![]() Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Плоскостные (двухмерные) чеканные произведения, выполненные Расходкой.Расходка может быть выполнена как с лицевой, так и оборотной стороны. В первом случае изделия несколько напоминают гравированные. Расходку с изнанки применяют часто современные художники. Расходка с просечкой или выпиловкой фона. Это очень простой и в то же время эффективный вид художественной обработки металла, создающий легкие, ажурные металлические кружева. Имеет мнго примеров в русском декоративном искусстве, выполненных из листового железа, меди, серебра и золота (рис. 39). Чеканка без узоров (не изобразительная).Набивка фактуры пурошником, бобошником или рисунчатыми чеканами. Расходка с опусканием фона.Это современный прием, широко распространенный в прошлом. Применяется для ювелирных работ и различных декоративных изделий (рис. 40). Расходка с легкой выколоткой рельефа с изнанки.Расходка в этом случае делается не однообразной линией, а живой, подобно тому, как искусный рисовальщик рисует карандашом — то легко, то сочно и широко. Чеканка объемных изделий скульптурного типа В современных условиях художники применяют чеканку для обработки различных декоративных предметов — блюд, ваз, настенных пластин, панно и т. п., а также для ювелирных изделий — браслет, нагрудных украшений, пряжек поясов, подвесок и т. п. Чернение (ниелло) Чернь— древний способ декорирования художественных изделии из драгоценных металлов (серебра, золота), применяемый и теперь. Сущность черни, имеющей что-то общее с эмалью, состоит в том, что черный сплав серебра, меди, свинца и серы вплавляют в основной металл, чтобы достичь цветового контраста.
Чернению подвергают преимущественно серебряные высокопробные изделия; на них можно достичь наибольшего цветового контраста; кроме того, чернь очень красива на высокопробном золоте. На меди, низкопробном серебре, латуни чернь не получается, она крошится и отпадает. В основном металле должны быть сделаны плоские углубления, равные 0,3 мм. Эти углубления могут быть выгравированы (рис. 78), вычеканены, выдолблены или вытравлены. В настоящее время существует много рецептов черни, отличающихся по составу и цвету, начиная от серебристо-серых тонов и кончая черно-бархатными. Существуют варианты и в технологическом процессе ее приготовления, наложения и обжига. Технология черневого процесса состоит из следующих операций. Приготовление черни.Чернь состоит из серебра, меди, свинца (или олова) и серы, сплавленных в различных пропорциях; для лучшего ошлаковывания и предохранения от окисления в процессе варки добавляют флюс. Существует несколько способов приготовления черни. Один из них очень древний, другие разработаны и применяются теперь. Несмотря на то, что имеется очень много рецептов и методов, не все они дают хорошие результаты. Первый способ (применяется в ГДР): 1 часть серебра и 2 части меди с добавлением небольшого количества буры сплавляют обычным способом. Одновременно в стальном тигле или аналогичном сосуде расплавляют 3 части свинца, чтобы добавить его к сплаву серебро — медь. Жидкий свинец медленно выливают в серебряно-медный сплав и хорошо перемешивают. Высокий тигель наполняют до половины желтой порошкообразной серой и подогревают; на 1 часть сплава берут 1,2—1,5 части серы (по объему). Полученный тройной сплав при постоянном помешивании выливают в нагретый серный порошок. Тигель держат подогретым, чтобы смесь не застыла. Сера частично сгорает, ее нужно потом добавить в состав. Энергичным смешением достигают хорошего взаимодействия частей. Благодаря этому серебро и медь образуют черные, хрупкие соединения с серой. Затем смесь выливают в воду. Полученная чернь должна быть твердой и хрупкой, как стекло. Если ее куски еще можно сгибать, то следует ее еще раз расплавить. Однако как перегрев (по температуре), так и слишком длительное держание в печи может привести к выгоранию серы; поэтому нужно обжигать осторожно и при необходимости добавлять серу. В горячей дистиллированной воде растворяют порошок хлористого аммония, который служит как флюс. Его добавляют к кускам черни и тонко растирают в фарфоровой ступке в необходимом количестве, так как только свежую влажную черневую хлористоаммониевую кашу можно наносить на изделие. Если масса засохнет и ее снова увлажнить, могут возникнуть дефекты. Второй способ (применялся в России до революции). Сначала расплавляют в тигле необходимое количество серебра и меди, затем туда вводят свинец и небольшое количество флюса (буры) для предохранения от окисления. С расплавленной металлической части шихты снимают шлак и небольшими порциями в нее добавляют серу. Сплав все время размешивают деревянной или глиняной мешалкой. Затем вновь добавляют флюс, еще раз хорошо перемешивают, вторично снимают шлак и готовую чернь выливают на чугунную сковороду. Остывшую и затвердевшую чернь дробят на куски и вновь переплавляют с добавлением серы и флюса. Плавку ведут с перемешиванием и удалением шлака. Эту операцию переплавки для улучшения качества черни повторяют до трех раз. Готовую чернь измельчают в ступках и просеивают через мелкое сито. По третьему (современному) способу, разработанному в Московском институте цветных металлов и золота под руководством проф. А. Г. Спасского, сначала готовят отдельно сернистое серебро, сернистую медь и сернистый свинец, а затем сплавляют их вместе в определенных пропорциях. Для приготовления сернистого серебра на 97,8 гчистого серебра в виде измельченной стружки берут 20 гсеры в порошке, их смешивают и постепенно нагревают в графитовом тигле до 300—400°. Сера диффундирует в металл и образует сернистое серебро. Таким же приемом получают сернистую медь и сернистый свинец. Для этого на 800 гмеди берут 250 гсеры, а на 400 гсвинца 75 гсеры. Полученные сернистые соединения измельчают и смешивают в следующих весовых соотношениях для получения одного килограмма черни (в граммах): сернистого серебра ...................................... 111,2 сернистой меди ....................................... . 466,6 сернистого свинца ......................................... 422,2 1000,0 Затем эту смесь насыпают в холодный графитовый тигель, сверху засыпают сухим древесным углем и помещают в муфельную печь, нагретую до 800°, через 30—40 мин,когда чернь в тигле нагреется до 600—650°, в тигель добавляют хлористый аммоний из расчета 284 гаммония на 1 кг черни. Затем тигель закрывают графитовой крышкой и после полного расплавления выливают в чугунную подогретую до 300° изложницу, в которой сплав медленно остывает. Существуют и другие приемы приготовления черни. В качестве флюса в современных условиях применяют хлористый аммоний, поташ с поваренной солью и буру. Она дает лучшие результаты по сравнению с хлористым аммонием.
Составы черневых масс в весовых частях приведены в табл. 18.
Наложение и обжиг черни.Перед наложением черни поверхность изделия тщательно шлифуют: на ней не должно оставаться случайных царапин и рисок, в которые могла бы попасть чернь и исказить рисунок. Края изделия и места пайки, а также участки поверхности, на которых не должно быть черни, обмазывают огнеупорной глиной, размешанной в воде. Глина предохраняет места пайки от выгорания припоя и, кроме того, не дает черни расплываться. Глину немного просушивают. Существует два приема наложения черни: сухой и мокрый. Сухой способ заключается в том, что поверхность, подлежащую чернению, смачивают водным раствором поташа, буры и поваренной соли и на нее насыпают тонко измельченный и просеянный через сито порошок черни; затем изделие осторожно просушивают. Чернь, случайно попавшая на места, не подлежащие чернению, удаляют. В таком виде изделие поступает в обжиг, который проводят в муфеле при температуре 300—400° С. Мокрый способ отличается тем, что чернь на изделие накладывают в виде сметанообразной кашицы, разведенной водой; при этом очень важно, чтобы углубления были чистыми, свободными от жира. Сырую тонкопорошковую смесь черни, разведенную на хлористоаммониевом растворе, кисточкой или шпателем наносят в углубления. Смесь кладут по возможности густо и слегка утрамбовывают шпателем. Углубления должны быть заполнены до краев; при тонких гравированных рисунках всю поверхность следует покрыть черневой смесью. Заготовку оставляют на некоторое время стоять, чтобы испарилась вода. Средневековые ювелиры плавили чернь в угольной печи, теперь же, как и при эмалировании, лучше применять электрическую муфельную печь. Такая печь гарантирует хорошие результаты, потому что в ней контролируется температура. Когда печь хорошо нагрета, свежеприготовленное изделие с налаженной чернью ставят для предварительной подсушки на печку. Как только вода испарится без остатка, заготовку, как при эмалировании, задвигают в печь. Хлористый аммоний распространяется над чернью как белый покров. При накаливании чернь размягчается, расплавляется, заполняет углубления и покрывает предмет. Как только благодаря нагреву чернь размягчается и покрывает предмет, его вынимают из печки. При перекаливании частицы серы сгорают, и слой делается не гладким, появляются поры, губчатость и пятна. Маленькие поделки можно расплавлять паяльным пистолетом. При этом приток тепла необходимо сконцентрировать на основном металле, причем нагревать его следует с обратной стороны. Когда масса расплавляется, нагрев прекращают, так как открытое пламя создает опасность перегрева и появления нежелательного выгорания серы (пятна). Если расплавленная чернь неравномерно заполнила углубления, ее добавляют на недостающие места и снова нагревают. Таким образом исправляют брак. Удаление излишков черни и отделка изделий.После оплавления чернь прочно соединяется с металлом изделия и не отстает от него даже при деформации предмета. Ответственной операцией является удаление излишков черни, которая заливает после оплавления значительную часть поверхности изделия, выходя за рамку или край рисунка. Излишки черни удаляют шабровкой или опиливанием напильником (выснимка) до появления рисунка. Эту работу производят аккуратно, чтобы не захватить и не спилить рисунок. Затем изделие шлифуют; в процессе этого окончательно проявляется весь рисунок, и, если нужно, изделие полируют. Часто фон изделия дополнительно обрабатывают резцом (гравируют) При окончательной отделке изделия иногда золотят. В современных условиях золочение осуществляют в гальванических ваннах. Следует иметь в виду, что чернь, в отличие от эмали, хорошо проводит ток, поэтому поверхности, покрытые чернью, необходимо тщательно изолировать защитным лаком, иначе они окажутся вызолоченными.
Металлопластика Гальванопластика
Сущность процесса гальванопластики заключается в осаждении металла из гальванических ванн на снятую с оригинала форму для получения металлической копии. Причем с абсолютной точностью воспроизводят все подробности оригинала. Процесс изготовления гальванокопий состоит из следующих операций: • изготовление форм; • нанесение электропроводящего слоя на формы и зарядка; • загрузка форм в гальванованну и процесс наращивания; Гипсовые формы.Эти формы изготовляют обычным приемом, но перед завешиванием в ванну тщательно просушивают и затем пропитывают специальным составом из воска и парафина с добавкой канифоли. Гипсовые формы легко снимаются с глиняных и с пластилиновых оригиналов. Это их преимущество, но в работе они не очень хороши, так как в электролите часто размокают и разрушаются. Восковые формы.Эти формы можно легко снять только с металлических изделий и сырых гипсовых моделей. Наименьшую усадку при затвердевании дает следующий состав (%): канифоль — 70, воск пчелиный — 20, парафин — 10. Температура плавления 80— 90° С. Существуют и другие рецепты (в весовых частях): воск пчелиный — 17, скипидар — 2, графит — 1; воск пчелиный — 6, церезин — 9, графит — 1; воск пчелиный — 45, церезин — 45, парафин — 5, скипидар — 3,графит—18. Процесс снятия форм сводится к следующему: модель тщательно очищают от пыли и, смочив ее слегка водой, укладывают на ровную поверхность. Окружив модель рамкой из металлической полоски, ее заливают растопленным воском, дав ему предварительно слегка остыть. При заливке струю направляют не на модель, а рядом, чтобы избежать образования в форме пузырей. Готовую форму следует снимать с модели еще теплой. Формы из высокополимеров.Сюда относятся: различные эластичные пластмассы, каучуковый латекс, хлорвинил; эти формы эластичны, легко снимаются со сложных оригиналов. При наращивании их укладывают в гипсовые кожухи; они могут быть использованы многократно. Целлулоидные и акриловые формы изготовляют путем тиснения или прессовки с невысоких рельефов. Металлические формы.Их можно изготовить из листового свинца путем тиснения или из листовой латуни, или меди методом чеканки. С металлического оригинала (модели) можно снять также гальванопластическую форму. Нанесение электропроводного слоя на формы и зарядка.Материалы, из которых изготовляют формы (гипс, воск, пластмассы) — диэлектрики, т. е. не проводят ток и поэтому для того, чтобы сделать их электропроводными, требуется их специальная обработка: механическое натирание графитом или металлическим порошком (медным, серебряным); химическое — осаждение или выделение металлического слоя меди, серебра или других металлов из солей. Зарядка форм, т. е. снабжение их проводниками, имеющими контакт с электропроводящим слоем и катодной штангой. Проводники для зарядки форм изготовляют из мягкой, отожженной медной или латунной проволоки толщиной 0,15—0,5 мм.Сечение проволоки не должно быть очень малым, так как такие провода нагреваются при максимальных плотностях тока. Контактирующие провода прокладываются на расстояние 0,5—1 смот границ готового изделия. Это позволяет легко удалять облой и производить обработку готового изделия. Подвески, на которых формы завешиваются в ванне, делают из одножильных изолированных проводов с крючком на одном конце для соединения ее с катодной штангой; другой конец соединяют с проводником. В сложных формах делают дополнительные проводники, цель которых — увеличить площадь соприкосновения токоведущих проводников с электролитом и тем ускорить процесс затяжки. Загрузка форм в ванну и процесс наращивания.Формы с проводящим слоем из серебра загружают в ванну под током. Формы, обработанные графитом, можно опускать в ванну без тока, а затем его включать. При загрузке необходимо следить, чтобы в поднутрениях не оставался воздух (пузырьки); для этого изделия загружают медленно, чтобы воздух успел выйти из формы, или смазывают формы спиртом; необходимо также следить, чтобы не смылся графит, что происходит, если форма завешивается слишком поспешно, небрежно. Если удельный вес материала, из которого сделана форма, меньше, чем у электролита (воск и др.), то к форме необходимо привешивать грузы (например, свинец), иначе формы будут всплывать. Свинцовые грузы следует предварительно покрыть слоем воска, погрузив их в растопленный воск, чтобы на грузах не осаждалась медь. Для гальванопластики применяют ванны из различных материалов и размеров. Наибольшее распространение сейчас имеют стальные сварные ванны, обложенные листовой резиной или виниловым пластиком. Можно применять также в качестве материала для ванн свинец, керамику, стекло. Источником тока обычно служит либо низковольтная динамо-машина, либо выпрямитель (купроксный или селеновый), обеспечивающий напряжение 3—12 В и плотность тока 1,5—2 А/дм 2 . Состав обычных медных электролитов и режимы отложения: Медный купорос — 200—250 г/л Серная кислота — 30—35 г/л Плотность тока — 1,5—2 А/дм 2 ;температура 18—20° С. Она может повышаться до 25—28° С за счет джоулева тепла. Аноды — чистая красная медь МО и M 1; недопустимо присутствие в анодах мышьяка и сурьмы (вредная примесь) — от них осадок делается хрупким; примесь других металлов — железа, цинка, никеля — заметно не вредит. Неполадки и их причины. • Осадок неровный, поверхность покрыта шишками (дендритами) — электролит загрязнен графитом, анодным шламом и т. п. Электролит необходимо профильтровать. • Крупнокристаллический осадок на катоде и осадок сернокислой меди на аноде свидетельствуют об избытке купороса. Электролит следует разбавить водой. • Осадок темно-бурого красноватого цвета, грубошершавый, рыхлый, хрупкий — недостаток кислоты. Следует ее добавить. • Красный цвет осадка на углах и краях — «горелости» — велика плотность тока. Равномерное отложение меди на сложных, сильно профилированных формах — наиболее трудная задача. Даже на ровной плоской поверхности толщина слоя не бывает одинаковой, — она толще по краям и тоньше в середине, на ребрах, углах, выступах — толще, а в углублениях — тоньше; в очень глубоких и поднутренных местах формы осаждения иногда не происходит. Причина — неравномерное распределение силовых линий, которое зависит от формы электродов, расстояния между ними, от состава электролита и т. п. Средоточие силовых линий вызывает неравномерность в плотности тока по поверхности сложно профилированной формы. На выступах плотность тока возрастает, а на углубленных местах падает, и от этого слой осажденной меди неодинаков. Главная задача технологии гальванопластики — стремиться к равномерному осаждению металла по всей поверхности формы. Для этого обычно применяют различные экранные кассеты, цель которых — изменить направление силовых линий и, следовательно, улучшить процесс осаждения, сделать его более равномерным. Применяется также способ постепенного погружения формы с последующим экранированием уже наращенных участков (рис. 100) или установка дополнительных анодов в местах глубоко профилированных и поднутренных, куда не достигают силовые линии от основного анода. На дополнительные аноды надевают шламозадерживающие чехлы из тонкой капроновой или стеклянной ткани; аноды приклеивают при помощи церезина к просушенным частям формы. Можно также периодически изменять направления постоянного тока при помощи реле времени. Реверсирование тока замедляет рост металла на выступах и углах, так как анодное растворение металла идет наиболее интенсивно именно на выступающих участках.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |