Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
История и проблемы создания новой концепции развития. Предмет, задачи и цели Устойчивого развития
2.1Римский клуб (1968 г.)
2.2Стокгольмская конференция (1972 г.)
2.3 Конференция в Рио-де-Жанейро: Рио–92 (1992 г.)
2.4 Итоги конференции в Рио-де-Жанейро.
2.5 Монреальский процесс – устойчивое управление лесами (с 1994 г.)
2.6 Саммит в Йоханесбурге, ЮАР (2002 г.)
2.7 Конференция в Рио-де-Жанейро: Рио+20 (2012 г.)
3. Научные основы Концепции экологически устойчивого развития территорий (краткая характеристика)
3.1 Концепция взаимодействия биоты и окружающей среды.
3.2 Методология оценки природных объектов, явлений и процессов;
3.3 Взаимосвязь индивидуальных интересов природопользователей и общественных предпочтений;
3.4 Многокритериальная оптимизация в природопользовании.
Иерархия уровней управления концепции экологически устойчивого развития территорий.
4.1 Концептуальный уровень;
4.2 Идеологический уровень;
4.3 Политический уровень;
5. Индикаторы экологически устойчивого развития территорий.
5.1 Общая характеристика индикаторов устойчивого развития;
5.2 Системы индивидуальных индикаторов экологически устойчивого развития;
5.3 Индикаторы Монреальского процесса (устойчивого управления лесами);
5.4 Интегральные индикаторы экологически устойчивого развития4
5.5 Приоритеты индикаторов экологически устойчивого развития;
6. Методические подходы к междисциплинарной оценке устойчивого развития территории.
6.1 Многокритериальная оптимизация;
6.2 Научное обоснование взаимных уступок экономической, социально и экологической сфер развития общества.
6.3 Экологическая экономика – «зелёная экономика».
Экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования. Концепция устойчивого развития.
Россия на пути к устойчивому развитию
3. Перечень, содержание и трудоемкость практических занятий.
№
п/п
| №
раздела
| Наименование темы практических
занятий
| Кол-во
часов
| Рекомендуемая литература
| 1.
|
| Экологический кризис.
Экономический кризис.
Социальный кризис.
|
|
| 2.
|
| Концепция биотической саморегуляции окружающей среды
|
|
| 3.
|
| Фундаментальная научная база «Устойчивого развития»
|
|
| 4.
|
| Природопользование, как элемент системы концепции Устойчивого развития
|
| 1, 5
| 5.
|
| Оценка лесных экосистем в экономике природопользования
|
|
| 6.
| 3, 8
| Индикаторы экологически-устойчивого развития
|
| 1,4-20
| 7.
|
| Управление природопользованием и природоохранной деятельностью
|
| 1-23
| 8.
|
| Оценка видового разнообразия сообществ.
|
| 1-23
| 9.
|
| Оценка природного потенциала территории
|
| 1-23
| 10.
|
| Основные тенденции в области «Устойчивого развития»
|
| 1-23
| Итого:
|
|
| 4. Содержание, трудоемкость и контроль самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов включает изучение теоретического (лекционного) материала, подготовку к практическим занятиям и выполнение текущих контрольных заданий по следующим темам:
№
п/п
| Тема
| Кол-во
часов
| Форма отчетности
| Срок выполнения (№ недели)
| Форма контроля
| 1.
| Оценка природного потенциала территории
|
| Выполненная работа
|
| проверка отчета о работе
| 2.
| Индикаторы и критерии экологически устойчивого развития
|
| Реферативная работа
|
| Защита реферата
| 3.
| Природопользование как эколого-экономическая система
|
| Реферативная работа
|
| Презентация и защита реферата
| 4.
| Оценка возобновимых природных ресурсов. Методические подходы
|
| Реферативная работа
|
| Презентация и защита реферата
| 5.
| Оценка водорегулирующей роли лесов
|
| Реферативная работа
|
| Презентация и защита реферата
| Итого:
|
|
|
|
|
Контроль результативности учебного процесса
Лист контрольных мероприятий
(для выдачи обучающемуся)
Максимально возможный балл по виду учебной работы
| Перечень и содержание модулей учебной дисциплины
| Текущая аттестация
| Контрольное мероприятие
| Итого
| Защита отчетов по практическим работам
| Выполнение практиче-ских заданий
| Выполнение домашних заданий
| Написание и защита реферата
| Контрольное мероприятие
| Посещаемость занятий
| Активность на занятиях
| Экзамен
| Зачет
| Кризис существующей парадигмы развития взаимоотношений природы и общества.
|
| 0,5
|
|
|
| 0,5
| 0,5
|
|
|
| Предмет, задачи и цели Устойчивого развития
История и проблемы создания новой концепции развития
|
|
|
|
|
| 0,5
| 0.5
| Природно-ресурс-ный потенциал
|
|
|
|
|
| 0,5
| 0.5
| Иерархия уровней управления концепции экологически устойчивого развития территорий
|
|
|
|
|
| 0,5
|
| Индикаторы экологически устойчивого развития территорий.
|
|
|
|
|
| 0,5
| 0.5
| . Методические подходы к междисциплинарной оценке устойчивого развития территории
|
|
|
|
|
| 0,5
| 0.5
| Многокритериальная оптимизация
|
|
|
|
|
| 0,5
| 0.5
| Научное обоснование взаимных уступок экономической, социально и экологической сфер развития общества
|
|
|
|
|
| 0,5
| 0.5
| Экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования. Концепция устойчивого развития.
|
|
|
|
|
| 0,5
|
| - Обязательный минимум для допуска к экзамену (зачету)
| 3,6
| 3,9
| 3,6
| 1,2
| 0,6
| 3,0
| 2,1
|
|
|
|
6. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
№
п/п
| Авторы, наименование
| Год
издания
| Кол-во
экземп-ляров
| Кол-во
обуча-ющихся
| Коэфф.
обеспе-ченности
| Основная литература:
| 1.
| Ю.В.Лебедев Теоретические основы экологически устойчивого развития территорий: патриотический взгляд. Екатеринбург, Изд-во УГГУ, 2015.- 156с.
|
|
|
|
0.03
| 2.
| Ю.В.Лебедев Экологически устойчивое развитие территорий. Уро РАН 2013.- 221с.
|
| электронный вар
|
|
| 3.
| Батенков В.А. Охрана биосферы: Учебно-методическое пособие. – Барнаул: Изд-во Алтайск. гос. ун-та, 2002. – 193 с.
|
|
|
| 1,3
| 4.
| Гальперин М.В. Экологические основы природопользования; Учебник. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2003 – 256 с.
|
|
|
| 1,3
| 5.
| Лебедев Ю.В.Оценка лесных экосистем в экономике природопользования; Екатеринбург: УрО РАН, 2011.- 536с.
|
|
|
| 1.0
| 6.
| Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования: Учебник для вузов / Под ред. Э.В. Гирусова и В.Н. Лопатина. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Единство, 2003. – 519 с.
|
|
|
| 1,4
| 7.
| Колесников С.И. Природопользование: Учебно-методическое пособие. – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского гос. ун-та, 1999. – 40 с.
|
|
|
| 1,3
| Дополнительная литература:
| 8.
| Алексеев А.С. Мониторинг лесных экосистем: Учебное пособие.– Санкт-Петербург: СПбЛТА, 1997. – 116 с.
|
|
|
| 0,5
| 9.
| Бобылев С.Н., Грицевич И.Г. Глобальное изменение климата и экономическое развитие: Учебное пособие для курса экономики природопользования высш. специальн. учебн. заведений. – М.: ЮНЕП, WWF-Россия, 2005. – 64 с.
|
|
|
| 0,5
| 10.
| Бобылев С.Н., Ходжаев А.Ш. Экономика природопользования: Учебник.– М.: МГУ, 2003. – 567 с.
|
|
|
| 0,8
| 11.
| Данилов-Данильян В.И. Экология, охрана природы и экологическая безопасность: Учебное пособие. – М.: МНЭПУ, 1997. – 744 с.
|
|
|
| 0,5
| 12.
| Иванов А.Н., Чижова В.П. Охраняемые природные территории: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 2003. – 119 с.
|
|
|
| 0,5
| 13.
| Колесников С.И., Кутровский М.А. Экономика природопользования: Учебное пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: ЮФУ, 2008. – 99 с.
|
|
|
| 0,5
| 14.
| Матвеев А.В., Котов В.П. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза: Учебное пособие. – СПбГУАП. СПб., 2004. – 104 с.
|
|
|
| 0,5
| 15.
| Мусохранов В.Е. Основы рационального природопользования: ресурсы, их воспроизводство, технологии, управление: Учебное пособие. Часть 1. – Барнаул: Изд-во АГАУ, 2006. – 183 с.
|
|
|
| 0,5
| 16.
| Примак Р. Основы сохранения биоразнообразия. / Пер. с англ. О.С. Якименко, О.А. Зиновьевой. – М.: Изд-во Научного и учебно-методич. центра, 2002. – 256 с.
|
|
|
| 0,5
| 17.
| Разумова Е.Р. Экология: Электронный учебный курс (учебно-методический комплекс). – М.: Московский ин-т экономики, менеджмента и права. Центр дистанционных образовательных технологий МИЭМП, 2010 (www. e-college.ru).
|
| -
|
|
| 18.
| Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-справочник.. – М.: Мысль, 1990. – 637 с.
|
|
|
| 0,5
| 19.
| Рекус И.Г., Шорина О.С. Основы экологии и рационального природопользования: Учебное пособие. – М.: Изд-во МГУП, 2001. – 146 с.
|
|
|
| 0,5
| 20.
| Решетько М.В. Рациональное природопользование: Учебное пособие. Часть 1. – Томск: Изд-во Томского политехнич. университета, 2011. – 140 с.
|
|
|
| 0,5
| Методическая литература:
| 21.
| Алексеев А.С., Кузнецов Л.М. Экологический менеджмент. Методические указания к практическим работам для студентов всех специальностей. – СПб.: Санкт-Петербургский государственный Инженерно-экономический университет ИНЖЭКОН, 2001. – 23 с.
|
|
|
| 0,5
| 22.
| Колесников С.И. Природопользование. Практикум: Учебно-методическое пособие для студентов вузов. – Ростов-на-Дону: УПЛ РГУ, 2005. – 16 с.
|
|
|
| 0,5
| 23.
| Копицентр В.Н., Олексова Г.С. Методические указания к практическим занятиям по курсу «Основы экологии и экономика природопользования» для студентов ФПУ специальности 1-25 01 07 «Экономика и управление на предприятии» (специализация 1-25 01 07 02 «Экономическая информатика»). – Минск: Белорусский государственный аграрный технический университет, 2004 – 41с.
|
|
|
| 0,5
| 24.
| Моткин Г.А. Экономическая теория природопользования и охраны окружающей среды; Институт проблем РАН.-М.:2009.- 345с.
|
|
|
| 1.0
|
7. Требования к ресурсам, необходимым для результативного изучения дисциплины
1. Компьютерный (мультимедийный) класс с выходом в Интернет (интерактивная доска, проектор, компьютеры).
2. Программное обеспечение: Microsoft Office 2007.
3. Презентационная техника (проектор, экран, компьютеры).
4. Задания для практических занятий.
5. Нормативно-справочная литература.
Приложение1
Вопросы для подготовки к зачету:
1. История и проблемы создания новой концепции развития. Предмет, задачи и цели Устойчивого развития
2. Римский клуб (1968 г.)
3. Стокгольмская конференция (1972 г.)
4. Конференция в Рио-де-Жанейро: Рио–92 (1992 г.)
5. Итоги конференции в Рио-де-Жанейро.
6. Монреальский процесс – устойчивое управление лесами (с 1994 г.)
7. Саммит в Йоханесбурге, ЮАР (2002 г.)
8. Конференция в Рио-де-Жанейро: Рио+20 (2012 г.)
9. Научные основы Концепции экологически устойчивого развития территорий (краткая характеристика)
10. Концепция взаимодействия биоты и окружающей среды.
11. Методология оценки природных объектов, явлений и процессов;
12. Взаимосвязь индивидуальных интересов природопользователей и общественных предпочтений;
13. Многокритериальная оптимизация в природопользовании.
14. Иерархия уровней управления концепции экологически устойчивого развития территорий.
15. Концептуальный уровень;
16. Идеологический уровень;
17. Политический уровень;
18. Индикаторы экологически устойчивого развития территорий.
19. Общая характеристика индикаторов устойчивого развития;
20. Системы индивидуальных индикаторов экологически устойчивого развития;
21. Индикаторы Монреальского процесса (устойчивого управления лесами);
22. Интегральные индикаторы экологически устойчивого развития4
23. Приоритеты индикаторов экологически устойчивого развития;
24. Методические подходы к междисциплинарной оценке устойчивого развития территории.
25. Многокритериальная оптимизация;
26. Научное обоснование взаимных уступок экономической, социально и экологической сфер развития общества.
27. Экологическая экономика – «зелёная экономика».
28. Экологическое регулирование, прогнозирование и последствия природопользования. Концепция устойчивого развития.
29. Россия на пути к устойчивому развитию
|