Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Раздел 2 Закономерности наследования признаковТема: Закономерности наследования признаков. Цель работы: Изучить закономерности наследования признаков, виды взаимодействия генов; типы наследования признаков. Научиться решать задачи на моно-, ди-, полигибридные скрещивания; Задание №1. Решить ситуационные задачи, моделирующие моногибридное, дигибридное скрещивание, Рекомендации по заданию: При написании схемы скрещивания (у человека – бракосочетания) принято на первом месте ставить женский пол, который обозначается знаком ♀ (зеркало Венеры), затем мужской – ♂ (щит и копьё Марса). Для того чтобы записать скрещивание, необходимо знать символы, которыми обозначаются родители, гаметы и потомки: P – родители (от латинского parents – родители), G – гаметы (от латинского gametos – гаметы), F1 – дети (от латинского fillii – дети), F2,F3 и так далее – последующие поколения. Пример решения задачи: У человека ген дальнозоркости доминирует над геном нормального зрения. В семье муж и жена страдают дальнозоркостью, однако матери обоих супругов имели нормальное зрение. 1) Сколько типов гамет образуется у жены? 2) Сколько разных генотипов могут иметь дети данной супружеской пары? 3) Сколько разных фенотипов может быть среди детей данной супружеской пары? 4) Какова вероятность рождения в этой семье ребёнка с нормальным зрением (в %)? 5) Какова вероятность рождения в данной семье ребёнка, страдающего дальнозоркостью (в %)? Решение А – аллельный ген дальнозоркости; а – аллельный ген, определяющий нормальное зрение. Определим генотипы родителей. Мужчина и женщина страдают дальнозоркостью, следовательно, их генотипы могут быть АА или Аа. Поскольку их матери видели нормально, они имели генотипы аа. Каждый организм получает один аллельный ген от отца, другой – от матери, значит, мужчина и женщина имеют генотипы Аа. Запишем схему брака: P: ♀ Аа х ♂ Аа G: А а А а F1:АА : Аа : Аа : аа Выпишем расщепление гибридов по генотипу: 1АА : 2Аа : 1аа, или 1:2:1. расщепление по фенотипу будет 3:1. Ответы 1. У женщины образуется 2 типа гамет. 2. Среди детей будут гетерозиготы, доминантные и рецессивные гомозиготы (3 генотипа). 3. 2 фенотипа (дети с нормальным зрением и дальнозоркостью). 4. 25% (так как соотношение по фенотипу 3:1). 5. 75%. Решите задачи: 1.Ген альбинизма является рецессивным по отношению к гену, детерминирующему нормальную пигментацию. Какова вероятность рождения альбиноса в семье, где родители альбиносы? 2.Голубоглазый мужчина женат на кареглазой женщине, родители которой были кареглазыми, а сестра женщины – голубоглазая. Может ли у них родиться голубоглазый ребёнок? 3.Отсутствие малых коренных зубов наследуется как доминантный аутосомный признак. Какова вероятность рождения детей с этой аномалией в семье, где оба родителя гетерозиготны по данному признаку? 4.«Куриная» слепота (нарушение сумеречного зрения) в ряде случаев наследственно обусловлена и определяется доминантным геном N. Женщина, страдающая «куриной» слепотой, вышла замуж за здорового мужчину. Все шесть детей унаследовали это заболевание. Родная сестра женщины, также страдающая «куриной» слепотой, вышла замуж за здорового мужчину, и от этого брака родилось трое здоровых детей и один с «куриной» слепотой. Каков генотип сестёр и их родителей, если они оба страдали «куриной» слепотой? 5.У здоровых супругов двое детей больны агаммаглобулинемией (аутосомно-рецессивный тип наследования), один ребёнок здоров. Какова вероятность, что четвёртый ребёнок, которому предстоит родиться, будет здоровым? 6. Амавротическая идиотия или Тей-Сакса (смертельное поражение нервной системы) – заболевание с аутосомно-рецессивным типом наследования. Первый ребёнок (мальчик) в семье супругов умер от этой болезни. Какова вероятность, что ребёнок, которому предстоит родиться, будет болен? 7. У человека умение владеть преимущественно правой рукой доминирует над умением владеть левой рукой. Мужчина правша, мать которого была левшой, женился на правше, имевшей трёх братьев и сестёр, двое из которых были левши. Определите возможные генотипы женщины и вероятность того, что её дети будут левшами. 8. Супруги: гетерозиготный рыжеволосый (доминантный признак) и без веснушек мужчина и русоволосая женщина с веснушками (доминантный признак). Определите вероятность рождения у таких родителей детей с рыжими волосами и веснушками.
9. Муж – голубоглазый левша. Его родители и жена – кареглазые правши. Мать жены была голубоглазой левшой. Гены, обуславливающие развитие этих признаков находятся в разных парах хромосом. Какова вероятность рождения ребёнка с признаками отца?
10. Ген курчавых волос доминирует над геном прямых волос; гетерозиготы имеют волнистые волосы. Ген, обуславливающий рыжий цвет волос, является рецессивным по отношению к гену тёмных волос. Гены, определяющие эти признаки, находятся в разных парах хромосом. Определите вероятность рождения курчавого рыжеволосого ребёнка в семье, где оба супруга имеют волнистые тёмные волосы, а их матери – волнистые рыжие волосы.
Рекомендованная литература: 1.Гайнутдинов И.К., Юровская Э.Д. Медицинская генетика: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009 2.Тимолянова Е.К., Медицинская генетика / Серия «Медицина для Вас». Ростов н/Д: Феникс, 2006 3.Жимулев И.Ф. Общая и молекулярная генетика: Учеб. Пособие. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та: Сиб. Унив. Изд-во, 2002
Тема: Хромосомная теория наследственности. Цель работы: Освоить основные наследственные структуры организма человека, особенности наследования признаков сцепленных с полом.
Задание №1..Подготовить сообщение по теме: «Особенности наследования признаков сцепленных с полом». Рекомендации по заданию: Объём сообщения– не более 5 – 7 листов формата А4 печатного текста 14 шрифтом Times New Roman, 1,5 интервалом. Рекомендации по подготовке сообщения смотрите в разделе «Введение» задание №1.
Задание №2.Подготовить электронную презентацию по теме сообщения. Рекомендации по заданию: Рекомендации по подготовке презентации смотрите в разделе «Введение» в задании №2.
Рекомендованная литература: 1.Гайнутдинов И.К., Юровская Э.Д. Медицинская генетика: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009 2.Тимолянова Е.К., Медицинская генетика / Серия «Медицина для Вас». Ростов н/Д: Феникс, 2006 3.Тимолянова Е.К., Медицинская генетика для медсестер и фельдшеров. Учебное пособие, - 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2007
Тема:Наследственные свойства крови Цель работы: Изучить закономерности наследования группы крови и резус фактора, научиться решать задачи по наследованию групп крови и резус-фактора. Задание №1.Решить ситуационные задачи, моделирующие наследственные свойства крови по системе АВО и резус системе. Рекомендации по заданию: Группа крови – наследственный признак, детерминированный геном, который имеет не две, а три аллели (множественный аллелизм), обозначаемые как А, В и О. Лица с генотипом ОО имеют первую группу крови, с генотипами АА или АО – вторую, с генотипами ВВ или ВО – третью, а с генотипом АВ – четвёртую (аллели А и В кодоминантны и доминируют над аллелью О. Пример решения задачи: какие группы крови возможны у детей, если у их матери – вторая группа, а у отца – первая? Решение.Оформляем условие задачи в виде таблицы:
P. АА х ОО P. АО х ОО G. G. F1. АО F1. АО, ОО Ответ: Мать со II-ой группой крови может быть либо гомозиготной, либо гетерозиготной. В первом случае ребёнок будет иметь II группу крови, во втором случае – II или I группу.
1. У матери первая группа крови, а у отца – четвёртая. Могут ли дети унаследовать группу крови одного из своих родителей?
2. В родильном доме перепутали двух мальчиков. Родители одного из них имеют первую и вторую группы крови, родители другого – вторую и четвёртую. Исследование показало, что дети имеют первую и вторую группы крови. Определите, кто чей сын. Возможно ли это сделать наверняка при других комбинациях групп крови (приведите примеры)? В каких случаях можно было бы обойтись без исследования крови отцов?
3. У мальчика первая группа крови, а у его сестры – четвёртая. Что можно сказать о группах крови их родителей?
4. Родители имеют II и III группы крови. Какие группы крови можно ожидать у их детей?
5. У братьев IV (АВ) группа крови. Каковы группы крови возможны у их родителей?
Наследование резус-фактора Врождённое групповое свойство эритроцитов человека, обусловленное наличием в них антигенов (изоантигенов) резус. Не зависит от свойств других систем крови, передаётся по наследству и сохраняется в течении жизни человека. Находится в эритроцитах 85% людей, кровь которых называют резус-положительной (Rh+). Кровь остальных людей не содержит Rh, называется резус-отрицательной (rhˉ). Ген Rh+ является доминантным. Генотипы у резус-положительных людей: Rh+ Rh+; Rh+ rhˉ. Ген rhˉ является рецессивным. Генотип у резус-отрицательных людей: rhˉ rhˉ.
1. Резус-положительный мужчина (его мать была резус-отрицательной), женился на резус-отрицательной женщине. Могут ли дети унаследовать Rh+ кровь?
2. У резус-положительных родителей родился резус-отрицательный ребёнок. Определите генотипы родителей.
3. Может ли у резус-отрицательных родителей родиться резус-положительный ребёнок? Рекомендованная литература: 4. Гайнутдинов И.К., Юровская Э.Д. Медицинская генетика: Учебник. М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2009 5. Тимолянова Е.К., Медицинская генетика / Серия «Медицина для Вас». Ростов н/Д: Феникс, 2006 6. Тимолянова Е.К., Медицинская генетика для медсестер и фельдшеров. Учебное пособие, - 2-е изд. Ростов н/Д: Феникс, 2007
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |