Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Понятие профессионально важных качеств (ПВК).Важным понятием в психологии труда является психограмма, понимаемая как выделение и описание качеств человека, необходимых для успешного выполнения данной трудовой деятельности. Данные качества называются профессионально важными качествами - ПВК. Формирование подсистемы профессионально важных качеств (ПВК) исходит из следующих посылок: 1) у человека уже есть °пределенные качества, и при освоении профессий происходит Их перестройка в соответствии с особенностями данной профес-сиональной деятельности; 2) общая логика такой перестройки Деятельности: а) перенастройка качеств в соответствии с проф-ной деятельностью; б) появление и развитие новых качеств и способностей; в) формирование индивидуального си деятельности, что как бы «венчает» развитие профессионала. Кризис проф.стан-ния-изм-ние темпа и вектора проф-ого развития л-ти. Факторы детерминирующие кризисы: 1.возростные психофизиолог.изм-ния 2.изм-ние соц-проф.ситуации (неудовлет.статусом) 3.качет-ная перестройка способов вып-ия проф.д-ти 4.тотальная погруженность в соц-проф.среду 5.соц-экон.условия ж/д-ти 6.служебные и жизненноважные события. Проф.кризис протекает 3 фазы (Выгодский): 1.предкритическая фаза обнаруживается неудовл-сть проф.статусом, содер-ем д-ти,межличн.отн-ниями.Она не всегда осознается но прояв-ся в психол-ом дискомфорте,раздражит-сти. 2.собственно критич.фаза отлич-ся осознанной неудовл-стью проф-ной сит-цией.Намечаются вариенты ее разрешения,усил-ся психич.напряж-сть.Пр/речия усугубляются и возникает конфликт. Типы конфликтов в про.развитии л-ти: -мотивационный(утрата перспектив) -когнитивно деятельностный(неудов-ть содер-ем и способами осущ-ния д-ти) -поведенческий (пр/речия межличн-х отн-ний,неудов-ть своим статусом) 3.посткритическая фаза сопровождается разрешением конфликта КРИЗИСЫ ПРОФ,СТАН_ИЯ (Зеер) 1.кризис учебно-проф-ной ориентации (14-15,16-17) 2.кризис проф-ого выбора (16-18) 3.криз проф-ых экспектаций (ожиданий) (18-20) 4.криз.проф.ротса (23-25) 5. криз.проф-ной карьеры (30-33) 6.криз.соц-проф-ной самоактуал-ции (40-42) 7.кризис утраты пр.д-ти(55-60) 8.криз соц-проф-ной адекватности (65-70)
Понятие проф.д-ти.Основные подходы к определению ее структуры. Трудовая деятельность представляет собой единство внешних легко различимых элементов (предметно-действенный аспект): организованное рабочее место, орудия труда, действия, последовательность операций и т.д. и внутренних открытых элементов (психологический аспект): осуществление поставленной цели, проявление способностей, воли, характера и т.д. Главным отличием понятия профессиональная деятельность от трудовой деятельности является наличие специальной подготовки человека (теоретической и практической). В дополнение к этому приводят еще один признак: наличие значительного практического опыта. В н.вр.в пс-гии проф.д-ти сложилось 2 осн.подхода к опр-ию стр-ры проф.д-ти: ПОДХОД Структурно-морфолог-й. Проф.д-ть рассм-тся как уровневое строение.Осн.стр-ным компонентом яв-ся дей-вие.Теория Леонтьева базир-ется на 2 осн.положениях: -общая стр-ра д-ти образ-на кач-но зазличными уровнями формами акт-ти чела. -эти уровни иерархически соподченены и обр-ют целостн.систему Различают 3 осн.ур-ня орг-ции д-ти:операции-дей-вия-д-ть. Дей-вие предст-ет собой произвольную преднамеренную акт-сть,к-ая напр-ена на достижение осозн-ной цели.Дей-ие обладает 2 атрибутивными хар-ками: 1.любое дей-ие имеет не т.цель,но и цель обяз-но не совпадающую с общими целями всей д-ти 2.дей-ие состоит из осознаваемости и приозволь-ти К содержанию и структуре деятельности существует два основных подхода: Д-ть в силу своей сложности не м.строиться на к-либо одном компоненте.Она предпол-ет необх-сть неск-ких кач-енно разнородных психол-х компонентов,к-ые зак/мерно связаны м/у собой и образ-ют целос-ную психол-ую стр-ру д-ти.Эта стр-ра динамична,а ее функ-ние и есть пр-с д-ти. Совок-сть осн.компон-ов д-ти обозач-ся понятием «инвариативной психол-кой стр-ры д-ти».ЕЕ осн.компоненты:мотивация,целеобраз-ние,информат-ая основа д-ти,антиципирование рез-тов д-ти(антиципация-способность чела к предвосхищению),принятие решения,планирование и программирование,контроль,коррекция,оперативный образ объекта д-ти,система инд-ых качеств субъекта,совок-сть использовательских дей-вий. Все комп-ты предст-ны в реал. д-ти в виде скоординир-ой д-ти.Благ-ря цели все компоненты предстают как единая система
Профессиональные деструкции - это постепенно накопившиеся изменения сложившейся структуры деятельности и личности, негативно сказывающиеся на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса, а также на развитии самой личности. А.К. Маркова выделяет основные тенденции развития профессиональных деструкций: 1.отставание, замедление профессионального развития сравнительно с возрастными и социальными нормами; 2.несформированность профессиональной деятельности; 3.дезинтеграция профессионального развития, распад профессионального сознания и как следствие - нереалистические цели, ложные смыслы труда, профессиональные конфликты; 4.низкая профессиональная мобильность, неумение приспособиться к новым условиям труда и дезадаптация; 5.рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития, когда одна сфера как бы забегает вперед, а другая отстает; 6.свертывание ранее имевшихся профессиональных данных, уменьшение профессиональных способностей, ослабление профессионального мышления; 7.искажение профессионального развития, появление ранее отсутствовавших негативных качеств, отклонения от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, меняющих профиль личности; 8.появление деформаций личности; 9.прекращение профессионального развития из-за профессиональных заболеваний или потери трудоспособности. Уровни профессиональных деструкций: 4. Индивидуальные деформации, обусловленные особенностями работников самых разных профессий, когда отдельные профессионально важные качества, как впрочем, и нежелательные качества, чрезмерно развиваются, что приводит к возникновению сверхкачеств или акцентуаций.
ПСИХ.ТРУДА(в шир.смысле)-комплекс научн.дисциплин о труде как о кул-ной и соц-ной акт-сти чела ,выступающего в кач-ве его субъекта ПСИХ.ТРУДА(в узк.смысле)-отросль психол-кой науки,к-ая изучает условия,пути и методы научнообоснованного решения практ-ких задач в обл-ти функ-ния и форм-ния чела как субъекта труда (климов) предмет психологии труда – процессы,психол.факты и закономер-сти,порождаемые труд.д-тью,возм-сти и ограничения чела в реал-ции труд.задач,законы и мех-змы взаимной адоп-ции чела и орудия труда. Под объектом труда понимается труд как соц.акт-сть чела в кач-ве субъекта труд.д-ти ЗАДАЧИ ПС.ТРУДА: 1. Теоретические - иссл-ние особ-тей псих.пр-сов как регуляторов труд.д-ти и их развитие в д-ти. - изучение осн.психич.св-в субъекта труда и их стр-ры как факторов орган-ции труд.д-ти и ее эфф-сти - из-ние особ-тей и стр-ры функ-ных состояний труд.д-ти - иссл-ние закономер-тей развития л-ти в тр-ом пр-се - из-ние проблемы мотивации тр.д-ти,разработка псих-ки обоснованной системы стимулировнаия труда - из-ние эмоц-волевой сферы л-ти как регул-ра труд.д-ти,раскрытие мех-змов устой-сти л-ти к экстремальным усл.труда. 2. Практические - разработка теор.и прикладных процедур проф.отбора,аттестации обр-ния - разраб-ка оптимальных режимов труда и отдыха для разн.видов и типов труд.д-ти - разработка норм,процедур техн.безоп.,содействие снижению проф.травматизма и проф.заболеваемости. - развитие разработок по проблеме проф.ориентации.
Специальность конкретизируется в профессии. Соответственно, профессия - это группа родственных специальностей (например, профессия - врач, специальность - врач-терапевт; профессия - учитель, специальность - учитель физкультуры). Квалификация- это уровень профессионального мастерства. Традиционно выделяют: 1) формальную квалификацию, выраженную в официально фиксированных разрядах, классах, званиях, категориях и 2) реальную квалификацию, т.е. тот уровень мастерства, который данный человек может действительно проявить. Нередко рассогласование между реальной и формальной квалификацией конкретного работника лежит в основе многих производственных конфликтов. Должность является более размытым и путаным понятием, поэтому определить это понятие сложнее. Например, иногда под должностью понимают разновидность руководящей работы. Иногда должность совпадает с пониманием квалификации. Более распространенное понимание должности - это любая фиксированная работа и профессия. Климов выделяет более конкретные аспекты понятия "профессия":
Труд.д-ть-это пр-с реал-ции чел-х ресурсов,к-ые м.б.разными и меняются в завис-ти от возраста,проф.подготов,состояния зд-я. Труд – целесообразная д-ть чела,яв-щаяся одним из видов осозн-ной акт-ти чела,направ-ная на преобраз-ние окр.мира д/удовлет-ия потреб-ей чела,созданиематер.и дух.ценностей,личного достатка. Ф-ции труда: познаватель,преобразоват,ценностно-ориентировочная,коммуникативная,создания и потребления разл.ценностей. Тр.д-ть представлена двумя планами: внеш и внут. ВНЕШНЯЯ хар-ка д-ти осущ-ся ч/з понятия объекта,предмета и субъекта труда,условий и средств д-ти. Предмет труда:совок-сть вещей,пр-сов и яв-ний,с к-ми субъект в ходе д-ти практически/мысленно вз/дей-ет. Средства труда: совок-сть орудий,способных усилить возмож-ти чела респознавать особ-сти предмета труда и воздей-ать на него. ВНУТРЕННЯЯ хар-ка д-ти предпол-ет описание пр-сов и мех-змов ее психич.регул-ции,стр-ры и содер-ния,а также опре-х средств ее реал-ции. К.Маркс заложил основу совр.понимания тр.д-ти.К осн.хар-кам труда он относил: целенапр-сть,д-ть носит практ.хар-р,труд материал-ся в предмете труда,труд носит общест.хар-р. На основании представлений Маркса о специф-сти труда чела Шадриков выд-ет 3 вз/св аспекта тр.д-ти: предметно-действенный,физиологический,психологический
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |