Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
К символическому талиону законодатель прибегал в случае, еслизеркальный применить было невозможно. Например, если сын нагрубил отцу, то ему полагалось вырвать язык. Талион представ- ляет собой пережиток родоплеменных отношений. Талион не следует представлять как исключительно проявление жестокости, напротив, он выступал как ограничение жестокости наказания, так как отражал принцип «тебе - не более того, чем сделал ты». Применялся талион только в том случае, если истец и ответчик обладали равным социальным статусом.
юридический формализм –необходимость соблюдения строго установленных ритуалов (обрядов) при совершении каких-либо правовых дейст – вий. Свидетельствует о преобладании религиозного сознания над правовым. Типичен для государств Древнего Востока, Древнего Рима и раннефеодальных государств Западной Европы. Типичным примером юридического формализма в римском древнейшем праве является процедура манципации.
Тема: «Древний Вавилон»
авилум- полноправные граждане Вавилонского государства.
вардум - рабы в Древнем Вавилоне. Рабство в Вавилоне носило патриархальный характер. Древний Вавилон-согласно новейшим археологическим исследованиям, первые протогосударства в Месопотамии стали возникать в Vтыс.до н.э. Они существовали в виде полисов - Урук, Киш, Ур, Лагаш и др. В III тыс. до н. э. в результате длительной борьбы месопо- тамских городов за гегемонию возникло обширное централи- зованное шумерское государство, позже завоёванное семитами Во II тыс. до н.э. на территории Месопотамии возникает Вавилонское царство, особого расцвета достигшее при царе Хаммурапи / 1792 - 1750 гг. до н. э. /. Вавилонское государство прекращает существование в III в. до н. э. под ударами персов.
Законы из Эшнуны- один из древнейших правовых памятников, дошедших до нас. Создан во 2 тыс. до н. э. в месопотамском полисе Эшнуны. Представляет из себя запись обычного права. Многие статьи законника защищают интересы основного населения - свободных общинников и ограничивают инте - ресы богатеющей социальной верхушки, что является яр - ким свидетельством еще сохраняющихся пережитков родо- вого строя. Созданы в период правления царя Билаламы, поэтому существует и второе название данного источника – - «Законы царя Билаламы». Законы Хаммурапи - один из наиболее известных правовых памятников Древнего Востока. Создан в период правления царя Хам - мурапи / ХV111 в. до н. э. /, в честь которого и назван. За- писан клинописью на почти двухметровом базальтовом столбе. Был выставлен для всеобщего ознакомления на пло- щаде в Вавилоне. После гибели Вавилонского государства был вывезен персами в качестве трофея. Обнаружен в 1901 году французскими археологами при раскопках города Су - зы. В верхней части столба высечено изображение Хамму - рапи, стоящего в молитвенной позе перед восседающим на троне богом Солнца Шамашем / Мардуком /, который вру - чает ему Законы, что должно было свидетельствовать о бо- жественном характере законника. Под рельефом находится текст законов, насчитывающий 282 статьи, которые сохра - нились почти целиком / кроме 35 /. Текст состоит из 3 час - тей. Первая часть представляет собой обширное введение, в котором восхваляется Хаммурапи. Вторая часть включает в себя статьи законов. Третья часть - достаточно большое за - ключение.При составлении сборника использовались обыч- ное право, шумерийские судебники, судебная практика. Текст записан в казуистической форме, имеются существе- нные пробелы. Отсутствует система в изложении правовых норм. В отличие от других восточных кодификаций Законы Хаммурапи не имеют религиозного и нравственного харак - тера. В настоящее время хранятся в Париже. Илку -воины в Древнем Вавилоне. Пользовались особой защитой государст - ва, являясь его социальной опорой. В отношении имущества илку существовал особый правовой режим. Земельный на - дел и скот, пожалованные воинам, не могли отбираться у них за долги. В случае пленения воина его могли выкупить, и он сохранял свое право на надел. Если после смерти воина оставался малолетний сын, вдова наследовала треть его имущества, чтобы воспитать будущего воина. мушкену- неполноправные граждане Древнего Вавилона. Новохудоносор –правитель Древнего Вавилона I тыс. до н.э., в период правления которого государство переживало период расцвета.
Тема: «Древняя Индия» варназамкнутые сословия в Древней Индии. Варн было четыре: 1) брахманы, 2) кшатрии, 3) вайшьи, 4) шудры. Варны имели строго замкнутый характер. Принадлежность к варне переда- валась по наследству. Каждой варне предписывались строго определённые правила поведения – дхармы. Три первые варны считались «дваждырождёнными», т.е. в детстве их представители проходили специальный обряд посвящения в профессию –инициацию. Шудры же считались единожды- рождёнными, что особо подчёркивало их самый низкий соци- альный статус. Маурьидинастия, в период правления которой древнеиндийское госу- дарство достигло расцвета. Дхармаправила поведения, которые неукоснительно должны были соблюдать граждане древнеиндийского государства. Для каждой вырны законы Ману предписывали строго определён- ные дхармы. дхармашастры -сборники законов в Древней Индии (дхарма – религиозные и нравственные правила поведения, шастра – сборник). Носили ярко выраженный религиозно-нравственный характер. Типич- ный пример –Законы Ману-Манавадхармашастра, создан- ные в период между I в. до н.э. и II в.н.э. Их влияние на право- вую систему Индии сказывалось вплоть до XVIII –XIX вв. Законы Ману написаны в стихотворной форме – шлоками. Их главное предназначение – закрепить извечность варновой системы. Влияние Законов Ману на правовую систему Индии сохранялось вплоть до XIX в. дасы – рабы в Древней Индии. Рабство в Индии носило патриар- хальный характер раджа- титулмонарха в Древней Индии. раджасабха -орган государственного аппарата. В него входили представите- ли не только знати, но и представители сельских общин. Обладал совещательными полномочиями. паришад -орган государственной власти, осуществлявший контрольные полномочия. Члены паришада раз в несколько лет совершали поездки по стране с целью проверки соблюдения законов. сати- обряд самосожжения вдовы. Тема: «Древние Афины» эклессиянародное собрание, высший орган законодательной власти в Афинах. В нем имели право участвовать только свободные полноправные граждане. Заседало в период расцвета афинс- кого государства один раз в десять дней. Афиняне имели право вносить законопредложения, обсуждать выносимые на обсуждение вопросы. булэ- высший орган исполнительной власти в Афинах, созданный Солоном. В него при Солоне входило 400 афинских граждан, избираемых на народном собрании сроком на 1 год, поэтому он назывался «совет четырёхсот». При Клисфене число членов булэ было увеличено до 500 человек. По истечении года члены булэ отчитывались перед гражданами на народ- ном собрании. Повторное избрание возможно было только через несколько лет. гелиэя -высший судебный орган в Древних Афинах, созданный в VI в. до н.э. Солоном.Считается прообразом суда присяжных, т.к. впервые в нём применялись демократические принципы судопроизводства. В него избиралось 6 тысяч афинских граждан сроком на 1 год. Решения гелиэи считались оконча – тельными и обжалованию не подлежали, т.к. считалось, что это решение народа, выше которого нет ничего. Члены гелиэи – гелиэсты делились на 10 отделов по 500 человек в каждом. Ещё одна тысяча гелиэстов была запасной, на случай появления подозрений в подкупе судей. Отдельное дело рас сматривал один из отделов. Какой именно – определялось вечером накануне судебного заседания, чтобы не допустить подкупа судей. Если дело было сложным – его рассматривали два отдела. Наиболее важные и сложные дела рассматривал так называемый «полуторный суд» - т.е. три отдела (1,5 тыс. человек). остракизм -вынесение политического недоверия какому-либо государстве- нному или политическому деятелю. Ввел в практику Клисфен. сисахвия -отмена Солоном долгового рабства в Древних Афинах. Вместо ответственности жизнью или свободой должника вводилась имущественная ответственность. Законы Драконта -законы, созданные в VII в. до н.э. правителем Драконтом. Отличались особой жестокостью. Система наказаний носила Ярко выраженный неадекватный характер – практически за каждое правонарушение полагалось одно наказание – смерт – ная казнь. По свидетельству Плутарха, когда Драконта спро – сили, почему его законы такие несправедливые: и за кражу овощей на рынке, и за убийство полагается одинаковое наказа- ние в виде смертной казни, он ответил, что за кражу овощей, как ему представляется, надо казнить, а для остальных правонарушений он не смог ничего другого придумать. Современники говорили, что Законы Драконта «писаны кровью». Стали символом жестокости и несправедливости. Отменены Солоном. Тема: «Древняя Спарта» Спарта-государство, в котором сложился специфический государст- венный и общественный строй. Его главные особенности: 1. военизированный характер государства. 2.режим социального равенства, насильственно поддер – живаемый государством, 3. особый, неклассический характер рабства, 4.устный, неписанный характер права. илоты -рабы в Древней Спарте. Рабство носило в Спарте некласси- ческий характер. Рабами считались жители всех покорённых спартиатами территорий. Они жили в своих исторических поселках, имели наделы земли, которые обрабатывали само- стоятельно. Илоты имели семьи. 50% произведённого продук- та илоты отдавали спартиатам, а оставшейся частью распоря- жались самостоятельно. Правовое положение илотов сходно с положением феодально-зависимых крестьян. По отношению к илотам государство проводило политику устрашения и террора. Ежегодно им объявлялась на несколько дней война – криптия. геруссия -высший орган исполнительной власти в Спарте. Включал в себя 28 геронтов (старейшин) и 2 базилевса. Являясь лишь органом исполнительной власти, сосредотачивал в действи- тельности в своих руках реальные властные полномочия, в том числе и законодательные. В него избирались предста- вители родовой аристократии (лица, достигшие 60 лет, по- жизненно). Поэтому государственный режим в Спарте в отличии от Афин носил не демократический, а аристократи- ческий характер. Ликург - один из первых правителей Спарты, считающийся создателем права Спарты. Криптия -ежегодная война, объявляемая спартиатами илотам. Длилась 3 - 5 дней. Проводилась для поддержания равновесия численно- сти населения илотов и их устрашения. Ретра -термин, которым в Спарте назывались законы. сисситии -общественные обеды в Древней Спарте, призванные поддер- живать социальное равенство среди спартиатов. Участие в них было обязательно для спартиатов. Если спартиат уклонял- ся от участив в сисситиях, он лишался гражданства. Ежеме – сячно каждый спартиата вносил продуктовый пай для прове- дения сисситий.
Тема: “Древний Рим” Законы 12 таблиц -правовой памятник древнейшего римского права. Создан в V в. до н.э. Первоисточник не сохранился. Текст был реконст- руирован частично в XIX в. Представляет собой запись обыч- ного права. Текст законов был записан на 12 деревянных табличках, что и стало основанием для названия. Выставля- лись для всеобщего ознакомления на главной площади Рима – Форуме. Текст законов римляне заучивали в детстве наизусть. Главной отличительной особенностью законов является ярко выраженный юридический формализм (см. юридический формализм). Характерна казуистическая форма изложения правовых норм. Институции Гая -учебник для юридических школ, разработанный римским юристом Гаем во II в. н.э. В Древнем Риме и в Византии «Институции» применялись и как учебник для юристов, и как нормативный акт. Институционная система -порядок расположения норм гражданского права в соответствии со схемой: 1- «Лица», 2. – «Вещи»3. – «Сделки». «Лица» - нормы, регулирующие статус лиц, семейное и наследственное право: «Вещи» - вещное право, «Сделки» - нормы, регулирующие различные виды сделок. Впервые применена римским юристом II в. Гаем в «Институциях», в связи с чем и получила соответствующее название. В настоящее время воспринята странами с романской правовой традицией (например, Франция, Италия, Бельгия и т.д.). манципация -процедура, сопровождающая сделку купли-продажи вещей первой категории (res mancipi) в древнейшем римском праве (согласно «Законам XII таблиц»). Подробное описание этой процедуры содержится в «Институциях» Гая (книга 2). глоссаторы -средневековые западноевропейские юристы, изучавшие римс- кое право и способствовавшие его рецепции европейским пра- вом. Видные представители – Ирнерий, Аккурций. Переводя труды римских юристов, глоссаторы писали свои коммента – рии между строк (глоссы). доминат -второй этап периода Римской империи, на котором устанавли- вается классическая абсолютная монархия. Все институты республиканской формы правления ликвидируются (III в. н.э. - V в.н.э.). |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |