Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Тюркские и алтайские народы России

 

Представители тюркской группы народов России (татары, чуваши, башкиры, тувинцы, хакасы, алтайцы), проживающие сегодня преимущественно на территории Поволжья, Урала, Южной Сибири и Алтайского края и представляющие собой достаточно самобытные, сплоченные национальные общности, в силу особенностей исторического прошлого по своим этнопсихологическим характеристикам не столь резко отличаются друг от друга и имеют гораздо больше сходства между собой по сравнению, например, с коренными народами Кавказа.

Наиболее общими национально-психологическими особенностями их представителей, влияющими на межнациональные отношения, являются:

v острое национальное самолюбие, особое чувство осознания своей национальной принадлежности;

v неприхотливость и непритязательность в быту и при выполнении профессиональных и повседневных обязанностей;

v высокое чувство ответственности перед коллективом, руководителем и сослуживцами;

v дисциплинированность, исполнительность и настойчивость при выполнении любых видов деятельности;

v резкая прямота суждений, открытость во взаимодействии и общении с представителями своей и других этнических общностей, стремление к равноправным отношениям с ними;

v групповая, национальная и родовая сплоченность;

v при слабом знании русского языка у них присутствует определенная стеснительность и скованность при общении с представителями других этнических общностей, некоторая пассивность, стремление удовлетвориться общением в своем национальном окружении.

Татары— одна из наиболее многочисленных наций нашей страны. Обычно они делятся на волго-уральских, сибирских, астраханских и крымских татар.

Волго-уральские, сибирские и астраханские татары — консолидированная и сплоченная в культурном отношении этническая общность, оформившаяся в XX в. в высокоразвитую, в том числе и экономически, нацию. Волго-уральские татары расселены как в республике Татарстан, так и в Башкортостане, Чувашии. Сибирские татары проживают в Кемеровской, Новосибирской, Омской, Томской и Тюменской областях. Астраханские татары расселены в окрестностях Астрахани.

Всех их отличают сильная приверженность к национальной культуре, традициям, быту. Как правило, это люди гордые, обладающие высоко развитым и ярко проявляющимся чувством национального самосознания и собственного достоинства, в проявлении которого, тем не менее, у них иногда присутствуют самоуверенность и самолюбование. В профессиональной деятельности татары всегда настойчивы, сметливы, проявляют завидную старательность.

Представители татарской национальности склонны образовывать в многонациональных коллективах микрогруппы по национальному признаку. Они иногда бывают резкими, категоричными в своих суждениях, во взаимоотношениях с представителями других народов могут проявлять вспыльчивость и обидчивость, если им что-то не нравится, однако впоследствии быстро улаживают возникшие по их вине конфликты. Волго-уральские, сибирские и казанские татары обладают большим опытом межнационального общения и взаимодействия, легко сходятся с представителями любых других этнических общностей на основе активного и продуктивного сотрудничества с ними в трудовой и общественной деятельности. В больших городах они образуют свои землячества.

Крымским татарам присущи примерно такие же национально-психологические особенности, как и их волжским соплеменникам. Однако они длительное время на протяжения всей истории своего существования подвергались различного рода гонениям и притеснениям со стороны властей. По этой причине они намного более самолюбивы и обидчивы, более резки в своих отношениях с представителями других этнических общностей.

 

«Я не могу точно определить, что значит для меня быть татарином, а не русским, но я ощущаю эту разницу.

Наша татарская кровь течет как-то быстрее и готова вскипеть всегда... Мы — странная смесь нежности и грубости, сочетание, которое редко встречается у русских, вероятно именно потому я обнаружил такую близость со многими героями Достоевского...

Татарин — хороший комплекс звериных черт, и это то, что есть я».

Р. Нуриев

 

Башкиры — коренное население республики Башкортостан, как показывают социологические и социально-психологические исследования, отличаются большим трудолюбием и самостоятельностью. Они исполнительны, аккуратны и прилежны в выполнении своих профессиональных и гражданских обязанностей, но не всегда выдержанны и настойчивы. Вместе с тем для них свойственна достаточно высокая психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях. В ряде случаев можно констатировать пассивность и меланхоличность в восприятии ими событий и явлений окружающего мира. В быту башкиры неприхотливы, несколько замкнуты в общении, могут проявлять вспыльчивость, однако высоко развитое чувство ответственности позволяет им всегда владеть собой. В целом они добродушны, приветливы, радушны и гостеприимны. Иногда чересчур медлительны в работе.

 

«Умел дать клятву, умей и сдержать ее».

Башкирская пословица

 

Представители чувашской национальности, проживающие главным образом в республике Чувашия, отличаются большой сплоченностью внутри своей этнической общности и в то же время стремлением строить взаимоприемлемые отношения с представителями других народов, заимствовать у них элементы культуры, миропонимания и образа жизни.

Они ровны в своем поведении, малоконфликтны, исполнительны, старательны в выполнении служебных и общественных обязанностей. Для них характерны высокая работоспособность, настойчивость в достижении поставленных целей. Интересы коллектива и своей группы принадлежности чуваши обычно ставят выше личных.

 

«Где есть согласие, там — сила».

Чувашская пословица

Тувинцы— представители древних тюркских народов, населявших территории Алтая и Сибири, сохранившие свою национальную самобытность, проявляющуюся в почитании строгих семейно-родовых отношений, вере в духов-хозяев окружающей местности, приверженности скотоводческой деятельности.

Отличаются большой работоспособностью, настойчивостью, старательностью и выносливостью, стремлением к четкой организации труда, выполнением своих обязанностей в строгом соответствии с поставленными задачами и продуманными планами.

Среди тувинцев много людей, склонных к художественной и музыкальной деятельности, профессиональных скульпторов, народных резчиков по камню и дереву.

Хакасынарод нашей страны, издревле населяющий таежные территории Южной Сибири в долине Среднего Енисея близь городов Абакан, Ачинск и Минусинск. В царской России хакасы, как и ряд других тюркских народов, именовались минусинскими, ачинскими и абаканскими татарами и восходят в своем происхождении к жителям Киргизского государства, которое просуществовало в долине Енисея более семи столетий и пало в XIII в. под ударами монгольских завоевателей.

В процессе исторического и социального развития у хакасов сформировались такие национально-психологические особенности, как стойкость в достижении поставленных целей, неприхотливость, умеренность и выносливость, уважение достоинства представителей других этнических общностей, стремление строить с ними взаимовыгодные отношения. Вместе с тем они могут быть и достаточно неуступчивыми, резкими в суждениях и поступках людьми.

Алтайцы— представители коренного населения Алтая, немногочисленная народность, сохранившая свои традиции и обычаи. Для них свойственны неприхотливость, умеренность и простота в обыденной жизни, стремление к сохранению близких кровно-родственных связей в течение жизни многих поколений, высокая степень организованности совместных действий, уважительное отношение к древним традициям и привычкам, беспрекословное следование им [39; 63; 114].

 

Финно-угорские народы России

 

Финно-угорские народы нашей страны (мордва, удмурты, мари, коми, ханты, манси, саамы, карелы), проживающие в северной, центральной и южной частях Урала ведут свое происхождение от ананьинской археологической культуры (VII-III вв. до н.э.), когда начали формироваться пермские и волжские финны — предки представителей этой этнической общности. Все эти народы, а также еще финнов, карелов и венгров объединяет общее происхождение, сходный язык, некоторые идентичные элементы в культуре и своеобразные национально-психологические особенности.

К последним можно отнести:

v трудолюбие, дисциплинированность, исполнительность и аккуратность во всех видах деятельности;

v неприхотливость в повседневной жизни и в быту;

v твердость, рассудительность, неторопливость и последовательность в действиях и поступках;

v обостренное чутье в выборе средств и способов достижения в любом деле продуктивных положительных результатов;

v стремление к эмоциональной и интеллектуальной близости с другими людьми, пониманию их образа жизни и мышления, уважению их мнений, традиций, обычаев и привычек;

v высокая степень чувствительности в межличностных отношениях, готовность понять и простить заблуждения и ошибки представителей иных этнических общностей.

Мордва.Представители мордовской национальности просты и добродушны в общении с представителями других этносов, обладают живостью ума, хорошей памятью, постоянством и стабильностью поведения, честолюбием. У мордвин высоко развито чувство национально гордости, но они предпочитают, чтобы прежде всего отмечали их индивидуальные заслуги и личное достоинство.

 

«Сильного человека и гора боится».

Мордовская пословица

 

Удмурты— достаточно многочисленный народ России, представители которой в отличие от других финно-угорских народов довольно монолитны и расселены сравнительно компактно на востоке Восточноевропейской равнины в междуречье Камы и Вятки.

Современные психологи и этнографы выделяют в национальном характере удмуртов такие качества, как природную сообразительность, доброжелательность, терпимость, скромность, внутреннюю культуру, тактичность, музыкальность, поэтичность. Особо бросается в глаза их деликатность, которую иногда принимают за пассивность, мнительность, излишнюю стеснительность, замкнутость, некоммуникабельность. Хотя часто это не соответствует действительности.

Кроме того, в системе социальных ценностей удмурты всегда отводили важное место оптимальным отношениям со своими близкими и дальними родственниками, соседями, в целом с добрыми людьми. В семейном быту они необыкновенно уживчивы и ради семейной выгоды приносят в жертву свои личные интересы, терпят известное подчинение, лишают себя в некотором роде самостоятельности. Именно от этого, считают они, во многом зависит социальное благополучие, общая атмосфера жизни, успех или неудача в хозяйственной и прочей совместной деятельности. И по этой причине у них никогда не было в чести нищенство и попрошайничество.

Удмурты чрезвычайно дорожат своей репутацией среди родственников, односельчан, соплеменников. Очень многое, по их мнению, зависит от того, «что говорят другие», «что сказали», «что подумают». Удмурты легко сходятся с людьми и очень трудно расстаются с ними. У них высокая культура межличностных отношений. Издревле самым тяжким преступлением среди них считалось инициирование вражды и ссор между людьми. Вместе с тем по этой причине часто складывается впечатление, что они излишне застенчивы, нерешительны, мнительны, безынициативны.

 

«Видимо, у нас, финно-угорских народов, есть какая-то общая генетическая программа. Поражает эта удивительно уязвимая хрупкость души. Мы всегда ориентируемся на похвалу.

В этом смысле мы художники. С.Л. Рубинштейн говорил: «Художнику нужна похвала, похвала и еще раз похвала». В этом смысле мы действительно очень талантливые художники.

Когда нас хвалят, мы становимся лучше. Если нас критикуют, мы становимся хуже. В душе происходит надлом, от которого очень больно. Китайцы говорят: критика подобна голубю, она возвращается обратно. Нас не надо критиковать — мы не «китайцы». Нас, вообще-то, как и других, лучше не надо критиковать, лучше хвалить. И мы обязательно станем лучше. Кто-то с критикой может как-то сосуществовать, кто-то может уживаться, удмурт — нет».

М.Г. Иванова [92]

 

Марийцы - представители своеобразного народа, проживающего в Волжско-Ветлужско-Вятском междуречьи, Прикамьи и Приуральи и по своей национальной психологии и культуре похожего на чувашей. Они трудолюбивы, гостеприимны, скромны, стремятся к знаниям, терпеливы, расчетливы и экономны, в многонациональном коллективе своим поведением почти ничем не отличаются от чувашей и русских, разве что чуть более замкнуты и сдержанны. Старательно и очень внимательно относятся к выполнению своих профессиональных и общественных обязанностей, дисциплинированны, исполнительны, самолюбивы.

«Сеет, жнет, молотит — а все языком».

Марийская пословица

 

Представители карельской национальности, коренное население Карелии, как показывают социально-психологические исследования, трудолюбивы, несколько медлительны в мышлении и поведении, малоразговорчивы, но, как правило, тверды в решениях и поступках, рассудительны и последовательны в своих действиях, опрятны и скромны в быту.

Коми и коми-пермяки — родственные удмуртам народы, проживающие на севере Архангельской, Мурманской, Омской, Тюменской и Пермской областей и сходные с ними по своим национально-психологическим особенностям, отличаясь при этом лишь несколько отличной эмоциональностью и чувствительностью, большей способностью к адаптации к жизни в сложных экстремальных условиях. Коми-пермяки, кроме того, более замкнуты и недоверчивы.

Ханты и манси — родственные, смешавшиеся друг с другом народы, населяющие районы Западной Сибири по Оби и ее притокам. Отличаются практическим складом ума, большой сообразительностью, трудолюбием, выдержкой и выносливостью, художественными способностями [105; 156; 161; 168].

 

Буряты и калмыки

 

Буряты и калмыки — представители группы монгольских народов, проживающих на территории нашей страны. Они ведут свое происхождение от потомков монгольского суперэтноса, сформировавшегося в XII-XIV вв., консолидировавшихся в составе российского государства.

Буряты проживают в Иркутской и Читинской областях в достаточно сложных условиях. Развитие и жизнь бурят с давних пор их существования характеризовались низким уровнем экономических отношений, длительное время определялись патриархально-родовым строем, тесными и устойчивыми связями только внутри узкого круга близких и родственников. Как правило, они вели кочевой образ жизни, были изолированы от внешнего мира, что сформировало их серьезную зависимость от сил природы, способствовало появлению множества связанных со взаимоотношениями с ней традиций и обрядов. Каждое племя, каждый род могли надеяться только на собственные силы и возможности, неоткуда было ждать помощи.

Вместе с тем суровые условия Забайкалья и Прибайкалья не прощали поспешных решений, туманных размышлений и многословья. Подрастающее поколение также воспитывалось через непосредственное включение людей в систему традиционного для бурят миросозерцания, определяемого условиями жизни в степи, лесостепи, тайге. Основной упор делался на наглядно-действенное видение мира и был направлен главным образом на формирование особой сенсорной чувствительности и конретно-образного мышления. Для выживания существенное значение имело высокое развитие пространственной ориентации, физической выносливости, наблюдательности, хорошего глазомера, внимательности и собранности, т.е. весьма своеобразного комплекса черт, занимавших особое место в национальном характере бурят.

Вот почему в национальной психологии бурят утвердились, с одной стороны, такие качества, как выдержанность, рассудительность, немногословность, слабое выражение эмоций и чувств, внутренняя уравновешенность а с другой, — активно функционировали коллективизм, взаимопомощь, взаимовыручка, исполнительность, устойчивость родственных связей, немногословность и сдержанность в межличностных отношениях, уважительное отношение к старшим, стремление обойти острые углы, конформность, терпеливость во взаимоотношениях [75; 248].

Сегодня буряты — это люди со своеобразной психикой, особенности которой нужно принимать во внимание в межнациональных отношениях.

 

Девять доблестей бурятского мужчины

1. Превыше всего — согласие.

2. На море — пловец.

3. На войне — богатырь.

4. В учении — глубина мысли.

5. Во власти — отсутствие лукавства.

6. В речах — мудрость.

7. На чужбине — непоколебимость.

8. В работе — мастерство.

9. В стрельбе — меткость.

 

Калмыки— народ, проживающий в степном пространстве юго-востока европейской части России и ведущий свое происхождение от племени ойратов, пришедшего из Монголии.

Исторические хроники свидетельствуют, что с древних времен ойраты по своему национальному характеру были по сравнению с монголами более независимыми, сплоченными, самостоятельными, настойчивыми и старательными. Впоследствии мигрировав в Южную Россию, калмыки освоили огромное степное пространство, крайне редко заселенное. Сухая и безводная степь стала местом выпаса рогатого скота, овец, лошадей и многочисленного поголовья верблюдов. В их хозяйстве были новые для России породы сельскохозяйственных животных, наиболее приспособленных к нелегким условиям Нижнего Поволжья и предгорий Кавказа.

Калмыки разработали свою оригинальную систему использования обширных степных пастбищ. Академик И.И Лепехин в конце XIX в. писал о калмыках: «От них польза есть. Они занимают пустые степи ни к какому обитанию не пригодные. В них мы должны видеть не только представителей военной службы, защищающих наши пределы от набегов киргиз-кайсаков и кубанцев, но хороших и многочисленных обитателей, получающих от скотоводства наилучший убойный и рабочий скот» [цит. по: 20. — С. 46].

Многие исследователи поэтому считают, что такие национально-психологические особенности калмыков, как выносливость, неприхотливость, настойчивость, старательность, умение довольствоваться малым обеспечивали успешность жизни калмыков в достаточно трудных природно-климатических условиях.

Во главе калмыцкой семьи стоял отец, и все остальные члены семьи должны были беспрекословно подчиняться ему и выполнять все его распоряжения. Домашним же хозяйством руководила мать, несмотря на то, что калмычка находилась в полном подчинении мужчины и под его контролем она пользовалась свободой и самостоятельностью в ведении хозяйства и в быту.

Известный исследователь обычаев и традиций этого народа П. Небольсин писал: «Калмыки тем разнятся от племен, исповедующих ислам, что у них женщины имеют человеческое, а не рабское значение. У многих мусульман они исключены из общения с мужским полом не только в забавах, но и даже и в молениях. У калмыков права женщины уравновешены и в том, и в другом случае с правами мужчины. Мужчины, хотя бы это был сам владелец (улуса или аила), заметив, что встретившаяся ему женщина хочет сойти с лошади, должен сам спешится и помочь ей сойти с седла. Женщина, жена или дочь сама угощает гостей» [цит. по: 20. —С. 64].

В результате в психологии калмыков в целом сформировались такие черты, как ровное и равное отношение практически ко всем другим людям, независимо от их пола и социального положения, стремление мирно решать спорные проблемы в общении и взаимодействии с партнерами и даже оппонентами, ориентация на бесконфликтное поведение, достижение согласия ненасильственными средствами.

 

«Калмыки в домашней жизни ровные в отношениях к жене, далеко не деспотичны и в дела жен не любят вмешиваться. Калмыки всячески избегают ссор с женами и заводить их считают ниже своего достоинства.

К тому же мужчины (не говорю уже о женщинах) совершенно чужды сквернословия, всякую ругань считают «кислым словом» и презирают любителей «словесной кислятины». Женщина в калмыцком обществе, в семье — это советчица и помощница мужа».

Я.И. Дуброва [81]

 

Кроме того, оказывал серьезное влияние на все стороны жизни и деятельности калмыков буддизм, в качестве религии перешедший к ним по наследству от монголов, что не могло не найти отражения в их психологии. По этой причине в ней закреплялись проповедуемые им такие социальные ценности, как довольство тем, что есть в жизни в настоящее время, самоограничение себя в желаниях и мечтах, стремление не задумываться о трудностях жизни, умение легко и быстро их преодолевать, безразличие к чужим страданиям. У калмыков формировались и такие качества, как трезвость мысли и рационализм, стойкость к страданиям, неприхотливость, непритязательность, настойчивость при достижении реально существующих целей [20].

Калмыки — достаточно своеобразный народ, знание психологии которого позволяет строить с его представителями устойчивые взаимовыгодные и равноправные отношения.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...