![]() Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Функционализм. Функциональная система AGIL
Всякая система своего сохранения должна выполнять следующие функции :
A adaptation (адаптация) - приспособление к условиям окружающей среды, в том числе ее изменение. G goal attainment (достижение цели) - система должна быть способна ставить и достигать некоторые целей. I integration (интеграция) - система должна обеспечить солидарность своих элементов. L latent pattern maintenance (скрытое сохранение структуры). Пример - одноклассники.
13. Основы теории социальной системы Лумана (по работам «Для чего необходима системная теория» и «Понятие общества») "Понятие общества" Данная теория берёт своё начало из идей Парсонсона. Общество – и объект и субъект. Как изучать общество, если ты сам его часть? Развитие в биологии подтолкнули к формированию закрытых, аутопоэтических системы. Луман видит в этом шанс решить проблему. Если рассматривать общество как закрытую аутопоэтическую систему, без окружающей среды, то на основе чего происходит воспроизводство? Из элементов. Но в то же время человек общается с окружающей средой. Значит это не элемент. Элемент должен быть самодостаточным, следовательно, элемент – общество, закрытая система коммуникаций. Коммуникация – информация, сообщение, понимание. Важное понятие для рассмотрение общества: бинарная система (система, состоящая из двух взаимодействующих элементов)? Да и нет. Если нет то и общества без неё нет. Система закрытая, она не соприкасается с окружающей средой – но есть «структурная перегородка». Язык – «структурное соединение» со средой. Только из среды в систему, не наоборот. Когда система «переварила» полученную информацию – тогда она влияет. Но при этом система остаётся самодостаточной. "Для чего необходима системная теория" Как описывать саму себя? Остальные теории ограничены, а системная вполне в состоянии описать саму себя. Существует 2 взгляда на тему объективности: 1.объективисты – объективная реальность есть, просто нужно хорошо её проанализировать. (а как устранить чувства и мнения?) 2. субъективисты – объективности нет! В человеке куча примесей. 3.Решение Лумана: Не решил данного вопроса, но выдвинул теорию. Любое наблюдение – наблюдение наблюдателя, нужно описать и себя и границы. (Я в закрытой системе. Что «там»? не известно. Но как только я узнал, значит это уже моя система. А что тогда вне? Необходимо поставить себя на место «вне».) Критика В социологической дискуссии высказываются следующие критические положения в адрес теории Н. Лумана: • Она слишком абстрактна • Гипертрофирует процессуальность социальной жизни • Страдает недостатком саморефлексии и понятийной нестрогостью • Невозможностью эмпирической проверки • Слишком сложна, ее можно было бы изложить проще
Согласно Н. Луману, коммуникация является эмерджентным единством, в котором осуществляются и сводятся воедино тройная селекция, а именно селекция: информации, сообщения и понимания. Информация передается в условиях многомерной селективности. Социальные системы являются особым типом систем наряду с механическими, биологическими, психическими и представляют собой смысловые системы социального взаимодействия и коммуникации. Общество является сложной социальной системой. Луман определяет общество как всеобъемлющую систему всех коммуникаций, воспроизводящих себя аутопойэтически в совокупности всех коммуникаций. В социологической дискуссии высказываются следующие критические положения в адрес теории Н. Лумана:
По работе «понятие общества». Луман - ученик Парсонса. как и Парсонс, что-то взял от нейробиологов. У Лумана система незамкнутая, представляет не круг, а скорее линию-границу. Что менее комплексно, то система. Это процесс, который постоянно происходит, разграничения между системой и окружающей средой. Меньшая сложность отграничивается от большей. Система ребенка 2-х лет будет включать то, что он представляет под системой - родителей, подъезд, садик и тп. Окружающей средой будет все то, что существует, но о существовании которой он не подозревал - зоопарк, в которой он не бывал и тп. Это не по Луману, это то, как он представляет систему. Система - постоянно воспроизводящийся процесс. Хотя аналогия с ребенком - это просто аналогия. У Лумана элементами системы являются не люди, он исключает людей. У него элементами системы являются коммуникации, которые отграничиваются от человека. Человек только носитель коммуникации. Социальная система - система всех коммуникаций, отграничиет от всех - язык. Коммуникации не нужна окружающая среда. Эти системы оперативно закрытие. Чтобы воспроизводить себя, ему нужна только она, окружающая среда не нужна. Язык - посредник между окружающей средой и всей коммуникацией. Нетрадиционное понятие коммуникации. (традиционное - передача информации, получатель, отправитель, передатчик сообщения и тп). А у Лумана единство отправителя и получателя. Получается не поэтапность, а целостность. Луман уводит от нормативности: норм, ценностей, оценок. Ему важен сам процесс, который будет заключатся даже не В передаче коммуникации. Это механизм настройки, согласования разных элементов между собой. 31 декабря люди по всей стране поднимут бокалы - они не передадут информацию, но они будут коммуницировать. Пока есть процесс коммуникации, можно говорить об обществе. Коммуникация - процесс согласования элементов между собой. Ситуация двойной контингенции решается не так, как у Парсонса. Ответ будет продолжать процесс коммуникации. Поэтому коммуникация - это процесс отграничения. Нормативность выходит за рамки. Сообщения не нейтральны. Нормы к воспроизводству социального отношения не имеют. Важно содержание сообщения. Социолог должен смотреть способы, чтобы коммуникация не провалилась. Язык - средство и культурное соединение. Их Взаимодействие неоднозначно. Коммуникация порождает сама коммуникация. Но мы не можем исключать воздействия окружающей среды на систему. А вот система на окр среду не воздействует. Система не может проникнуть в систему, а окр среда проникает через язык. Терминология. Контингентномть - возможность быть по-другому, зависимость от условий, обстоятельств Энтропия - неоеделенность. Негэнтропия - негативная энтропия. Эмерджентный - внезапно появляющейся, возникающей. Когда целое больше суммы его частей. Самореференция - самоописание Аутопойэсис - самопроизводство социальной системы Система - форма различения системы и окружающей среды. Открытие, закрытие и структурные соединения между открытыми и закрытыми Автология - сам за себя говорящий Автаркия - самодостаточность Тагерентность - согласованное протекание процессов в пространстве.
Достижимо ли в социологии объективное знание? Если общество - это самоописывающейся объект. Объективное знание было бы, если б был объективный наблюдатель. А его нет, поэтому объект и предмет соуиологии совпадает. Мы изучаем систему коммуникации посредством этой же системы коммуникации. Объективность была бы достижи при внешней референции, а не в самореференции.
14. Основы марксистской социальной философии. Законы и категории материалистической диалектики, основные понятия исторического материализма Марксистская социальная философия появился как реакция на первичную модернизацию общества (переход от аграрного к индустриальному). Проблему представляли собой несбывшиеся идеалы французской революции. Кроме того, своеобразной мотивацией послужили неудачи революции 1848-1849 гг., Парижская коммуна 1871 года и обоснование неизбежности гибели капитализма с помощью науки. Идейными источниками марксистской социальной философии являются, в первую очередь, немецкая классическая философия (идеалистическая диалектика Гегеля в частности), материалистическая философия (антропология Фейербаха), французский утопический социализм (особенно Фурье), английская классическая политэкономия (трудовая теория стоимости Смита), а также теория эволюции Дарвина. Основными трудами можно назвать «Капитал» К.Маркса (1867), «Диалектика природы» Ф.Энгельса (1873-1882) и Манифест Коммунистической партии 1848 года. Это общая теория общественного развития, следовательно, предметом является общественное развитие. Диалектика – это метод познания и форма существования реальности. По Гегелю, диалектика - переход одного определения в другое, в котором обнаруживается, что эти определения односторонни и ограниченны, то есть содержат отрицание самих себя. Материалистическая диалектика – совокупность законов и категорий для теоретического изучения развития сложных материалистических и идеальных систем на больших отрезках времени, в частности, социальных систем. Марксистская социальная философия – теория высокого уровня абстракции. Законы диалектики:
Категории диалектики: · Основание и основанное · Форма и содержание · Необходимость и случайность · Причина и следствие · Количество и качество · Сущность и явление (от него отказываются сейчас) Всякое развитие происходит путем возникновения, накопления и разрешения противоречий самого предмета. Развитие происходит путем накопления количественных изменений и перехода объекта в новое качество, то есть путем отрицания (устранения) данного состояния, сохранения и утверждения старого в новом в снятом виде. Исторический материализм — название теории развития общества, разработанной в XIX—XX веках в трудах Карла Маркса, Фридриха Энгельса и их последователями. Основные её тезисы изложены К. Марксом в предисловии к «К критике политической экономии» и сводятся к следующему: Предельная основа (базис) общества — материальное производство (совокупность производительных сил и производственных отношений). Оно является источником всех процессов в обществе и определяет общественное сознание. Надстройка - совокупность политических, правовых, религиозных институтов общества, а также нравственных, эстетических, философских воззрений в нем. Исторический процесс есть последовательная и закономерная смена общественно-экономических формаций, обусловленная ростом и совершенствованием производительных сил (совокупность труда, техники и человека с его навыками). · Труд – основа человеческой жизни, благодаря ему люди выживают. Это процесс между человеком и природой. В процессе труда складываются производственные отношения между людьми и, как следствие, общественная жизнь. · Производительные силы и производственные отношения. Производительные силы определяют производственные отношения, следовательно, определяют и экономическую, культурную, духовные сферы. Совокупность всего этого и является общественно-экономической формацией(тип общества: первобытнообщинное, рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, коммунистическое). То есть способ производства лежит в основе каждой общественно-экономической формации.
15. Понятие традиционной и критической теории общества. Критическая теория общества франкфуртской школы.
Понятие франкфуртской школы 1937 Институт социальных исследований в г. Франкфурт на Майне 1938-1949 Эмиграция в США 1949 – возвращение в ФРГ Первое поколение Теодор Адорно 1903-1969 Макс Хоркхаймер 1895-1973 Эрих Фромм 1900—1980 Герберт Маркузе 1898-1979 Второе поколение Юрген Хабермас *1929 - • Структурные изменения общественности (1962) • Проблемы легитимации позднего капитализма • Теория коммуникативного действия
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |