на все стороны их жизни и деятельности, взаимодействия и сотрудничества приобретают новый важный смысл, требуют приоритетного внимания со стороны всех категорий населения и руководства страны. В этих условиях этнопсихология должна развиваться не спонтанно и хаотически, как это часто случалось раньше, а целенаправленно и закономерно, на основе устойчивых представлений о ее сущности и источниках развития, в соответствии с потребностями общества, политических, экономических и других отношений, в результате взаимных усилий и исследований представителей многих отраслей знаний.
Вопросы для повторения 1. Чем обусловлено возрастание роли и значения этнопсихологических знаний и исследований в современных условиях? 2. Дайте определение этнопсихологии как науки. 3. Дайте характеристику основных взглядов на предмет этнопсихологии. 4. Охарактеризуйте методологические принципы подхода к пониманию сущности этнопсихологических явлений. 5. Каковы задачи этнопсихологии как науки? 6. Какую роль играет этнопсихология в изучении межнациональных различий и отношений?
Вопросы для самостоятельных исследований: 1. Попробуйте доказать, что этническая психология может быть вполне самостоятельной отраслью научных знаний. 2. Классифицируйте по конкретным признакам основные отличия предметов исследования этнической психологии и других наук. 3. Разработайте методологические подходы к осмыслению сущности, с одной стороны, мотивов и потребностей, а с другой — особенностей волевого поведения представителей конкретной этнической общности. 4. Постарайтесь дать ответ на вопрос, насколько эффективной может быть этнопсихология в исследовании межнациональных различий и отношений.
Проблема изучения особенностей психологического облика представителей различных народов нашей страны возникла как результат естественного стремления познать специфику поведения и обычаи своих соседей, поддерживать с ними тесные политические, экономические и культурные отношения и связи. Россия — многонациональное государство, поэтому подобные исследования вызывались и инициировались объективными, жизненными обстоятельствами. Наша страна сразу же стала лидером в изучении национально-психологических особенностей людей, разработке методологических и теоретических проблем новой отрасли знаний. Именно в России этническая психология намного раньше, чем за рубежом, выделилась в самостоятельную отрасль знаний и уже к концу XX в. накопила опыт непосредственного исследования особенностей психики большинства народов России.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |