Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Просвещенный абсолютизм Екатерины Великой.

Как нам известно, из истории России 18 века, Екатериной Великой проводились масштабные реформы, называемые политикой абсолютизма. Коснулась она и людей служивых, отмеченных наградами, дошедших до офицерского чина.

В жалованной грамоте дворянству 21 апреля 1785 года сказано: служивые эти, независимо от предшествующего звания, со всеми своими домочадцами производились в звание дворянина, со всеми прилагающимися и подробно изложенными в грамоте привилегиями.

Наряду с этим наделялись имениями. Так в собственность новоиспеченным дворянам переходили целые уездные города, волости и деревни в центре России. А так же находящиеся на этих землях заводы и фабрики, леса и реки. Крестьяне, населяющие эти земли, также переходили в собственность благородному дворянскому роду. Имевшие ранее крепостных в бывших своих вотчинах и имениях, имели право перевести их на новое место жительства. Вот и переселялись, с целью освоения свободных плодородных земель, целые деревни и села из районов со скудной землей.

Все эти реформы были направлены на благо Отечества и престола и для того, чтобы во всякое нужное для Российского самодержавия время, «когда служба дворянства общему добру нужна и надобна, тогда всякой благородный дворянин обязан по первому позыву от самодержавной власти не щадить ни труда, ни самого живота для службы государственной».

И потянулись со всех концов огромной России-Матушки обозы с переселенцами. Везли люди свой нехитрый скарб: вещи, одежду, посуду, а вместе с тем и свои устои. Обряды и обычаи, национальный костюм переселенцев передавался по наследству от поколения к поколению, и хранятся до сих пор. Таким образом, получалось, что в двух соседних деревнях были совсем разные костюмы, но за 40 верст от одной, можно было встретить опять такой же.

Педагог: так в Данковском уезде тогдашней Рязанской губернии бытовал такой костюм. Расшитая белая исподняя рубаха, сверху распашная понева, а еще поверх поневы фартук с нагрудником, завязывающийся спереди под грудь, а сзади на поясе. Голову венчала парчовая кичка с позатыльником, а поверху плат расписной.

(дети рассматривают нарядный костюм крестьянки Данковского района)

Педагог снимает юбку и показывает, что значит распашная. Еще в повседневных поневах встречаются вставки по подолу из простой хлопковой ткани «Китайки», как вы думаете – для чего женщина вшивала такую вставку?

(так ведь дитятко обмочет)

Педагог:А следующий костюм не менее интересен. Так получилось, что посреди центрального Черноземья, в самом центре России поселились переселенцы из Литвы. С течением времени они обрусели, но в женском костюме сохранили главные элементы литовского –

(входит девушка в костюме села Колыбельское)

- заложенная в складку юбка, «понева», из одноцветного темно-красного самотканого сукна. У рубашки - стояче-отлажной воротник, украшенный кружевом, форма которого удерживалась специальным «ожерелком». Бархатная или суконная короткая «корсетка» и парчовая «на маковке кичка». Неизменным элементом праздничного костюма молодой женщины была шейна «обмотка» большая связка бус, а в волосах «пук с ленками». Ленты защищали голову, чтоб ни один волос с головы не упал, и порчу через волос не навели. А еще шуршание лент отгоняло нечистую силу.

Этот костюм мы воссоздали по эскизам этнографических экспедиций, напечатанных в сборнике Мерцаловой «Поэзия народного костюма». Этот костюм здесь изображен на пожилой женщине Фекле Никитичне Ивлевой. Вот её небольшой рассказ о себе:

(рассказывает девушка в костюме)

«Я у матери то была одна, и снарядов (так в Колыбельском называли праздничный костюм, от слова «снаряжать»); у меня было много. Все ведь сами делали. Пряли шерсть на поневы (юбки), прясть то я была мастерица – тонко, ровно пряла. Лен у нас здесь не сеяли, а к нам приходили коробейники, привозили и пряжу и кудель. Холсты все больше полульняные ткали. Иногда и бархат на «корсетки» покупали, бусы, ленты, парчу на кички, да кумач на фартук. Бывало, в праздник нарядишься и пойдешь к матери в гости. Младшего грудного ребенка с собой берешь – оставлять то не с кем было. И так приятно, хорошо на душе, что ты не хуже других. А готовили то «снаряды» все больше по ночам, зимой». Ох и пели тогда хорошо.

Педагог:под пение песен девушки пряли, ткали, плели кружева, готовили себе приданное, с пением они ходили по деревне в теплые летние ночи, для хороводов и гуляния предназначали они свои лучшие наряды – так возникла неразрывная связь костюма с песней, с обычаями и обрядами.

(Звучит мелодичная русская народная песня)

В низенькой светелке, огонек горит,

Молодая пряха, у окна сидит.

 

Молода, красива, карие глаза.

По плечам развилась русая коса.

 

Русая головка думы без конца

Ты о чем вздыхаешь девица-краса?

 

Педагог: неторопливо текла жизнь в русских деревнях. Старые обычаи и обряды устанавливали внешний распорядок существования, резко разграничивали будни – время труда – и праздники. Природная склонность русских людей к яркой декоративности, сказывалась в народных гуляньях и играх. Место для гулянья всегда выбирали на краю деревни или на берегу реки на большой поляне. Чинно и плавно выступали небольшими группами девушки. Навстречу, обтекая со всех сторон, двигались молодцеватой игривой походкой парни. И замирало сердце от волнения!

Здесь же устраивались и смотрины. И не только парни приглядывали себе невест, но и свекровь – невестку. Бывало – подойдет тетка к молодушке, да заглянет ей под подол. Пересчитает, сколько же на ней юбок. Чем больше юбок, тем богаче невеста. Это сегодня девчонки стараются выглядеть похудее, потоньше. А тогда старались надеть все красивые юбки сразу, чтобы приглянуться. А еще сваха могла поглядеть исподнюю рубаху, вышиты ли на ней узоры и вообще чистая ли она. Что говорило о трудолюбии и чистоплотности девушки.

Играли весело, задорно, с песнями и поцелуями. Помните хороводную игру «Подушечка пуховая»? «Ручеек», «Заря заряница» и другие. Сегодня я предлагаю вам разучить новую игру, и вы увидите, что вы её уже знаете. Я расскажу условия игру, а вы ответьте, на какую игру похоже?

«Коршун и пташки»

(Водящему завязывают глаза и крутят, приговаривая:

Коршун, коршун, что ты делаешь?

Ямку рою.

А на что тебе ямка?

Копеечку ищу.

А на что тебе копеечка?

Иголочку куплю.

А на что тебе иголочка?

Мешочек сошью.

А на что тебе мешочек?

Камушки собирать да в пташек кидать.

Да за что же в пташек?

Они у меня весь огород поклевали.

А ты бы делал забор повыше, а коли не умеешь – лови их.

(Все разбегаются, коршун ловит, кого поймал, должен прокричать птичьим голосом, а водящий угадать – кто это.)

Еще игра проверит вас на ловкость и умение. Мне нужны две команды по три девочки. Каждой в руки дается по ленточке. По команде девочки плетут косы из лент, не отрываясь от ленточки и не перекладывая её из руки в руку. Время засекается, кто быстрее сплетет.

(дети играют в игру)

 

 

Педагог: незабываемо весело проходили на Руси праздники и очень хочется вспомнить, как совсем недавно мы с вами праздновали русский праздник Троица в селе Троицком. Как водили хороводы, пели песни, лепили из глины игрушку-свистульку.

(на экране слайд-шоу

Троица в Троицком)

 

 

Педагог:

И в заключении хочется сказать: колдовская сила русского народного костюма так велика, что, однажды заглянув в эту сокровищницу и осознав её связи с обычаями, обрядами, с древнейшими истоками русской культуры уже не можешь оторваться от неё. Поэтому и не умирает народный костюм. Он превратился в звено, которое связывает художественное прошлое нашего народа с его настоящим и будущим. И я думаю, что мы еще встретимся с обрядами и традициями старой Руси. Не за горами великий праздник Рождества Христова и мы приглашаем всех наших гостей на праздничные колядки! А сейчас примите от нас подарки, которые девочки изготовили своими руками.

 

(девочки дарят гостям подарки)

 

 

 

Дидактическая игра : «Подбери все компоненты костюма».

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...