Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Структура методологического знанияВыделяют следующие структурные уровни методологического знания: · Уровень философской методологии; · Уровень общенаучных принципов форм исследования; · Уровень конкретнонаучной методологии; · Уровень методики техники исследования. Уровень философской методологии представляет собой философские знания, полученные при помощи методов философии разрабатываемые обычно профессиональными философами. Философия выполняет двоякую методологическую роль: «во-первых, осуществляет конструктивную критику научного знания с точки зрения условий и границ его применения, адекватности его методологического фундамента и общих тенденций его развития. Во-вторых, философия дает мировоззренческую интерпретацию результатов науки. Философская методология, становясь неотъемлемой частью мировоззрения психолога, определяет постановку им исследовательских и практических задач, задает наиболее существенные мировоззренческие предпосылки для видения той реальности, с которой имеет дело ученый или практик, поэтому данный уровень в структуре методологического знания было бы правомерно назвать также философско-мировоззренческим. Уровень общенаучных общенаучных принципов и форм исследования, как отмечают В.П. Зинченко и С. Д. Смирнов, получил развитие лишь в XX в. К нему относятся содержательные научные концепции (например, концепция ноосферы В.И. Вернадского), универсальные концептуальные системы (тектология А. А. Богданова, общая теория систем Л. фон Берталанфи) и некоторые современные общенаучно-методологические подходы (синергетика Г. Хакена, концепция автопоэзиса У. Матураны и Ф. Варелы, теория диссипативных структур И.Р. Пригожина), а также методологические или логико-методологические концепции - структурализм, получивший широкое распространение в антропологии, этнографии и отчасти в психологии и психотерапии, системный анализ, логический анализ. Методологию системного проектирования Г. П. Щедровицкого также можно отнести к данному уровню. Уровень конкретно-научной методологииприменяется к конкретной науке и специфическим для нее познавательным задачам. Методология этого уровня разрабатывается прежде всего специалистами в данной области знания. На этом уровне методологических исследований философские и общенаучные принципы конкретизируются и преобразуются применительно к данной науке и той реальности, которую она изучает. Уровень методики и техники исследования связан с исследовательской практикой. Он представляет собой нормы и требования к приемам ведения исследовательской практической работы. В психологии к нему относятся нормы проведения экспериментально-психологических исследований классификации видов эксперимента, требования к разработке психодиагностических методов и их. Значение методологического знаниядля психологии особенно велико, можно назвать целый ряд причин этому. Прежде всего, к этим причинам относятся особенности психологии как науки. Психология - «наука о самом сложном, что пока известно человечеству» (Гиппенрейтер), наука, в которой сливаются субъект и объект познания. Эти обстоятельства делают психологию наукой, занимающей особое место в системе научного знания. Б. М. Кедров не относил психологию ни к естественно-научным, ни к гуманитарным дисциплинам. В предложенной Б. М. Кедровым схеме психология занимает центральное место в треугольнике, образованном естественно-научными и гуманитарными дисциплинами, которые делятся на социальные и философские. Особое место психологии в системе знания требует особого внимания к методологическим проблемам психологии и методологическим аспектам деятельности ученого и практика. Психология как наука имеет еще одну особенность, заметно отличающую ее от других наук. М. К. Мамардашвили считал, что наука взаимосвязана с культурой в той мере, в которой она воспринята человеком как феномен культуры: «...есть различие между самим научным знанием и той размерностью (всегда конкретной, человеческой и культурной), в какой мы владеем содержанием этого знания и своими собственными познавательными источниками. Вот это последнее, очевидно, и называется культурой, взятой в данном случае в отношении к науке» (Мамардашвили). Становясь явлением культуры, психологическое знание начинает определять представления человека о себе, своем внутреннем мире, мотивах, поступках. Методология позволяет оценить, насколько верным путем получены выводы о человеке и насколько адекватно они переданы в культуре. Поэтому методологическое знание имеет большое значение в процессе превращения тех или иных направлений психологии в явления культуры. По мнению В.П. Зинченко, психология в нашей стране развивалась не по естественной логике кризисов, а по безумной логике катастроф. Многие направления отечественной психологии, развивавшиеся в 20-х - начале 30-х гг. XX в., были уничтожены вместе с их создателями. Чтобы проанализировать научное наследие того времени, необходимы специальные средства научного анализа, которыми располагает методология. Современная психология представляет собой пеструю картину разнообразных, несовместимых, а зачастую отрицающих друг друга теорий и подходов. Методологическое знание необходимо для проведения содержательного анализа разнородных теорий и концепций, поиска идей, которыми одна теория или концепция может удачно дополнить другую, для соотнесения между собой понятийных систем, используемых разными теориями.
Основные понятия методологии науки Базовыми понятиями методологического анализа научного исследования являются предмет исследования, объект исследования, средства исследования и познавательная ситуация. Предмет исследования – это совокупность объекта исследования и познавательных средств его изучения. Предмет науки для психологии - системообразующая категория, поскольку, как очевидно из всей ее истории, система научного знания строилась в зависимости от того, что было признано учеными в качестве предмета науки. Наиболее приемлемая связь у метода не с предметом, а с целью исследования; более того, метод реализуется в связи с теми условиями, которые предполагаются при достижении цели (то есть задачами). Если исследователь не добился цели, то это произошло потому, что он использовал не те методы, а вовсе не потому, что исследовал не тот предмет, был в рамках не той предметной области. Далее: междисциплинарность предметной области современных исследований в психологии (хотя любая наука с точки зрения совокупности определённых критериев – междисциплинарная) позволяет говорить о разноплановых методах исследования, но никак не об аморфной (неопределённой) предметной области. Кроме того, существует традиционная принципиальная разница между необходимыми и достаточными условиями существования феномена: так, для использования того или иного метода нам действительно нужна определённая исследовательская реальность (именно предметное поле исследования как ориентир для исследования, а не ограниченность конкретным предметом), но для того, чтобы эту реальность исследовать, необязателен какой-то конкретный (предзаданный) набор методов. Этот набор со всей очевидностью связан одновременно со смыслом, замыслом исследования (решаемой проблемой) и прогнозом получения каких-либо фактов (гипотезой), что в наиболее чётком виде сформулировано и задано именно в цели исследования и уточняющих её задачах. Наконец, такая характеристика предметной области, как эмпиричность (И.А. Мироненко, 2006), является принципиальнейшей для предмета психологического исследования, поскольку выступает основанием для того, чтобы считать этим предметом не заданное изначально некоторое поле явлений, подлежащее изучению, а результат этого изучения, итог конкретного исследования. Из этого следует, что метод как элемент исследования является, условно говоря, обязательным на начальном этапе этого исследования, а предмет становится вербализуемым – на завершающем, то есть он выступает как результат накопления вновь и вновь получаемых фактов; и в пределе именно развитие науки ведёт к становлению и оформлению её предмета, а не задаётся им. Таким образом, предмет и метод, кроме всего, разделены ещё и во времени. Структура научного предмета (по Щедровицкому Г.П.): · Факты, или единицы эмпирического материала; · Средства выражения, среди которых окажутся языки разного типа, математические описания, системы понятий и др.; · Методические предписания и системы методик, фиксирующие приемы научно-исследовательской работы; · Онтологические схемы, изображающие идеальную действительность изучения; · Модели, репрезентирующие частные объекты исследования; · Знания, объединяемые в теоретическую систему; · Проблемы; · Задачи научного исследования. Объект исследования –область непосредственно наблюдаемой реальности, для которой выявлены устойчивые и необходимые связи между отдельными ее составляющими и закреплены в системе научных абстракций. Средства исследования– базовые понятия науки, с помощью которых расчленяется объект исследования и формулируется проблема, принципы и методы изучения объекта, средства получения эмпирических данных, включая технические средства. Познавательная ситуация -фундаментальная категория методологии науки. Специфика психологии как науки в том, что познавательная ситуация в ней - субъект-субъектная, то есть и исследователь, и испытуемый в психологическом исследовании или психолог и клиент в практике неотъемлемы от ситуации. Первым в истории психологии как самостоятельной науки общепсихологическим подходом стал ассоцианизм, где главным методом исследования была аналитическая интроспекция. Постепенно в психологии была осознана и необходимость учета личности исследователя или создателя теории. Таким образом, основными методами исследования в методологии науки являются исторический анализ развития науки, логический анализ имеющегося научного знания и методологический эксперимент.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |