От автора
Текст «от автора» обычно никто не читает. Но если вдруг кому-то взбредет в голову с ним ознакомиться, сообщаю, что данное пособие было разработано и написано с целью предотвращения появления на конкурсе сайта www.screenwriter.ru сценариев в непонятной разметке. Во всем мире сценарии пишут, придерживаясь определенного стандарта. Россия не должна быть исключением. Конечно, можно говорить сколько угодно, что у нас своя специфика, что мы не такие, что нашему кинобизнесу до Голливуда далеко, поэтому ему «и так сойдет». Не сойдет. Если мы хотим снимать фильмы, не хуже чем в Голливуде, то и сценарии тоже нужно писать не хуже чем в Голливуде, и оформлять их нужно не тысячью и одним доморощенным способом, а согласно единым принятым во всем мире стандартам.
Данное пособие рассказывает об основных стандартах оформления сценария и вариантах разметки блоков. При написании пособия были использованы следующие материалы:
1. Rider A. FOR A FEW DAYS MORE http://www.screenwriter.ru/info/format_a.txt
2. Carless M. SCREENPLAY FORMATS FOR TV SHOWS
3. http://www.screenwriter.ru/info/screenplaytv.pdf
4. Червинский А. Как хорошо продать хороший сценарий http://www.screenwriter.ru/info/chervinsky.rar
5. Мурзенко К., Пежемский М. «Мама не горюй» (сценарий) http://www.ezhe.ru/data/vgik/pm-mama.html
Сценарий Константина Мурзенко и Максима Пежемского «Мама не горюй» взят в качестве источника для примеров по нескольким соображениям:
1. Текст сценария можно легко найти в сети;
2. Местами сценарий оформлен без соблюдения требований стандарта, поэтому в нем очень просто находить примеры неправильного форматирования;
3. Местами сценарий оформлен с соблюдением требований стандарта, поэтому в нем очень просто находить примеры правильного форматирования;
4. Это один из лучших сценариев, которые мне встречались в сети, и я бы рекомендовала всем с ним ознакомиться;
5. По этому сценарию снят фильм, который, я полагаю, видело большинство посетителей сайта;
При цитировании сценария сохранена авторская орфография и пунктуация.
Конечно, прочитав сценарий «Мама не горюй» каждый может воскликнуть: «Вот! Оформлено не по стандарту, а фильм то сняли! Значит, стандарт – дело десятое». Хочу на это процитировать Эйприл Райдер: «Если вы из тех авторов, которые получают по полмиллиона баксов за сценарий, то можете форматировать его как вам взбредет в голову, если же нет…». Надеюсь, продолжать не надо?
Предисловие
Во времена отсутствия компьютеров все сценарии набивались на пишущей машинке, но даже тогда существовал стандарт форматирования сценария. Правда говорил он не о точных размерах (ибо какая точность может быть на пишущей машинке?), а о «приблизительных»: «приблизительно 3,5 дюйма от левого края страницы», «приблизительно 1,5 дюйма от верхнего края страницы» и т.п.
Сейчас практически у всех есть чудо техники – компьютер - с программой MS Word, поэтому не надо на глазок высчитывать «приблизительно 3,5 дюйма от края». Достаточно установить шаблон разметки и потом использовать его с помощью кнопки «Формат по образцу» (Как использовать кнопку читайте в приложении). Все просто до безобразия. В связи с чем, убедительная просьба – воспользуйтесь инструкцией, приведенной ниже. Не изобретайте велосипеда, то бишь собственных форматов разметки сценария. Работайте профессионально с самого начала.
Общие сведения:
1. После титульной страницы сразу идет текст сценария. «Никакого списка действующих лиц, пожеланий для съемочной группы, оглавления, условий авторского права, автобиографии или иллюстраций» (А. Червинский)
2. Сценарий пишется ТОЛЬКО в настоящем времени. Никаких: «Видел. Стоял. Говорил». Правильно: «Видит. Стоит. Говорит».
3. Сценарии никогда не пишутся от первого лица. ВСЕГДА от третьего. Никаких: «Я стою и смотрю». Правильно: «Он стоит и смотрит».
4. Номер страницы должен находиться в правом верхнем углу в 1,25 см от верхнего края. Нумерация начинается с первой страницы текста сценария, а не с титульного листа.
Краткая инструкция по форматированию (полная в приложении)
- Шрифт: Courier New
- Размер шрифта: 12
- Выравнивание: по левому краю
- Жирный шрифт, шрифт курсивом и шрифт с подчеркиванием НИКОГДА не используются (даже если это ремарка, даже если это чтобы выделить какую-то важную мелочь, даже если это просто ну очень-очень хочется – все равно НИКОГДА)!
- Поля страницы: Верхнее – 2,5 см, Нижнее – 1,25 см, Левое – 3,75 см, Правое – 2,5 см. Остальное без изменений.
- Параметр «Абзац» блока «Имя героя»: Слева – 6,75 см, Остальное без изменений.
- Параметр «Абзац» блока «Реплика героя»: Слева – 3,75 см, Справа – 3,75 см, Остальное без изменений.
- Параметр «Абзац» блока «Ремарка»: Слева – 5,5 см, Справа – 4,5 см, Остальное без изменений.
ШАБЛОН РАЗМЕТКИ
=================================
БЛОК ВРЕМЯ И МЕСТО ДЕЙСТВИЯ
Блок описание действия.
БЛОК ИМЯ ГЕРОЯ
(Блок ремарка)
Блок реплика героя.
=================================
КОНЕЦ ШАБЛОНА
Блоки сценария
Сценарий – это почти всегда компоновка следующих стандартных блоков:
1) БЛОК «Время и место действия»
2) БЛОК «Описание действия»
3) БЛОК «Имя героя»
4) БЛОК «Реплика героя»
5) БЛОК «Ремарка»
6) БЛОК «Титр»
Блоки отличаются друг от друга:
А) Местоположением на странице
Б) Написанием
В) Содержанием
Г) Правилами следования за ними других блоков
Д) Правилами отделения от других блоков
Е) Правилами переноса на другую страницу
БЛОК «Время и место действия»
А) ВСЕГДА начинается в 3,75 см (1,5 дюйма) от левого края страницы. Заканчивается в 2,5 см (1 дюйм) от правого края страницы.
Правильно:
----------------------------------------------------------
НАТ. ДВОР СТАНДАРТНОГО МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА ДЕНЬ
----------------------------------------------------------
Неправильно:
----------------------------------------------------------
НАТ. ДВОР СТАНДАРТНОГО МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА ДЕНЬ
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что блок «Время и место действия» по середине страницы не выравнивается.
|
Б) ВСЕГДА пишется заглавными буквами.
Правильно:
----------------------------------------------------------
НАТ. УЛИЦА В НОВОСТРОЙКАХ ДЕНЬ
----------------------------------------------------------
Неправильно:
----------------------------------------------------------
НАТ. Улица в новостройках ДЕНЬ
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что блок «Время и место действия» пишется только заглавными буквами.
|
Правильно:
----------------------------------------------------------
НАТ. УЛИЦА ТЕЛЕФОННЫЙ АВТОМАТ ДЕНЬ
----------------------------------------------------------
Неправильно:
----------------------------------------------------------
НАТ. Улица Телефонный автомат День
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что блок «Время и место действия» пишется только заглавными буквами.
| В) ВСЕГДА состоит из трех частей:
1. Вид места (НАТ. или ИНТ.)
2. Название места (КЛУБ или УЛИЦА В НОВОСТРОЙКАХ)
3. Время суток (УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР, НОЧЬ)
Правильно:
----------------------------------------------------------
ИНТ. КВАРТИРА ЗУБЕКА ДЕНЬ
----------------------------------------------------------
Неправильно:
----------------------------------------------------------
КВАРТИРА ЗУБЕКА
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что блок «Время и место действия» начинается сокращением ИНТ. или НАТ. и заканчивается описанием времени действия: УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР или НОЧЬ.
|
Краткая историческая справка:
НАТ. – натура. То есть действие эпизода происходит под открытым небом.
ИНТ. – интерьер. То есть действие происходит в помещении.
Раньше в отечественном кино интерьер делили на «готовый» (когда снимали, например, в уже существующем месте – реальном кафе, реальной квартире, реальном подъезде) и «павильонный» - сокращенно ПАВ. (когда для съемок строили специальную декорацию в павильоне). Но сейчас все эти вопросы по большей части зависят от бюджета и трудно предугадать, что в конечном итоге будет ПАВ., а что ИНТ., кроме того, если придерживаться строго «голливудского» стандарта, то там, при оформлении сценария, подобного разделения на «готовый интерьер» и «павильон» нет. Поэтому везде пишите ИНТ. и не ошибётесь.
|
Имейте в виду:
В качестве обозначения «времени действия» допускается использовать слова: «ЗАКАТ», «ВОСХОД», «ПОЛНОЧЬ» и т.п., но помните, что все эти слова – отклонение от стандарта. Гораздо лучше и правильнее использовать «УТРО», «ДЕНЬ», «ВЕЧЕР», «НОЧЬ».
|
Неправильно:
----------------------------------------------------------
ИНТ. КЛУБ
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что блок «Время и место действия» заканчивается описанием времени действия: УТРО, ДЕНЬ, ВЕЧЕР или НОЧЬ.
|
Правильно:
----------------------------------------------------------
ИНТ. КЛУБ ДЕНЬ
----------------------------------------------------------
Неправильно:
----------------------------------------------------------
ВХОД В КЛУБ ДЕНЬ
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что блок «Время и место действия» начинается сокращением ИНТ. или НАТ.
|
Правильно:
----------------------------------------------------------
НАТ. ВХОД В КЛУБ ДЕНЬ
----------------------------------------------------------
Г) ПОСЛЕ блока «Время и место действия» ВСЕГДА идет блок «Описание действия».
Правильно:
----------------------------------------------------------
ИНТ. ПЕЛЬМЕННАЯ УТРО
МАЙОР мрачно ест пельмени. Пьет пиво. На столе перед ним красная клеенчатая папка, спортивная газета свернутая в трубочку и пачка сигарет. На руке у него небольшая, но прихотливая татуировка.
Приходит СЛЕДОВАТЕЛЬ. Тоже с пельменями, но без пива. Садится напротив, тяжело вздыхает, глядя на пиво.
СЛЕДОВАТЕЛЬ
Хорошо тебе…
----------------------------------------------------------
Неправильно:
----------------------------------------------------------
ИНТ. ПЕЛЬМЕННАЯ УТРО
СЛЕДОВАТЕЛЬ
Хорошо тебе…
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что после блока «Время и место действия» ОБЯЗАТЕЛЬНО идет блок «Описание действия».
|
Неправильно:
----------------------------------------------------------
ИНТ. ПОДЪЕЗД УТРО
АРТУР
Главарей, подчеркиваю...
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что после блока «Время и место действия» должен идти блок «Описание действия».
|
Правильно:
----------------------------------------------------------
ИНТ. ПОДЪЕЗД УТРО
Следователь, Майор и Артур поднимаются по лестнице.
АРТУР
Главарей, подчеркиваю...
----------------------------------------------------------
Д) От блока «Описание действия» блок «Время и место действия» ВСЕГДА отделяется пустой строкой.
Правильно:
----------------------------------------------------------
ИНТ. СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ УТРО
Мужчина с нелепо разинутым ртом полным ваты. В глазах у него ужас. Это АРТУР. Он в кресле у стоматолога. ВРАЧ сидит напротив него и курит.
----------------------------------------------------------
Неправильно:
----------------------------------------------------------
НАТ. ДВОР СТАНДАРТНОГО МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА УТРО
Машина с Майором и Следователем подъезжает к дому. Глушитель оторван и ревет она невероятно. Следователь глушит мотор.
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что блок «Время и место действия» должен отделяться от блока «Описание действия» пустой строкой.
Чтобы не было сомнений:
ОДНОЙ пустой строкой. Не двумя и не тремя.
|
Правильно:
----------------------------------------------------------
НАТ. ДВОР СТАНДАРТНОГО МНОГОКВАРТИРНОГО ДОМА УТРО
Машина с Майором и Следователем подъезжает к дому. Глушитель оторван и ревет она невероятно. Следователь глушит мотор.
----------------------------------------------------------
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
1.1 БЛОКИ «Время и место действия» НИКОГДА не нумеруются! Нумерация допускается только в режиссерской версии сценария или когда режиссер пишет сценарий сам для себя! Во всех других случаях – никакой нумерации!
Правильно:
----------------------------------------------------------
ИНТ. ГРИМЕРНАЯ МАРИНЫ ДЕНЬ
----------------------------------------------------------
Неправильно:
----------------------------------------------------------
12. ИНТ. ГРИМЕРНАЯ МАРИНЫ ДЕНЬ
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что блок «Время и место действия» не нумеруется.
|
1.2 Между сокращениями ИНТ., НАТ. и «названием места», между «названием места» и «временем суток» можно ставить тире. Это один из вариантов стандартного оформления.
В качестве обозначения «времени действия» допускается использовать слова «ЗАКАТ», «ВОСХОД», «ПОЛНОЧЬ» и т.п., но помните, что все эти слова – отклонение от стандарта. Гораздо лучше и правильнее использовать стандартные «УТРО», «ДЕНЬ», «ВЕЧЕР», «НОЧЬ».
Рекомендуется:
----------------------------------------------------------
ИНТ. МАШИНА АРТУРА УТРО
----------------------------------------------------------
Не рекомендуется:
----------------------------------------------------------
ИНТ. МАШИНА АРТУРА РАССВЕТ
----------------------------------------------------------
1.5 Даже если действие на экране жестко привязано к конкретному году, месяцу, дню, часу, в блоке «Время и место действия» все равно указывается только время суток!
Неправильно:
----------------------------------------------------------
ИНТ. АЭРОПОРТ 22:31
----------------------------------------------------------
Правильно:
----------------------------------------------------------
ИНТ. АЭРОПОРТ ВЕЧЕР
----------------------------------------------------------
1.6 Воспоминания (флэшбаки) оформляются следующим образом:
Пример:
----------------------------------------------------------
ИНТ. ОМСКАЯ ПЕРЕСЫЛЬНАЯ ТЮРЬМА – 1976, ВОСПОМИНАНИЕ
Гитлер и ФРЕЙД сидят на нарах.
ГИТЛЕР
(за кадром)
Фрейд... Фрейда помню, реальный был мужик... Корефанились мы с ним на дальняке — давно, еще по второй ходке меня катили...
КОНЕЦ ВОСПОМИНАНИЯ
----------------------------------------------------------
СОВЕТ 1
Название места должно быть таким, чтобы читатель четко представлял себе, где именно происходит действие.
Если мы говорим о квартире – то это должна быть конкретная квартира: КВАРТИРА ЗУБЕКА, КВАРТИРА КАТИ И ЛЕНЫ, КВАРТИРА МАРИНЫ и т.п.
Если нам важно, что действие происходит в конкретном помещении конкретной квартиры – пишем: КВАРТИРА КАТИ И ЛЕНЫ СПАЛЬНЯ или КВАРТИРА ЗУБЕКА КУХНЯ.
Если действие происходит в общественном месте, то действуют те же принципы, но со следующим оговорками: если сцена происходит в ресторане и нам без разницы в каком именно ресторане происходит сцена, пишем: РЕСТОРАН. Если нам подойдет не любой ресторан, а только японский, пишем: ЯПОНСКИЙ РЕСТОРАН. Если нам важно, что это не просто японский ресторан, а конкретный японский ресторан, пишем: ЯПОНСКИЙ РЕСТОРАН «ТОКИО» и т.п.
Соответственно если в ресторане действие происходит в нескольких местах, пишем: ЯПОНСКИЙ РЕСТОРАН ХОЛЛ или ЯПОНСКИЙ РЕСТОРАН ДАМСКИЙ ТУАЛЕТ.
Тоже самое касается любых других мест. Если не важно конкретное место, то пишем наиболее общее название – БИБЛИОТЕКА, МАГАЗИН, СТАНЦИЯ МЕТРО. Если конкретное место очень важно – пишем его название: БИБЛИОТЕКА ИМ. ПУШКИНА, СУПЕРМАРКЕТ «РАМСТОР», СТАНЦИЯ МЕТРО «АРБАТСКАЯ».
Абсолютно те же законы действуют при описании натуры. Если вам нужно просто показать лес – пишите: ЛЕС. Если нужен еловый лес – пишите: ЕЛОВЫЙ ЛЕС. Если просто улицу – пишите: УЛИЦА. Если нужна улица определенного вида, пишите: УЛИЦА В НОВОСТРОЙКАХ. Если нужна совсем конкретная улица, пишите: УЛИЦА ЛЕНИНА.
БЛОК «Описание действия»
А) ВСЕГДА начинается в 3,75 см (1, 5 дюйма) от левого края страницы. Заканчивается в 2,5 см (1 дюйм) от правого края страницы.
Правильно:
----------------------------------------------------------
Майор смотрит на Гитлера, который судорожно роется в карманах, вынимая всякие предметы, самого обыденного свойства.
----------------------------------------------------------
Неправильно:
----------------------------------------------------------
Майор смотрит на Гитлера, который судорожно роется в карманах, вынимая всякие предметы, самого обыденного свойства.
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что блок «Описание действия» по середине страницы не выравнивается.
|
Неправильно:
----------------------------------------------------------
МАЙОР
Первый пошел... Второй... Третий пошел...(смотрит на Гитлера, который судорожно роется в карманах, вынимая всякие предметы, самого обыденного свойства)
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что блок «Описание действия»: а) пишется вне блока «Реплика героя», б) не заключается в скобки.
|
Правильно:
----------------------------------------------------------
МАЙОР
Первый пошел... Второй... Третий пошел...
Майор смотрит на Гитлера, который судорожно роется в карманах, вынимая всякие предметы, самого обыденного свойства.
----------------------------------------------------------
Б) ВСЕГДА пишется обычными буквами (исключение – имя персонажа, который появляется впервые).
Правильно:
----------------------------------------------------------
Мужчина с нелепо разинутым ртом полным ваты. В глазах у него ужас. Это АРТУР. Он в кресле у стоматолога. ВРАЧ сидит напротив него и курит.
----------------------------------------------------------
Неправильно:
----------------------------------------------------------
Мужчина с нелепо разинутым ртом полным ваты. В глазах у него УЖАС. Это АРТУР. Он в кресле у стоматолога. ВРАЧ сидит напротив него и курит.
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что в блоке «Описание действия» выделение заглавными буквами важных, с точки зрения автора, моментов НЕДОПУСТИМО.
|
Правильно:
----------------------------------------------------------
ЛЕНА и КАТЯ, девочки лет по шестнадцать, окраинного вида сидят на диване, рассматривают сигнальную ракетницу.
ЛЕНА
А что, здесь легко все — предохранитель вот здесь откидывается, вон, щелчок какой... смачный...
----------------------------------------------------------
Неправильно:
----------------------------------------------------------
Лена и Катя, девочки лет по шестнадцать, окраинного вида сидят на диване, рассматривают сигнальную ракетницу.
ЛЕНА
А что, здесь легко все — предохранитель вот здесь откидывается, вон, щелчок какой... смачный...
----------------------------------------------------------
| Пояснения:
Неправильно, потому, что в блоке «Описание действия» имя героя, который появляется впервые, пишется заглавными буквами.
| | Краткая историческая справка:
Имя героя, который появляется впервые, пишется заглавными буквами на тот случай, если читатель захочет быстро найти в сценарии момент первого появления героя.
| | | |
В) ВСЕГДА содержит описание действия.
Пример:
----------------------------------------------------------
Жоржик сталкивает девушку с коленей, она начинает рыдать, но довольно быстро уходит. Возможно — между ней и Жоржиком происходит какая-то сильная сцена, возможно, даже с диалогом, но она на втором плане, потому что следом за Следователем в кухню входит Артур, а за ним ЗУБЕК.
----------------------------------------------------------
Г1) После блока «Описание действия» может идти блок «Время и место действия»:
Пример:
----------------------------------------------------------
Артур корчит ей в ответ манерную гримасу и идет на вход.
НАТ. ВХОД В КЛУБ ДЕНЬ
----------------------------------------------------------
Г2) После блока «Описание действия» может идти блок «Описание действия»:
Пример:
----------------------------------------------------------
Картина на входе — подобна скульптурной группе. Возле двери стоит Оператор. На плече у него видеокамера. Прямо перед ним стоит бритоголовый охранник, держит Оператора "на прихвате", а свободной рукой прислонил ему ко лбу большой пистолет. Оба не шевелятся.
У стены рядом стоит Репортер. Другой охранник, не менее жуткого вида стоит перед ним, держа на длинном поводке бультерьера, готового вцепиться Репортеру в горло.
----------------------------------------------------------
Г3) После блока «Описание действия» может идти блок «Имя героя»:
Пример:
----------------------------------------------------------
Где-то рядом ходит ВЛАДЕЛЕЦ КЛУБА.
РЕПОРТЕР
Артур!
----------------------------------------------------------
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
2.1 Сцены драк, погонь и прочий «экшн», равно как и постельные сцены, ОПИСЫВАЮТСЯ в блоке «Описание действия». Недопустимо вместо сцены драки писать «Герои дерутся», а вместо любовной сцены писать «Герои занимаются любовью». Ваша задача написать, как дерутся, как занимаются. Нарисовать (словами!!!) картинку, из которой будет понятно, что именно происходит в кадре. Непроработанных сцен быть не должно!
Правильно:
----------------------------------------------------------
Они вываливаются из подъезда. Дядя тупо улыбается и садится на скамейку. Макар бросает его, бежит к машине. Моряк с девушкой неторопливо идут по длинной дорожке между двумя заборами. Когда Макар нагоняет их, они, услышав шум машины, оборачиваются и спокойно отходят в сторону. Макар резко тормозит и выскакивает с пистолетом.
----------------------------------------------------------
Неправильно:
----------------------------------------------------------
Макар догоняет Моряка с девушкой.
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что нет картинки, есть только констатация факта.
|
2.2 Существует два варианта оформления «динамичных» сцен:
Вариант 1. Как обычный блок «Описание действия»
Главный принцип – каждый абзац блока «Описание действия» должен представлять из себя законченное действие.
Пример:
----------------------------------------------------------
На сей раз Дядя садится за руль, очень лихо задом долетает до дома, разворачивается, пролетает через сквер, перемахнув через бордюр вылетает на пустырь.
Видны Морячок и его жена убегающие за дом.
Дядя едет за ними.
ДЯДЯ
Вот так-то, дружок… Надо слушать дядю… Значит смотрим крайние подъезды — ты налево я направо, влетаешь, сразу задерживай дыхание и считай до ста, смотри опять лишних не покалечь…
Осматривают подъезды. Безрезультатно. Возвращаются в машину.
Макар вернулся первым, нервно закуривает, дядя садится за руль, снова срывает машину с места, начинает крутиться по дворам, тоже безрезультатно.
Из за одного из домов выезжает такси. Дядя догоняет его, резко подрезает.
----------------------------------------------------------
Вариант 2. По принципу мистера Билла Голдмана (так это называют голливудские учебники)
Пример:
----------------------------------------------------------
ДЯДЯ
Садится за руль и---
МАШИНА
очень лихо задом долетает до дома, разворачивается, пролетает через сквер, перемахивает через бордюр и вылетает на пустырь.
ДЯДЯ
Видит Морячка и его жену.
МОРЯЧОК С ЖЕНОЙ
скрываются за домом.
МАШИНА
едет за ними.
ДЯДЯ
Вот так-то, дружок… Надо слушать дядю… Значит смотрим крайние подъезды — ты налево я направо, влетаешь, сразу задерживай дыхание и считай до ста, смотри опять лишних не покалечь…
МАШИНА
Останавливается у дома.
ДЯДЯ И МАКАР
выбегают из машины. Кидаются к дому. Осматривают подъезды. Безрезультатно. Возвращаются.
МАКАР
Садится в машину, нервно закуривает.
ДЯДЯ
садится за руль, снова срывает машину с места, начинает крутиться по дворам, тоже безрезультатно.
ИЗ-ЗА ОДНОГО ИЗ ДОМОВ
выезжает ТАКСИ.
МАШИНА
догоняет его, резко подрезает.
----------------------------------------------------------
СОВЕТ 2:
Не учите оператора снимать! «Камера наехала», «камера отъехала», «крупный план», «средний план» - оставьте все эти термины режиссеру и оператору. Ваша задача описать действие, происходящее в кадре, нарисовать картинку перед глазами читателя. Поэтому забудьте про камеру. Рассказывайте, что именно происходит на экране, а не то, какими планами все это должно быть снято.
Пример:
----------------------------------------------------------
ДЯДЯ
Ты лучше на погоны ему посмотри, на лицо.
Макар скрипит зубами, но слушается. В свете фар отчетливо видно насмерть перепуганное лицо безусого юнца лет семнадцати и курсантские погоны у него на плечах.
ДЯДЯ
(продолжая)
Еще... вот, наверное сейчас...
Пауза. Хлопает дверь подъезда.
ДЯДЯ
(продолжая)
Точно — вот туда посмотри.
Дядя указывает на дом. Отчетливо видны матрос и девушка, глядящие в их сторону и убегающие в сквер.
----------------------------------------------------------
Фраза «В свете фар отчетливо видно насмерть перепуганное лицо безусого юнца лет семнадцати и курсантские погоны у него на плечах» не описывает действие, она описывает картинку. Она показывает, что именно видит камера, какая картинка должна предстать перед зрителями. При этом никаких указаний для оператора - «камера берет крупно пагоны морячка – это курсантские погоны» - нет.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
2.3 В блоке «Описание действия» допустимо описывать не действие, а картинку: «видно то-то и то-то», «мы видим, как…» и т.п.
Допустимо описывать, как именно движется камера: от чего к чему, от кого к кому и т.д. - если это важно для сюжета. Если этими движениями вы хотите показать читателю что-то особенное, донести до него какую-то специальную информацию.
СОВЕТ 3:
Если вы хотите показать, что герой начинает что-то делать во время произнесения свой реплики, то следует прервать реплику героя описанием его действия, а затем продолжить реплику, написав блок «Имя героя» и поставив под ним ремарку «продолжая».
Пример:
----------------------------------------------------------
АРТУР
Хамство, Вы хотели сказать... Или еще есть такое изящное слово — дерзость... Наверное, да... Но цветок — был очень мил — лилия такая... Вообще, я, конечно, понимаю, что плохо кончу, скорее всего из-за любви дарить всякие вещи безо всякого смысла и всем подряд...
Артур рыскает по карманам.
АРТУР
(продолжая)
Давайте-ка я Вам в честь знакомства и с глубоким смыслом подарю
(радуется, наткнувшись на что-то в кармане брюк)
шахматного коня... Очень, кстати, недурной — французский под Персию, начало века... Я его унес случайно у одного господина, вечер с ним проводил, а господина грохнули наутро... Приятная вещица, вторую неделю таскаю, не знаю кому отдать... Пусть у Вас побудет...
----------------------------------------------------------
Данные пример показывает, что действие «Артур рыскает по карманам» не прерывало речи Артура, что он и говорил и рыскал по карманам одновременно.
СОВЕТ 4:
Если вы хотите, чтобы ваш сценарий прочитали, делайте блоки «Описание действия» короткими, но ёмкими. Людям, читающим сценарий, вообще свойственно пропускать описания действия и обращать внимание лишь на диалоги (так утверждают голливудские учебники). Поэтому ситуация, когда описание действия длится пол страницы непрерывно или того хуже целую страницу, недопустима.
Если невозможно описать картинку коротко – делите блок на несколько абзацев. Каждый абзац – законченное действие.
Между абзацами – пустая строка.
Неправильно:
----------------------------------------------------------
Ксения выходит, идет к группе ларьков, теснящихся в десятке метров. Ознакомляется с ассортиментом одного, другого, медленно идет мимо них. Ринат, когда она проходит уже с десяток метров — трогается с места и едет вслед за ней. Наконец Ксения находит то, что искала, покупает его. Когда она уже с бутылкой отходит от ларька — к ней подруливают двое парней в кепках, затевают какую-то беседу. Ринат нажимает на клаксон, выходит из машины. Парни оборачиваются, сруливают также быстро как подрулили. Ксения возвращается в машину.
----------------------------------------------------------
Правильно:
----------------------------------------------------------
Ксения выходит, идет к группе ларьков, теснящихся в десятке метров. Ознакомляется с ассортиментом одного, другого, медленно идет мимо них.
Ринат, когда она проходит уже с десяток метров — трогается с места и едет вслед за ней.
Наконец Ксения находит то, что искала, покупает его. Когда она уже с бутылкой отходит от ларька — к ней подруливают двое парней в кепках, затевают какую-то беседу.
Ринат нажимает на клаксон, выходит из машины.
Парни оборачиваются, сруливают также быстро как подрулили.
Ксения возвращается в машину.
----------------------------------------------------------
СОВЕТ 6
В блоке «Описание действия» принято описывать героя при первом его появлении. Старайтесь давать короткие ёмкие описания, которые характеризуют героя как личность.
Оставьте внешность, рост, одежду и прочее на усмотрение режиссера. Максимум, что следует обозначить – возраст.
Пример:
----------------------------------------------------------
ЛЕНА и КАТЯ, девочки лет по шестнадцать, окраинного вида.
----------------------------------------------------------
Тоже самое касается описания места действия. Только короткие ёмкие картинки, без уточнения цвета обоев, расположения диванов, кроватей, столов и т.п. Оставьте это на усмотрение художника-постановщика. Лучше чем он вам все равно не придумать.
Пример:
----------------------------------------------------------
ИНТ. ПОДЪЕЗД ДОМА КСЕНИИ ВЕЧЕР
Лена и Катя в подъезде. Тусклая лампочка. Им холодно и неуютно.
----------------------------------------------------------
БЛОК «Имя Героя»
А) ВСЕГДА начинается в 10,5 см (4,2 дюйма) от левого края страницы (эта цифра включает в себя 3,75 см поля страницы и 6,75 см размера Абзаца). Заканчивается в 2,5 см (1 дюйм) от правого края страницы.
Правильно:
----------------------------------------------------------
МАЙОР
----------------------------------------------------------
Неправильно:
----------------------------------------------------------
ВЛАДЕЛЕЦ КЛУБА
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что блок «Имя героя» не выравнивается по центру страницы, а имеет собственные поля.
|
Правильно:
----------------------------------------------------------
ВЛАДЕЛЕЦ КЛУБА
----------------------------------------------------------
Неправильно:
----------------------------------------------------------
РИНАТ
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что блок «Имя героя» начинается в 10,5 см от левого края страницы.
|
Правильно:
----------------------------------------------------------
РИНАТ
----------------------------------------------------------
Запомните:
Блок «Имя героя» не выравнивается по центру, потому что при центрировании все имена будут начинаться с разного расстояния от края, а должны начинаться строго в 10,5 см от левого края страницы.
Если имя героя не влезает в одну строку целиком, то у вас два выхода: придумать, как по-другому обозначить героя в сценарии, или писать имя героя в две строки. Если понадобится – в три строки.
|
Б) ВСЕГДА пишется заглавными буквами.
Правильно:
----------------------------------------------------------
МАРИНА
----------------------------------------------------------
Неправильно:
----------------------------------------------------------
Репортер
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что блок «Имя героя» всегда пишется заглавными буквами.
|
Правильно:
----------------------------------------------------------
РЕПОРТЕР
----------------------------------------------------------
В) ВСЕГДА содержит имя героя.
Пример:
----------------------------------------------------------
ВРАЧ
----------------------------------------------------------
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
На всем протяжении сценария герой в блоке «Имя героя» должен именоваться одним и тем же именем. Нельзя в одном месте озаглавливать реплику фамилией героя, в другом кличкой, в третьей еще как-нибудь. На протяжении сценария имя героя может меняться, его могут по-разному называть другие герои, но реплики от этого героя должны даваться только под одним «Именем героя».
Исключения: а) для сюжета важно, чтобы читатель думал, что герой с ИМЕНЕМ 1 и герой с ИМЕНЕМ 2 – два разных человека, хотя на самом деле это один и тот же человек. В этом случае допустимо чтобы герой именовался по-разному.
б) по сюжету важно скрыть от читателя настоящее имя героя до поры до времени.
Блок «Реплика героя»
А) ВСЕГДА начинается в 7,5 см (3 дюйма) от левого края страницы (это цифра включает в себя 3,75 см поля страницы и 3,75 см размера Абзаца). Заканчивается в 6,25 см (2,5 дюйма) от правого края страницы (это цифра включает в себя 2,5 см поля страницы и 3,75 см размера Абзаца).
Правильно:
----------------------------------------------------------
Она и на свадьбу нас приглашала, но вот — не срослось, с командировкой совпало... Решили сегодня зайти...
----------------------------------------------------------
Неправильно:
----------------------------------------------------------
А вы его-то знаете? Что он за человек-то такой, сумасшедший какой-то...
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что блок «Реплика героя» не выравнивается по центру страницы, а имеет собственные поля.
|
Правильно:
----------------------------------------------------------
А вы его-то знаете? Что он за человек-то такой, сумасшедший какой-то...
----------------------------------------------------------
Неправильно:
----------------------------------------------------------
Может, и впрямь — бандиты? Может, пропадает девчонка?
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что блок «Реплика героя» заканчивается в 6,25 см от правого края страницы.
|
Правильно:
----------------------------------------------------------
Может, и впрямь — бандиты? Может, пропадает девчонка?
----------------------------------------------------------
Неправильно:
----------------------------------------------------------
Нет, а что за человек? Они вроде не очень давно были знакомы... Лена вообще очень разумная в этом отношении была девушка, хотя последнее время, когда от нас уходила уже — сильно переменилась...
----------------------------------------------------------
Пояснения:
Неправильно, потому, что блок «Реплика героя» начинается в 7,5 см от левого края страницы и заканчивается в 6,25 см от правого края страницы.
|
Правильно:
----------------------------------------------------------
Нет, а что за человек? Они вроде не очень давно были знакомы... Лена вообще очень разумная в этом отношении была девушка, хотя последнее время, когда от нас уходила уже — сильно переменилась...
|