Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движенияСмутное время начала XVII в. Причины Смуты.В начале XVII в. в России произошли события, вошедшие в историю под названием Смутного времени. Это был глубочайший кризис, охвативший все стороны жизни общества и поставивший под вопрос само существование Русского государства. Смута имела многие причины. Среди главных из них историки называют «великое разорение» конца XVI в., ставшее результатом опричнины и многих войн времен Ивана Грозного, прежде всего неудачной Ливонской войны. Последствием кризиса стало начало закрепощения крестьян. Хозяйственное разорение и закрепощение вызвали бегство крестьян, а также представителей других сословий на окраины России, где они становились казаками. Именно казаки стали главной антиправительственной силой, действовавшей в период Смуты. Недовольны были существующими порядками и дворяне. Они составляли основную часть войска, однако почти не участвовали в управлении государством. Поэтому часть дворянства выступала в период Смуты как враждебная государству сила. Начало Смуты.Первые годы царствования Годунова были удачны. Однако в 1601 г. случился страшный неурожай. То же было в 1602 и 1603 гг. Такой беды не знали предыдущие поколения. В Москву толпами стекались нищие, тысячи людей погибали от голода. Ели кошек, собак, сено, солому и даже друг друга. В ряде районов Московского государства хлеб был. Однако зерно из запасов продавалось по высокой цене или зарывалось в землю. Попытки царя Бориса обеспечить нуждающихся провалились. Начались восстания холопов, которые были выгнаны хозяевами и остались без средств к существованию. Толчком к Смуте стало прекращение правившей в России династии. Таинственная смерть царевича Дмитрия сразу породила слухи о его чудесном спасении. Это привело к появлению самозванцев, которые собирали вокруг себя народ, недовольный государями и их политикой. Наиболее удачливым был первый самозванец. Скорее всего это был Григорий Отрепьев, бывший дворянин, а затем беглый монах. Этот молодой человек объявился на территории Речи Посполи-той, где «открылся» польским магнатам. Лжедмитрий I обвенчался с дочерью магната Мариной Мнишек, его поддержали король и католическое духовенство. Самозванец обещал расплатиться русскими землями, богатствами, введением в стране католичества. С отрядом польской шляхты (дворян) и запорожских казаков он в конце 1604 г. перешел границу России. Основные события Смуты.Силы самозванца, несмотря на поражения от войск Бориса Годунова, непрерывно увеличивались. Многие города восторженно встречали «царевича», видя в нем будущего доброго царя, защитника народа. Все решилось в 1605 г., после получения из Москвы вести о смерти Бориса Годунова. Царские полки перешли на сторону самозванца. 20 июня 1605 г. он, радостно приветствуемый москвичами, въехал в столицу. Лжедмитрий I был вынужден что-то сделать для низов. Однако в целом крепостнические законы остались прежними. В то же время поддерживавшие его дворяне и польские наемники получили и земли, и деньги. Но произошло ухудшение отношений с Речью Посполитой, ибо самозванец «забыл» о своих обещаниях передать земли и ввести католичество. 3 мая 1606 г. с огромной свитой в Москву въехала невеста царя Марина Мнишек. Поляки вели себя как завоеватели, грабили, творили насилия, издевались над православием, что вызывало возмущение москвичей. Одновременно заговор плели бояре во главе с князем Василием Ивановичем Шуйским. На рассвете 17 мая раздались удары колокола, Шуйский объявил собравшемуся народу, что «Литва собирается убить царя и перебить бояр», и призвал их бить иноземцев. Люди ворвались в царский дворец. В это время заговорщики расправились с царем. Москвичи на импровизированном земском соборе избрали царем Василия Шуйского. Василий на кресте поклялся править в согласии с боярами, никого не казнить без суда, не отнимать у родственников осужденных их вотчины, а у купцов — их имущество («крестоцеловальная запись»). Патриархом избрали казанского митрополита Гермогена, отличавшегося непримиримостью к иноземцам. Для политики «боярского царя» характерен указ о введении 15-летнего срока сыска беглых крестьян. Многие приверженцы самозванца бежали в южные уезды или Речь Посполитую и сразу начали искать новую кандидатуру на роль Дмитрия. Один из таких приверженцев выдал себя за «царя» бывшему холопу Ивану Болотникову, который возвращался через Польшу на Русь из турецкого плена, и поручил ему собрать силы для борьбы с Шуйским. Болотников, прибыв в пограничный город Путивль, где воеводой был другой сторонник самозванца, собрал вокруг себя всех недовольных политикой Василия Шуйского. В своих грамотах Болотников призывал бедных бороться с богатыми. 2 декабря 1606 г. войско Болотникова подошло к селу Коломенскому под Москвой. Однако некоторые дворяне из его войска перешли к Шуйскому. Болотниковцев разбили, они отошли к Калуге, а затем к Туле. Осенью 1607 г. войска во главе с Василием Шуйским, нанеся повстанцам ряд поражений, осадили Болотникова в Туле. Была насыпана дамба через реку Упу, что привело к наводнению в Туле и последующей сдаче восставших. Шуйский, ранее обещавший Болотникову пощаду, расправился с ним. Значительная часть войска Болотникова отступила на юг, где появился новый самозванец неизвестного происхождения Лже-дмитрий II. К нему стеклось множество людей. Лжедмитрий II нанес поражение войскам Шуйского и дошел до Москвы, где у села Тушино расположился лагерем, отчего получил прозвище Тушинский вор. Армия самозванца увеличивалась за счет поляков и казаков. В Тушино из Москвы приехало много представителей знатных семей, некоторые умудрялись служить обоим царям («тушинские перелеты»). В Тушине оказалась и Марина Мнишек, признавшая «мужа». Отряды тушинцев грабили села, города. Троице-Сергиева лавра была осаждена отрядом Яна Сапеги. Все это отвратило население от Лжедмитрия II. Однако и положение Шуйского оставалось тяжелым. Авторитет его падал. Стремясь освободиться от польско-литовских захватчиков, царь заключил договор о помощи со Швецией, которой обещал за это ряд земель. Племянник царя М. В. Скопин-Шуйский во главе русско-шведского войска двинулся к Москве. Против него Лжедмитрий посылал все новые и новые силы, и все они терпели поражение от молодого полководца. Тогда же отряд рязанцев во главе с Проко-пием Ляпуновым очистил от тушинцев рязанские города. Осенью 1609 г. польский король Сигизмунд III открыто вступил в войну с Россией, осадив Смоленск. Многие поляки покинули Тушинского вора, поспешив под Смоленск. Лжедмитрий II бежал в Калугу. Некоторые бояре, находившиеся в Тушине, объявили о своем желании иметь царем сына Сигизмунда Владислава. С крушением лагеря Тушинского вора Москва в 1610 г. освободилась от осады. В нее торжественно въехал М.В.Скопин-Шуйский, народ приветствовал его как освободителя и наследника бездетного царя Василия. М.В.Скопин-Шуйский готовился выступить против поляков, но внезапно умер. Говорили, что его отравили завистливые братья Василия Шуйского, мечтавшие о престоле. Решающее сражение войска Шуйского с войсками Сигизмунда под предводительством гетмана Жолкевского состоялось у деревни Клушино между Москвой и Можайском. Русская армия была разбита. Наемное шведское войско перешло на сторону поляков. Тогда же перешел в наступление на Москву Лжедмитрий II. В этой обстановке заговорщики свергли царя Василия Шуйского и насильно постригли его в монахи. Управление перешло к боярскому совету во главе с князем Мстиславским (Семибоярщина). Жолкевский заключил с боярами договор о передаче российского престола Владиславу и с войском вступил в Москву. Большая часть русских городов присягнула Владиславу, кроме тех, кто еще поддерживал самозванца. Но Сигизмунд III решил не сажать на московский трон сына, а завладеть Россией. В декабре 1610 г. был убит своими приближенными Лжедмитрий II, но казаки провозгласили царем сына Марины Мнишек малолетнего Ивана. Смута продолжалась. 3 июня 1611 г. после двухлетней осады пал Смоленск. Большинство его защитников погибло, а руководитель обороны боярин М. Б. Шеин попал в плен. Почти одновременно пал и Новгород, взятый шведскими войсками. Здесь был провозглашен государем сын шведского короля Карл-Филипп. В это время П. Ляпунов обратился ко всем русским городам с призывом встать на защиту родной земли и двинуться к Москве, а после ее освобождения всем миром избрать нового царя. Из всех уездов собирали первое ополчение. На сходках в городах, уездах люди приносили клятву стоять за православную веру и Московское государство. Почти из всех городов стягивалось к Москве ополчение. С Ляпуновым заключили соглашение сторонники убитого самозванца. К началу марта 1611 г. ополчение подошло к Москве. Однако поляки подожгли город, укрепившись в Китай-городе и Кремле. Ополчению из-за пожара не удалось соединиться с восставшими москвичами. Одним из первых в Москву вошел отряд под командованием князя Дмитрия Пожарского, который был ранен в ходе боев. Все деревянные строения Москвы сгорели. Остававшиеся в Китай-городе москвичи были перебиты поляками. Ополчение стало под Москвой лагерем и вело бои с интервентами. Был создан «Совет всей Земли» во главе с князем Д. Т. Трубецким, П.П.Ляпуновым и казачьим атаманом И.С.Заруцким. Однако вскоре казаки убили Ляпунова, после чего многие ополченцы начали уходить из подмосковного лагеря. Призывы патриарха Гермогена, которого поляки держали в заточении, монахов Троице-Сергиева монастыря продолжать борьбу с оккупантами расходились по всей стране. На сходке в Нижнем Новгороде земский староста купец Кузьма Минин призвал людей не пожалеть своего имущества на освобождение православного отечества. Нижегородцы откликнулись на призыв Минина и избрали его руководителем ополчения. По совету Минина в предводители ополчения был избран князь Д.М.Пожарский, который был известен своим мужеством и ни разу не был замечен в сношениях с самозванцем или польским королем. Было решено не ограничиваться добровольными пожертвованиями, а ввести сбор «пятины» (чрезвычайный государственный налог в размере 1/5 годового дохода). Из Нижнего Новгорода второе ополчение двинулось вверх по Волге. По пути Минин собирал деньги с волжских городов. К войску Пожарского присоединялись ополченцы из других городов. К весне 1612 г. русское войско прибыло в Ярославль, где остановилось на отдых и пополнение. Здесь был создан «Совет всей Земли» во главе с Мининым и Пожарским. В это же время Заруцкий бежал на юг, но большая часть казаков осталась под Москвой с Трубецким. 20 августа 1612 г. второе ополчение подошло к Москве. В сражениях 22 и 24 августа силами обоих ополчений были разбиты польские войска, шедшие на помощь засевшим в Кремле интервентам. Затем началась осада города, в котором захватчики вскоре начали страдать от нехватки продовольствия. 22 октября казаки взяли Китай-город. 24 октября гарнизон Кремля сдался. Избрание Михаила Романова.21 декабря 1612 г. грамоты, разосланные «Советом всей Земли» по городам, приглашали в Москву выборных людей для избрания государя. На Земском соборе, собравшемся в январе 1613 г., были отвергнуты предложения избрать царем шведского принца, вернуть царский венец Василию Шуйскому. Большая часть дворян, а также горожане и казаки высказывались за избрание царем Михаила Федоровича Романова. Во многом это объяснялось родственными связями Романовых с царем Федором Иоанновичем. После ожесточенных споров царем избрали Михаила. 11 июля 1613 г. он венчался на царство, став основателем новой династии — Романовых. Русская культура XVI—XVIII вв. Развитие культуры в XVI в. После образования единого Русского государства в конце XV—XVI в. появилось немало произведений о путях дальнейшего развития страны. Недаром XVI век называют веком публицистики. Дворянин Иван Пересветов в сочинении, предназначенном для Ивана Грозного, выдвинул идею создания государства с безграничной властью правителя над его подданными. Однако управлять он должен был, держа в узде крупных землевладельцев, в интересах «простых воинников», т. е. дворян. С иными предложениями выступил Андрей Курбский, написавший после бегства в Литву несколько произведений и посланий Ивану Грозному. Он считал, что царь, если он хочет блага своей стране, должен править в согласии не только с боярами, но и с выборными от всех свободных сословий («всенародными человеками»). Иван Грозный в ответных посланиях Курбскому разоблачал крамолы бояр и доказывал, что именно их измены и становятся причиной гибели государства. Поэтому царь по своей воле, в которой выражается воля Бога, должен «казнить и миловать» любых своих подданных. В XVI в. в русской архитектуре возник национальный шатровый стиль. Наиболее выдающимися памятниками этого стиля стали церковь Вознесения в селе Коломенском и находящаяся недалеко церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове. Символом России стал Покровский собор «на рву» (храм Василия Блаженного) на Красной площади. Он был возведен зодчими Постником Яковлевым и Бармой в 1554—1561 гг. в честь взятия Казани. В XVI в. вокруг многих городов были построены каменные стены. Наиболее известным создателем укреплений в России был Ф. С. Конь. Им построены стены Белого города в Москве, стены Смоленска и т.д. Начало книгопечатания.