Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Законодательная власть. Роль законодательной власти в современных условиях.
Парламент - общегосударственный высший выборнойзаконодательный и представительный орган страны,осуществляющий представительство интересов различных социальныхгрупп населения. В литературе чаще всего отмечается, что первый парламент появился вАНГЛИИ в XIII в, (1215 г.), когда по требованию восставших феодалов английский король Иоанн Безземельный подписал Поликую хартию вольностей, а в 1265 г. лидер мелких феодалов (рыцарей) и городской верхушки Симон де Монфор в поисках союзника для борьбы с баронской олигархией собрал парламент. Система парламентаризма в Англии складывается позднее, лишь с XVI в. Свидетельством является принятие Билля о правах (1689 г.), закрепившего прераготиву английского парламента над короной. Итак, в XIII-XVI вв. парламент стал сословно-представительным органом власти. К наиболее древним парламентам относят Испанские Кортесы, Бальный Сойм Великого княжества Литовского (1492 г.). Сойм ВКЛ с XVI в. стал наивысшим государственным законодательным контролирующим органом. Статуты 1529, 1566, 1588 гг. содержали нормы конституционного права. Исландцы также утверждают, что у древних викингов уже был парламент - Альтинг. Первым парламентом Российской империи стала Государственная дума (1906-1917 гг.). Учредительное собрание, избранное в ноябре 1917 г., проработав один день, было распущено. Верховный Совет СССР по Конституции СССР 1936 г. состоял из двух палат -Совета Союза и Совета национальностей. Названия парламента отличаются в разных странах. К примеру, название «конгресс» используют в США и Латинской Америке (Конгресс в Венесуэле, Национальный конгресс в Чили), название «Национальное собрание» — в Беларуси, Португалии, Иордании, Южной Корее, Панаме, Пакистане; название «Федеральное собрание» - в федеративных государствах). Парламент - Национальное Собрание Республики Беларусь состоит из Палаты представителей и Совета республики. Полномочия палат Парламента закреплены в ст.ст. 97 и 98 Конституции. Основными функциями Парламента являются представительная (представительство интересов) и законотворческая (подготовка и принятие законов). Значимое положение парламента в системе государственной власти и управления называется парламентаризмом. Парламентаризм - система государственного управления обществом, характеризующаяся четким распределением законодательных и исполнительных функций власти, профессиональным характером деятельности депутатов парламента, особой системой обычаев и традиций парламентской деятельности, а также развитой политической культурой граждан страны, признающих высокую роль парламента в общественной жизни и обладающих опытом участия в серии свободных выборов. В XIX в. в большинстве европейских стран парламент становится центральным институтом в системе разделения властей, источником законодательства. В XX в. расширяются внешнеполитические и внешнеэкономические аспекты парламентской деятельности. В структуру парламентов входят: высшие должностные лица (спикер, иногда - уполномоченный по правам человека - омбуд-смен), комитеты и комиссии, партийные фракции, территориальные объединения депутатов. Рассмотрим виды парламентов. Парламенты делятся на однопалатные (монокамеральные) и двухпалатные (бикамеральные). Однопалатными являются парламенты Финляндии, Дании, Швеции, Сенегала, Алжира, Мадагаскара, двухпалатными - Великобритании, США, Италии, России, Беларуси. Если сложился двухпалатный парламент, то основные решения принимает орган второго уровня. Исторически двухпалатный парламент существовал для раздельного представительства сословий. В современном мире двухпалатность чаще всего играет функцию обеспечения влияния субъектов федерации. В 1980-е гг. (во время апартеида) в ЮАР действовал трехпалатный парламент, в Югославии в 1960-70-е гг. было учреждено шесть палат парламента (для представительства республик, входящих в СФРЮ). Статус и функции парламента не всегда одинаковы. В ряде стран основную нагрузку в законодательной работе при решении повседневных вопросов политической жизни несет нижняя палата парламента, а верхняя палата лишь утверждает (либо отвергает) предложенный проект закона. Верхняя палата может выступать в роли эксперта по отношению к нижней. В ..некоторых странах верхняя палата сохраняется как дань традиции, наделена контрольными полномочиями (Палата Лордов Великобритании). Однопалатные парламенты и нижние палаты парламента формируются путем прямых выборов. Верхние палаты могут формироваться по принципу наследования (Великобритания), на основе частичного или полного назначения (Канада, Россия, Беларусь) либо посредством избрания (США). Рассмотрим четыре модели парламентов в зависимости от формы правления. - Первая модель характерна для парламентских республик или парламентских монархий (Нидерланды, Италия, Германия, Австрия, Бельгия, Венгрия и др.). Главный признак этой модели - институт политической ответственности правительства перед парламентом. Парламентам предоставлено право вотума недоверия правительству, право отправлять правительство в отставку. Вторая модель парламента характерна для стран с президентской формой правления, где существует жесткое разделение властей. Исполнительная власть обладает правом вето на законы парламента, законодательная - правом использовать импичмент (США). Третья модель парламента существует в странах со смешанной формой правления. Классический пример - Франция. Парламент наделен правом вотума недоверия, действует реальный институт парламентской ответственности правительства. Однако в этой модели ряд функций законодателя принадлежат президенту. Президент имеет право роспуска парламента. Четвертая модель сложилась в странах, где парламенты играют декоративную роль. Иногда их называют «консультативными парламентами». В Катаре это название официально применяется. Консультативная роль парламентов конституционно закреплена в Кувейте, Бахрейне, ОАЭ. К этой группе можно отнести парламенты бывшего СССР, КНДР. Функциями парламента являются нижеследующие: • представительная - представительство интересов различных социальных групп. Парламент - официальный орган народного представительства, формируемый посредством выборов, осуществляющий связь власти с народом, с нацией. Благодаря деятельности парламентариев социальные интересы и проблемы получают политическое выражение, становятся объектом открытой публичной дискуссии и законотворчества; • властная функция - формирование народного волеизъявления и создание законодательной основы для жизни общества. Законодательство, принимаемое парламентом, устанавливает систему органов власти, сферу их деятельности, объем компетенции, порядок взаимодействия, правовое регулирование институтов гражданского общества и т.д; • законодательная функция. Если две первые функции описывают предназначение и сущность парламента как политического института, то законодательная функция определяет особенности работы данного органа: подготовка, обсуждение и принятие законов, других нормативных правовых актов; • финансово-бюджетная функция - утверждение госбюджета, контроль за тем, чтобы выделенные средства расходовались целенаправленно; разработка и утверждение налогового и банковского законодательства; • контрольная функция - реализуется в различных формах парламентского контроля. Объектом контроля чаще всего выступает правительство, а также деятельность главы государства, судебной власти, местного управления, государственных и частных предприятий. Формы парламентского контроля: отчеты правительства, парламентские слушания, выражение вотума недоверия правительству. В английском парламенте - это прямые вопросы, задаваемые премьер-министру и членам кабинета, в США - расследования парламентских комитетов. Политико-правовой статус депутата предполагает наличие определенных прав и ограничений в депутатской деятельности. Депутаты, как правило, обладают особыми гарантиями неприкосновенности. Депутат может иметь свободный или императивный мандаты, различающиеся по степени ответственности депутата перед избирателями. Императивный мандат означает обязанность следовать своим предвыборным обещаниям, наказам избирателей; депутат может быть досрочно отозван. Свободный мандат предполагает, что депутат представляет не просто жителей какого-то округа, а всех граждан страны. Обещания депутата не имеют юридически обязывающего значения. Рассмотрим варианты роли депутата. В качестве наиболее распространенных концепций, взглядов на роль депутата можно назвать следующие: • депутат представляет в парламенте партию, защищает и разъясняет ее политическую программу; • депутат представляет прежде всего тех избирателей, которые голосовали за него и его программу; • депутат представляет в парламенте всех избирателей своего округа, в том числе и тех, кто голосовал против или воздержался. Он защищает общие социальные, экономические и политические интересы округа; • депутат на всех уровнях выражает и защищает интересы нации, страны в целом, каждой социальной группы. Высококвалифицированная, честная работа народных представителей на всех уровнях управления позволяет нейтрализовать негативные аспекты избирательной системы.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |