Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики

 

Службы круга суточного, седмичного и годового

 

Предисловие

 

Выпуская настоящий «Сборник решений недоуменных вопросов из пастырской практики», Редакция «Руководства для сельских пастырей» имеет в виду дать пастырям, особенно молодым, справочную книгу, в которой они могли бы найти руководственные указания в различных затруднительных случаях своей богослужебной практики, не предусмотренных церковным уставом и канонами или не ясно в них определенных и потому требующих толкования. Постоянные обращения пастырей в нашу Редакцию с подобного рода вопросами, возникающими в их практике, и часто даже такими, на которые уже неоднократно давались ответы как в «Руковод. д. с. пастырей», так и в других духовных журналах, служат наилучшим показателем практической необходимости издаваемого «Сборника». Вот почему Редакция «Р.д.с.п.» и решила собрать по возможности все ответы на недоуменные вопросы из пастырской практики, которые печатались в нашем журнале, дополнить их подобного же рода заметками, заимствованными из других журналов, главным образом из «Церк. Вестника», и издать в виде отдельных книг. Кроме того, в настоящем «Сборнике» некоторые статьи (напр., о церковном звоне или вводные статьи о порядке действий священника на обычных службах) появляются в печати впервые. Для удобства пользования книгой, все недоуменные вопросы расположены в систематическом порядке. Преследуя чисто практическую цель, Редакция «Р.д.с.п.» ограничивалась по возможности краткими ответами на вопросы, и потому иногда ответы представляют сокращения целых статей, в которых они (ответы) обстоятельно мотивированы. По возможности также исправлены неточности в журнальных ответах на запросы, дававшиеся, естественно, иногда спешно.

Считая точность, ясность и полноту самыми необходимыми качествами всякой справочной книги, Редакция «Р.д.с.п.» Просит всех православных пастырей не отказать в указании возможных недосмотров или неточностей, которые встретятся при практическом пользовании настоящим «Сборником», а также в сообщении вновь возникающих недоуменных вопросов, чтобы при последующих изданиях его Редакция могла внести поправки и дополнения.

 

Вечерня

 

Вечернее богослужение Православной Церкви состоит из следующих служб: девятого часа, вечерни и повечерия. При совершении этих служб священник наблюдает следующее:

Девятый час . На благовесту повседневного колокола в определенный и заранее для известного времени года указанный час священник направляется в храм. Оставив, по входе в храм, на попечение церковника верхнюю одежду, он благоговейно входит северными вратами в св. алтарь, полагает поклон от престола, целует край его и напрестольный крест. Когда сослужащие и церковники, взяв благословение у священника, займут свои места, священник берет епитрахиль, благословляет крест вверху ее при произнесении слов: «Благословен Бог наш всегда, ныне и присно, и во веки веков, аминь»; целует оный, надевает епитрахиль на себя и, став перед престолом, полагает на себя трижды крестное знамение, сопровождаемое поясными поклонами, после чего выходит из алтаря пред царские врата. Здесь, сделавши три поясных поклона, предваряемых крестным знамением, священник полагает начало службы девятого часа словами: «Благословен Бог наш…». По прочтении на клиросе «Отче наш…» и по произнесении возгласа: «Яко Твое есть царство…” священник, совершив три поясных поклона на «Приидите, поклонимся…», входит северными вратами в алтарь, становится пред престолом и внимает чтению часа. Произнесши после обращения чтеца «именем Господнем благослови, отче» возглас: «Боже, ущедри ны…», священник облачается в фелонь, при благословении и целовании креста на оной с произнесением «Благословен Бог наш…” открывает катапетасму на царских вратах, поклоняется св. престолу, полуоткрывает оный, целует край его и напрестольный крест и выходит во время чтения молитвы часа, с служебником в руке, пред царские врата, где, по окончании часа, полагает начало вечерни возгласом: «Благословен Бог наш…»

Вечерня . Во время чтения на клиросе предначинательного псалма священник, стоя пред царскими вратами, тихо читает 7 светильничных молитв. По окончании чтения псалма и молитв он говорит великую, или мирную ектению и возглас после нее, а затем входит южными вратами в алтарь, становится пред престолом и стоит здесь во время чтения положенной кафизмы. Малая ектения по кафизме произносится священником пред царскими вратами. После возгласа на малой ектении, при начале пения стихов «Господи воззвах», священнику, вошедшему в алтарь южными воротами, подают кадило, произнося положенную молитву: «Кадило Тебе приносим…», берет кадило в руку и начинает каждение алтаря и храма. Каждение совершается так: сперва священник кадит престол, начиная с передней стороны, горнее место, жертвенник, икону, стоящую на иконостасе над царскими вратами в алтаре, для чего становится между горним местом и престолом, иконы на правой и левой стороне алтаря, присутствующих в алтаре и затем, обойдя престол с той его стороны, которая обращена к северным вратам, выходит чрез эти врата из алтаря на солею. Здесь священник кадит сперва царские врата, икону Спасителя и другие иконы, расположенные в иконостасе с правой стороны, икону Богоматери и другие иконы, расположенные в иконостасе с левой стороны и святцы. Ставши затем пред царскими вратами, лицом к народу, он кадит сперва правый и левый клиросы, народ, стоящий на средине храма и с правой и левой стороны его, и весь храм с находящимися у стен его киотами и иконами, при чем обход храма начинает с правой стороны. Каждение заканчивается на солее пред царскими вратами: здесь кадит священник сперва царские врата, затем местные иконы Спасителя и Богоматери, храмовую и святцы, и уходит южными вратами в алтарь, где, покадив переднюю сторону престола, отдает кадило церковнику. По окончании стихирь на «Господи воззвах», когда на клиросе вслед за «Богородичным» запоют «Свете тихий», священник выходит северными вратами на солею, становится пред царскими вратами, произносит прокимен дня, предваряя его положенными возгласами: «Вонмем, мир всем, премудрость, вонмем», при чем «мирствуя» обращается лицом к народу. Ектению «Исполним вечернюю молитву», возглас по ней священник поизносит здесь же на солее, затем при пении или чтении стихирь на стиховне входит в алтарь северными вратами и становится пред престолом. После возгласа на «Отче наш», тропаря и богородична, священник выходит северными вратами на солею, произносит здесь ектению «Помилуй нас, Боже…» и говорит полный отпуст, обратившись после пения «благослови» лицом к народу. При произнесении слов: «Христос Истинный Бог наш…» (а в среду и пятницу при словах: «силою честного и животворящего креста») священник истово полагает на себя крестное знамение. По окончании пения «Благочестивейшего…» священник начинает повечерие возгласом: «Благословен Бог наш…» и по трех поклонах на «приидите, поклонимся» уходит северными вратами в алтарь, где, закрыв завесу, полагает поклон пред престолом, крестится, целует лежащее на престоле св. Евангелие, край престола и напрестольный крест, покрывает престол пеленою, снимает фелонь и становится на обычном месте.

Повечерие . При чтении повечерия священник все время находится в алтаре, пред престолом, произнося в положенное время возгласы; в конце повечерия, при чтении «Упование мое Отец, прибежище мое Сын…», он выходит северными вратами из алтаря, становится пред царскими вратами и произносит малый отпуст, испрашивает благословения и прощения у предстоящих и говорит ектению «Помолимся о Благочестивейшем…»

Отпустом после повечерия завершается вечерняя служба. Священник входит в алтарь южными вратами, снимает епитрахиль и после того, как удостоверится, что все в алтаре и храме приведено в порядок (свечи потушены, уголь загашен), положив поклон пред царскими вратами, оставляет храм.

 

Разбор колоколов для звона

 

В воскресные, праздничные и высокоторжественные дни, когда совершается бдение, благовестить к бдению и к поздней литургии в первый большой колокол. Благовесть в большой колокол бывает также к царским часам и к литургии или вечерне в навечериях Рождества Христова и Богоявления, на «Во царствия Твоем», накануне Благовещения, в пятницы 5-ой и 6-ой недель Великого поста (Похвальная и Лазарева) и в Великую среду; к утрени и литургии в Похвальную и Лазареву субботы, в Великий четверток к утрени, литургии и к Страстям Господним, в Великую пятницу к царским часам и к вечерне, в Великую субботу к утрени и литургии, ко всем службам во всю Святую неделю Пасхи и в преполовение и отдание Пасхи. Кроме того благовестить в большой колокол к вечерням, на которых положены великие прокимны и в неделю Ваий. По воскресным дням к вечерне, если нет великого прокимна, благовесть в полиелейный или повседневный колокол, а к акафисту от начала повечерия до акафиста благовестить в большой колокол. В те же воскресные и праздничные дни к ранней литургии, а в дни полиелейных святых и в празднества и отдания Господских и Богородичных праздников ко всем службам благовестить в полиелейный второй колокол, в него же благовестить к чтению Апостольских под светлый праздник.

В остальные дни благовестить ко всем службам в повседневный третий колокол.

 

Порядок звона

 

Благовесть к бдению производится 15 минут, затем следует троекратный — «в три стиха» звон во все колокола.

Во время пения тропаря по «Ныне отпущаеши» производится двукратный — «в два стиха» второй звон во все колокола.

Во время прокимна пред чтением Евангелия производится однократный — «в один стих» третий звон во все колокола.

На 9-ю песнь производится благовесть в 25 ударов в большой колокол.

Когда за бдением в церкви присутствует архиерей, после бдения быть проводному звону, который начинается с пением «Под твою милость» или кондака праздника по 1-м часе.

К обычному вечернему богослужению благовесть производится 15 минут, затем начинается 9-й час; по прочтении 9-го часа бывает троекратный звон во главе с тем колоколом, в который производится благовесть, также и к утрени, при чем троекратный звон к утрени производится по прочтении полунощницы; если утреня полиелейная, то производится однократный звон во время прокимна пред Евангелием; на 9-ю песнь производится благовесть в 25 ударов.

К поздней литургии благовесть производится 15 минут, затем начинаются часы, а по прочтении часов бывает троекратный звон.

На «Достойно», во время «Верую» производить благовесть от 50 ударов.

Когда служит архиерей, благовесть к началу литургии, во время шествия, заменяется звоном во все колокола, а по окончании шествия снова производится благовесть в один колокол и продолжается до начала часов. После литургии бывает проводной звон.

Во всю светлую неделю Пасхи после всенощной и поздней литургии производится проводной звон, каковой бывает еще в дни: Рождества Христова, Восшествия на престол Государя Императора и коронования Их Величеств.

Великим постом, начиная с утрени понедельника до вечернего богослужения в пятницу, ко всем службам 15 минут ударят редко в повседневный колокол; когда начнут читать на часах 3-й час, ударят не спеша трижды в тот-же колокол, на начале 6-го часа — 6 раз, на начале 9-го — 9, а на «Во царствии Твоем» производить троекратно звон «в двое»; таковой же троекратный звон «в двое» производить и к началу утрени после полунощницы, на 9-ю же песнь не ударять.

Накануне полиелейных дней, на «Во царствии Твоем», звон «в двое» не производится, а в 50 ударов производится благовесть в полиелейный колокол, к вечерни же производится троекратный обычный звон; такой же порядок наблюдать, но с заменою полиелейного большим колоколом, когда преждеосвященную литургию служит архиерей, при чем тогда после литургии производить проводной звон.

К повечерию и утрени накануне полиелейных дней, обычно благовестить 15 минут в «полиелей», к началу утрени производить троекратный звон и единократный во время прокимна перед Евангелием и обычно благовестить на 9-ю песнь. В самые же полиелейные дни 15 минут обычно благовестить к часам в полиелейный колокол, на каждый час не ударять, на «Во царствии Твоем» не благовестить, а к началу литургии производить троекратный обычный звон.

На 9-ю песнь по субботам 1, 2, 3 и 4 недели Великого поста благовестить в повседневный колокол, а к литургии — в полиелейный, если же службу служит архиерей, то — в большой.

Во время чтения Страстей Господних, при начале каждого Евангелия, производить соответствующее число ударов в большой колокол по порядку Евангелий: к первому — 1 раз, ко 2-му — два и т. далее. По производстве же 12 ударов на 12-м Евангелии отзвонить однократно во все колокола, пока Св. Евангелие не будет положено на престол.

Во время пения славословия при выносах креста и в Великую субботу на утрени производить редкий перезвон, перебирая колокола, заключая каждый перебор однократным ударом во все колокола сразу. По подъятии же креста или плащеницы во все время несения до положения на учиненном месте производить беспрерывный звон во все колокола.

Начиная со Святых Страстей и кончая литургией в Великую субботу, благовесть к началу всех богослужений производить в большой колокол «через край». Во время чтения Евангелия за литургией в 1-й день св. Пасхи производить перебор всех колоколов от большого до малого по 10 ударов, по окончании каждой статьи чтения Евангелия производить однократный звон во все колокола, по окончании же последней статьи троекратный звон во все колокола.

При совершении водосвятия, от начала молебна до погружения креста, производится перебор всех колоколов от большого до малого по 25 ударов в каждый колокол, а при троекратном погружении креста — троекратный с малыми остановками звон во все колокола.

При совершении панихид производятся редкие удары в один большой колокол, а при пении «Вечная память» — однократный звон во все колокола, при ударах в большой колокол «через край».

При совершении молебнов на многолетии производится троекратный звон на царское многолетие и однократный на прочие многолетия, так чтобы каждому тройному «Многие лета» соответствовал отдельный однократный звон.

 

Какие молитвенные слова должен произносить (про себя — мысленно) священник, когда совершает каждение всего храма (наприм. на вечерне при пении стихирь «на Господи воззвах») или одного алтаря и иконостаса?

 

В чине литургии Златоустовой замечено, чтобы священнослужитель (диакон), совершая каждение всей церкви по отпусту проскодимии — пред началом литургии, — произносил 50 псалмов «Помилуй мя, Боже». Посему ничего не будет противного, если священнослужитель и в другое время при каждении всего храма или одного алтаря с иконостасом будет читать тот же псалом. Так, обыкновенно, и делается опытными и благоговейно-настроенными при богослужении священнослужителями (Рук. для С. П. 1886 г. №22).

 

Утреня

 

В состав утреннего богослужения Православной Церкви входят: полунощница, утреня и первый час.

Полунощница . Начало полунощницы, как и начало службы девятого часа, священник полагает пред царскими вратами возгласом: «Благословен Бог наш»… По возгласе: «яко Твое есть царство»… и совершении трех поясничных поклонов на «Приидите поклонимся»… священник входит северными вратами в алтарь, становится пред престолом и стоит здесь до конца полунощницы, произнося положенные Уставом возгласы. При чтении: «упование мое Отец, прибежище мое Сын»… священник, выйдя из алтаря северными вратами на солею, произносит славословие Господу Иисусу: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше, слава Тебе». Чтец, после славословия Пресвятой Троице и произнесения Господи помилуй (трижды), испрашивает словом «благослови» благословение на отпуст. Священник произносит малый отпуст, совершает то же «прощение», какое бывает по окончании повечерия, произносит ектению: «помолимся о Благочестивейшем»… и: «молитвами святых отец наших»… Когда на клиросе певцы поют: «аминь», священник входит южными вратами в алтарь, облачается в фелонь, при благословении и целовании креста на оной, открывает катапетасму на царских вратах, поклоняется св. престолу, полуоткрывает оный, целует край его и напрестольный крест и, приняв от церковника кадило с произнесением слов: «Кадило Тебе приносим», произносит, стоя пред престолом, начало утрени возгласом: «Благословен Бог наш»…

Утреня. Первую часть утрени составляет моление о царе. Когда на клиросе читают 19 и 20 псалмы и положенные уставом тропари, священник совершает каждение престола, алтаря и всего храма, соблюдая порядок, указанный выше (стр. 2–3). Ектению: «Помилуй нас, Боже»… священник произносит, стоя пред престолом: при произнесении возгласа: «Слава святой, и единосущной, и животворящей, и нераздельной Троице»… он начертывает кадилом крест пред св. трапезою, после чего возвращает кадило церковнику. По прочтении первых трех псалмов шестопсалмия священник, с служебником в руке, выходит из алтаря северными вратами на солею и здесь пред царскими вратами читает утренние молитвы. По прочтении шестопсалмия и молитв священник, оставаясь на своем месте, говорит великую, или мирную ектению, возглас после нее «Бог Господь и явися нам» со стихами и после сего входит в св. алтарь южными вратами. Малые ектении по кафизмах — когда произнесение их положено — иерей глаголет «отшед пред святыя двери» северными вратами, обратно же возвращается вратами южными. Пред «святыми дверьми» произносит священник и ектинии по 3 и 6 песнях канона, ектения по 9 песни произносится «внутрь св. алтаря», пред престолом. По произнесении ектении по 3-ей песне канона священник возвращается в алтарь южными вратами, по 6-ой — северными вратами. При пении 8-й песни канона священник, приняв кадило, творит каждение трапезы и алтаря, а по окаждении их выходит на солею и здесь, став пред иконою Богоматери, возглашает: «Богородицу и Матерь света в песнях возвеличим». При пении 9-й песни канона: “ Величит душа моя Господа» с припевом: «Честнейшую»…священник кадит иконостас, средину храма, предстоящий народ и возвращается северными вратами в алтарь, где, покадив переднюю часть трапезы, отдает кадило церковнику. Возглас пред чтением великого славословия: «Слава Тебе, показавшему нам свет» иерей глаголет в алтаре, а для произнесения ектения: «Исполним утреннюю молитву нашу Господи»… выходит на солею северными вратами. После преподания мира народу, призыва к преклонению глав и возгласа: «Твое бо есть еже миловати»… священник входит в алтарь северными вратами и становится пред престолом. По стихирах на стиховне, «благо есть исповедатися», трисвятом, Отче наш… тропаре и богородничном, священник выходит северными вратами на солею, произносит здесь ектению: «помилуй нас, Боже»… возглас после нее, «премудрость» и на обращение лика: «благослови», — «Сын благословен Христос Бог наш»… после чего уходит в алтарь северными вратами, закрывает катапетасму, полагает поклон пред св. престолом, крестится, целует св. Евангелие, край престола, крест, покрывает престол, снимает фелонь и становится на обычном месте. На клиросе в это время, при пении: «Утверди, Боже, Благочестивейшего»… читают.

Первый час. Когда чтец, прочитав: «Честнейшую»… словами: «Именем Господним благослови, отче», испросит иерейского благословения, тогда священник говорит: «Боже, ущедри ны»… выходит пред святые двери северными вратами и здесь произносит полный отпуст, начиная со слов: «Слава тебе, Христе Боже»… После отпуста священник возвращается в алтарь северными вратами, где, приложившись к св. престолу, снимает с себя епитрахиль[1]).

 

Начало всенощного бдения

 

Одни священники начинают всенощное бдение таким образом: Диакон отверзает царские врата и отходит на горнее место, становясь лицом к западу. Священнику подают кадило, диакону — зажженную свечу. Диакон, оставаясь на месте, возглашает: «Востаните! Господи, благослови!» Священник, стоя пред престолом с кадилом в руке, возглашает, делая кадилом крест: «Слава Святый»… Певцы: «Аминь». Священник с диаконом, оставаясь на тех же местах, поют: «Приидите, поклонимся»… Певцы только оканчивают: «Приидите, поклонимся и припадем Ему»! Затем поют: «Благослови, душе моя, Господа» и прочее обычно. Когда певцы поют последний стих: «Приидите поклонимся», в это самое время священник начинает кадить вокруг престола, окаживая сперва западную сторону его, затем южную, восточную и северную. После сего кадит жертвенник, горнее место и иконы по сторонам его, потом оборачивается лицом к западу и кадит икону над царскими вратами. В это время диакон выходит со свечею на амвон и оборачивается лицом к востоку. Священник идет за ним с горняго места, останавливается между престолом и царскими вратами лицом к западу и кадит, по отношению к себе, сначала правую половину отверстых царских врат, затем левую. После сего священник выходит на амвон и кадит местные иконы и весь храм по обычаю. — Другие же священники начинают бдение совсем иначе, именно таким образом. По отверстии диаконом царских врат, священник в безмолвии кадит вокруг престола, а диакон держит в руках зажженную свечу. Престол окаживается сначала с западной стороны, затем — с южной, восточной и северной. После сего окаживается жертвенник, горнее место с иконами по сторонам и икона над царскими вратами. И этим оканчивается каждение в алтаре. Священник вторично становится пред престолом с кадилом в руках, а диакон в это время выходит из алтаря царскими вратами, становится на амвон позади священника и возглашает: «Востаните» господи, благослави!» Священник пред престолом, делая кадилом крест, возглашает: «Слава Святей». Певцы: «Аминь». Священник с диаконом поют: «Приидите, поклонимся»… до «Приидите, поклонимся и припадем Ему, которое поют уже певцы. Затем певцы поют «Благослови, душе моя, Господа» и т. д. по обычаю. Когда певцы оканчивают: «Приидите, поклонимся»… священник, не покадив вовсе на царские врата, выходит из алтаря на амвон и кадит вместе с диаконом местные иконы и весь храм. Какое из представленных двух начал всенощного бдения более правильно?

