Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






История развития отечественной теории надежности

Начать историю отечественной теории надежности придется... с американских симпозиумов по надежности и контролю качества, проводимых, начиная с 50-х годов Институтом радиоинженеров (IRE), преобразованном позднее в Институт инженеров электроники и электротехники (IЕЕЕ). А там началось с того, что американцы, завязшие в корейской войне, всерьез столкнулись с проблемой технического обслуживания и обеспечения работоспособности своей хваленой военной техники: она часто отказывала, проблема ремонта вдали от баз была трудноре-шаема, поставка необходимых деталей для ремонта тоже оказалась не так проста, да и само оборудование не всегда было спроектировано так, чтобы ремонт отказавших устройств мог быть легко осуществлен.

На один из первых симпозиумов по надежности в США был командирован талантливый инженер Вячеслав Иванович Журин. Он вернулся с трудами симпозиума, которые были довольно быстро переведены и изданы большим тиражом.

В 1958 г. в Москве состоялась Первая всесоюзная конференция по надежности, организованная Научно-техническим обществом радиотехники, электроники и связи им. А.С. Попова. Одним из устроителей этой конференции был талантливый организатор промышленности — Яков Михайлович Сорин, который к тому времени уже руководил Секцией надежности в НТО РЭС им. А.С. Попова.

Вскоре появился и первый отдел надежности в советском «военно-промышленном комплексе». Организовал и возглавил его все тот же по-юношески неутомимый Я.М. Сорин. Оглядываясь назад, можно заметить, что Сорина вряд ли можно было назвать именно специалистом по надежности, но его потрясающая инженерная интуиция, удивительные организаторские способности, развитое чувство нового и прекрасное понимание людей сделали то, что не сделал бы никакой талантливый специалист (в строгом смысле этого слова) в области надежности. Он быстро укомплектовал небольшой отдел, который примерно полгода состоял из начальника отдела (Я.М. Сорин), начальника единственной лаборатории (Р.М. Туркелътауб) и единственного подчиненного (И.А. Ушаков). Зато он тут же привлек к работе в качестве консультантов двух прекрасных математиков — академика УССР Бориса Владимировича Гнеденко, заведовавшего кафедрой Теории вероятностей МГУ, и профессора Якова Борисовича Шора, работавшего в одном из институтов Минобороны. Б.В. Гнеденко привел с собой и двух своих коллег - Александра Дмитриевича Соловьева и Юрия Константиновича Беляева.

Начиная с 1960 г., Б.В Гнеденко проводил «Инженерный семинар по надежности» в стенах Московского государственного университета. На этом семинаре выступали молодые инженеры и прикладные математики, рассказывая о своих научных результатах. Это была замечательная научная школа, в которой молодежь общалась с таким выдающимся педагогом, как Б.В. Гнеденко. Помогали ему сотрудники его кафедры А.Д. Соловьев и Ю.К. Беляев. Позднее эти удивительные ученые из Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова написали ставшую классической монографию «Математические методы в теории надежности» [3]. С тех пор эта троица в сознании советских специалистов по надежности слилась в монолитное понятие «Гнеденко-Беляев-Соловьев».

По инициативе неугомонного Я.М. Сорина во всех промышленных организациях «оборонки» были созданы подразделения надежности. Справедливости ради нужно заметить, что чуточку раньше в одном из НИИ Судпрома в Ленинграде был организован отдел надежности, которым руководили Николай Архипович Романов и Игорь Михайлович Маликов. Ими, вместе с А.М. Половко и П.А. Чукреевым, была написана и первая отечественная книга по надежности [4].

Яков Михайлович понимал, что для успеха дела, в первую очередь, надо «захватить почту и телеграф». Он организовывает Секцию надежности при Научно-техническом совете Госстандарта, в которую вошли, кроме Я.М. Сорина, Б.В. Гнеденко, А.Д. Соловьев, Ю.К. Беляев и И.А. Ушаков. Следующим шагом была организация журнала «Надежность и контроль качества» как приложение к основному журналу Госстандарта «Стандарты и качество». Я.М. Сорин был назначен ответственным редактором, а Б.В. Гнеденко, Я.Б. Шор и И.А. Ушаков стали его официальными замами. Заведующей редакцией была Юлия Андреевна Конокотина, проработавшая в журнале лет тридцать.

Наконец, усилиями того же Я.М. Сорина при Политехническом музее был создан Московский кабинет качества и надежности. Целью этого Кабинета были оказание консультаций работникам промышленных предприятий и чтение курсов лекций для инженеров, занимавшихся проблемой надежности.

Директором Кабинета был Я.М. Сорин, научным руководителем - Б.В. Гнеденко, а роль зама обоих выполнял И.А. Ушаков.

Консультации проводились едва ли не ежедневно видными московскими специалистами (с десяток докторов и с два десятка кандидатов наук), а лекции читались раз в две недели в Большом зале Политехнического музея, где выступали в свое время Ленин и Троцкий, а потом Владимир Маяковский и еще позже даже сам Евгений Евтушенко!

Народ хлынул в Кабинет надежности буквально отовсюду: из Владивостока и Минска, из Хабаровска и Риги, из Иркутска и Вильнюса, из Мурманска и Ташкента, из Киева и Ленинграда, из Горького и Еревана, из Харькова и Тбилиси... Список городов, откуда приезжали инженеры на консультации и лекции, доходил почти до сотни. В кабинете у Я.М. Сорина висела карта Советского Союза, вся утыканная флажками...

После каждого цикла лекций выпускались брошюрки с текстами лекций, которые становились учебными пособиями для инженеров-практиков. Посещение лекций было платным (за абонементы платили предприятия, посылавшие своих сотрудников): надо было платить за аренду лекционного зала, аренду помещения для консультаций, печать брошюр в издательстве «Знание».

Естественно, что все консультанты работали на общественных началах. И тут Я.М. Сорин свершил организаторские чудеса. Директорам фирм и институтов, в которых работали консультанты Кабинета надежности, были разосланы официальные письма за подписью заместителя председателя Госстандарта СССР с просьбой оказать содействие.

Но и это еще не конец истории! В издательстве «Советское радио» была создана редакция по надежности, которая стала выпускать серию книг «Библиотека инженера по надежности» [5-14]. Председателем общественного Редакционного совета был Б.В. Гнеденко, а его заместителем - Я.Б. Шор.

В основных издательствах страны издавались большими тиражами переводы книг ведущих зарубежных специалистов [15-24] и монографии отечественных ученых [26-45].

Следует, видимо, отметить выпуск «Справочника по надежности» [31], переиздававшегося у нас дважды [38, 41] и затем переведенного в Германии, Чехословакии и дважды в США.

Уникальный тандем Сорин-Гнеденко «раскрутил» дело надежности до невероятного уровня! Трудно перечислить всех, кого можно отнести к представителям московской школы надежности, возглавлявшейся Б.В. Гнеденко.

Конечно, всякий процесс подобного рода имеет свой эпицентр. Однако было бы крайне несправедливо, да и неправильно, не сказать о тех местах, которые достигла волна «Соринско-Гнеденковского цунами».

Ленинград (Санкт-Петербург)

Истинным главой ленинградской школы надежности нужно признать Анатолия Михайловича Половко. Он возглавил Ленинградский кабинет надежности, руководил Ленинградским городским семинаром по надежности. А.М. Половко - автор первой отечественной книги по надежности [27], переведенной на Западе. Ленинградская школа внесла много нового в теорию надежности [27, 32, 35, 37]. После его смерти «боевой штандарт» ленинградской школы подхватил прекрасный специалист контр-адмирал Игорь Алексеевич Рябинин, создавший свою уникальную школу.

 

Киев

Начало работ в области теории надежности было, пожалуй, заложено Б.В. Гнеденко, когда он, будучи директором Института математики, читал вместе со своим учеником Игорем Николаевичем Коваленко (ныне академиком АН Украины) лекции по теории массового обслуживания слушателям Киевского Высшего радиотехнического училища ПВО (КВИРТУ). Впоследствии заместитель начальника училища по науке профессор Николай Алексеевич Шишонок стал организатором Киевского семинара по надежности. Он же руководил коллективом авторов, которые подготовили первую на Украине книгу по надежности [28].

Киевских теоретиков в области надежности возглавил ныне академик АН Украины Владимир Семенович Королюк.

Минск

Здесь работы по надежности возглавил заместитель начальника Минского Высшего радиотехнического училища ПВО (МВИРТУ) профессор Николай Михайлович Широков [29]. Он руководил городским семинаром по надежности.

Рига

Рижская школа теории надежности возглавлялась Хаимом Борисовичем Кордонским и его ярким учеником - Ильей Борисовичем Герцбахом. Ими были опубликованы очень сильные работы [5-6]. Под руководством Х.Б. Кордонского в Риге работал городской семинар по надежности.

Иркутск

Несколько позже, но очень бурно заработал ежегодный семинар по надежности в Сибирском энергетическом институте АН СССР, возглавлявшемся директором института академиком Юрием Николаевичем Руденко. Семинар привлекал участников не только экзотическими местами проведения (в Прибайкалье), но и высоким профессиональным уровнем. Сюда со всего Союза съезжались специалисты по надежности в энергетике. Здесь же проводились и апробации кандидатских и докторских диссертаций. Частично по результатам этого семинара была выпущена монография [43].

Это были, пожалуй, самые яркие вспышки активности в области надежности в Советском Союзе. Нельзя, однако, хотя бы не перечислить (в алфавитном порядке) такие города, как Владивосток, Горький, Ереван, Львов, Ташкент, Тбилиси, Харьков...

На одной из конференций по надежности в США была поднята дискуссия на тему: «А не умерла ли теория надежности?» Честно говоря, такой вопрос представляется праздным: может ли умереть медицина, пока люди продолжают болеть? Пока инженерная мысль живет, пока развивается техника, до тех пор жизнь будет ставить новые и новые проблемы надежности, которые нельзя не решать. Возможно, какие-то чисто теоретические «фундаментальные» проблемы надежности уже сильно «заезжены», но море практических задач - неисчерпаемо, а их нельзя решить, не развивая и дальше теорию надежности.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...