Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения

Смутное время начала XVII в.

Причины Смуты.В начале XVII в. в России произошли события, вошедшие в историю под названием Смутного времени. Это был глу­бочайший кризис, охвативший все стороны жизни общества и по­ставивший под вопрос само существование Русского государства.

Смута имела многие причины. Среди главных из них историки называют «великое разорение» конца XVI в., ставшее результатом опричнины и многих войн времен Ивана Грозного, прежде всего неудачной Ливонской войны. Последствием кризиса стало начало закрепощения крестьян. Хозяйственное разорение и закрепоще­ние вызвали бегство крестьян, а также представителей других сословий на окраины России, где они становились казаками. Имен­но казаки стали главной антиправительственной силой, действо­вавшей в период Смуты.

Недовольны были существующими порядками и дворяне. Они составляли основную часть войска, однако почти не участвовали в управлении государством. Поэтому часть дворянства выступала в период Смуты как враждебная государству сила.

Начало Смуты.Первые годы царствования Годунова были удач­ны. Однако в 1601 г. случился страшный неурожай. То же было в 1602 и 1603 гг. Такой беды не знали предыдущие поколения. В Москву толпами стекались нищие, тысячи людей погибали от голода. Ели кошек, собак, сено, солому и даже друг друга. В ряде районов Московского государства хлеб был. Однако зерно из за­пасов продавалось по высокой цене или зарывалось в землю. По­пытки царя Бориса обеспечить нуждающихся провалились. Нача­лись восстания холопов, которые были выгнаны хозяевами и ос­тались без средств к существованию.

Толчком к Смуте стало прекращение правившей в России дина­стии. Таинственная смерть царевича Дмитрия сразу породила слухи о его чудесном спасении. Это привело к появлению самозванцев, которые собирали вокруг себя народ, недовольный государями и их политикой. Наиболее удачливым был первый самозванец. Ско­рее всего это был Григорий Отрепьев, бывший дворянин, а затем беглый монах.

Этот молодой человек объявился на территории Речи Посполи-той, где «открылся» польским магнатам. Лжедмитрий I обвенчался с дочерью магната Мариной Мнишек, его поддержали король и католическое духовенство. Самозванец обещал расплатиться рус­скими землями, богатствами, введением в стране католичества. С отрядом польской шляхты (дворян) и запорожских казаков он в конце 1604 г. перешел границу России.

Основные события Смуты.Силы самозванца, несмотря на по­ражения от войск Бориса Годунова, непрерывно увеличивались. Многие города восторженно встречали «царевича», видя в нем будущего доброго царя, защитника народа. Все решилось в 1605 г., после получения из Москвы вести о смерти Бориса Годунова. Цар­ские полки перешли на сторону самозванца. 20 июня 1605 г. он, радостно приветствуемый москвичами, въехал в столицу.

Лжедмитрий I был вынужден что-то сделать для низов. Однако в целом крепостнические законы остались прежними. В то же время поддерживавшие его дворяне и польские наемники получили и земли, и деньги. Но произошло ухудшение отношений с Речью Посполитой, ибо самозванец «забыл» о своих обещаниях передать земли и ввести католичество. 3 мая 1606 г. с огромной свитой в Москву въехала невеста царя Марина Мнишек. Поляки вели себя как завоеватели, грабили, творили насилия, издевались над православием, что вызывало возмущение москвичей. Одновременно за­говор плели бояре во главе с князем Василием Ивановичем Шуй­ским. На рассвете 17 мая раздались удары колокола, Шуйский объ­явил собравшемуся народу, что «Литва собирается убить царя и перебить бояр», и призвал их бить иноземцев. Люди ворвались в царский дворец. В это время заговорщики расправились с царем.

Москвичи на импровизированном земском соборе избрали царем Василия Шуйского. Василий на кресте поклялся править в согласии с боярами, никого не казнить без суда, не отнимать у родственников осужденных их вотчины, а у купцов — их имуще­ство («крестоцеловальная запись»). Патриархом избрали казанского митрополита Гермогена, отличавшегося непримиримостью к ино­земцам. Для политики «боярского царя» характерен указ о введе­нии 15-летнего срока сыска беглых крестьян.

Многие приверженцы самозванца бежали в южные уезды или Речь Посполитую и сразу начали искать новую кандидатуру на роль Дмитрия. Один из таких приверженцев выдал себя за «царя» бывшему холопу Ивану Болотникову, который возвращался через Польшу на Русь из турецкого плена, и поручил ему собрать силы для борьбы с Шуйским. Болотников, прибыв в пограничный го­род Путивль, где воеводой был другой сторонник самозванца, собрал вокруг себя всех недовольных политикой Василия Шуй­ского. В своих грамотах Болотников призывал бедных бороться с богатыми. 2 декабря 1606 г. войско Болотникова подошло к селу Коломенскому под Москвой. Однако некоторые дворяне из его войска перешли к Шуйскому. Болотниковцев разбили, они ото­шли к Калуге, а затем к Туле.

Осенью 1607 г. войска во главе с Василием Шуйским, нанеся повстанцам ряд поражений, осадили Болотникова в Туле. Была насыпана дамба через реку Упу, что привело к наводнению в Туле и последующей сдаче восставших. Шуйский, ранее обещавший Болотникову пощаду, расправился с ним.

Значительная часть войска Болотникова отступила на юг, где появился новый самозванец неизвестного происхождения Лже-дмитрий II. К нему стеклось множество людей. Лжедмитрий II на­нес поражение войскам Шуйского и дошел до Москвы, где у села Тушино расположился лагерем, отчего получил прозвище Тушинский вор. Армия самозванца увеличивалась за счет поляков и казаков. В Тушино из Москвы приехало много представителей знатных семей, некоторые умудрялись служить обоим царям («ту­шинские перелеты»). В Тушине оказалась и Марина Мнишек, при­знавшая «мужа». Отряды тушинцев грабили села, города. Троице-Сергиева лавра была осаждена отрядом Яна Сапеги. Все это отвра­тило население от Лжедмитрия II.

Однако и положение Шуйского оставалось тяжелым. Авторитет его падал. Стремясь освободиться от польско-литовских захватчиков, царь заключил договор о помощи со Швецией, которой обещал за это ряд земель. Племянник царя М. В. Скопин-Шуйский во главе русско-шведского войска двинулся к Москве. Против него Лжедмит­рий посылал все новые и новые силы, и все они терпели поражение от молодого полководца. Тогда же отряд рязанцев во главе с Проко-пием Ляпуновым очистил от тушинцев рязанские города.

Осенью 1609 г. польский король Сигизмунд III открыто всту­пил в войну с Россией, осадив Смоленск. Многие поляки поки­нули Тушинского вора, поспешив под Смоленск. Лжедмитрий II бежал в Калугу. Некоторые бояре, находившиеся в Тушине, объя­вили о своем желании иметь царем сына Сигизмунда Владислава.

С крушением лагеря Тушинского вора Москва в 1610 г. освобо­дилась от осады. В нее торжественно въехал М.В.Скопин-Шуйский, народ приветствовал его как освободителя и наследника без­детного царя Василия. М.В.Скопин-Шуйский готовился выступить против поляков, но внезапно умер. Говорили, что его отравили завистливые братья Василия Шуйского, мечтавшие о престоле.

Решающее сражение войска Шуйского с войсками Сигизмун­да под предводительством гетмана Жолкевского состоялось у де­ревни Клушино между Москвой и Можайском. Русская армия была разбита. Наемное шведское войско перешло на сторону поляков. Тогда же перешел в наступление на Москву Лжедмитрий II. В этой обстановке заговорщики свергли царя Василия Шуйского и на­сильно постригли его в монахи.

Управление перешло к боярскому совету во главе с князем Мстиславским (Семибоярщина). Жолкевский заключил с бояра­ми договор о передаче российского престола Владиславу и с вой­ском вступил в Москву. Большая часть русских городов присягну­ла Владиславу, кроме тех, кто еще поддерживал самозванца. Но Сигизмунд III решил не сажать на московский трон сына, а завла­деть Россией. В декабре 1610 г. был убит своими приближенными Лжедмитрий II, но казаки провозгласили царем сына Марины Мнишек малолетнего Ивана. Смута продолжалась.

3 июня 1611 г. после двухлетней осады пал Смоленск. Боль­шинство его защитников погибло, а руководитель обороны боя­рин М. Б. Шеин попал в плен. Почти одновременно пал и Новго­род, взятый шведскими войсками. Здесь был провозглашен госу­дарем сын шведского короля Карл-Филипп.

В это время П. Ляпунов обратился ко всем русским городам с призывом встать на защиту родной земли и двинуться к Москве, а после ее освобождения всем миром избрать нового царя. Из всех уездов собирали первое ополчение. На сходках в городах, уездах люди приносили клятву стоять за православную веру и Москов­ское государство. Почти из всех городов стягивалось к Москве опол­чение. С Ляпуновым заключили соглашение сторонники убитого самозванца. К началу марта 1611 г. ополчение подошло к Москве.

Однако поляки подожгли город, укрепившись в Китай-городе и Кремле. Ополчению из-за пожара не удалось соединиться с вос­ставшими москвичами. Одним из первых в Москву вошел отряд под командованием князя Дмитрия Пожарского, который был ранен в ходе боев. Все деревянные строения Москвы сгорели. Ос­тававшиеся в Китай-городе москвичи были перебиты поляками.

Ополчение стало под Москвой лагерем и вело бои с интервен­тами. Был создан «Совет всей Земли» во главе с князем Д. Т. Тру­бецким, П.П.Ляпуновым и казачьим атаманом И.С.Заруцким. Однако вскоре казаки убили Ляпунова, после чего многие опол­ченцы начали уходить из подмосковного лагеря.

Призывы патриарха Гермогена, которого поляки держали в заточении, монахов Троице-Сергиева монастыря продолжать борь­бу с оккупантами расходились по всей стране. На сходке в Ниж­нем Новгороде земский староста купец Кузьма Минин призвал людей не пожалеть своего имущества на освобождение православ­ного отечества. Нижегородцы откликнулись на призыв Минина и избрали его руководителем ополчения. По совету Минина в пред­водители ополчения был избран князь Д.М.Пожарский, который был известен своим мужеством и ни разу не был замечен в сно­шениях с самозванцем или польским королем. Было решено не ограничиваться добровольными пожертвованиями, а ввести сбор «пятины» (чрезвычайный государственный налог в размере 1/5 го­дового дохода). Из Нижнего Новгорода второе ополчение двину­лось вверх по Волге. По пути Минин собирал деньги с волжских городов. К войску Пожарского присоединялись ополченцы из дру­гих городов. К весне 1612 г. русское войско прибыло в Ярославль, где остановилось на отдых и пополнение. Здесь был создан «Совет всей Земли» во главе с Мининым и Пожарским. В это же время Заруцкий бежал на юг, но большая часть казаков осталась под Москвой с Трубецким.

20 августа 1612 г. второе ополчение подошло к Москве. В сраже­ниях 22 и 24 августа силами обоих ополчений были разбиты польские войска, шедшие на помощь засевшим в Кремле интер­вентам. Затем началась осада города, в котором захватчики вскоре начали страдать от нехватки продовольствия. 22 октября казаки взяли Китай-город. 24 октября гарнизон Кремля сдался.

Избрание Михаила Романова.21 декабря 1612 г. грамоты, ра­зосланные «Советом всей Земли» по городам, приглашали в Москву выборных людей для избрания государя. На Земском соборе, со­бравшемся в январе 1613 г., были отвергнуты предложения из­брать царем шведского принца, вернуть царский венец Василию Шуйскому. Большая часть дворян, а также горожане и казаки вы­сказывались за избрание царем Михаила Федоровича Романова. Во многом это объяснялось родственными связями Романовых с ца­рем Федором Иоанновичем. После ожесточенных споров царем избрали Михаила. 11 июля 1613 г. он венчался на царство, став основателем новой династии — Романовых.

Русская культура XVI—XVIII вв.

Развитие культуры в XVI в. После образования единого Русско­го государства в конце XV—XVI в. появилось немало произведе­ний о путях дальнейшего развития страны. Недаром XVI век назы­вают веком публицистики. Дворянин Иван Пересветов в сочине­нии, предназначенном для Ивана Грозного, выдвинул идею со­здания государства с безграничной властью правителя над его подданными. Однако управлять он должен был, держа в узде круп­ных землевладельцев, в интересах «простых воинников», т. е. дво­рян. С иными предложениями выступил Андрей Курбский, напи­савший после бегства в Литву несколько произведений и посла­ний Ивану Грозному. Он считал, что царь, если он хочет блага своей стране, должен править в согласии не только с боярами, но и с выборными от всех свободных сословий («всенародными че­ловеками»). Иван Грозный в ответных посланиях Курбскому ра­зоблачал крамолы бояр и доказывал, что именно их измены и становятся причиной гибели государства. Поэтому царь по своей воле, в которой выражается воля Бога, должен «казнить и мило­вать» любых своих подданных.

В XVI в. в русской архитектуре возник национальный шатровый стиль. Наиболее выдающимися памятниками этого стиля стали церковь Вознесения в селе Коломенском и находящаяся недалеко церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове. Символом России стал Покровский собор «на рву» (храм Василия Блаженного) на Крас­ной площади. Он был возведен зодчими Постником Яковлевым и Бармой в 1554—1561 гг. в честь взятия Казани.

В XVI в. вокруг многих городов были построены каменные сте­ны. Наиболее известным создателем укреплений в России был Ф. С. Конь. Им построены стены Белого города в Москве, стены Смоленска и т.д.

Начало книгопечатания.Важнейшим событием XVI в. стало рас­пространение книгопечатания. Первая печатная книга на славян­ском языке с кириллическим шрифтом была отпечатана в Крако­ве в конце XV в. В начале следующего столетия такие книги изда­вал западнорусский просветитель Франциск Скорина.

В Москве первые книги напечатали в 50-е гг. XVI в. Однако точ­ная дата их издания, как и имена печатников, неизвестны. В 1564 г. священник Иван Федоров издал знаменитый «Апостол». Этот год и считается годом начала русского книгопечатания. В «Апостоле» не было ни одной опечатки. После отъезда Ивана Федорова в Великое княжество Литовское, где он продолжал издавать книги, в том числе напечатал первую русскую азбуку и первую полную печатную Биб­лию, типография в Москве продолжала действовать.

Культура России XVII в.Почти весь XVII век прошел в непре­рывных военных столкновениях. Борьба с западными соседями заставила пристальнее приглядеться к их быту. Необходимо было понять преимущества Запада и попытаться, усвоив их, обратить в свою пользу.

Сближение с Западом вносило в сознание русских людей це­лый ряд новых понятий. Заимствование военной и промышлен­ной техники, приемов ведения хозяйства открывало перед рус­скими людьми новую перспективу деятельности, непривычную по форме и содержанию, и тем самым приучало даже к иному образу мыслей.

Под Москвой на месте нынешнего Лефортова возникла Не­мецкая слобода — целый уголок западноевропейского быта. По­явившиеся новая мебель, статуэтки, зеркала, хитро украшенные часы, столы и стулья «немецкой» и «польской» работы вносили заметные изменения в интерьер царского дворца и боярских дво­ров. Выходили многочисленные переводы с латинского, немец­кого, польского языков.

По царскому почину возникли в Москве «комедийные дей­ства». Они устраивались пастором Грегори с помощью москов­ской молодежи из иноземцев. Пастор стал затем обучать «коме­дийному делу» и русских. Среди них были и первые на Руси «кре­постные актеры» — дворовые люди боярина А. С. Матвеева. Они же играли на музыкальных инструментах и танцевали на западно­европейский манер.

Процесс обмирщения культуры шел в России на протяжении всего XVII в. Культура постепенно выходила из-под церковного влияния.

Расцвет русской общественной мысли первой четверти XVII в. связан с появлением ряда повествований о Смутном времени. Наиболее известными из них являются «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Хворостинина.

Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий. Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем царских детей. Симеон был первым придворным поэтом, сочи­нявшим оды в честь царской семьи. Идеи древнего благочестия ярко отражены в «Житии» протопопа Аввакума, автобиографии вдохновителя движения старообрядцев. На протяжении столетия появляются разнообразные бытовые повести, рисующие повсед­невную жизнь простых людей — «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная».

В XVII в. существенным изменениям подверглось зодчество. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось де­рево (вершиной деревянного зодчества XVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней), все больший размах приобретает кирпичное строитель­ство.

Мастера начали использовать многоцветные изразцы, фигур­ный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам торжественный праздничный вид. Расцвета достигло традицион­ное храмовое искусство. В XVII в. был построен величественный Ростовский кремль.

Изобразительное искусство было представлено, прежде всего, иконописью. Старая иконописная традиция постепенно утрачи­вала свои позиции, не выдерживая натиска новых веяний.

Самым выдающимся живописцем был Симон Ушаков. Он был руководителем иконописной мастерской, писал иконы и парсу­ны, миниатюры и фрески. Под его руководством были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата в Мос­ковском Кремле. Больше всего Ушаков интересовался изображе­нием человеческого лица. Используя традиционные иконографи­ческие приемы, он стремился к мягкости переходов, с помощью игры света и тени добивался объемности и реальности изобра­женных ликов.

Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в про­свещении. Были открыты первые светские школы для детей. Пер­вый печатный букварь, составленный Василием Бурцевым, был опубликован еще в 1634 г. В 1666 г. при Заиконоспасском монас­тыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе, основным предметом в которой был греческий язык. В 1687 г. в России открылось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия.

Развитие культуры в XVIII в.Мощный толчок в развитии куль­туры связан с именем Петра I.Изменения коснулись всех обла­стей культуры. Так, большие перемены ощущались в изобрази­тельном искусстве. Именно тогда в России появились первые художники, полностью отошедшие от традиций церковной живо­писи (А.Матвеев, И.Никитин). Тогда же происходит становление русской науки. По указу Петра, уже после его смерти в 1725 г., была открыта Академия наук, ставшая со временем мощным науч­ным центром.

Крупнейшим русским ученым XVIII в., научная деятельность которого была связана с Академией наук, был Михаил Васильевич Ломоносов. По некоторым отраслям науки, таким, как физика, хи­мия, минералогия и др., его можно назвать первым русским спе­циалистом. Ломоносовым была создана первая русская химическая лаборатория. Он разработал технологию изготовления специальной художественной смальты из стекла, из которой он собрал несколь­ко картин, прежде всего «Полтавскую баталию». Ломоносов зани­мался и вопросами минералогии. Сразу же по вступлении в акаде­мию он начал обработку коллекции минералов, купленных Пет­ром Великим за границей и собранных путешественниками по Сибири, и позднее опубликовал своеобразный каталог этой кол­лекции. Ломоносов был и реформатором русского литературного языка, талантливым поэтом своего времени.

Величайшей заслугой Ломоносова стало основание им первого русского университета в Москве в 1 755 г.

Во второй половине XVIII в. русская наука достигла зримых успехов. Русские профессора постепенно всюду заменяли иност­ранных, лучшие представители которых также многое сделали для развития науки и просвещения в России. Так, ботаник Паллас дал подробное описание флоры России. Появился в России и первый профессиональный минералог — В. М. Севергин. Целый ряд гео­графов работали над исследованиями Российской империи. Нача­лись работы на побережье Ледовитого океана, продолжились на­чатые при Петре I гидрографические работы на Черном и Азов­ском морях.

Еще Петр намеревался создать систему школ, училищ для на­чального и среднего образования. Но только при Екатерине II были сделаны некоторые шаги по этому пути. В 1786 г. утвержден «Устав о народных училищах», согласно которому предполагалось учре­дить в губернских городах главные училища, а в уездных малые. Но, приняв «Устав», правительство не отпустило на содержание училищ никаких средств.

При Смольном монастыре в 1764 г. было основано закрытое женское учебное заведение с двумя отделениями — одно для де­вочек из благородных семей, другое — для мещанок. Учреждени­ем Смольного института было положено начало женскому обра­зованию в России.

В русском искусстве XVIII в. получили развитие такие направ­ления, как барокко, классицизм, просветительский реализм и сентиментализм.

Архитекторы, работавшие в стиле барокко, стремились уди­вить, поразить зрителя вычурностью форм, грандиозностью и пышностью зданий. Наивысшего подъема стиль барокко достиг в первой половине XVIII в. в творчестве известного архитектора В.В.Растрелли, построившего Зимний дворец в Петербурге, Ека­терининский дворец в Царском Селе. Для русского барокко ха­рактерна многоцветная раскраска фасадов, придававшая зданиям особую праздничность и жизнерадостность.

Во второй половине XVIII в. на смену барокко приходит клас­сицизм, представленный такими выдающимися архитекторами, как В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старое. Своеобразие рус­ского классицизма было во многом обусловлено особенностями национального просветительского движения XVIII в. Для класси­цизма характерны строгость и цельность мировоззрения, стрем­ление выдать реальное за идеальное.

Вместе с тем в русском искусстве, и особенно в литературе, классицизм соседствует с сентиментализмом и реализмом. Сплете­ние различных художественных течений обнаруживается в литера­турных образах, созданных Д. И. Фонвизиным и М. В. Ломоносовым, А.П.Сумароковым и Г.Р.Державиным, А.Н.Радищевым и И.А.Кры­ловым. Наиболее отчетливо просветительский реализм прослежи­вается в сатирических литературных жанрах, в живописном и скульп­турном портрете, в комедийном жанре.

В последней четверти XVIII в. возникает сентиментализм. Важ­нейшим представителем русского литературного сентиментализ­ма является Н. М. Карамзин — автор «Писем русского путешествен­ника», «Бедной Лизы». Карамзин был одним из первых авторов, показавших жизнь и чувства простых людей.

Ведущее место в формировании просветительской идеологии XVIII в. занимали Н. И. Новиков и А. Н. Радищев.

Н.И.Новиков вошел в историю как один из первых русских журналистов, он издавал журналы «Трутень», «Живописец», «Ко­шелек», «Пустомеля», где обличал помещиков-крепостников.

В 1790 г. вышло знаменитое произведение Н.А. Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву». В нем автор прямо поста­вил вопрос об уничтожении в России крепостного права, по­скольку считал, что от рождения все люди равны. Радищев отка­зывал дворянам в праве называться сынами Отечества, поскольку считал угнетателей своего народа недостойными этого имени. Прочитав книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», Екате­рина II назвала ее автора «бунтовщиком хуже Пугачева». Автор был арестован и приговорен судом к смертной казни, заменен­ной ссылкой.

 

 

Смутное время начала XVII в.

Причины Смуты.В начале XVII в. в России произошли события, вошедшие в историю под названием Смутного времени. Это был глу­бочайший кризис, охвативший все стороны жизни общества и по­ставивший под вопрос само существование Русского государства.

Смута имела многие причины. Среди главных из них историки называют «великое разорение» конца XVI в., ставшее результатом опричнины и многих войн времен Ивана Грозного, прежде всего неудачной Ливонской войны. Последствием кризиса стало начало закрепощения крестьян. Хозяйственное разорение и закрепоще­ние вызвали бегство крестьян, а также представителей других сословий на окраины России, где они становились казаками. Имен­но казаки стали главной антиправительственной силой, действо­вавшей в период Смуты.

Недовольны были существующими порядками и дворяне. Они составляли основную часть войска, однако почти не участвовали в управлении государством. Поэтому часть дворянства выступала в период Смуты как враждебная государству сила.

Начало Смуты.Первые годы царствования Годунова были удач­ны. Однако в 1601 г. случился страшный неурожай. То же было в 1602 и 1603 гг. Такой беды не знали предыдущие поколения. В Москву толпами стекались нищие, тысячи людей погибали от голода. Ели кошек, собак, сено, солому и даже друг друга. В ряде районов Московского государства хлеб был. Однако зерно из за­пасов продавалось по высокой цене или зарывалось в землю. По­пытки царя Бориса обеспечить нуждающихся провалились. Нача­лись восстания холопов, которые были выгнаны хозяевами и ос­тались без средств к существованию.

Толчком к Смуте стало прекращение правившей в России дина­стии. Таинственная смерть царевича Дмитрия сразу породила слухи о его чудесном спасении. Это привело к появлению самозванцев, которые собирали вокруг себя народ, недовольный государями и их политикой. Наиболее удачливым был первый самозванец. Ско­рее всего это был Григорий Отрепьев, бывший дворянин, а затем беглый монах.

Этот молодой человек объявился на территории Речи Посполи-той, где «открылся» польским магнатам. Лжедмитрий I обвенчался с дочерью магната Мариной Мнишек, его поддержали король и католическое духовенство. Самозванец обещал расплатиться рус­скими землями, богатствами, введением в стране католичества. С отрядом польской шляхты (дворян) и запорожских казаков он в конце 1604 г. перешел границу России.

Основные события Смуты.Силы самозванца, несмотря на по­ражения от войск Бориса Годунова, непрерывно увеличивались. Многие города восторженно встречали «царевича», видя в нем будущего доброго царя, защитника народа. Все решилось в 1605 г., после получения из Москвы вести о смерти Бориса Годунова. Цар­ские полки перешли на сторону самозванца. 20 июня 1605 г. он, радостно приветствуемый москвичами, въехал в столицу.

Лжедмитрий I был вынужден что-то сделать для низов. Однако в целом крепостнические законы остались прежними. В то же время поддерживавшие его дворяне и польские наемники получили и земли, и деньги. Но произошло ухудшение отношений с Речью Посполитой, ибо самозванец «забыл» о своих обещаниях передать земли и ввести католичество. 3 мая 1606 г. с огромной свитой в Москву въехала невеста царя Марина Мнишек. Поляки вели себя как завоеватели, грабили, творили насилия, издевались над православием, что вызывало возмущение москвичей. Одновременно за­говор плели бояре во главе с князем Василием Ивановичем Шуй­ским. На рассвете 17 мая раздались удары колокола, Шуйский объ­явил собравшемуся народу, что «Литва собирается убить царя и перебить бояр», и призвал их бить иноземцев. Люди ворвались в царский дворец. В это время заговорщики расправились с царем.

Москвичи на импровизированном земском соборе избрали царем Василия Шуйского. Василий на кресте поклялся править в согласии с боярами, никого не казнить без суда, не отнимать у родственников осужденных их вотчины, а у купцов — их имуще­ство («крестоцеловальная запись»). Патриархом избрали казанского митрополита Гермогена, отличавшегося непримиримостью к ино­земцам. Для политики «боярского царя» характерен указ о введе­нии 15-летнего срока сыска беглых крестьян.

Многие приверженцы самозванца бежали в южные уезды или Речь Посполитую и сразу начали искать новую кандидатуру на роль Дмитрия. Один из таких приверженцев выдал себя за «царя» бывшему холопу Ивану Болотникову, который возвращался через Польшу на Русь из турецкого плена, и поручил ему собрать силы для борьбы с Шуйским. Болотников, прибыв в пограничный го­род Путивль, где воеводой был другой сторонник самозванца, собрал вокруг себя всех недовольных политикой Василия Шуй­ского. В своих грамотах Болотников призывал бедных бороться с богатыми. 2 декабря 1606 г. войско Болотникова подошло к селу Коломенскому под Москвой. Однако некоторые дворяне из его войска перешли к Шуйскому. Болотниковцев разбили, они ото­шли к Калуге, а затем к Туле.

Осенью 1607 г. войска во главе с Василием Шуйским, нанеся повстанцам ряд поражений, осадили Болотникова в Туле. Была насыпана дамба через реку Упу, что привело к наводнению в Туле и последующей сдаче восставших. Шуйский, ранее обещавший Болотникову пощаду, расправился с ним.

Значительная часть войска Болотникова отступила на юг, где появился новый самозванец неизвестного происхождения Лже-дмитрий II. К нему стеклось множество людей. Лжедмитрий II на­нес поражение войскам Шуйского и дошел до Москвы, где у села Тушино расположился лагерем, отчего получил прозвище Тушинский вор. Армия самозванца увеличивалась за счет поляков и казаков. В Тушино из Москвы приехало много представителей знатных семей, некоторые умудрялись служить обоим царям («ту­шинские перелеты»). В Тушине оказалась и Марина Мнишек, при­знавшая «мужа». Отряды тушинцев грабили села, города. Троице-Сергиева лавра была осаждена отрядом Яна Сапеги. Все это отвра­тило население от Лжедмитрия II.

Однако и положение Шуйского оставалось тяжелым. Авторитет его падал. Стремясь освободиться от польско-литовских захватчиков, царь заключил договор о помощи со Швецией, которой обещал за это ряд земель. Племянник царя М. В. Скопин-Шуйский во главе русско-шведского войска двинулся к Москве. Против него Лжедмит­рий посылал все новые и новые силы, и все они терпели поражение от молодого полководца. Тогда же отряд рязанцев во главе с Проко-пием Ляпуновым очистил от тушинцев рязанские города.

Осенью 1609 г. польский король Сигизмунд III открыто всту­пил в войну с Россией, осадив Смоленск. Многие поляки поки­нули Тушинского вора, поспешив под Смоленск. Лжедмитрий II бежал в Калугу. Некоторые бояре, находившиеся в Тушине, объя­вили о своем желании иметь царем сына Сигизмунда Владислава.

С крушением лагеря Тушинского вора Москва в 1610 г. освобо­дилась от осады. В нее торжественно въехал М.В.Скопин-Шуйский, народ приветствовал его как освободителя и наследника без­детного царя Василия. М.В.Скопин-Шуйский готовился выступить против поляков, но внезапно умер. Говорили, что его отравили завистливые братья Василия Шуйского, мечтавшие о престоле.

Решающее сражение войска Шуйского с войсками Сигизмун­да под предводительством гетмана Жолкевского состоялось у де­ревни Клушино между Москвой и Можайском. Русская армия была разбита. Наемное шведское войско перешло на сторону поляков. Тогда же перешел в наступление на Москву Лжедмитрий II. В этой обстановке заговорщики свергли царя Василия Шуйского и на­сильно постригли его в монахи.

Управление перешло к боярскому совету во главе с князем Мстиславским (Семибоярщина). Жолкевский заключил с бояра­ми договор о передаче российского престола Владиславу и с вой­ском вступил в Москву. Большая часть русских городов присягну­ла Владиславу, кроме тех, кто еще поддерживал самозванца. Но Сигизмунд III решил не сажать на московский трон сына, а завла­деть Россией. В декабре 1610 г. был убит своими приближенными Лжедмитрий II, но казаки провозгласили царем сына Марины Мнишек малолетнего Ивана. Смута продолжалась.

3 июня 1611 г. после двухлетней осады пал Смоленск. Боль­шинство его защитников погибло, а руководитель обороны боя­рин М. Б. Шеин попал в плен. Почти одновременно пал и Новго­род, взятый шведскими войсками. Здесь был провозглашен госу­дарем сын шведского короля Карл-Филипп.

В это время П. Ляпунов обратился ко всем русским городам с призывом встать на защиту родной земли и двинуться к Москве, а после ее освобождения всем миром избрать нового царя. Из всех уездов собирали первое ополчение. На сходках в городах, уездах люди приносили клятву стоять за православную веру и Москов­ское государство. Почти из всех городов стягивалось к Москве опол­чение. С Ляпуновым заключили соглашение сторонники убитого самозванца. К началу марта 1611 г. ополчение подошло к Москве.

Однако поляки подожгли город, укрепившись в Китай-городе и Кремле. Ополчению из-за пожара не удалось соединиться с вос­ставшими москвичами. Одним из первых в Москву вошел отряд под командованием князя Дмитрия Пожарского, который был ранен в ходе боев. Все деревянные строения Москвы сгорели. Ос­тававшиеся в Китай-городе москвичи были перебиты поляками.

Ополчение стало под Москвой лагерем и вело бои с интервен­тами. Был создан «Совет всей Земли» во главе с князем Д. Т. Тру­бецким, П.П.Ляпуновым и казачьим атаманом И.С.Заруцким. Однако вскоре казаки убили Ляпунова, после чего многие опол­ченцы начали уходить из подмосковного лагеря.

Призывы патриарха Гермогена, которого поляки держали в заточении, монахов Троице-Сергиева монастыря продолжать борь­бу с оккупантами расходились по всей стране. На сходке в Ниж­нем Новгороде земский староста купец Кузьма Минин призвал людей не пожалеть своего имущества на освобождение православ­ного отечества. Нижегородцы откликнулись на призыв Минина и избрали его руководителем ополчения. По совету Минина в пред­водители ополчения был избран князь Д.М.Пожарский, который был известен своим мужеством и ни разу не был замечен в сно­шениях с самозванцем или польским королем. Было решено не ограничиваться добровольными пожертвованиями, а ввести сбор «пятины» (чрезвычайный государственный налог в размере 1/5 го­дового дохода). Из Нижнего Новгорода второе ополчение двину­лось вверх по Волге. По пути Минин собирал деньги с волжских городов. К войску Пожарского присоединялись ополченцы из дру­гих городов. К весне 1612 г. русское войско прибыло в Ярославль, где остановилось на отдых и пополнение. Здесь был создан «Совет всей Земли» во главе с Мининым и Пожарским. В это же время Заруцкий бежал на юг, но большая часть казаков осталась под Москвой с Трубецким.

20 августа 1612 г. второе ополчение подошло к Москве. В сраже­ниях 22 и 24 августа силами обоих ополчений были разбиты польские войска, шедшие на помощь засевшим в Кремле интер­вентам. Затем началась осада города, в котором захватчики вскоре начали страдать от нехватки продовольствия. 22 октября казаки взяли Китай-город. 24 октября гарнизон Кремля сдался.

Избрание Михаила Романова.21 декабря 1612 г. грамоты, ра­зосланные «Советом всей Земли» по городам, приглашали в Москву выборных людей для избрания государя. На Земском соборе, со­бравшемся в январе 1613 г., были отвергнуты предложения из­брать царем шведского принца, вернуть царский венец Василию Шуйскому. Большая часть дворян, а также горожане и казаки вы­сказывались за избрание царем Михаила Федоровича Романова. Во многом это объяснялось родственными связями Романовых с ца­рем Федором Иоанновичем. После ожесточенных споров царем избрали Михаила. 11 июля 1613 г. он венчался на царство, став основателем новой династии — Романовых.

Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения

Последствия Смуты и первые годы царствования.В первые годы царствования Михаилу Романову пришлось бороться с послед­ствиями Смуты. Царские войска и население воевали с отрядами казаков и поляков, продолжавших грабить города и деревни. Мно­гие казаки были привлечены на службу в качестве мелких дворян. Были захвачены и казнены Заруцкий, Марина Мнишек и ее сын Иван. Важнейшим событием стало заключение мирных договоров со Швецией (1617 г., Столбовский мир) и Польшей (1618 г., Деулинское перемирие). Россия потеряла Смоленск, северские земли, побережье Балтики. Однако из польского плена вернулся отец ц<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...