В нашей Церкви общего, обязательного правила на этот счет не имеется, а потому лучше всего держаться господствующих коренных местных обычаев, дабы не соблазнять народ. Что же касается того, как лучше и благоприличнее начинать всенощное бдение вообще , то, следуя господствующим в Киеве, С. — Петербурге и вообще большей части нашего отечества порядкам, это можно совершать следующим образом. По облачении священника в епитрахиль и фелонь, а диакона в стихарь, священнику подают кадило, а диакону — свечу. Поблагословивши кадило с молитвой: «Кадило Тебе приносим» (тайно), священник с диаконом молча окаживают сначала св. Престол, потом горнее место, жертвенник и прочие иконы в алтаре. Затем диакон выходит пред царские врата и возгласивши: «Востаните! Господи, благослови»! снова возвращается в алтарь, и здесь, ставши позади престола, лицом к священнику, или рядом со священником, где как принято, поет вместе с ним: «Приидите, поклонимся». По пропении последнего: «Приидите, поклонимся и припадем Ему», когда певцы начнут петь: «Благослови, душе моя, Господа», диакон исходит снова пред царские врата, а священник, обратившись к ним, кадит оныя, при чем к той части врат, которая окаживается, одновременно со священником кланяется и диакон. Затем совершается остальное каждение, по обычаю. По возвращении в алтарь диакон закрывает царские врата, идет и произносит великую ектению на обычном месте, а священник, снявши фелонь, читает в это время святильничные молитвы (Р.д.С.П. 1886 г. т. 2).

 

Следует ли изменять, и если следует — как именно, выражения ектении «О приснопамятных создателях св. храма сего». «Братии св. храма сего», «во святем и всечестнем храме сем», если богослужение (всенощная) совершается в каком-либо частном помещении (конторе завода, вокзальной зале и т. п.)?

 

Нам думается, что никаких перемен в данном случае в указанных выражениях делать не следует, так как они относятся к тому храму, причт которого совершает богослужение, при чем и самое частное помещение с присутствующими богомольцами делается как бы его частию (Ц. В-к 1898 г. №4).

 

При служении без диакона следует ли начинать всенощное бдение прямо с возгласа: «Слава Святей»… или с каждения?

 

По обычаю, принятому в большинстве церквей, — следует начинать всенощное бдение с каждения, за которым должен следовать возглас (Ц. В-к 1894 г. №32).

 

Можно ли освящать на всенощном бдении более, чем пять хлебов, и в частности, как правильнее перефразировать в молитве на благословение хлебов слово: «обитель» применительно к церквям приходским и другим?

 

В монастырях, где совершался полный чин всенощного бдения, предстоящие получали «по единому укруху, в поллитры хлеба и по единой чаше вина всем равно от настоятеля и до последних, иже во обители суть» (уст. церк. гл. П). — Нельзя не пожелать, чтобы пастыри наши не только в монастырях, но и во всех приходских церквах, с восстановлением настоящего всенощного бдения, по чину, восстановили и древний обычай раздаяния благословенных хлебов и вина молящимся, если уже нельзя непосредственно после их благословения, как это полагается по уставу, то хотя во время канона при елеономазании, как это практикуется в некоторых церквах, не успевших еще окончательно заразиться новшествами. А для этого каждый священник пусть благословляет хлебов и вина, сколько угодно , или вернее сказать, сколько нужно , по его усмотрению и расчету. Чтобы всем стало.

Этому не противоречит ни устав, ни существующий обычай освящать только пять хлебов (…благослови хлебы сия, а не 5). Вместо «во святей обители» в приходских храмах следует читать: «во граде сем, или в веси сей»..; а в домовых церквах, каковы, наприм., церкви учебных заведений, можно даже просто читать: «во всечестным доме сем » (Р.д.С.П. 1886 г. т. 1).

 

При изнесении св. Евангелия на средину храма на воскресной утрене следует ли затворять царские двери. Или оставлять их отверзтыми до перенесения его в алтарь после целования его молящимися, и нужно ли священнику стоять около Евангелия и подавать благословение каждому молящемуся?

 

Затворять нет надобности; стояние священника у Евангелия во время целования его в большинстве церквей принято лишь по обычаю; но в «Послед. утрени, вечерни и полунощницы», изд. в Киево-Печерской Лавре 1861 г., л. 8 на об. прямо сказано, что иерей и диакон, по положении Евангелия на аналой, «целовав оное, отходят в алтарь» (Ц. В-к 1893 г. №48).

 

Следует ли на утрене по 8-й песни канона произносить возглас: «Богородицу и Матерь…», когда на утрене не полагается пение «Честнейшую»?

 

Возглас «Богородицу и Матерь Света» есть не что иное, как приглашение иерея или диакона к пению песни Богородицы: «Величать душа моя Господа» и к прославлению Богоматери песнию «Честнейшую херувим». Само собою понятно. Что такое приглашение будет неуместным, когда не полагается «Честнейшая», и когда поются особые праздничные припевы «Величай, душе моя» (см. Типик. гл. 20 ср. последование служб в праздник Рожд. Пр. Богородицы и др.). В таких случаях, по обычаю, существующему в некоторых епархиях, диакон, вместо возгласа «Богородицу и Матерь Света», поет первый праздничный припев: «Величай, душе моя», а затем уже певцы поют другой праздничный припев и ирмос.

 

Литургия

 

 

Может ли диакон служить литургию без приготовления и причащаясь св. Тайн, а равно и священник, отслужив одну литургию, может ли участвовать в соборном служении другой литургии, тоже не причащаясь св. Тайн?

 

На этот вопрос должно ответить словами 8 Апостол. правила, которое как священников, так и диаконов подвергает отлучению, если они при совершении литургии уклоняются от причащения св. Тайн, не имея самой благовидной и очевидной причины, препятствующей им приступить ко св. причащению (см. 8 Апост. прав. и толков. на него Вальсамона, Зонары, Аристина и в славянской Кормчей). Итак, по 8 апост. правил, как священник, совершающий литургию, так и диакон, участвующий в совершении оной, должны причащаться св. Тайн, исключая разве каких-либо особенных чрезвычайный обстоятельств, препятствующих сделать то. Но может ли диакон, а равно и священник, отслужить с приготовлением одну литургию и причастившись за оною св. Тайн, в тот же день участвовать в соборном служении другой литургии, не причащаясь св. Тайн за этой второй литургией? Диакон не есть совершитель таинства евхаристии, а только лицо, прислуживающее епископу или пресвитеру при совершении таинства евхаристии, по сему у нас иногда — по крайней нужде — допускается, что диакон, приготовившись к одной литургии и причастившись за оной св. Тайн, участвует в совершении и другой литургии, но только уже за этой литургией не приобщается св. Тайн. Священник же есть совершитель таинства евхаристии; таким он является как в то время, когда один служит литургию, так и тогда, когда соборне — с другими иереями отправляет обедню; посему у нас не допускается и не может быть допущено, чтобы священник, совершив одну литургию и причастившись за оной св. Тайн, мог в тот же день участвовать в соборном совершении другой литургии и не причащаться за этой литургией св. Тайн. По крайней мере, в «Учительном Известии» (при служебн.) категорически сказано, что священник (равно и епископ) в один и тот же день не может совершать более одной литургии (Р.д.С.П. 1887 г. №51).

 

Правильно ли некоторые говорят, что если случаи, когда можно служить и без входных молитв, например, при освящении храма?

 

Хотя в этом случае входных молитв и не совершается, но самое священнодействие — освящение храма — уже подлежащим образом приуготовляет священнослужителя приступить к совершению божественной литургии (Ц. В-к 1899 г. №6).

 

В крайних случаях может ли священник литургисать, прочитав только известные молитвы ко святому причащению и опустив чтение канонов Спасителю, Божией Матери и др.? Или в таких случаях служить не литургию, а часы?

 

«Учительное известие» разрешает в крайних случаях оставлять правило, точию по божественной литургии оставленное все да совершит (иерей); молитвы же ко причащению неотложно да глаголет пред литургией».

Конечно, если священнику накануне литургии придется проездить с требою всю ночь, что случается в многолюдных приходах, и он будет крайне утомлен или обессилен от проведенной без сна ночи, то лучше ему отправить часы и обедницу вместо литургии, иначе от утомления и крайнего обезличения легко может случиться с ним какое-либо несчастье при совершении литургии (Р.д.С.П. 1887 г. №33).

 

Есть какое-либо основание для допускаемого в некоторых местностях обычая собирать деньги при каждении, а также за вынутие общей заздравной частицы и, наконец, не возвращать поданных за здравие и за упокой просфор?

 

Все, что указывается в вопросе, не обычай, а злоупотребление, очевидно, еще не дошедшее до сведения местного епархиального начальства. В частности, что касается первого из указанных в вопросе сборов, то неблаговидность его признана официальным путем (см. «Церк. Вед.» 1889 г., часть офиц., стр. 264–265) (Ц. В-к 1899 г. №37).

 

Правильно ли поступают священники и на каком основании, когда на проскомидии, произнося слова тропаря: «Искупил ны еси от клятвы законныя», целуют дискос, «честною кровию» — край потира, «на кресте пригвоздився» — на блюдце с изображением креста, «копием прободся» — копие, «безсмертие источил еси человеком, Спасе наш, слава Тебе» — другое блюдце с изображением лика Божией Матери?

 

У нас почти повсеместно по неписанному правилу, а только из благоговения к евхаристическим сосудам и вещам священники целуют дискос, потир и звездицу, когда, приступив к жертвеннику, приготовляют эти сосуды и вещи к предстоящему священнодействию — расставляют их на жертвеннике (Р.д.С.П. 1889 г. №15).

 

Допустимо ли с точки зрения церковного устава поминовение живых и усопших за проскомидией, при вынутии частиц из приносимых прихожанами просфор, общими словами поминовения «помяни, Господи, принесших и их же ради принесоша» (из молитвы предложения на проскомидии)?

 

Внимательное рассмотрение чинопоследования проскомидии покажет вопрошающему, что приводимая им формула общего поминовения должна существовать и существует рядом с поименным поминовением живых и усопших. Поэтому устранять это последнее из проскомидии ни в каком случае не допустимо и свидетельствовало бы лишь о лености священника в молитвах за своих пасомых (Ц. В-к 1901 г. №32).

 

В чине литургии часто употребляется слово предложение; например: «таже отшедше в предложение умывают руки, глаголюще: умыю в неповинных руце» и т. д.; «и тако отходят в предложение. Таже поклонения три пред предложением сотворше, глаголют кийждо: Боже, очисти мя»… Как понимать предложение в первом случае, и в каком месте собственно следует умывать руки?

 

Слово предложение означает «жертвенник» и в этом смысле оно должно быть везде понимаемо, где употребляется в нашем служебнике, исключая того места, где говорится: «таже отшедше в предложение умывают руце». Здесь словом «предложение» неточно переведено стоящее в греческом служебнике слово, означающее собственно горно, место, где разводят огонь, жаровня, у нас обыкновенно котелок с углями. Значит, по указанию служебника, священнослужители умывают руки в том месте, где находится горно, устроявшееся в той алтарной части, где находится предложение или жертвенник, как это мы и ныне видим в Киево-Софийском соборе и в Великой церкви Киево-Печерской Лавры (Р.д.С.П. 1888 г. №12).

 

Можно ли в том случае, когда нет специальной «Богородичной» просфоры (т. е. просфоры с изображением Божией Матери и с надписью М.), вынимать на проскомидии частицу в честь и память преблагословенныя Владычицы Богородицы из просфоры, имеющей знак креста с надписью IC. XC. HI. KA?

 

Просфоры должны быть с четвероконечным крестом (деяния собора 1667 г. гл. 1 и 1698 г. д. 26). Знак креста четвероконечного с надписью IC. XC. HI. KA. должен быть на всех просфорах, употребляемых на проскомидии.

Просфоры «Богородничныя» существуют только в юго-западной Руси; в северо-восточной совсем не употребляются просфоры с какими-либо иными печатями, кроме имеющих знак четвероконечного креста. Отсюда ясно, что местный обычай вынимать частицу в честь Божией Матери из «Богородичной» просфоры не исключает возможности вынимать ту же часть из просфоры, не имеющей надписи имени Богоматери и Ее изображения (Р.д.С.П. 1866 г. №6).

 

Церковная завеса должна-ли быть отверзаема непосредственно после отпуста проскомидии — пред каждением вокруг св. трапезы и проч., или же после того, как диакон испросит благословение у священника и выйдет из алтаря на амвон для начала литургии?

 

Завеса церковная отверзается непосредственно по окончании 6-го часа и после отпуста проскомидии — пред тем, как диакон, отойдя от жертвенника, начинает кадить вокруг св. трапезы, в алтаре и пред иконостасом и проч. (См. «Нов. Скриж.» архим. Вениамина, ч. П., гл. VI, § 3).

 

Если на св. антиминсе стерлись все надписи, а сам он еще крепкий, то следует ли его представить архиерею для возобновления надписей, или это может сделать сам священник без ведома благочинного? В последнем случае, — где должно совершать это надписание — на престоле, жертвеннике, или где в другом месте? Если же это надписание уже сделано, то не может ли подвергнуться какой-либо ответственно, и какой именно священник, исполнивший эту надпись по приказанию благочинного? Можно ли служит

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...