Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Цели консультирования по вопросам досуга

Главной целью К. по в. д. яв-ся обеспечение роста воспринимаемой клиентами компетентности благодаря их вовлечению в те виды деятельности, в к-рых они могут добиться успеха. Обеспечение клиентов растущим ощущением свободы благодаря вовлечению их в свободно избранную, повышающую компетентность деятельность составляет вторую цель.

Еще одна цель К. по в. д. — повышение индивидуального уровня оптимального возбуждения и непостоянства (incongruity), т. е. того, в чем отчаянно нуждаются мн. люди. По существу, этого можно достичь, повышая разнообразие, соревновательное значение и сложность досуговых занятий.

Кроме того, досуговые занятия могут играть роль пробной подготовки к дальнейшей деятельности: мн. люди превратили свои увлечения в приносящие удовлетворение виды профессиональной деятельности. Досуговые занятия тж могут удовлетворять те потребности, к-рые не удается удовлетворить в др. видах деятельности (напр., в трудовой).

См. также Свобода, Стресс

Т. Дауд

 

Консультирование по вопросам карьеры (career counseling)

 

Консультирование по вопросам карьеры (КВК) — важный вид психол. вмешательства, сосредоточенного на отдельных функциях, таких как планирование карьеры, принятие карьерных решений, корректировка карьеры и эффективность трудовой деятельности. Эти вмешательства могут осуществляться в форме индивидуальной, групп. или цикловой (в рамках специальных программ) работы, а тж в любых сочетаниях трех указанных форм. Такого рода вмешательства строятся на интенсивном использовании методик профессиональной оценки, профпросвещения и оценки тенденций на рынке труда, а тж методик информирования клиентов о личных качествах, необходимых для конкретной работы.

Индивидуальные подходы в области консультирования по вопросам выбора карьеры и продвижения по службе всегда отличались поэтапным взаимодействием с клиентом, включающим обычно от двух до пяти бесед (или интервью). Эти беседы разбиваются на следующие этапы:

1. Ознакомительная беседа, в течение к-рой консультант и клиент устанавливают рабочие отношения на уровне, позволяющем консультанту начать строить рабочие гипотезы о потребностях и благополучии клиента.

2. Этап, связанный с тем, что можно было бы назвать «определением проблемы», в течение к-рого осн. заботам клиента придается более ясное и точное выражение, чем при первой встрече, а тж производится приоритетное упорядочение его забот.

3. Оценочный этап, предполагающий более или менее систематическую оценку характеристик клиента, предположительно имеющих наиболее тесное отношение к очерченной проблеме или совокупности проблем. Для проведения этой оценки могут использоваться методы интервью, хотя иногда приходится прибегать к более широкому арсеналу психол. тестов и опросников. Кроме того, на оценочном этапе могут применяться методы моделирования и выборочного анализа работы.

4. Этап обратной связи, на к-ром консультант доводит до сведения клиента рез-ты и скрытое значение предыдущих этапов, особенно оценочного.

5. Этап реализации; главная обязанность клиента на этом этапе — принять решения, к-рые можно воплотить в жизнь подходящими способами, прибегая к помощи консультанта и используя осн. сведения, полученные на предыдущих этапах.

К. по в. к. обычно предполагает работу с «взрывоопасным» материалом (эмоционально нагруженным содержанием и аттитюдами), требующим от консультанта соотв. обращения. Первонач. в консультировании по вопросам выбора карьеры и продвижения по службе явное предпочтение отдавалось групп. подходам как способу, экономящему время и деньги. Хотя такая оценка групп. работы справедлива и в наши дни, развитие групп. профконсультирования показало, что один консультант не может сравниться по результативности с неск. консультантами, работающими с аналогичной группой клиентов; однако в последнем случае группа уже не дает столь заметного снижения себестоимости услуг по сравнению с индивидуальным консультированием.

Вмешательство в рамках специальных программ осн. на допущении о предсказуемой последовательности событий в процессе взросления и соц. созревания чел. Такая предсказуемость позволяет предвидеть потребности клиента на разных стадиях жизни. Рез-т этого предвидения — разраб. программ, имеющих целью улучшить прохождение индивидуумом событий данных стадий.

Сравнивая индивидуальный, групп. и программный подходы, можно прийти к заключению, что программные подходы обычно используются в работе с клиентами, рост и развитие к-рых не отклоняются от нормативного из-за наличия к.-л. проблем; что индивидуальные подходы, как правило, применяются в работе с людьми, нуждающимся в дополнительной помощи при решении обычных карьерных проблем, и что групп. подходы ориентированы на работу как с нормально развивающимися людьми, так и с теми, кто испытывает разного рода трудности.

Основные направления работы в консультировании по вопросам карьеры

К осн. задачам К. по в. к. относятся профпросвещение, преодоление колебаний/нерешительности клиентов, определение паттернов (типов) карьеры, концептуализация вариантов карьерного роста и решение проблем, связанных с построением и корректировкой карьеры.

Профпросвещение

Профпросвещение мн. годы служило краеугольным камнем профконсультирования. Оно и сейчас остается важнейшим аспектом деятельности профконсультанта. К источникам профессиографической информ. относятся «Словарь названий профессий» (Dictionary of occupational titles), «Справочник профессиональных перспектив» (Occupational outlook handbook), разнообразные издания, в к-рых печатаются объявления о вакансиях, отражающие новейшие атрибуты различных профессий, а тж ряд более совр. автоматизированных систем поиска и «примеривания» профессий, напр. SIGI, позволяющих пользователю самостоятельно изучить мир профессий и оценить свои возможности в отношении привлекающих его занятий.

Концептуализация пути, к-рый люди проходят в своей трудовой жизни, составляет важное содержание работы консультанта по вопросам карьеры. Несмотря на то что Дональд Супер изначально не предусмотрел в своей концепции профессионального цикла различных типов карьеры, он популяризовал эту идею и способствовал широкому обсуждению темы множественности вариантов карьеры. Идея созревания в процессе прохождения стадий профессионального цикла неразрывно связана с понятием паттернов (типов) карьеры. Наблюдения показывают, что паттерны карьеры с годами меняются, и некогда относительно редкий паттерн — последовательная, или «ступенчатая», карьера — становится все более распространенным. В добавление к этому паттерны карьеры, по-видимому, отражают влияние ряда гендерных проблем и более тонких изменений в середине жизни, к-рые не учитывались в более ранних подходах профконсультирования.

Практические соображения, по к-рым К. по в. к. превратилось в отдельную специальность, связаны с проблемами профессионального выбора/отбора и профессиональной адапт. Выбор профессии — важная проблема преимущественно для заканчивающего школу чел., к-рый пытается преобразовать обширную область возможных профессиональных занятий в обозримое множество вариантов выбора дальнейшего образования и карьеры. Поэтому большинство исслед. были посвящены изучению того, как школьники выбирают профессию; в ходе этих исслед. создавались и использовались шкалы для оценки нерешительности, опросники профессиональных интересов и специализированные информационно-справочные системы. Большое число исслед. было предпринято для изучения процесса перехода от школьного обучения к работе.

Современное положение дел

Б. ч. К. по в. к. проводится в школах, в отделениях программы содействия трудоустройству наемных работников или в местах, где предоставляются др. психол. услуги, таких как частные бюро или реабилитационные клиники разного типа. Вследствие этого диапазон этических норм и правил работы в данной области консультирования существенно варьирует. В принципе, К. по в. к., как и любое др. психол. вмешательство, должно быть подчинено осн. этическим нормам, требующим от консультанта систематической работы с клиентом, невмешательства в личную жизнь и неразглашения полученных сведений, надежного хранения рабочих материалов и отслеживания итогов работы с клиентами в целях повышения качества услуг. К сожалению, обстановка, складывающаяся за пределами традиционных учреждений по оказанию психол. услуг, не способствует соблюдению этих норм в той мере, в какой этого хотелось бы, и те, кто работает в школах и в промышленности, могут время от времени сталкиваться с этически несовместимыми требованиями своих непосредственных работодателей. Как профессиональная область, становление к-рой растянулось на мн. годы, К. по в. к. остается довольно неразвитым в том, что касается систематического руководства этическими нормами и принципами.

См. также Развитие профессиональной карьеры, Консультирование, Практика найма рабочих и служащих, Промышленная психология, Профессиональное консультирование

С. Г. Осипов

 

Консультирование по вопросам развития (developmental counseling)

 

В отличие от психотер., чаще всего применяющейся в связи с лечебной (коррективной) установкой, в рамках к-рой трудности конкретного чел. рассматриваются с т. зр. устойчивых форм дефицитарности, К. по в. р. всегда использовалось, чтобы акцентировать возможности роста, присущие отстаиванию личных решений или преодолению трудностей. К. по в. р. стремится обеспечить оптимальное использование клиентом переходного опыта для дальнейшего личностного роста и повышения сопротивляемости, включая предотвращение устойчивых форм дефицитарности и хронической душевной боли, сопровождающей эти состояния.

Этот подход к челов. проблемам имеет свои истоки в применении психол. перспектив к попыткам молодежи войти в мир труда и к борьбе экономически и соц. депривированных людей за достижение соц.-экономической стабильности и приемлемого уровня жизни. После того как в начале XX в. в рамках общественных программ для молодых людей развернулась профориентационная работа, она вскоре была перенесена в школы. Поначалу эта работа сводилась к профпросвещению, цель к-рого — снабдить стоящего перед выбором профессии ученика информ., достаточной для принятия продуманного решения. Более широкие пед. и психол. перспективы, прогресс психол. знаний и технических возможностей сначала привели к использованию тестов, а затем и к расширению спектра целей профориентации. Теперь профориентационная работа, помимо информирования, включает облегчение развития когнитивных навыков, необходимых молодому чел. для принятия эффективных решений (в т. ч. выбора профессии), укрепление идентичности, закладываемой вместе с профессиональным выбором, и подбор работы, соотв. психич. орг-ции конкретного чел. Эта последняя инициатива, объединяющая пед. цели подготовки индивидуума ко всем сторонам жизни — соц. и семейной в той же мере, как и экономической, — привела к развитию консультирования и созданию консультационных центров. Такие центры занимались не только оказанием помощи уч-ся в выборе подходящей профессии и соотв. уровня образования, но и помогали им достичь эмоциональной автономии в своих семьях, наладить близкие отношения со сверстниками, не утрачивая собственной независимости, и пересмотреть усвоенные в семье нормы поведения, чтобы привести их в соответствие с жизненными обстоятельствами стоящих на пороге взрослости молодых людей.

Чтобы полнее представить себе направления работы К. по в. р., нужно вернуться к его корням, к-рые уходят в консультирование семей из соц. неблагополучных слоев об-ва. Первые соц. работники олицетворяли реакцию об-ва на обстановку в начале XX в., сложившуюся вследствие того, что значительная часть населения переживала экономические лишения, часто сочетавшиеся с этнической изоляцией, а это, в свою очередь, вызывало рост отчуждения. Все группы населения, с к-рыми велась соц. работа, страдали от недоедания, болезней и преступности, повышавших вероятность физ. неполноценности и обеднявших эмоциональную жизнь. Помимо экстренных поверхностных мер, направленных на облегчение страданий, помощь таким группам заключалась в развитии чувства национальной гордости, формировании учеб. и соц. навыков, необходимых для преодоления трудностей. В психол. и психиатрических концепциях постепенно стали уделять внимание факторам психол. и эмоциональной устойчивости/неустойчивости семей, а тж методам оказания им дополнительной помощи при столкновении с трудностями и испытаниями. В связи с появившимся позднее предвзятым отношением учреждений и орг-ций к этническим меньшинствам и влиянием осн. на эмоциях предрассудков, к-рыми было охвачено наше об-во в 1960-х и 1970-х гг., значительно больше внимания стало уделяться тому, каким образом организационные факторы формируют у людей чувство субъективного благополучия и возросших возможностей.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...