Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Классификация розничной торговой сети

 

Завершение процесса обращения товаров происходит в розничной торговой сети.

Розничная торговля представляет собой «торговлю товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью».

Реализация товаров покупателям осуществляется через определенные пункты продажи, совокупность которых формируют розничную сеть определенного региона. Однако в ее состав входят не все пункты продажи товаров данного региона часть потребительских товаров реализуется населению помимо розничной торговой сети. Это относится к продаже лесоматериалов на корню, периодических изданий по подписке, реализации товаров населению непосредственно со складов производителей, в ателье пошива одежды и обуви и т.п.

Под розничной торговой сетью понимается совокупность розничных торговых предприятий и других торговых единиц, размещаемых на определенной территории с целью продажи товаров и обслуживания покупателей. Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно с минимальной затратой сил и времени приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора из широкого и глубокого сортимента, недалеко от места работы и жилья, в удобном количестве.

Общими принципами развития розничной торговой сети являются:

¾ универсализация продовольственной торговли за исключением товаров редкого эпизодического спроса;

¾ развитие специализированных и узкоспеци­ализированных непродовольственных магазинов в центрах жилой застройки;

¾ формирование торговых сетей, крупных универсальных розничных предприятий, торговых центров и торговых комплексов;

¾ формирование системы так называемых удобных магазинов, расположенных в радиусе пешеходной доступности и торгующих широким ассортиментом продовольственных и непродовольственных товаров;

¾ выделение специальных зон для уличных рынков;

¾ формирование автономных зон торгового обслуживания вдоль автомагистралей;

¾ восстановление розничной сети через торговые автоматы.

Розничную торговую сеть классифицируют по следующим признакам:

¾ функциональные особенности;

¾ состав основного контингента обслуживаемых покупателей;

¾ характер размещения на территории населенного пункта;

¾ формы товарной специализации;

¾ метод обслуживания покупателей;

¾ ценовые уровни реализуемых товаров;

¾ размеры торговой площади;

¾ ассортимент реализуемой продукции.

1. В зависимости от функциональных особенностей различают следующие виды розничной торговли:

¾ розничная торговля, осуществляемая через стационарную торговую сеть;

¾ розничная торговля, осуществляемая через передвижную торговую сеть;

¾ розничная торговля, осуществляемая пересылкой.

В составе розничной торговой сети выделяют два основных вида продажи - магазины и мелкорозничную торговую сеть. Их роль в торговом обслуживании и организационные формы довольно неоднозначны.

Стационарная торговая сеть состоит из объектов розничной и мелкорозничной торговли. В составе стационарной розничной торговой сети выделяют объекты, используемые для облуживания покупателей внутри помещения. К ним относятся магазины и отдельные виды павильонов, имеющих торговые залы. К стационарной мелкорозничной торговой сети относятся палатки, ларьки, киоски, павильоны, торговые автоматы. Это торговые предприятия, занимающие обособленные помещения, но не имеющие торгового зала для покупателей.

Через павильоны, палатки, ларьки осуществляется продажа товаров массового, повседневного спроса (кондитерские изделия, сигареты, пиво и др.). Мелкорозничная сеть обладает высокой мобильностью, что позволяет максимально приблизить товары к покупателям и тем самым сократить затраты времени на их покупку. Многие из таких объектов работают 24 часа в сутки. Однако в этой сети отсутствуют должные удобства для покупателей в выборе варов и надлежащие условия труда для продавцов.

Павильон - это закрытое, оборудованное строение, имеющее торговый зал и помещение для хранения товарных асов, рассчитанное на одно или несколько рабочих мест.

Киоск - это закрытое, оснащенное торговым оборудованием строение, не имеющее торгового зала и помещений для хранения товарных запасов, рассчитанное на, одно рабочее место продавца, на площади которого хранится товарный запас.

Киоски начали появляться в России в огромных количествах в 1991-1993 годы. С 1995 года этот сектор пошел на убыль. во-первых, в связи с тем, что они портят внешний вид города и власти стремятся их ликвидировать; во-вторых, потребители уже предпочитают киоскам лучше оборудованные торговые точки с более широким ассортиментом товаров.

В летний сезон розничная сеть дополняется палатками, торгующими овощами, фруктами, канцелярскими принадлежностями к началу учебного года.

Палатка - легко возводимая сборно-разборная конструкция, оснащенная прилавком, не имеющая торгового зала и помещений для хранения товаров, рассчитанная на одно или несколько рабочих мест продавцов, на площади которой размещен товарный запас на один день торговли.

Ведущее место среди внемагазинных форм торговли занимает передвижная торговля.

К передвижной мелкорозничной торговой сети относятся специально оборудованные приспособления для торговли вразвоз (автомагазины, автолавки, автофургоны и т.д.) и вразнос (ручные тележки, лотки, корзины и т.д). Эти пункты продажи реализуют ограниченный ассортимент товаров, не имеют торгового зала, не оказывают покупателям дополнительных торговых услуг, что существенно снижает уровень торгового обслуживания. В то же время мелкорозничная торговая сеть позволяет торговому предприятию с наименьшими затратами ресурсов приблизить товары к покупателю и мобильно организовать их реализацию в наиболее удобном для покупателей месте и в удобное для них время.

Автомагазины используются для обслуживания жителей малых сел и деревень, а также населения непосредственно в местах сельскохозяйственных работ. Для обеспечения рентабельной работы автомагазинов должны быть разработаны графики и маршруты их движения. Для каждого автомагашна разрабатывается ассортиментный перечень, который включает в основном товары повседневного спроса.

Посылочная торговля осуществляется специали­зированными организациями путем пересылки по почте товаров, выбранных и заказанных покупателями по образцам, проспектам и каталогам.

Основную роль в составе пунктов продажи товаров, создаваемых торговым предприятием, играют магазины. Их главным отличительным признаком от других пунктов продажи является наличие торгового зала, в котором организуется процесс непосредственного обслуживания покупателей. В то же время, несмотря на этот объединяющий признак, магазины существенно различаются между собой по многим количественным и качественным параметрам, что определяет .необходимость их классификации. Такая классификация должна быть увязана с основными аспектами намечаемой деятельности торгового предприятия, и в первую очередь, с регионом деятельности, сегментом потребительского рынка, избранной рыночной нишей, объемом деятельности и т.п.

2. По составу основного контингента обслуживаемых покупателей все магазины принято разделять на две основные группы:

- магазины, обслуживающие городских жителей (создаваемые в городах и поселках городского типа);

- магазины, обслуживающие сельских жителей (создаваемые в сельских населенных пунктах).

Рассматривая такое разделение магазинов, принятое в практике организации розничной торговой сети, следует обратить внимание на его определенную условность. Так, до 30% (а в некоторых регионах с хорошо развитыми внутрирегиональными транспортными связями и более) объема своих покупок сельские жители совершают в настоящее время в городах, где обеспечен более широкий ассортимент товаров и созданы лучшие условия для их приобретения. В то же время и городские жители совершают часть своих покупок товаров в сельских населенных пунктах, проводя в них отпуск, приезжая в гости, выезжая на садовые и огородные участки и т.п. Однако, открывая магазин, всегда следует ориентироваться на основной контингент населения, который будет совершать в нем свои покупки.

3. По характеру размещения на территории населенного пункта магазины, создаваемые в городах, подразделяются на две основные группы:

- магазины, размещаемые непосредственно в жилой застройке;

- магазины, размещаемые в местах общегородского значения.

Характер размещения магазина определяется разнообразными факторами - величиной города и его планировочной структурой, состоянием внутиригородских транспортных связей, направлениями и интенсивностью основных потоков движения населения (маршрутами внутрисуточной его миграции), плотностью населения в отдельных жилых и административных районах, расположением производственных, административных и культурно-просветительных объектов, но наиболее важным фактором при этом является его функциональная направленность на удовлетворение основных групп потребностей покупателей.

Так, магазины первой группы призваны удовлетворять наиболее массовые и постоянные потребности в товарах (основные группы продовольственных товаров, хозяйственные, галантерейно-парфюмерные и некоторые другие группы непродовольственных товаров повседневного спроса), поэтому определяющим фактором при их размещении является радиус пешеходной доступности (он принимается обычно в пределах до 500 м). Магазины второй группы призваны удовлетворять периодические и эпизодические потребности покупателей в товарах, к их услугам они обращаются редко, поэтому радиус пешеходной доступности не играет для них определяющей роли. Главными факторами для покупателей являются широта предлагаемого выбора таких товаров и обеспечение транспортной доступности при размещении магазинов.

Наиболее эффективными формами территориальной концентрации таких магазинов в планировочной структуре родов являются общегородские центры, центры административных районов, крупнейшие транспортные магистрали, территории, непосредственно примыкающие к железнодорожным и автовокзалам, крупным рынкам и т.п. В сельской местности магазины первой группы также равномерно мешаются на территории всех сельских населенных пунктов, то время как магазины второй группы создаются, как правило, только в крупных населенных пунктах, в которых располагаются административные, производственные, культурно-просветительные и другие объекты.

4. По формам товарной специализации предприятия подразделяются на следующие группы - универсальные, комбинированные, специализированные, узкоспециализированные, неспециализированные.

Разграничение форм товарной специализации магазинов определяется избранными торговым предприятием сегментом потребительского рынка и соответствующей рыночной ниши и представляет собой одну из форм разделения труда в организации торгового обслуживания покупателей.

Универсальные магазины являются наиболее удобными для покупателей, так как реализуют, как правило, все основные группы продовольственных и непродовольственных товаров, обеспечивая комплексное удовлетворение их спроса. Примерами продовольственных магазинов являются универсамы, супермаркеты, гипермаркеты; универсальных непродовольственных - универмаги, торговые дома.

При этом, объединяя разнообразный ассортимент товаров, универсальные магазины обеспечивают достаточно глубокую его специализацию в разрезе отдельных своих структурных подразделений. Супермаркеты являются одним из наиболее популярных торговых форматов в настоящее время, в котором стремятся работать отечественные и зарубежные торговцы.

Комбинированные (или комплексные) магазины реализуют товары различных групп, объединенные общностью их потребления, то есть удовлетворяют комплексный спрос отдельных категорий покупателей. Наиболее распространенными комбинированными магазинами являются «Товары для детей», «Товары для женщин», «Товары для мужчин», «Все для дома», «Галантерея-парфюмерия», «Хозяйственные товары», «Все для рукоделия», «Товары для спорта и туризма», «Диетические продукты» и некоторые другие.

Специализированные магазины реализуют, как правило, две-три группы товаров, объединенных общностью спроса. Примерами этого вида магазинов могут выступать магазины одежды, обуви, хозяйственных товаров, хлебокондитерских изделий, мясо-рыбных товаров и другие. Именно специализированные магазины получили наибольшее распространение в составе розничной торговой сети, так как, ограничивая свою деятельность определенным сегментом потребительского рынка, они могут обеспечить достаточно высокую степень удовлетворения спроса покупателей на отдельные товары, предложить достаточно широкую номенклатуру дополнительных услуг, соответствующих особенностям реализуемых товаров, сформировать высокопрофессиональный состав персонала в рамках избранной специальности.

Узкоспециализированные магазины реализуют товары одной группы (а иногда и отдельной подгруппы). Видами товарной специализации таких магазинов являются, например, женская обувь, хлеб, сыры, колбасы, электроосветительные приборы, инструменты и другие. Для более эффективной деятельности этого вида магазинов необходимо выбрать узкую специализацию деятельности по товарам наиболее массового спроса, а также по товарам, находящимся на ранних стадиях своего жизненного цикла.

Неспециализированные (или смешанные) магазины реализуют товары разных групп, не связанных (или слабо связанных) между собой общностью спроса. В отличие от универсальных магазинов они предлагают ограниченную номенклатуру групп товаров. Такими магазинами являются в настоящее время большинство специализированных магазинов, в которых не соблюдается специализация и наряду с основным ассортиментом продаются другие товары.

Рассматривая формы товарной специализации магазинов, следует обратить внимание на то, что границы ассортиментного профиля многих из них в настоящее время выглядят несколько «размытыми». В целом ряде специализированных и узкоспециализированных магазинов мы встречаемся с несвойственным им ассортиментом товаров, носящим случайный характер. Это породило в среде практиков мнение о том, что товарная специализация магазинов в современных условиях теряет свое значение.

В настоящее время в торговле возрождаются самообслуживание и специализация магазинов: «Бытовая техника», «Обувь», «Мебель», «Культтовары» и др.

5. По определяющему методу обслуживания покупателей предприятия розничной торговли подразделяются на следующие основные группы:

¾ предприятия с индивидуальным обслуживанием покупателей - осуществляют продажу товаров через продавцов;

¾ предприятия, реализующие товары по методу самообслуживания;

¾ продажа товаров с открытой выкладкой (запасы товаров открыто выкладываются на рабочем месте продавца, на пристеном или островном оборудовании);

¾ предприятия, реализующие товары по образцам, проспектам, каталогам, с помощью телемагазинов и по почте;

¾ торговля через автоматы;

¾ виртуальные предприятия (электронная торговля). Выбор определяющего метода продажи товаров формирует основу торгово-технологического процесса магазина и уровень обслуживания покупателей, влияет на численность персонала магазинов, размер товарных запасов, уровень расходов по обеспечению товародвижения и другие показатели, определяющие экономическую эффективность деятельности торгового предприятия.

Классификация по методу обслуживания во многом условна, достаточно часто предприятия комбинируют различные формы обслуживания даже в одном торговом зале.

Также можно классифицировать розничные торговые предприятия по месту нахождения покупателя. При этом можно выделить:

¾ непосредственную продажу на дому у покупателя;

¾ телевизионную торговлю;

¾ электронную торговлю;

¾ торговлю с использованием каталогов, буклетов, проспектов.

6. Классификация торговых предприятий по уровню цен вызвана резкой дифференциацией денежных доходов населения.

По ценовым уровням реализуемых товаров магазины подразделяются на такие основные группы:

¾ предприятия с достаточно низким уровнем цен;

¾ предприятия со средним уровнем цен;

¾ предприятия с наиболее высоким уровнем цен. Магазины низких цен формируют свой ассортимент за счет наиболее дешевых разновидностей товаров, качество которых обычно уступает среднему уровню. Среди магазинов, торгующих по сниженным ценам, можно выделить следующие типы:

¾ дискаунты;

¾ дисконтные магазины;

¾ магазины «Кэш энд кэрри»;

¾ комиссионные магазины;

¾ магазины «Секонд хэнд»;

¾ магазины типа «Бутик»;

¾ «клубные» магазины.

1. Дискаунты - это универсальные магазины, работающие по методу самообслуживания и реализующие в основном продовольственные и частично непродовольственные вары повседневного спроса по низким ценам. Низкие цены в дискаунтах обеспечиваются за счет минимизации расходов на обслуживание, невысокого качества оборудования, дешевой отделки магазинов. Специалисты называют эти магазины усеченным вариантом супермаркетов», где сохраняются тот же метод продажи и похожий ассортимент, хотя и не такой широкий. Дискаунт ориентирован на жителей близлежащих кварталов, не желающих платить лишние деньги за товары повседневного спроса. Первые дискаунты появились в Германии почти 40 лет назад. Магазины-дискаунты широко распространены во всем мире, особенно в Европе, и начинают распространяться в России. В г. Москва их насчитывается более 20. Это сеть магазинов «Копейка», «Котомка», ЗАО ТД Перекресток». Они, в основном, размещаются в отдаленных ионах города.

2. Дисконтные магазины осуществляют продажу товаров со скидкой владельцам специальных дисконтных карт, которые могут быть именными и на предъявителя.

3. Магазины «Кэш энд кэрри» предназначены для мелких перекупщиков и индивидуальных покупателей, предпочитающих приобретать товары впрок и экономить значительные суммы. Их особенностью является совмещение в одном помещении склада и торгового зала. Товар выложен на стеллажах большими партиями. Покупатель, проходя с тележкой, отбирает товар и оплачивает его при выходе из магазина в единой расчетной кассе.

Комиссионные магазины реализуют непродовольственные товары, в том числе с потерянным видом. Сдавший товар в магазин получает заранее оговоренный процент его стоимости после реализации. Цена товара устанавливается с согласия продавца.

Магазины «Секонд хэнд» реализуют совсем дешевые непродовольственные товары.

Магазины «Секонд хэнд» появились в России в середине 90 гг. Это было связано с упростившейся процедурой выезда за границу, с возможностью вести частную коммерческую деятельность, со спросом на импортные вещи. Ассортимент магазинов «Секонд хэнд» составляют вещи, бывшие в употреблении, уцененные или же вовремя непроданные. В основном товары «Секонд хэнд» привозят из стран Европы или США, Канады, где существуют специальные предприятия, занимающиеся сбором бывшей в употреблении одежды. Затем вещи проходят дезинфекцию, санитарную обработку, после чего часть отдается благотворительным организациям («Красный Крест», «Армия спасения», «Добрая воля»), а остальная часть поступает в магазины «Секонд хэнд» или идет на экспорт в другие страны.

В России рынок «Секонд хэнд» уже достаточно насыщен: даже в небольших городах можно найти не один десяток таких магазинов. Среди подобных торговых точек можно выделить два направления: магазины, где торгуют на вес, и торговые предприятия, где вещи продают поштучно.

Магазины типа «Бутик» реализуют модные товары (одежду) или товары редкого спроса (изысканное вино) по высоким ценам.

«Клубные» магазины. Их особенностью является то, что товары реализуются только потребителям, являющимся членами клуба-магазина и уплачивающим определенные взносы. Метод продажи - самообслуживание.

Магазины второй группы имеют наибольшие возможности построения широкого ассортимента товаров с ценами, удовлетворяющими различные контингенты покупателей. Магазины третьей группы выбираются торговым предприятием в том случае, если избранная им рыночная ниша вязана с обслуживанием покупателей с наиболее высоким уровнем доходов в связи с продажей особого ассортимента, обеспечением наивысшего качества реализуемой продукции, а также широкой номенклатурой дополнительных торговых услуг.

7. По размерам торговой площади предприятия подразделяются на 4 основные группы:

а) мелкие;

б) средние;

в) крупные;

г) крупнейшие.

При этом для городских и сельских магазинов критерии размерной дифференциации различны.

Размеры торговой площади различных видов магазинов представлены в таблице 4.

Таблица 4 - Характеристика магазинов по размерам торговой площади

№ п/п Тип магазина Размер торговой площади, кв.м
в условиях городской застройки в сельской местности
Мелкие до 250 до 100
Средние 251-1000 101-400
Крупные 1001-3500 401-1000
Крупнейшие свыше 3500 свыше 1000

 

Мелкие магазины обычно размещаются в приспособленных помещениях и рассчитаны на обслуживание относительно небольшого контингента покупателей. На торговой площади средних магазинов могут быть организованы специализированные и узкоспециализированные магазины любой из групп товарной специализации, а также магазины комплексного спроса и универсальные продовольственные.

Торговая площадь крупных магазинов позволяет создавать магазины комплексного спроса, а также универсальные продовольственные и непродовольственные магазины. Высокие размеры торговой площади крупнейших магазинов предназначаются обычно для создания универсальных непродовольственных магазинов в крупных городских и сельских населенных пунктах.

8. По ассортименту реализуемых товаров розничные торговые предприятия подразделяются на:

¾ продовольственные - предприятия, осуществляющие продажу продовольственных товаров;

¾ непродовольственные - предприятия, предлагающие ассортимент непродовольственных товаров;

¾ смешанные - предприятия, осуществляющие продажу как продовольственных товаров, так и непродовольственных товаров.

Таким образом, из всего вышеизложенного видно, что розничные торговые предприятия играют огромную роль в доведении товаров от производителей до потребителей.

Для розничной торговли также характерно объединение небольших розничных предприятий с более крупными на основе принципа «франчайз». В этом случае крупная компания предоставляет мелкому предприятию возможность пользоваться ее именем и торговым знаком, получившим признание покупателей, поставляет необходимое оборудование, транспортные средства, а небольшое предприятие, приобретая финансовую и техническую помощь крупной компании, выплачивает ей часть выручки. Успешным примером можно считать сеть ресторанов «Макдональдс».

Еще одним важным видом торговых предприятий являются «Торговые дома». Среди особенностей, присущих этому виду объединений, можно выделить следующие:

- осуществление розничной и оптовой торговли товарами народного потребления, другой продукцией промышленного и сельскохозяйственного производства;

- проникновение в сферу производства;

- проведение торгово-посреднических операций;

- проведение кредитно-финансовых и валютно-финансовых операций;

- организация и осуществление маркетинговой и рекламной деятельности.

На рынке товаров действуют также рознично-оптовые объединения и оптово-розничные объединения. Название их зависит от того, какой вид трудовой деятельности в них преобладает. Они могут быть региональными и межрегиональными.

 

Классификация оптовой торговли

 

Важная роль в развитии сферы обращения принадлежит оптовой торговле. Оптовая торговля включает в себя любую деятельность по продаже товаров или услуг тем, кто приобретает их с целью перепродажи или профессионального использования:

- последующим продавцам (розничным торговцам или другим оптовым торговцам, следующим в торговой цепи);

- для производственного использования на промышленном или ремесленном предприятии;

- крупному потребителю, например, акции экономической помощи другим странам или регионам, пострадавшим от стихийных бедствий и т.д.

Основная цель оптовых предприятий состоит в снабжении различных торговых предприятий товарами в соответствии со спросом населения. Оптовые предприятия отличаются от розничных по ряду характеристик. Во-первых, оптовые предприятия уделяют меньше времени, внимания стимулированию атмосфере и расположению своего торгового предприятия, так как оптовые предприятия имеют дело преимущественно с профессиональными клиентами, а не с конечными потребителями. Во-вторых, по объему оптовые сделки обычно крупнее розничных, а торговая зона оптовика обычно больше, чем у розничного торговца.

Число предприятий оптовой торговли растет с каждым годом. Это связано с расширяющимися потребностями потребителя в условиях постоянного обновления ассортимента товаров и услуг. Эти предприятия вносят огромный вклад в распределение национального продукта.

Для эффективной организации товароснабжения оптовые предприятия выполняют следующие функции:

¾ планирование в пределах данного региона завоза (вывоза) товаров;

¾ прикрепление поставщиков к покупателям;

¾ заключение договоров на поставку товаров народного потребления;

¾ участие в оптовых ярмарках;

¾ изучение спроса населения;

¾ оперативный контроль за выполнением договоров;

¾ формирование товарных запасов и другие. Предприятия оптовой торговли так же, как и розничные, характеризуются большим разнообразием типовых и видовых структур на потребительском рынке вследствие равных масштабов своей деятельности, товарной специализации, объему выполняемых функций и формам расчетов и др.

Оптовые предприятия классифицируются, исходя из следующих признаков:

¾ масштабы деятельности;

¾ товарная специализация;

¾ организация сбыта и объем выполняемых функций;

¾ функциональный признак.

1. По масштабам деятельности различают оптовые предприятия:

а) общенационального (федерального) уровня - это наиболее крупные предприятия, осуществляющие продвижение товаров от производителей к торговым предприятиям по всей стране;

б) регионального (внутрирегионального) уровня, осуществляющие закупку товаров у крупных оптовиков или у местных производителей и доводящие их до любых оптовых и розничных покупателей региона;

в) межрегионального уровня, осуществляющие продажу товаров от производителей к торговым предприятиям между различными регионами.

2. В соответствии с товарной специализацией оптовые предприятия подразделяются на:

- специализированные, ориентирующие свою деятельность на одну товарную группу или близкие к ней;

- универсальные, снабжающие розничные торговые предприятия универсальным ассортиментом продовольственных непродовольственных товаров.

По объему выполняемых функций и формам расчетов различают следующие разновидности оптовых предприятий:

- предприятия, приобретающие права собственности на товар и осуществляющие полный набор закупочно-сбытовых операций. К ним можно отнести маклерские фирмы, оптовые экспортеры, оптовые импортеры;

- предприятия без приобретения прав собственности на товар, действующие только как посредники, сводящие продавцов с покупателями, например, брокерские конторы.

- предприятия-агенты, действующие на рынке потребительских товаров по поручению клиентов, как правило, за их счет;

- предприятия-организаторы оптового товарооборота., создающие и обеспечивающие условия для организации оптовой торговли, к примеру, товарные биржи, оптовые продовольственные рынки, мелкооптовые магазины и т.п.

3. В зависимости от организации сбыта и объема выполняемых функций оптовые предприятия подразделяются на:

- оптовые предприятия с полным циклом обслуживания. Такие предприятия обслуживают многочисленных клиентов, предлагая широкий товарный ассортимент, и, как правило, осуществляют доставку товаров, осуществляют различные виды послепродажных услуг;

- оптовые предприятия, торгующие за наличный расчет без осуществления доставки товаров. Этот вид предприятий предполагает самообслуживание потребителя, который комплектует свои заказы на складе, оплачивает товар наличными и самостоятельно транспортирует. Среди преимуществ такой продажи товаров можно выделить экономию затрат, закупку низкими партиями, низкие цены на товары.

- оптовая торговля со стеллажей. При этом оптовый торговец арендует стеллажи или торговые площади торговых предприятий, самостоятельно наполняет их своими товарами и забирает обратно непроданные товары.

4. По функциональному признаку выделяют закупочную оптовую торговлю, оптовую торговлю по производственным связям, и оптовую торговлю сырьем и материалами (распределительную оптовую торговлю).

Закупочная оптовая торговля выполняет, прежде всего, задачу количественного выравнивания объемов на рынке заготовок, она собирает малые объемы товаров и предлагает их своим клиентам большими партиями. Предметом закупок являются сельскохозяйственные продукты (зерно, картофель, овощи), древесина, вторичное сырье, отходы и др.

Оптовая торговля по производственным связям представляет такой вид торговли, при котором предприятия покупают полуфабрикаты и готовые изделия, продают их для последующего использования на промышленных предприятиях. Этот вид оптовой торговли соединяет последовательные стадии производственного процесса.

Оптовая торговля сырьем и материалами представляет такой вид торговли, при котором предприятия оптовой торговли /покупают товары в больших объемах у производителей и продают в меньших объемах небольшим предприятиям, например, текстильные материалы, запасные части, продукты питания.

Коммерческие организации в целях координации их предпринимательской деятельности, а также представления и защиты общих имущественных интересов могут по договору между собой создавать различные объединения. К объединениям торговых предприятий относятся союзы, ассоциации, отраслевые, территориальные объединения и иные виды добровольных объединений, которые являются некоммерческими организациями.

Наибольшее распространение получили ассоциации, которые представляют собой добровольное объединение предприятий на основе общих интересов. Эти объединения более характерны для розничной торговли. Путем такого объединения предприятия получают ряд экономических преимуществ за счет:

- создания в рамках ассоциации общих специализированных функциональных подразделений, располагающих квалифицированными специалистами по снабжению, рекламе, юридическим вопросам и отказа в связи с этим услуг сторонних организаций;

- совместного осуществления закупки товаров;

- объединения усилий в решении инвестиционных и инновационных проблем.

Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что торговля является неотъемлемым элементом структуры рыночной экономики и оказывает непосредственное воздействие на ее эффективность. Торговля является отраслью народного хозяйства, способной стимулировать производство и влиять на его направление.

Большая роль в процессе доведения товаров от производителей до потребителей принадлежит торговым предприятиям, которые, располагая широкими возможностями для воздействия на спрос, обеспечивают удовлетворение общественных потребностей по ассортименту, качеству, количеству и другим параметрам, тем самым они создают основу для приумножения национального богатства. Существующие и действующие в торговле предприятия достаточно разнообразны с точки зрения выполняемых функций, организационно-правового устройства, профиля деятельности, масштабов и других параметров. Именно большое количество торговых предприятий делает возможным нормальное функционирование рынка и всей экономики страны в целом.

Деятельность любого предприятия ориентирована на получение определенных результатов. Однако одни предприятия уверенно достигают поставленных целей своей деятельности, а другие работают менее успешно. При этом во многом успех деятельности связан с правильным выбором вида деятельности, наличием достаточных материальных, финансовых, трудовых ресурсов, а также с умением быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся условиях рыночной экономики. Однако для того чтобы в современных условиях торговые предприятия наиболее эффективно осуществляли свою деятельность, в первую очередь необходимо отвести главную роль процессу управления всеми аспектами его деятельности.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...