Важнейшим событием XVI в. стало распространение книгопечатания. Первая печатная книга на славянском языке с кириллическим шрифтом была отпечатана в Кракове в конце XV в. В начале следующего столетия такие книги издавал западнорусский просветитель Франциск Скорина. В Москве первые книги напечатали в 50-е гг. XVI в. Однако точная дата их издания, как и имена печатников, неизвестны. В 1564 г. священник Иван Федоров издал знаменитый «Апостол». Этот год и считается годом начала русского книгопечатания. В «Апостоле» не было ни одной опечатки. После отъезда Ивана Федорова в Великое княжество Литовское, где он продолжал издавать книги, в том числе напечатал первую русскую азбуку и первую полную печатную Библию, типография в Москве продолжала действовать. Культура России XVII в.Почти весь XVII век прошел в непрерывных военных столкновениях. Борьба с западными соседями заставила пристальнее приглядеться к их быту. Необходимо было понять преимущества Запада и попытаться, усвоив их, обратить в свою пользу. Сближение с Западом вносило в сознание русских людей целый ряд новых понятий. Заимствование военной и промышленной техники, приемов ведения хозяйства открывало перед русскими людьми новую перспективу деятельности, непривычную по форме и содержанию, и тем самым приучало даже к иному образу мыслей. Под Москвой на месте нынешнего Лефортова возникла Немецкая слобода — целый уголок западноевропейского быта. Появившиеся новая мебель, статуэтки, зеркала, хитро украшенные часы, столы и стулья «немецкой» и «польской» работы вносили заметные изменения в интерьер царского дворца и боярских дворов. Выходили многочисленные переводы с латинского, немецкого, польского языков. По царскому почину возникли в Москве «комедийные действа». Они устраивались пастором Грегори с помощью московской молодежи из иноземцев. Пастор стал затем обучать «комедийному делу» и русских. Среди них были и первые на Руси «крепостные актеры» — дворовые люди боярина А. С. Матвеева. Они же играли на музыкальных инструментах и танцевали на западноевропейский манер. Процесс обмирщения культуры шел в России на протяжении всего XVII в. Культура постепенно выходила из-под церковного влияния. Расцвет русской общественной мысли первой четверти XVII в. связан с появлением ряда повествований о Смутном времени. Наиболее известными из них являются «Сказание» Авраамия Палицына, «Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Словеса» князя Ивана Хворостинина. Ярким представителем официальной публицистики был монах Симеон Полоцкий. Переехав в 1661 г. в Москву, он стал учителем царских детей. Симеон был первым придворным поэтом, сочинявшим оды в честь царской семьи. Идеи древнего благочестия ярко отражены в «Житии» протопопа Аввакума, автобиографии вдохновителя движения старообрядцев. На протяжении столетия появляются разнообразные бытовые повести, рисующие повседневную жизнь простых людей — «Повесть о Ерше Ершовиче», «Повесть о Шемякином суде», «Калязинская челобитная». В XVII в. существенным изменениям подверглось зодчество. Хотя основным строительным материалом по-прежнему оставалось дерево (вершиной деревянного зодчества XVII в. был роскошный царский дворец в Коломенском, не сохранившийся до наших дней), все больший размах приобретает кирпичное строительство. Мастера начали использовать многоцветные изразцы, фигурный кирпич, белокаменные детали, что придавало постройкам торжественный праздничный вид. Расцвета достигло традиционное храмовое искусство. В XVII в. был построен величественный Ростовский кремль. Изобразительное искусство было представлено, прежде всего, иконописью. Старая иконописная традиция постепенно утрачивала свои позиции, не выдерживая натиска новых веяний. Самым выдающимся живописцем был Симон Ушаков. Он был руководителем иконописной мастерской, писал иконы и парсуны, миниатюры и фрески. Под его руководством были расписаны Архангельский и Успенский соборы, Грановитая палата в Московском Кремле. Больше всего Ушаков интересовался изображением человеческого лица. Используя традиционные иконографические приемы, он стремился к мягкости переходов, с помощью игры света и тени добивался объемности и реальности изображенных ликов. Признаки обмирщения культуры обнаруживаются и в просвещении. Были открыты первые светские школы для детей. Первый печатный букварь, составленный Василием Бурцевым, был опубликован еще в 1634 г. В 1666 г. при Заиконоспасском монастыре открылась школа, готовившая подьячих для приказов. В 1680 г. появилась школа при Печатном дворе, основным предметом в которой был греческий язык. В 1687 г. в России открылось первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия. Развитие культуры в XVIII в.Мощный толчок в развитии культуры связан с именем Петра I.Изменения коснулись всех областей культуры. Так, большие перемены ощущались в изобразительном искусстве. Именно тогда в России появились первые художники, полностью отошедшие от традиций церковной живописи (А.Матвеев, И.Никитин). Тогда же происходит становление русской науки. По указу Петра, уже после его смерти в 1725 г., была открыта Академия наук, ставшая со временем мощным научным центром. Крупнейшим русским ученым XVIII в., научная деятельность которого была связана с Академией наук, был Михаил Васильевич Ломоносов. По некоторым отраслям науки, таким, как физика, химия, минералогия и др., его можно назвать первым русским специалистом. Ломоносовым была создана первая русская химическая лаборатория. Он разработал технологию изготовления специальной художественной смальты из стекла, из которой он собрал несколько картин, прежде всего «Полтавскую баталию». Ломоносов занимался и вопросами минералогии. Сразу же по вступлении в академию он начал обработку коллекции минералов, купленных Петром Великим за границей и собранных путешественниками по Сибири, и позднее опубликовал своеобразный каталог этой коллекции. Ломоносов был и реформатором русского литературного языка, талантливым поэтом своего времени. Величайшей заслугой Ломоносова стало основание им первого русского университета в Москве в 1 755 г. Во второй половине XVIII в. русская наука достигла зримых успехов. Русские профессора постепенно всюду заменяли иностранных, лучшие представители которых также многое сделали для развития науки и просвещения в России. Так, ботаник Паллас дал подробное описание флоры России. Появился в России и первый профессиональный минералог — В. М. Севергин. Целый ряд географов работали над исследованиями Российской империи. Начались работы на побережье Ледовитого океана, продолжились начатые при Петре I гидрографические работы на Черном и Азовском морях. Еще Петр намеревался создать систему школ, училищ для начального и среднего образования. Но только при Екатерине II были сделаны некоторые шаги по этому пути. В 1786 г. утвержден «Устав о народных училищах», согласно которому предполагалось учредить в губернских городах главные училища, а в уездных малые. Но, приняв «Устав», правительство не отпустило на содержание училищ никаких средств. При Смольном монастыре в 1764 г. было основано закрытое женское учебное заведение с двумя отделениями — одно для девочек из благородных семей, другое — для мещанок. Учреждением Смольного института было положено начало женскому образованию в России. В русском искусстве XVIII в. получили развитие такие направления, как барокко, классицизм, просветительский реализм и сентиментализм. Архитекторы, работавшие в стиле барокко, стремились удивить, поразить зрителя вычурностью форм, грандиозностью и пышностью зданий. Наивысшего подъема стиль барокко достиг в первой половине XVIII в. в творчестве известного архитектора В.В.Растрелли, построившего Зимний дворец в Петербурге, Екатерининский дворец в Царском Селе. Для русского барокко характерна многоцветная раскраска фасадов, придававшая зданиям особую праздничность и жизнерадостность. Во второй половине XVIII в. на смену барокко приходит классицизм, представленный такими выдающимися архитекторами, как В. И. Баженов, М. Ф. Казаков, И. Е. Старое. Своеобразие русского классицизма было во многом обусловлено особенностями национального просветительского движения XVIII в. Для классицизма характерны строгость и цельность мировоззрения, стремление выдать реальное за идеальное. Вместе с тем в русском искусстве, и особенно в литературе, классицизм соседствует с сентиментализмом и реализмом. Сплетение различных художественных течений обнаруживается в литературных образах, созданных Д. И. Фонвизиным и М. В. Ломоносовым, А.П.Сумароковым и Г.Р.Державиным, А.Н.Радищевым и И.А.Крыловым. Наиболее отчетливо просветительский реализм прослеживается в сатирических литературных жанрах, в живописном и скульптурном портрете, в комедийном жанре. В последней четверти XVIII в. возникает сентиментализм. Важнейшим представителем русского литературного сентиментализма является Н. М. Карамзин — автор «Писем русского путешественника», «Бедной Лизы». Карамзин был одним из первых авторов, показавших жизнь и чувства простых людей. Ведущее место в формировании просветительской идеологии XVIII в. занимали Н. И. Новиков и А. Н. Радищев. Н.И.Новиков вошел в историю как один из первых русских журналистов, он издавал журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелек», «Пустомеля», где обличал помещиков-крепостников. В 1790 г. вышло знаменитое произведение Н.А. Радищева — «Путешествие из Петербурга в Москву». В нем автор прямо поставил вопрос об уничтожении в России крепостного права, поскольку считал, что от рождения все люди равны. Радищев отказывал дворянам в праве называться сынами Отечества, поскольку считал угнетателей своего народа недостойными этого имени. Прочитав книгу «Путешествие из Петербурга в Москву», Екатерина II назвала ее автора «бунтовщиком хуже Пугачева». Автор был арестован и приговорен судом к смертной казни, замененной ссылкой.
Смутное время начала XVII в. Причины Смуты.В начале XVII в. в России произошли события, вошедшие в историю под названием Смутного времени. Это был глубочайший кризис, охвативший все стороны жизни общества и поставивший под вопрос само существование Русского государства. Смута имела многие причины. Среди главных из них историки называют «великое разорение» конца XVI в., ставшее результатом опричнины и многих войн времен Ивана Грозного, прежде всего неудачной Ливонской войны. Последствием кризиса стало начало закрепощения крестьян. Хозяйственное разорение и закрепощение вызвали бегство крестьян, а также представителей других сословий на окраины России, где они становились казаками. Именно казаки стали главной антиправительственной силой, действовавшей в период Смуты. Недовольны были существующими порядками и дворяне. Они составляли основную часть войска, однако почти не участвовали в управлении государством. Поэтому часть дворянства выступала в период Смуты как враждебная государству сила. Начало Смуты.Первые годы царствования Годунова были удачны. Однако в 1601 г. случился страшный неурожай. То же было в 1602 и 1603 гг. Такой беды не знали предыдущие поколения. В Москву толпами стекались нищие, тысячи людей погибали от голода. Ели кошек, собак, сено, солому и даже друг друга. В ряде районов Московского государства хлеб был. Однако зерно из запасов продавалось по высокой цене или зарывалось в землю. Попытки царя Бориса обеспечить нуждающихся провалились. Начались восстания холопов, которые были выгнаны хозяевами и остались без средств к существованию. Толчком к Смуте стало прекращение правившей в России династии. Таинственная смерть царевича Дмитрия сразу породила слухи о его чудесном спасении. Это привело к появлению самозванцев, которые собирали вокруг себя народ, недовольный государями и их политикой. Наиболее удачливым был первый самозванец. Скорее всего это был Григорий Отрепьев, бывший дворянин, а затем беглый монах. Этот молодой человек объявился на территории Речи Посполи-той, где «открылся» польским магнатам. Лжедмитрий I обвенчался с дочерью магната Мариной Мнишек, его поддержали король и католическое духовенство. Самозванец обещал расплатиться русскими землями, богатствами, введением в стране католичества. С отрядом польской шляхты (дворян) и запорожских казаков он в конце 1604 г. перешел границу России. Основные события Смуты.Силы самозванца, несмотря на поражения от войск Бориса Годунова, непрерывно увеличивались. Многие города восторженно встречали «царевича», видя в нем будущего доброго царя, защитника народа. Все решилось в 1605 г., после получения из Москвы вести о смерти Бориса Годунова. Царские полки перешли на сторону самозванца. 20 июня 1605 г. он, радостно приветствуемый москвичами, въехал в столицу. Лжедмитрий I был вынужден что-то сделать для низов. Однако в целом крепостнические законы остались прежними. В то же время поддерживавшие его дворяне и польские наемники получили и земли, и деньги. Но произошло ухудшение отношений с Речью Посполитой, ибо самозванец «забыл» о своих обещаниях передать земли и ввести католичество. 3 мая 1606 г. с огромной свитой в Москву въехала невеста царя Марина Мнишек. Поляки вели себя как завоеватели, грабили, творили насилия, издевались над православием, что вызывало возмущение москвичей. Одновременно заговор плели бояре во главе с князем Василием Ивановичем Шуйским. На рассвете 17 мая раздались удары колокола, Шуйский объявил собравшемуся народу, что «Литва собирается убить царя и перебить бояр», и призвал их бить иноземцев. Люди ворвались в царский дворец. В это время заговорщики расправились с царем. Москвичи на импровизированном земском соборе избрали царем Василия Шуйского. Василий на кресте поклялся править в согласии с боярами, никого не казнить без суда, не отнимать у родственников осужденных их вотчины, а у купцов — их имущество («крестоцеловальная запись»). Патриархом избрали казанского митрополита Гермогена, отличавшегося непримиримостью к иноземцам. Для политики «боярского царя» характерен указ о введении 15-летнего срока сыска беглых крестьян. Многие приверженцы самозванца бежали в южные уезды или Речь Посполитую и сразу начали искать новую кандидатуру на роль Дмитрия. Один из таких приверженцев выдал себя за «царя» бывшему холопу Ивану Болотникову, который возвращался через Польшу на Русь из турецкого плена, и поручил ему собрать силы для борьбы с Шуйским. Болотников, прибыв в пограничный город Путивль, где воеводой был другой сторонник самозванца, собрал вокруг себя всех недовольных политикой Василия Шуйского. В своих грамотах Болотников призывал бедных бороться с богатыми. 2 декабря 1606 г. войско Болотникова подошло к селу Коломенскому под Москвой. Однако некоторые дворяне из его войска перешли к Шуйскому. Болотниковцев разбили, они отошли к Калуге, а затем к Туле. Осенью 1607 г. войска во главе с Василием Шуйским, нанеся повстанцам ряд поражений, осадили Болотникова в Туле. Была насыпана дамба через реку Упу, что привело к наводнению в Туле и последующей сдаче восставших. Шуйский, ранее обещавший Болотникову пощаду, расправился с ним. Значительная часть войска Болотникова отступила на юг, где появился новый самозванец неизвестного происхождения Лже-дмитрий II. К нему стеклось множество людей. Лжедмитрий II нанес поражение войскам Шуйского и дошел до Москвы, где у села Тушино расположился лагерем, отчего получил прозвище Тушинский вор. Армия самозванца увеличивалась за счет поляков и казаков. В Тушино из Москвы приехало много представителей знатных семей, некоторые умудрялись служить обоим царям («тушинские перелеты»). В Тушине оказалась и Марина Мнишек, признавшая «мужа». Отряды тушинцев грабили села, города. Троице-Сергиева лавра была осаждена отрядом Яна Сапеги. Все это отвратило население от Лжедмитрия II. Однако и положение Шуйского оставалось тяжелым. Авторитет его падал. Стремясь освободиться от польско-литовских захватчиков, царь заключил договор о помощи со Швецией, которой обещал за это ряд земель. Племянник царя М. В. Скопин-Шуйский во главе русско-шведского войска двинулся к Москве. Против него Лжедмитрий посылал все новые и новые силы, и все они терпели поражение от молодого полководца. Тогда же отряд рязанцев во главе с Проко-пием Ляпуновым очистил от тушинцев рязанские города. Осенью 1609 г. польский король Сигизмунд III открыто вступил в войну с Россией, осадив Смоленск. Многие поляки покинули Тушинского вора, поспешив под Смоленск. Лжедмитрий II бежал в Калугу. Некоторые бояре, находившиеся в Тушине, объявили о своем желании иметь царем сына Сигизмунда Владислава. С крушением лагеря Тушинского вора Москва в 1610 г. освободилась от осады. В нее торжественно въехал М.В.Скопин-Шуйский, народ приветствовал его как освободителя и наследника бездетного царя Василия. М.В.Скопин-Шуйский готовился выступить против поляков, но внезапно умер. Говорили, что его отравили завистливые братья Василия Шуйского, мечтавшие о престоле. Решающее сражение войска Шуйского с войсками Сигизмунда под предводительством гетмана Жолкевского состоялось у деревни Клушино между Москвой и Можайском. Русская армия была разбита. Наемное шведское войско перешло на сторону поляков. Тогда же перешел в наступление на Москву Лжедмитрий II. В этой обстановке заговорщики свергли царя Василия Шуйского и насильно постригли его в монахи. Управление перешло к боярскому совету во главе с князем Мстиславским (Семибоярщина). Жолкевский заключил с боярами договор о передаче российского престола Владиславу и с войском вступил в Москву. Большая часть русских городов присягнула Владиславу, кроме тех, кто еще поддерживал самозванца. Но Сигизмунд III решил не сажать на московский трон сына, а завладеть Россией. В декабре 1610 г. был убит своими приближенными Лжедмитрий II, но казаки провозгласили царем сына Марины Мнишек малолетнего Ивана. Смута продолжалась. 3 июня 1611 г. после двухлетней осады пал Смоленск. Большинство его защитников погибло, а руководитель обороны боярин М. Б. Шеин попал в плен. Почти одновременно пал и Новгород, взятый шведскими войсками. Здесь был провозглашен государем сын шведского короля Карл-Филипп. В это время П. Ляпунов обратился ко всем русским городам с призывом встать на защиту родной земли и двинуться к Москве, а после ее освобождения всем миром избрать нового царя. Из всех уездов собирали первое ополчение. На сходках в городах, уездах люди приносили клятву стоять за православную веру и Московское государство. Почти из всех городов стягивалось к Москве ополчение. С Ляпуновым заключили соглашение сторонники убитого самозванца. К началу марта 1611 г. ополчение подошло к Москве. Однако поляки подожгли город, укрепившись в Китай-городе и Кремле. Ополчению из-за пожара не удалось соединиться с восставшими москвичами. Одним из первых в Москву вошел отряд под командованием князя Дмитрия Пожарского, который был ранен в ходе боев. Все деревянные строения Москвы сгорели. Остававшиеся в Китай-городе москвичи были перебиты поляками. Ополчение стало под Москвой лагерем и вело бои с интервентами. Был создан «Совет всей Земли» во главе с князем Д. Т. Трубецким, П.П.Ляпуновым и казачьим атаманом И.С.Заруцким. Однако вскоре казаки убили Ляпунова, после чего многие ополченцы начали уходить из подмосковного лагеря. Призывы патриарха Гермогена, которого поляки держали в заточении, монахов Троице-Сергиева монастыря продолжать борьбу с оккупантами расходились по всей стране. На сходке в Нижнем Новгороде земский староста купец Кузьма Минин призвал людей не пожалеть своего имущества на освобождение православного отечества. Нижегородцы откликнулись на призыв Минина и избрали его руководителем ополчения. По совету Минина в предводители ополчения был избран князь Д.М.Пожарский, который был известен своим мужеством и ни разу не был замечен в сношениях с самозванцем или польским королем. Было решено не ограничиваться добровольными пожертвованиями, а ввести сбор «пятины» (чрезвычайный государственный налог в размере 1/5 годового дохода). Из Нижнего Новгорода второе ополчение двинулось вверх по Волге. По пути Минин собирал деньги с волжских городов. К войску Пожарского присоединялись ополченцы из других городов. К весне 1612 г. русское войско прибыло в Ярославль, где остановилось на отдых и пополнение. Здесь был создан «Совет всей Земли» во главе с Мининым и Пожарским. В это же время Заруцкий бежал на юг, но большая часть казаков осталась под Москвой с Трубецким. 20 августа 1612 г. второе ополчение подошло к Москве. В сражениях 22 и 24 августа силами обоих ополчений были разбиты польские войска, шедшие на помощь засевшим в Кремле интервентам. Затем началась осада города, в котором захватчики вскоре начали страдать от нехватки продовольствия. 22 октября казаки взяли Китай-город. 24 октября гарнизон Кремля сдался. Избрание Михаила Романова.21 декабря 1612 г. грамоты, разосланные «Советом всей Земли» по городам, приглашали в Москву выборных людей для избрания государя. На Земском соборе, собравшемся в январе 1613 г., были отвергнуты предложения избрать царем шведского принца, вернуть царский венец Василию Шуйскому. Большая часть дворян, а также горожане и казаки высказывались за избрание царем Михаила Федоровича Романова. Во многом это объяснялось родственными связями Романовых с царем Федором Иоанновичем. После ожесточенных споров царем избрали Михаила. 11 июля 1613 г. он венчался на царство, став основателем новой династии — Романовых. Экономическое и социальное развитие России в XVII в. Народные движения Последствия Смуты и первые годы царствования.В первые годы царствования Михаилу Романову пришлось бороться с последствиями Смуты. Царские войска и население воевали с отрядами казаков и поляков, продолжавших грабить города и деревни. Многие казаки были привлечены на службу в качестве мелких дворян. Были захвачены и казнены Заруцкий, Марина Мнишек и ее сын Иван. Важнейшим событием стало заключение мирных договоров со Швецией (1617 г., Столбовский мир) и Польшей (1618 г., Деулинское перемирие). Россия потеряла Смоленск, северские земли, побережье Балтики. Однако из польского плена вернулся отец ц< |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-11 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |