Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нестереоскопических способов восприятия пространства

У детей с нарушениями зрения

ВОПРОСЫ

1. Зрительно-пространственные представления, особенности их формирования у детей с нарушениями зрения.

2. Содержание коррекционно-педагогической работы по развитию зрительно-пространственных представлений.

3. Методические приемы и средства развития зрительно-пространственных представлений.

Зрительно-пространственные представления, особенности их формирования у детей с нарушениями зрения.

Зрительно-пространственные представления:

о соотношении объекта и пространства (на плоскости в объеме, всегда в пространстве)

о пространственных характеристиках плоскости (лист, парта), объема (коробка, ящик, комната)

о положении объекта в пространстве (в, под,за…)

о константности объекта не зависимо от его пространственного положения

о взаиморасположении частей собственного тела, предмета

о взаимном расположении объектов и его изменении

о протяженности пространства (далеко – близко, широко – узко, выше – ниже)

о расстоянии до объекта относительно себя и других объектов

о расстоянии между объектами

о расстоянии между объектами в процессе передвижения

о возможности расчленять сложную фигуру на элементы заданной формы и составлять

о размере предметов с учетом их удаленности

о симметрии и асимметрии объектов

о пропорции частей объектов

Нестереоскопические способы восприятия пространства

Самостоятельно…

- изменение видимых размеров предмета при удалении

- наложение или перекрытие контуров

- положение тени

- линейная перспектива (оптическое искажение форм и размеров объектов)

- воздушная перспектива (изменение цвета, очертаний и степени освещенности предметов по мере их удаленности)

 

Имеется определенная характерная динамика в развитии пространственных представлений, характерная как для нормального, так и нарушенного психического развития (Н/З). Первоначально у ребенка формируются представления о форме предметов, затем о величине и направлениях пространства (верх, низ, лево, право, вперед, назад), о пространственных отношениях (осуществляется словесное определение пространственных отношений между предметами), формируется конструктивное мышление.

 

Процесс чувственного познания включает два составных этапа:

- формирование ориентировочных действий различения, опознания, называния;

- развитие интеллектуальных умений дифференцированного анализа воспринимаемых признаков и аналитико-синтетической деятельности по контролю над процессом ориентации (выделение объекта из фона, анализ ее пространственных характеристик и отношений…).

 

Дети с нарушениями зрения испытывают затруднения на каждом этапе:

- при выделении отдельных признаков и свойств, характеризующих предмет (форма, цвет, размер, детали и т.д.)

1) красная лыжа и красная лента при однократном предъявлении воспринимались как одинаковые, так как распознание их строилось с опорой на цвет и форму (лыжные крепления в первый момент не были выделены);

2) на картинках с изображением идущей и бегущей девочек различий в положении ног и рук увидеть не смогли;

- в процессе самостоятельного анализа и осмысления увиденного (ребенок часто ведет анализ на основе догадок, уподоблений, предположений):

1) на картинке нарисован автобус в ночном городе. «Может, это такая машина, а, может, это не машина, а дом? А колеса просто так тут поставили»; только поэтапное рассматривание, выделение дополнительных деталей (силуэт шофера, отсутствие крыши и т. д.) дает возможность ребенку понять изображение).

2) пролистывают незнакомые изображения.

 

Затрудненияв формировании пространственных представлений проявляются в несформированности пространственного анализа и синтеза, недостаточности ориентировки в направлениях пространства и затруднениях определения пространственных отношений между предметами.

Почему важны адекватные зрительно-пространственные представления, что они обеспечивают?

 

Содержание коррекционно-развивающей работы по развитию зрительно-пространственных представлений

Содержание коррекционно-развивающей работы представлено в программах РЗВ (дошкольные и школьные)

 

Этап/год обучения Задачи и содержание коррекционно-развивающей работы Формируемые компетенции
Дошкольники с нарушениями зрения
З этап - учим выделять рисунок на фоновой поверхности, определять его границы; - учим ориентироваться на плоскости рисунка (верх, низ, центральная часть), искать предметное изображение на рисунке; - учим воспринимать изображение на горизонтальной и вертикальной плоскости; - учим воспринимать изображение с разного расстояния; - формируем приемы выделения контура изображения (совмещение с трафаретом, обведение карандашом, выделения из зашумленного поля); - формируем понимание отношений «далеко» и «близко» на основе визуальной и кинестезической оценки; - учим зрительным способом определять пространственные отношения (слева, справа, спереди, сзади); - учим оценивать зрительно расстояние от себя до двух объектов.  
4 этап - учим определять пространственное положение частей предмета, его мелких деталей; - закрепляем умение ориентироваться на плоскости картины, выделять ее правую и левую часть; - развиваем способность точно оценивать расстояние до объектов; - учим определять пространственные отношения предметов относительно друг друга в группе из трех, замечать их изменение; - формируем понимание отношений (слева, справа, спереди, сзади, между, рядом, вместе);  
5 этап - учим определять на глаз пространственные отношения и свойства предметов; - учим различать зрительно удаленность нескольких (4-5) предметов при изменении расстояния между ними.  
6 этап - формируем нестереоскопические способы восприятия глубины пространства (наложение контуров, размер объектов, положение тени).  
Младшие школьники с нарушениями зрения
1 год - учить ориентироваться на листе бумаги по 9 квадратам; - умение выполнять простые графические диктанты (4-5 команд); - учим устанавливать отношения «далеко» и «близко» на основе визуальной оценки; - учим зрительным способом определять пространственные отношения (слева, справа, спереди, сзади) относительно собственного тела, обозначать их словами.  
2 год - учить ориентироваться на листе бумаги по 9 квадратам путем визуального перемещения объектов; - формируем нестереоскопические способы восприятия глубины пространства (наложение контуров, размер объектов, положение тени); - .    
3 год - закрепить умение ориентироваться на листе бумаги по 9 квадратам путем визуального перемещения объектов; - учить расчленять сложную фигуру на элементы заданной формы; - учить определять размер предметов, учитывая их удаленность; - закрепить умение зрительно определять пространственное положение группы предметов (3), замечать изменение места их расположения; - понимать пространственные отношения предметов окружающей среды (слева, справа, спереди, сзади, между, рядом, вместе), умение оперировать ими; - формировать представления о симметрии и асимметрии объектов; - учить зрительно оценивать пропорции объектов; - учить соотносить величины объектов, представленных в разном масштабе; - формируем нестереоскопические способы восприятия глубины пространства (положение тени, двигательный параллакс, воздушная перспектива, линейная перспектива); -      
  СОСТАВНЫЕ ФОРМЫ  
     
     
     
     

1. На начальных этапах работы педагог совместно с ребенком сравнивает предметы по признакам различия, например, шар и кубик. Берется ящик, в стенках которого имеются прорези круглой и квадратной формы. Затем ребенка учат дифференцировать другие геометрические формы, предлагая игру-занятие «Почтовый ящик». Эти игры предлагаются ребенку с 3-х лет (нормально развивающиеся дети до 3 лет пользуются силой при выполнении этих заданий). К 3 годам у них появляются отдельные целенаправленные пробы, а к 4-м они выполняют это задание путем зрительного соотнесения, хотя и допустимы еще отдельные пробы.

 

2. Имеет значение обучение ребенка конструированию по подражанию. Это занятие проводится совместно с педагогом. Педагог на глазах у ребенка производит различные постройки из кубиков, стимулируя ребенка к подражанию. Педагог и ребенок строят «домик», «мостик», «столик» и т.п. Такие занятия проводятся с детьми, начиная с трех лет. Ребенка обучают разбирать и складывать матрешки, пирамидки. Обычно до 3 лет здоровые дети еще могут складывать пирамиду без учета величины. Однако к 4 годам они начинают прибегать к пробам, или примериванию, а старше 5 лет справляются с этим заданием после первого предъявления. Затем переходят к более сложным заданиям - конструированию по образцу. Эти занятия проводятся с детьми, начиная с 4-х лет. Даже нормально развивающийся ребенок может выполнять правильно это задание лишь к 4—5 годам.

На первом этапе коррекционной работы у ребенка развивают способность анализировать образец.

 

3. Важным направлением работы является развитие представлений о направлениях (прежде всего «верх», «низ», «право» и «лево» и развитие схемы тела. Предлагается первоначально у детей вырабатывать опорные точки в схеме собственного тела: верх, право. На каждом занятии дети учатся находить в своем теле верхние и правые части. Большое значение в развитии понятий «правое» и «левое» имеют специально организованные игры, обучение рисованию, ориентации на листе бумаги. Работа по выработке, автоматизации и дифференциации направлений пространства в схеме собственного тела сочетается с развитием координации движения.

 

Постепенно от формирования навыков ориентирования в схеме собственного тела переходим к формированию представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела.

 

4. Важным направлением работы является формирование представлений о пространственных отношениях между предметами окружающего мира. Развитие этих представлений тесно связано с формированием понимания логико-грамматических конструкций. Работу с предложно-падежными конструкциями предлагается осуществлять в следующем порядке: сначала представления связанные с предлогами с пространственным значением затем предлоги, обозначающие направление движения в пространстве.

 

5. В дошкольном возрасте ребенка учат преобразованию геометрических фигур, предлагая ему из одной геометрической фигуры сделать другую. В качестве дидактического материала используется строительный материал, палочки, кубики, различные игрушки, мозаика, головоломки, рисунки-схемы.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-10

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...