Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Последующие следственные действия

 

Наряду с подозреваемым (обвиняемым) допрашиваются свидетели. Такими свидетелями могут быть лица, у которых взятка вымогалась, но они ее не дали и в следственные органы не сообщили. В качестве свидетелей допрашиваются сослуживцы взяткополучателя, которым известны факты его неправомерной деятельности; лица, которые видели передачу взятки, но не подозревали об этом, например, взятка передавалась под видом папки с деловыми бумагами, как .возвращение долга и т. п.

Тактика допроса свидетеля определяется с учетом его личности и отношения к расследуемому делу. Если это лицо, у которого безуспешно вымогали взятку, то у него выясняют все те обстоятельства, что и у заявителя. У свидетелей-сослуживцев выясняют характеристику деятельности должностного лица, факты, свидетельствующие о его особом внимании к отдельным посетителям, организациям, структурам; о его повышенном интересе к прохождению отдельных дел через инстанции. Свидетели могут дать показания об обстоятельствах, связанных с расследуемым событием, изложить порядок предоставления льготного кредита, сообщить детали предоставления льгот по налогообложению; сообщить о телефонных переговорах, происходивших в их присутствии, подтвердить факт встреч должностного лица и взяткодателя и т. п.

Важной частью действий следователя по данной категории дел является детальный анализ порядка работы организации (органа, учреждения), где служит взяткополучатель. Такой анализ должен включать как ознакомление с общим порядком совершения действий, за которые была получена взятка, так и изучение функциональных обязанностей работников учреждения: каков обычный порядок прохождения документов, как они оформляются и выдаются. При этом следует иметь в виду факты совпадения времени дачи-получения взятки и решения вопроса, который до этого длительное время не рассматривался; факты подготовки дел к рассмотрению в упрощенном порядке; случаи незаконного оформления должностного лица на работу по совместительству (в коммерческую структуру), приглашение его в качестве консультанта; факты получения завышенных, гонораров за научную или лекционную деятельность. Примером искусственного создания обстановки, при которой посетитель вынужден был в замаскированной форме платить "дань" (взятки, граничащие с рэкетом), является практика, введенная в одном из районов г. Волгограда. Директор муниципального управления социально-экономического развития района гр. Л. ввел в руководимом им управлении следующий порядок. При оформлении регистрации и перерегистрации коммерческих и рыночных структур, малых и государственных предприятий сам Л. или его заместитель изучали за особую плату учредительные документы, поданные на регистрацию. Кроме того, каждый претендующий на регистрацию или перерегистрацию в обязательном 'порядке должен был купить пакет документов (бланков инструкций, образцов), заполняемых для регистрации. В комплект в качестве "нагрузки" входила еще и художественная литература. В итоге каждый из посетителей принудительно платил несколько миллионов рублей.

Знание указанных обстоятельств помогает следователю при допросе как свидетелей, в том числе сослуживцев, так и подозреваемых.

Наряду с допросом могут быть проведены очные ставки: между взяткополучателем и взяткодателем, любым из них и посредником, взяткополучателем и его сослуживцами.

При расследовании взяточничества и коррупции для опознания предъявляют: лиц, предметы, документы. Это целесообразно в тех случаях, если взяткодатель признается в передаче взятки и заявляет, что он может опознать лицо (посредника, взяткополучателя), которое отрицает знакомство с ним и факт встречи (встреч). Взяткодателю для опознания могут предъявляться вещи, передаваемые им взяткополучателю и изъятые у посредника.

В процессе расследования взяточничества и коррупции возможно и целесообразно проведение судебных экспертиз. Это могут быть судебно-почерковедческие экспертизы для установления исполнителя документа (черновика служебного письма, проекта решения, записки, письма); экспертиза документов технико-криминалистического направления, выявляющая допечатки, изменение даты, отождествление машины по машинописному тексту и т. п. Возможно проведение судебно-экономических экспертиз, особенно если получение взятки связано с другими преступлениями: злоупотреблением служебными полномочиями, превышением должностных полномочий. Возможна и дактилоскопическая экспертиза с целью идентификации по следам рук, обнаруженным на предмете взятки, его упаковке, на денежных знаках.

На заключительном этапе от следователя требуется установить причины, способствовавшие получению взятки, коррумпированности должностного лица (лиц).

При этом может быть выявлен ненадлежащий подбор и расстановка кадров, нездоровый нравственный климат в трудовом коллективе; факты падения нравственности. Особое внимание должно быть обращено на факты умышленной усложненности процедуры решения вопросов, входящих в функциональные обязанности сотрудников данной организации.

В заключение необходимо еще раз подчеркнуть, что коррупция — это сложное социально-правовое явление, связанное с подкупом лиц, находящихся на государственной службе, с целью извлечения "дельцами", а также преступными формированиями прибылей и сверхприбылей за счет перекачки денежных и материальных средств из федерального и местного бюджетов в рыночные структуры и теневую экономику, получение кредитов и льгот без достаточных оснований, ростовщичество, перевод российских денег в конвертируемую валюту, вывоз ее за рубеж, укрытие доходов и налогов.

Коррупция проявляется как в действиях, так и бездействии должностных лиц, как по их инициативе, так и по инициативе преступных и коммерческих структур. Методы коррупции различны в зависимости от среды и уровня государственного или муниципального учреждения, но всегда достаточно грамотно завуалированы и направлены на достижение личной или групповой выгоды, как правило, в ущерб государственным интересам.

В результате извращаются принципы законности, ущемляются права граждан, дискредитируется деятельность органов власти и управления и проводимые ими реформы, наносится невосполнимый вред экономике.

Указанные обстоятельства не только свидетельствуют о необходимости самых активных действий со стороны правоохранительных органов при расследовании преступлений, связанных с коррупцией, но и о трудностях такого расследования. Трудности эти определяются самой природой коррупции (длительное сотрудничество должностных лиц с коррумпировавшими их структурами), умелым сокрытием (маскировкой) устойчивых связей, активным противодействием расследованию, покровительством лиц, занимающих достаточно высокое и ответственное положение в обществе. И тем не менее знание криминалистической характеристики преступлений, сопутствующих коррупции, владение криминалистической методикой позволяет успешно их расследовать.


Глава 51. Особенности расследования преступлений "по горячим следам"

§ 1. Правовые и организационные основы раскрытия преступлений "по горячим следам"

 

Раскрыть преступление по горячим следам — значит решить эту задачу в максимально сжатые сроки — за трое суток с момента, когда были обнаружены признаки преступления или поступило сообщение о нем (в отдельных, особо сложных случаях, этот срок увеличивают до 10—15 суток). В практике органов внутренних дел и прокуратуры словосочетание "по горячим следам" употребляется в переносном смысле. Его этимологическое значение в русском языке определяется как "... тотчас же, не теряя времени", "по свежим следам".

"По горячим следам" чаще всего расследуются такие преступления, как кражи, грабежи, разбойные нападения, изнасилование, убийства, хулиганство,, мошенничество и некоторые другие.

Протекает такое расследование в специфических условиях: внезапность возникновения ситуации, требующей неотложного реагирования;

дефицит времени для принятия следователем, органом дознания решений и их реализации; высокая динамичность процесса расследования, быстрая смена обстановки, следственных ситуаций; недостаток нужной информации и насущная необходимость безотлагательно использовать все новые данные; противодействие расследованию, сокрытие следов и обстоятельств преступления. Эти условия определяют основные требования к организации и производству расследования "по горячим следам":

1) максимально быстрое прибытие следственно-оперативной группы на место происшествия, оперативное принятие решения о возбуждении уголовного дела и начале предварительного расследования;

2) безотлагательное включение в работу всех необходимых сил и средств;

3) широкое сочетание типового программирования действий с индивидуальностью расследования; временное ограничение круга выясняемых вопросов только теми, которые служат целям поступательного развития процесса; строгий отбор следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий и соблюдение очередности тех и других;

4) высокая интенсивность, оперативность следственных действий, их непрерывность, проведение "широким фронтом", с использованием всего состава следственно-оперативной группы;

5) широкое использование технических средств для максимально полного собирания и фиксации данных при минимальной затрате времени, оперативная передача информации взаимодействующим органам; всестороннее использование помощи специалистов и экспертов для оперативного исследования носителей информации[258].

Реализация этих требований обеспечивается централизованным управлением силами и средствами органов внутренних дел, чтобы обеспечить непрерывность взаимодействия всех подключенных подразделений ОВД и иных органов, а также принять заблаговременные меры, позволяющие адекватно реагировать на возникающую ситуацию. В качестве таких мер могут быть названы:

а) обеспечение постоянной готовности следственно-оперативной группы к выезду на место происшествия и готовности технических средств к работе со следами и иными вещественными доказательствами;

б) обеспечение возможности в любой момент привлечь в состав следственно-оперативной группы специалистов нужного по ситуации профиля. Данные о специалистах должны быть в дежурной части органа внутренних дел или в органе прокуратуры;

в) обеспечение следственно-оперативной группы, выезжающей на место происшествия, типовыми программами неотложных следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, рассчитанными на соответствующие ситуации. Эти своеобразные алгоритмы действий должны содержать самые необходимые указания организационного и тактического характера, их не следует перегружать комментариями, научными обоснованиями и т. п. Как правило, такая программа должна содержать перечень действий и мероприятий с указанием их целей, возможных вариантов при возникновении каких-либо трудностей. Набор программ должен находиться в дежурной части органа внутренних дел;

г) заранее продуманная система мер по охране мест происшествия до прибытия следственно-оперативной группы.

Как известно, осмотр места происшествия нередко предшествует возбуждению уголовного дела. Однако в ряде случаев дело возбуждается и до осмотра, если налицо явные признаки совершенного преступления и требуется в первую очередь принять меры к задержанию преступников или если преступник задержан с поличным. Возбуждение уголовного дела по факту совершенного преступления служит необходимой правовой основой для всех последующих действий "по горячим следам".

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...