Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Переходные и несимметричные режимы в синхронных машинах.

Ответ: Внезапное короткое замыкание генератора: Процессы, возникающие в синхронных машинах при переходных режимах, например при внезапном коротком замыкании или резком изменении нагрузки, весьма сложны, что вызывает значительные трудности при их точном количественном расчете. Однако поведение синхронной машины при указанных режимах имеет очень большое практическое значение, так как переходные процессы могут вызвать повреждение машины, а следовательно, и значительные убытки, связанные с перерывом энергоснабжения объектов, получающих питание от генератора, или прекращением работы электроприводов с синхронными двигателями. Поэтому необходимо иметь общее представление о физических процессах, возникающих при переходных режимах, и установить хотя бы приближенно значение аварийных токов, возникающих при коротком замыкании. Рассмотрим трехфазное короткое замыкание явнополюсного синхронного генератора, работавшего предварительно в режиме холостого хода. Осциллограммы тока якоря iк в одной из фаз генератора, тока возбуждения iв и тока iд в демпферной обмотке показаны на рис. 6.56. Ток якоря iк при переходном процессе имеет периодическую и апериодическую составляющие: iк = iк.п + iк.а. (6.53). Можно предположить, что закон изменения тока якоря подобен изменению тока трансформатора при коротком замыкании, описываемый формулой (2.88). Однако более подробный анализ показывает, что процесс короткого замыкания в синхронном генераторе значительно сложнее, чем в трансформаторе.

Рис. 6.56. Графики изменения токов в обмотках якоря (а), возбуждения (б) и демпферной (в) при коротком замыкании

При коротком замыкании генератора с течением времени постепенно уменьшается амплитуда периодической составляю-щей тока генератора (рис. 6.57), в итоге она становится равной амплитуде установившегося тока короткого замыкания: (6.54)

Iкm = √2Е0 /Xd = Em /Xd .

 

Рис. 6.57. График изменения тока в обмотке якоря при коротком замыкании

В первом полупериоде амплитуда периодической составляющей в 5 - 8 раз превышает величину Iкm . Это обусловлено тем, что в начальный момент процесса короткого замыкания ЭДС синхронного генератора близка к ЭДС холостого хода Е0и только через 0,6—1,5 с становится равнойÉ = É0 + Éа = É0 - jÍк Xd . Быстрому уменьшению ЭДС Е и потока Фрез препятствует появление переходного тока в обмотке возбуждения (рис. 6.56,б) вследствие того, что в ней индуцируется ЭДС eв = -wврез /dt.
Переходный ток в обмотке возбуждения имеет максимум в начальный период короткого замыкания и постепенно затухает, уменьшаясь до установившегося значения тока, предшествующего короткому замыканию. В соответствии с этим снижаются поток Фрез и амплитуда периодической составляющей тока короткого замыкания. Наибольшее значение этой амплитуды (6.55)

I' уст m = Em /X'd .

где X'd — продольное переходное индуктивное сопротивление обмотки якоря; обычно значение его в относительных единицах X'd* = 0,2 ÷ 0,5. Поскольку амплитуда периодической составляющей тока короткого замыкания постепенно затухает, приближаясь к установившемуся значению Iкт , и индуктивное сопротивление синхронной машины значительно больше активного, т. е. угол φк = arctg (Xк /Rк ) ≈ π/2, то периодическая составляющая (6.56)

iк.п = [(I'уст m - I'кm-t/T'd + Iкm] sin (ωt + α0 - φк ) = =[(Ет /Х'd - Етd-t/T'd + Етd ] cos (ωt + α0 ).

Переходная постоянная времени Т'd = 0,4 ÷ 3,0 с, определяющая затухание тока iк.п , зависит не только от параметров обмотки якоря, но и главным образом от параметров обмотки возбуждения. Если машина имеет демпферную обмотку, то в ней также возникает переходный ток (см. рис. 6.56, в), замедляющий уменьшение результирующего потока. При этом амплитуда тока к. з. больше, чем при отсутствии демпферной обмотки (6.57)

I' уст m = Ет /Х"d ,

где X"d — сверхпереходное индуктивное сопротивление по продольной оси; обычно X"d* = 0,12 ÷ 0,35. Затухание тока якоря определяется сверхпереходной постоянной времени Т"d = 0,03 ÷ 0,15 с, которая зависит в основном от параметров демпферной обмотки. С учетом этого периодическая составляющая тока к. з. (6.58)

iк.п = [(Ет /Х''d - Ет /Х'd-t/T"d + [(Ет /Х'd - Ет /Х'd-t/T'd + + Етd ] cos (ωt + α0 ).

Поскольку ЭДС в фазах обмотки якоря сдвинуты по времени, начальный угол α0 для них различен, а следовательно, различны и токи фаз в переходном периоде. Апериодические составляющие токов в фазах якоря создают неподвижное в пространстве магнитное поле, которое пересекает вращающийся ротор. Вследствие этого в обмотках ротора возникают периодические ЭДС и токи. Так как по продольной и поперечной осям ротор несимметричен (из-за разных величин воздушного зазора в явнополюсных машинах и из-за того, что по продольной оси имеется обмотка возбуждения), то в апериодическом токе якоря появляется переменная составляющая двойной частоты: (6.59)

iк.а = - Em [( + )cos α0 + ( - )cos(2ωt + α0)]e-t/Ta
2 X"d X"q X"d X"q

где X"q — поперечное сверхпереходное индуктивное сопротивление обмотки якоря; Та = (Х"d +X''q)/(ωRa ) — постоянная времени апериодического тока якоря.

При наличии демпферной обмотки X"q обычно мало отличается от Х"d и тогда

iк.а = - (Em /Х"d ) cos α0 e-t/Ta. (6.60) Полный ток к. з. (6.61)

iк = iк.п + iк.а ≈ [( Em + Em )е-t/T"d+ ( Em - Em )е-t/T'd +  
X"d X'd X'd Xd

 

+ Em ] cost + α0) - Em cos α0e-t/Ta
Xd X"d

Значение тока к. з. максимально в той фазе, где α0 = 0 (примерно через полпериода после начала короткого замыкания); это значение называют ударным током. Если в формуле (6.61) пренебречь затуханием тока, то (6.62)

I ≈ 2Em /Х"d .

Поскольку постоянные времени Т"d и Тd малы, некоторое затухание все же происходит. По ГОСТу значение ударного тока (6.63)

I = 1,05•1,8 •√2Uном /Х"d ,

где коэффициентами 1,8 и 1,5 учитываются соответственно затухание и возможность работы при повышенном напряжении. Значение ударного тока не должно превышать амплитуду номинального тока якоря более чем в 15 раз. Так как значения X"d и Х'd сравнительно малы, то для ограничений ударного тока в цепь якоря иногда ставят специальный реактор. При коротком замыкании синхронного генератора возникает также знакопеременный момент на валу ротора, который образуется в результате взаимодействия неизменного по направлению магнитного поля, создаваемого апериодической составляющей тока якоря с МДС возбуждения. В наиболее неблагоприятных случаях мгновенные значения этого момента достигают 10-кратного значения по сравнению с номинальным значением, что необходимо учитывать при механических расчетах деталей машины и надежности ее крепления к фундаменту. Гашение магнитного поля: При коротких замыканиях во внешней цепи срабатывает релейная защита, которая отключает синхронный генератор от присоединенной к нему нагрузки или от сети. Однако при внутренних коротких замыканиях в генераторе отключение его от внешней цепи не ликвидирует режим короткого замыкания, так как в обмотке якоря индуцируется ЭДС и по ней продолжает проходить большой ток. Чтобы устранить режим короткого замыкания в этом случае, необходимо резко уменьшить магнитный поток машины, для чего следует прекратить прохождение тока по ее обмотке возбуждения. Операции, необходимые для прекращения прохождения тока по обмотке возбуждения синхронной машины при аварийных режимах, называют гашением магнитного поля. Гашение магнитного поля в принципе возможно путем быстрого размыкания цепи обмотки возбуждения с помощью соответствующего контакта автоматического выключателя (автомата гашения поля). Однако при этом в обмотке возбуждения индуцируется ЭДС самоиндукции eв = - Lв diв /dt . Так, как обмотка возбуждения имеет значительную индуктивность Lв , то ЭДСeвможет создавать большие перенапряжения, опасные для изоляции обмотки. Поэтому применяют способы гашения магнитного поля, обеспечивающие уменьшение тока возбуждения с некоторой ограниченной скоростью, при которой не возникают чрезмерные перенапряжения.

Рис. 6.58. Схемы возбуждения синхронных генераторов с устройствами гашения поля: а — с гасящим резистором; б — с автоматом гашения поля и дугогасительной решеткой; 1 —регулировочный реостат; 2 — обмотка возбуждения возбудителя; 3 — якорь возбудителя; 4, 5, 10 — контакты автомата гашения поля; 6 — гасящий резистор; 7 —обмотка возбуждения генератора; 8 — якорь генератора; 9 —выключатель в цепи якоря; 11 — дугогасительная решетка автомата гашения поля.

В настоящее время применяют две схемы гашения поля. В одной из них (рис. 6.58, а) обмотка возбуждения отключается автоматом гашения поля от возбудителя и замыкается на гасящий резистор, сопротивление которого в 4—5 раз больше сопротивления обмотки возбуждения. При таком значении сопротивления резистора ток к. з. не создает в генераторе значительных внутренних повреждений, а возникающие перенапряжения находятся в допустимых пределах. Гасящий резистор должен быть рассчитан на длительный ток, равный 0,2Iв.ном для турбогенераторов и 0,05Iв.ном для гидрогенераторов. В другой схеме (рис. 6.58,б) скорость уменьшения тока возбуждения ограничивается путем удлинения времени горения в автомате гашения поля, который размыкает цепь обмотки возбуждения. Этот автомат кроме главных контактов 4 имеет специальные дугогасительные контакты 10, при размыкании которых возникающая дуга выдувается на дугогасительную решетку и гасится в ней. Соответствующим выбором конструкций дугогасительной камеры удается получить умеренную скорость уменьшения тока. При использовании указанных схем гашения поля требуется усиливать изоляцию обмотки возбуждения, на которую в нормальных условиях подается напряжение поряд-ка 50- 400 В. Гашение поля мало влияет на характер переходного процесса нарастания тока якоря при коротких замыканиях, так как этот ток достигает максимального значения Iуд примерно через полпериода (при частоте 50 Гц через 0,01 с), а за это время защита не успевает сработать. Оно лишь уменьшает время, в течение которого по обмотке проходит ток к. з. и, следовательно, снижает вероятность повреждения машины этим током.

Рис. 6.59. Векторная диаграмма (а) и угловая характеристика (б) синхронного генератора при качаниях ротора

Резкие изменения нагрузки:При резких изменениях нагрузки синхронной машины, работающей параллельно с сетью, возникают колебания ротора около установившегося значения угла θ, называемые качаниями. Допустим, что машина работает при некоторой нагрузке и развивает электромагнитный момент M1 = MВН1, соответствующий углу θ1 (рис. 6.59, а и б). Если резко увеличить внешний момент, приложенный к валу ротора, до величины МВН2, при которой возрастает отдаваемая машиной электрическая (в генераторе) или механическая (в двигателе) мощность, то угол в будет постепенно увеличиваться до величины θ2, соответствующей новому значению электромагнитного момента М2 = МВН2 . Однако из-за инерции ротора угол θ, увеличиваясь, достигает значения θ3 > θ2, а затем под действием синхронизирующего момента начинает уменьшаться до величины θ4 < θ2. В результате возникают колебания угла θ вокруг установившегося значения θ2, которые сопровождаются колебаниями частоты вращения ротора (качаниями). Опасность таких качаний заключается в том, что из-за инерции ротора угол θ может существенно превысить 90°, и машина выпадет из синхронизма. Частота собственных колебаний синхронных машин невелика (0,5 — 2,0 Гц), что объясняется большим моментом инерции ротора. Так как изменения угла θ сопровождаются изменениями мощности машины и тока якоря, на наличие колебаний в машине указывают колебания стрелок приборов (амперметра и вольтметра), включенных в цепь якоря. Собственные колебания в синхронных машинах наблюдаются не только при резких изменениях нагрузки, но и в стационарных режимах, так как у машин, работающих параллельно с сетью, всегда имеются небольшие возмущения. Особенно часто такие колебания возникают при холостом ходе, когда на валу нет внешнего момента. Уменьшения амплитуды качаний и ускорения их затухания достигают путем применения на роторе короткозамкнутой обмотки, называемой демпферной или успокоительной.Успокоительное действие демпферной обмотки при качаниях объясняется тем, что в ее стержнях при изменении частоты вращения ротора индуцируется ЭДС, по ним проходит ток и возникают потери энергии. Действие этой обмотки подобно действию механического демпфера, потери на трение в котором успокаивают колебания механизма (например, сельсина). Колебания ротора синхронной машины могут быть вынужденными, если на него действует периодически изменяющийся внешний момент. Такие колебания образуются в синхронных генераторах, приводимых во вращение от поршневых машин, например от двигателей внутреннего сгорания, а также в синхронных двигателях, служащих для привода поршневых компрессоров. Поэтому для уменьшения неравномерности вращающего момента двигатели внутреннего сгорания, предназначенные для вращения синхронных генераторов, и поршневые компрессоры часто имеют маховик. Генераторы и электродвигатели должны в этом случае иметь достаточно мощную демпферную обмотку.

 

 

Машины постоянного тока:

Устройство и принцип действия.

Ответ: Машины постоянного тока применяют в качестве электродвигателей и генераторов. Электродвигатели постоянного тока имеют хорошие регулировочные свойства, значительную перегрузочную способность и позволяют получать как жесткие, так и мягкие механические характеристики. Поэтому их широко используют для привода различных механизмов в черной металлургии (прокатные станы, кантователи, роликовые транспортеры), на транспорте (электровозы, тепловозы, электропоезда, электромобили), в грузоподъемных и землеройных устройствах (краны, шахтные подъемники, экскаваторы), на морских и речных судах, в металлообрабатывающей, бумажной, текстильной, полиграфической промышленности и др. Двигатели небольшой мощности применяют во многих системах автоматики. Конструкция двигателей постоянного тока сложнее и их стоимость выше, чем асинхронных двигателей. Однако в связи с широким применением автоматизированного электропривода и тиристорных преобразователей, позволяющих питать электродвигатели постоянного тока регулируемым напряжением от сети переменного тока, эти электродвигатели широко используют в различных отраслях народного хозяйства. Генераторы постоянного тока ранее широко использовались для питания электродвигателей постоянного тока в стационарных и передвижных установках, а также как источники Электрической энергии для заряда аккумуляторных батарей, питания электролизных и гальванических ванн, для электроснабжения различных электрических потребителей на автомобилях, самолетах, пассажирских вагонах, электровозах, тепловозах и др. Недостатком машин постоянного тока является наличие щеточноколлекторного аппарата, который требует тщательного ухода в эксплуатации и снижает надежность работы машины. Поэтому в последнее время генераторы постоянного тока в стационарных установках вытесняются полупроводниковыми преобразователями, а на транспорте — синхронными генераторами, работающими совместно с полупроводниковыми выпрямителями. Принципиальная возможность создания электродвигателя постоянного тока была впервые показана М. Фарадеемв 1821 г.; в созданном им приборе проводник, по которому пропускали постоянный ток, вращался вокруг магнита. Двигатель постоянного тока с электромагнитным возбуждением был создан в России акад. Б. С. Якоби в 1834 г., который назвал его магнитной машиной. В 1838 г. им был построен более мощный электродвигатель, который использовался для привода гребного винта речного катера. Принцип обратимости электрических машин был также впервые сформулирован русским физиком акад. Э. X. Ленцем. В дальнейшем ряд коллекторных машин постоянного тока был создан Г. Феррарисом, В. Сименсом и др. Значительное развитие теория электрических машин постоянного тока получила в трудах Д. А. Лачинова. В 1880 г. он опубликовал труд «Электромеханическая работа», в котором рассмотрел вопросы, создания вращающего момента электродвигателя, КПД электрических машин, условия питания электродвигателя от генератора и дал классификацию машин постоянного тока по способу возбуждения. В XX столетии продолжалось развитие теории и совершенствование конструкции машин постоянного тока. Большое внимание обращалось на повышение надежности этих машин путем устранения причин, вызывающих возникновения искрения под щетками (улучшения коммутации) и образования кругового огня на коллекторе. Важное значение в решении всех теоретических и практических вопросов работы машин постоянного тока имели в трудах советских ученых: А. Е. Алексеева, Д. А. Завалишина, Г. А. Люста, А. Б. Иоффе, В. Т. Касьянова, М. П. Костенко, В. С. Кулебакина, С. И. Курбатова, Л. М. Пиотровского, Е. М. Синельникова, В. А. Толвинского, К. И. Шенфера, венгерского электротехника О. В. Бенедикта и др. В настоящее время в рамках Интерэлектро разработана серия электродвигателей постоянного тока типа ПИ мощностью от 0,25 до 750 кВт, которая выпускается электропромышленностью всех стран — членов СЭВ. Эти двигатели Предназначены для регулируемых электроприводов и рассчитаны на питание от полупроводниковых преобразователей. Кроме того, электропромышленность выпускает ряд двигателей постоянного тока специального исполнения — для электротяги, экскаваторов, металлургического оборудования, шахтных подъемников, буровых установок, морских и речных судов и других приводов мощностью от нескольких сотен до нескольких тысяч кВт.

Рис. 8.1. Электромагнитная схема двухполюсной машины постоянного тока (а) и эквивалентная схема ее обмотки якоря (б): 1 — обмотка возбуждения; 2 — главные полюсы; 3 — якорь; 4 — обмотка якоря; 5 — щетки; 6 — корпус (станина).

Принцип действия: Машина постоянного тока (рис. 8.1, а) имеет обмотку возбуждения, расположенную на явно выраженных полюсах статора. По этой обмотке проходит постоянный ток Iв , который создает магнитное поле возбуждения Фв . На роторе расположена двухслойная обмотка, в которой при вращении ротора индуцируется ЭДС. Таким образом, ротор машины постоянного тока является якорем, а конструкция машины сходна с конструкцией обращенной синхронной машины. При заданном направлении вращения якоря направление ЭДС, индуцируемой в его проводниках, зависит только от того, под каким полюсом находится проводник. Поэтому во всех проводниках, расположенных под одним полюсом, направление ЭДС одинаковое и сохраняется таким независимо от частоты вращения. Иными словами, характер, отображающий направление ЭДС на рис. 8.1, а, неподвижен во времени: в проводниках, расположенных выше горизонтальной оси симметрии, которая разделяет полюсы (геометрическая нейтраль), ЭДС всегда направлена в одну сторону; в проводниках, лежащих ниже геометрической нейтрали, ЭДС направлена в противоположную сторону. При вращении якоря проводники обмотки перемещаются от одного полюса к другому; ЭДС, индуцируемая в них, изменяет знак, т. е. в каждом проводнике наводится переменная ЭДС. Однако количество проводников, находящихся под каждым полюсом, остается неизменным. При этом суммарная ЭДС, индуцируемая в проводниках, находящихся под одним полюсом, также неизменна по направлению и приблизительно постоянна по величине. Эта ЭДС снимается с обмотки якоря с помощью скользящего контакта, включенного между обмоткой и внешней цепью. Обмотка якоря выполняется замкнутой, симметричной (рис. 8.1,б). При отсутствии внешней нагрузки ток по обмотке не проходит, так как ЭДС, индуцируемые в различных частях обмотки, взаимно компенсируются. Если щетки, осуществляющие скользящий контакт с обмоткой якоря, расположить на геометрической нейтрали, то при отсутствии внешней нагрузки к щеткам прикладывается напряжение U, равное ЭДС Е, индуцированной в каждой из половин обмоток. Это напряжение практически неизменно, хотя и имеет некоторую переменную составляющую, обусловленную изменением положения проводников в пространстве. При большом количестве проводников пульсации напряжения весьма незначительны. При подключении к щеткам сопротивления нагрузки Rн через обмотку якоря проходит постоянный ток Iа , направление которого определяется направлением ЭДС Е. В обмотке якоря ток Iа разветвляется и проходит по двум параллельным ветвям (токи ia ). Для обеспечения надежного токосъема щетки скользят не по проводникам обмотки якоря (как это было вначале развития электромашиностроения), а по коллектору, выполняемому в виде цилиндра, который набирается из медных пластин, изолированных одна от другой. К каждой паре соседних коллекторных пластин присоединяют часть обмотки якоря, состоящую из одного или нескольких витков; эту часть называют секцией обмотки якоря. Если машина работает в генераторном режиме, то коллектор вместе со скользящими по его поверхности щетками является выпрямителем. В двигательном режиме, когда к якорю подводится питание от источника постоянного тока и он преобразует электрическую энергию в механическую, коллектор со щетками можно рассматривать как преобразователь частоты, связывающий сеть постоянного тока с обмоткой, по проводникам которой проходит переменный ток. Таким образом, главной особенностью машины постоянного тока является наличие коллектора и скользящего контакта между обмоткой якоря и внешней электрической цепью.

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-08

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...