Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Тема№2: Методы вертикального проектирования аэродромов.МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Проведения лекции по дисциплине «Вертикальная планировка аэродромов»
Тема№2: Методы вертикального проектирования аэродромов. Охрана окружающей среды.
Учебная группа:________
Время: 90 минут
Учебная цель: Изучить способы изображения рельефа, исходные данные, задачи и методы его проектирования. Объяснить, как правильное решение вопросов проектирования рельефа влияет на охрану окружающей среды.
Харьков – 2013 г. Учебные вопросы и распределение учебного времени.
Используемая литература: 1. Наставление по аэродромной службе в Гражданской авиации СССР (НАС ГА – 86). 2. СНиП 2.05.08-85 Аэродромы. 3. ICАО Приложение 14 Том 1 «Проектирование и эксплуатация аэродромов» 4. ICАО DOC 9157 AN/901 «Руководство по проектированию аэродромов» - часть 1 «ВПП». 5. ICАО DOC 9157 AN/901 «Руководство по проектированию аэродромов» - часть 2 «РД, перроны и площадки ожидания». 6. Блохин В.И. Вертикальная планировка аэродромов. Издательство «Транспорт» 1978 г. Содержание занятия и порядок проведения Вступление:
Объяснить: - Задачи изучения данной темы и её роль в изучении дисциплины; - Лимит времени; - Порядок изучения темы, рекомендованную литературу и нормативные документы.
Изучение учебных вопросов: Изучение будет осуществлено на 1 лекции, состоящей из 7 вопросов. При изучении материала – акцентировать внимание на том, что порядок и последовательность проектирования – личное дело института или проектанта. Но результатом работы должен быть проект понятный исполнителю и соответствующий всем требованиям нормативных документов, в том числе по охране окружающей среды. После освещения каждого учебного вопроса – ответить на вопросы слушателей.
Учебный материал.
1. Способы изображения рельефа. Существующие и проектные поверхности. Для проектирования вертикальной планировки аэродрома необходимо иметь исходный материал, который однозначно отображает существующий рельеф; инженерно-геологические, гидрогеологические и климатические условия строительства. Результатом проектирования должен быть проект, который позволит строителям выполнить работы и внести именно те корректировки, которые были запроектированы. Проект может выполняться в одну стадию (одностадийный проект) и две стадии (двух стадийный проект). Во втором случае делают технический проект и рабочие чертежи. При одностадийном проектировании отрабатывается техно-рабочий проект. При разработке проекта в две стадии технический проект включает в себя (в разделе вертикальной планировки) инженерное и экономическое обоснование высотного положения и очертания проектируемой поверхности, данные об объёмах земляных работ и схему перемещения грунта. При разработке рабочих чертежей уточняются и детализируют технические решения в такой степени, чтобы их было возможно вынести в натуру и организовать выполнение работ. Таким образом, материалы вертикальной планировки должны наглядно отображать поверхность, но с разной степенью точности, в зависимости от стадии проектирования. Рассмотрим сначала вторую часть вопроса – так что такое существующая и проектная поверхность. Существует три способа изображения поверхности: 1. Способ горизонталей. 2. Способ числовых отметок (метод отметок). 3. С помощью вертикального профиля. Каждый из методов имеет свои плюсы и минусы. При способе горизонталей поверхность изображается с помощью системы горизонталей. Горизонтали бывают «красные» и «чёрные». Их чаще рисуют коричневыми. Направления уклонов указывают стрелками на изгибах плоскостей. Отметки горизонталей указываются в разрывах линий, в характерных местах рельефа проставляют фактические отметки (например, вершина холма или дно впадины). Этот способ, обычно, используют на топографических картах и схемах, иногда даже на географических картах. Шаг горизонталей зависит от характера рельефа и горизонтального масштаба плана участка. При проектировании аэродрома чаще всего принимают шаг горизонталей 0,25 – 0,5 м.
При способе числовых отметок рельеф изображается системой отметок в вершинах квадратов нивелирной сетки (шаг проектирования). Одна из осей сетки совпадает с осью ВПП. При реконструкции элементов аэродрома, в которую ВПП не попадает, ось сетки может совпадать с осью проектируемого элемента (например перрона) и не совпадать с осью ВПП. Для того, чтобы нанести горизонтали первоначально необходимо сделать нивелирную съёмку, т.е. способ числовых отметок предшествует способу горизонталей. Числовые отметки проставляют в вершинах квадратов. Различают «черные», «красные» и рабочие отметки. Рабочие обязательно записывают с указанием знака «+» - насыпь, «-» - выемка. Иногда используют не абсолютные, а условные отметки. В этом случае все отметки уменьшают на одну и ту же величину. Например, отметку репера принимают за «0». Способ вертикальных профилей заключается в изображении поверхности рельефа с помощью системы вертикальных профилей. Вертикальные профиля, как правило, вычерчивают во взаимно-перпендикулярных направлениях. Одно направление совпадает с осью ВПП или другого элемента (продольный профиль), второе перпендикулярно (поперечный профиль). Масштаб горизонтальный и вертикальный обычно разные, как правило соотношение 10:1.
2. Методы проектирования рельефа. В соответствии со способом изображения рельефа разработаны методы вертикальной планировки аэродрома: метод отметок, метод горизонталей и метод вертикальных профилей. Рассмотрим преимущества и недостатки каждого метода. Метод отметок – достаточно точный, позволяет отобразить (увидеть) даже небольшое изменение рельефа. Этот метод позволяет непосредственно получит проектные и рабочие отметки и достаточно точно рассчитать объёмы земляных работ. Все программы проектирования «работают» именно с числовыми отметками. Недостаток – нет наглядности. Чтобы представить себе реальный рельеф необходимо обработать и проанализировать большой количество чисел. Это усложняет процесс проектирования, особенно больших площадей. Чаще всего используют метод отметок в рабочих и техно-рабочих чертежах. Метод горизонталей – самый наглядный метод. Имея даже небольшие навыки можно «увидеть» реальный рельеф очень наглядно и быстро. Является основным методом при техническом проектировании. Недостаток – невозможно вынести проект в натуру и точно рассчитать объёмы земляных работ. Метод вертикальных профилей – очень удобен для проектирования протяжённых объектов, например дорог. Очень нагляден и очень точен. При проектировании аэродромов используют для анализа и проектирования оси ВПП. Недостаток – наглядно показана только одна ось. Для того чтобы «увидеть» рельеф всего участка необходимо нарисовать и сопоставить огромное количество взаимно-перпендикулярных вертикальных профилей. Задача ещё более сложная, чем представить рельеф по способу отметок. Недостатки, указанные выше, не позволяют использовать в проектировании вертикальной планировки только один метод. Обычно поверхность аэродрома изображают в отметках и горизонталях. А наиболее ответственные участки (например ось ВПП), изображают в виде вертикального профиля.
3. Задачи и последовательность проектирования вертикальной планировки поверхности аэродрома.
Учитывая всё изложенное в предыдущем вопросе, можно выделить два вида участков рельефа местности, требующих исправления: 1.исправление участков с недопустимыми уклонами, т.е. iчер > imax или iчер < imin. 2.исправление участков с недопустимыми изломами, т.е.∆i > imax или R < Rmin.Эти участки называются участками недопустимой кривизны. Такие участки называются дефектными. Процесс исправления участков с недопустимыми уклонами – называют дефектовкой по уклонам, а участков с недопустимой кривизной (изломами) – дефектовкой по кривизне. Рельеф можно исправить тремя способами: - только насыпью, - только выемкой, - выемкой и насыпью. При первом способе грунт надо подвезти со стороны (карьер или другой дефектный участок). При втором способе – грунт надо вывезти за пределы дефектного участка (кавальер или другой дефектный участок). При третьем способе перемещение грунта частично или полностью производится внутри дефектного участка. Если грунт перемещается только в пределах одного дефектного участка, то есть Vвыем = Vнас , то способ исправления называют частным балансом. Переход от одного способа исправления рельефа к другому может быть осуществлён перемещением проектной поверхности в вертикальной плоскости, т. е. изменением её высотного положения (красных отметок). Проектирование рельефа сводится к решению двух основных задач: 1. Определение очертаний проектной поверхности всех элементов лётного поля и всего лётного поля в комплексе, удовлетворяющей всем требованиям нормативных документов. При этом стремятся, чтобы проектная поверхность максимально приближалась к существующему рельефу местности. Соблюдение этого требования приводит к уменьшению общего объёма земляных работ. 2. Определение высотного положения проектной поверхности. Это положение определяется видом залегающих грунтов, уровнем грунтовых вод и другими факторами, которые необходимо учитывать. Например, при проектировании реконструкции аэродрома Харьков торец ВПП 25 подняли на 3,5 м от первоначального проекта (который был выполнен с 0 балансом земляных работ) для того, чтобы дома в посёлке Павленки и Федорцы не являлись препятствиями для взлетающих ВС. При проектировании аэродрома Львов, объём земляных работ оказался в 2 раза больше чем в Харькове. Это связано с тем, что в районе аэродрома был очень высокий уровень грунтовых вод. Мы не рассматриваем вопрос изыскания и проектирования аэродрома в целом, но если решён вопрос о размещении ЛП и других элементов аэродрома на местности, а их контуры нанесены на топографическую съемку, то проект вертикальной планировки аэродрома разрабатывается в такой последовательности: 1. По материалам топогеодезической съёмки изучают естественный рельеф участка. Одновременно изучают другие исходные данные, которые могут повлиять на вертикальную планировку. Выявляют участки с неблагоприятными грунтовыми и гидрогеологическими условиями. Результат первого этапа – ясное представление об общем характере естественного рельефа. 2. Выявляют участки, рельеф которых не удовлетворяет нормативным требованиям и нуждается в исправлении. 3. Формируют общий замысел создания проектной поверхности. На этом этапе принимают принципиальное решение не только по всем дефектным участкам, но и на всём аэродроме в целом. Одновременно намечают принципиальную схему водоотвода и дренажа. 4. Производят построение проектной поверхности. Наиболее сложный этап. При построении проектной поверхности должны быть учтены не только нормативные требования эксплуатационного характера, но и требования экономики строительства. Проектирование целесообразно начинать с искусственных покрытий, в первую очередь – ВПП. Результат этого этапа – запроектированы все поверхности, вычислены проектные и рабочие отметки. 5. Определяют объёмы земляных работ, разрабатывают картограмму земляных работ и схему перемещения грунта. Исходные данные для проектирования вертикальной планировки аэродромов. Для разработки технически и экономически обоснованного проекта вертикальной планировки аэродрома необходимо большое количество исходных данных. 1. Нормативные требования к проектной поверхности. Они зависят от класса аэродрома и категории ВС которые будут на нём эксплуатироваться. Подробно мы рассматривали этот вопрос в первом модуле лекций. Берутся эти требования из СНиП 2.05.08-85 и Приложения 14 ІСАО. 2. Топогеодезические данные естественного рельефа выбранного участка. Способы изображения рельефа мы рассмотрели на предыдущей лекции. Масштабы планов участков зависят от стадии проектирования. Очень удобно иметь эти планы в AutoCADе. Так сейчас работает большинство проектных организаций. В качестве отчётного материала, при двухстадийном проектировании, на стадии технического проекта подшивают план топогеодезической съёмки масштабом 1:5000 с изображением рельефа горизонталями с шагом 0,5 м. Рабочие чертежи готовят с масштабом 1:2000 с изображением рельефа способом отметок шагом проектирования 30 или 40 м. Горизонтали наносят с шагом 0,25 м. Кроме того готовится план прилегающей территории масштабом 1:25000 для определения мест карьеров и кавальеров грунта, решения вопросов водоотвода, сопряжения проектной поверхности с естественным рельефом. 3. Инженерно-геологические и гидрогеологические данные. Т.е.: А) виды грунтов, их свойства, толщина слоя, глубина залегания, мощность растительного слоя, физико-геологические явления в грунте (карст, просадочность, заболоченность, солончаки и т.д.); Б) условия залегания, уровень и режим грунтовых вод, их химический состав, наличие и продолжительность верховодки, возможность затопляемости и подтопляемости участков. 4. Климатические данные, главные из них это соответствие района проектируемого аэродрома той или иной дорожно-климатической зоне (берут из СНиП 2.05.08-85), данные о количестве атмосферных осадков, их распределение в течении года, данные о глубине промерзания грунта. Этим данные берут на метеостанции. Нужны для проведения гидравлических и других расчётов. 5. Предполагаемые типы аэродромных покрытий, в первую очередь толщина искусственного основания и несущего слоя покрытия. Рассмотрим, из каких источников получают исходные данные для проектирования вертикальной планировки аэродрома. Нормативные требования принимают по нормативным документам. Это СНиП 2.05.08-85, ИКАО Приложение 14 и прочие нормативные документы. Данные о том, какие ВС будут эксплуатироваться на аэродроме, какой класс аэродрома принимается по заданию на проектирование (техзадание на проектирование). Откуда получают топогеодезические, инженерно-геологические и гидрогеологические данные мы рассмотрим подробнее в следующих вопросах. Климатические данные принимают по нормативным документам (СНиП 2.05.08-85 приложение 2 «Дорожно-климатические зоны СССР») и корректируют на основании статистических данных метеостанции. Предполагаемые данные о типе основания и покрытий принимает проектная организация в зависимости от расчётных нагрузок на основании на основании всё того же задания на проектирование. Следует отметить, что толщина покрытия и искусственного основания во многом зависит от инженерно-геологических и гидрогеологических данных, а также от решения вертикальной планировки и дренажно-водосточной системы. Поэтому не исключено, что толщина искусственных оснований и покрытий, а также вертикальная планировка в ходе проектирования будут корректироваться.
Охрана окружающей среды. В последние годы всё больше внимания уделяют охране окружающей среды. Созданы службы экологического контроля, которые имеют значительные полномочия и часто ими пользуются. Это хорошо – может быть будет чище природа, с другой – накладывает определённые обязанности и ограничения при проектировании, строительстве и эксплуатации аэродрома. В соответствии с Постановлением КМ Украины от 27.07 1995 года №554 строительство аэропортов и аэродромов являются источниками повышенной экологической опасности. Основными задачами по охране окружающей среды при эксплуатации аэродрома являются: 1. сохранение почвенного покрова (растительного слоя) земли; 2. предупреждение загрязнения поверхностных и грунтовых вод стоками дождевых и талых вод с искусственных покрытий; 3. предупреждение загрязнения окружающей среды (земля, грунтовые воды и атмосфера) результатами техногенной деятельности аэропорта; 4. бережное и рациональное использование отведённого земельного участка. Для сохранения почвенного покрова, на стадии проектирования, необходимо неукоснительно соблюдать требования по максимальным и минимальным уклонам грунтовой поверхности для предотвращения вымывания и замокания грунта. В дальнейшем, во время эксплуатации, необходимо сохранять и подсеивать травяной покров на лётном поле, содержать в исправном состоянии ДВС. Нарушение дернового покрова приводит к значительной эрозии грунта и представляет угрозу для эксплуатации ВС. Для предупреждения загрязнения поверхностных и грунтовых вод ГСМ и реагентами для борьбы с гололёдом на каждом аэродроме должны функционировать очистные сооружения. Согласно требованиям законодательства Украины запрещается принимать в эксплуатацию аэродромы без очистных сооружений. До введения в действие Постановления КМ 95 г. №554, наличие очистных сооружений было необязательным. В аэропорту Харьков их до настоящего времени не было и нет. Запрещается сбрасывать воду с аэродрома в водные бассейны без очистки. Степень очистки и условия спуска сточных вод с аэродрома в водоёмы должны удовлетворять требованиям Правил охраны поверхностных вод от загрязнения сточными водами. Рекомендовано для противообледенительной обработки ВС использовать специальные стоянки оборудованные улавливателями остатков противобледенительной жидкости. В составе системы очистных сооружений необходимо предусматривать устройство аккумулирующих емкостей рабочим объёмом, расчитаныым на накопление поверхностных сточных вод при дождях после выпадения осадков до 10 – 15 мм. Их очистку от основной массы нефтепродуктов, а также биологические пруды с естественной или искусственной аэрацией. Для предотвращения загрязнения окружающей среды в результате деятельности аэропорта необходимо следить за правильной эксплуатацией канализационной системы в зданиях и на территории аэропорта, поддерживать в исправном состоянии двигатели обслуживающей техники. Складские помещения, в первую очередь ГСМ должны соответствовать предъявляемым требованиям. На территории аэропорта запрещено устраивать свалки мусора, даже временные. Необходимо проводить борьбу и не давать разрастаться бурьянам, особенно амброзии. Проверяющие инстанции, чаще всего, не очень хорошо ознакомлены с особенностями охраны окружающей среды на аэродроме, поэтому в первую очередь проверяют вопросы, относящиеся к общим требованиям.
Подведение итогов: Повторить все изученные вопросы, напомнить нормативные документы, ответить на вопросы слушателей. Довести тему практического занятия. Дать задание на самостоятельную подготовку. МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Проведения лекции по дисциплине «Вертикальная планировка аэродромов»
Тема№2: Методы вертикального проектирования аэродромов. Охрана окружающей среды.
Учебная группа:________
Время: 90 минут
Учебная цель: Изучить способы изображения рельефа, исходные данные, задачи и методы его проектирования. Объяснить, как правильное решение вопросов проектирования рельефа влияет на охрану окружающей среды.
Харьков – 2013 г. Учебные вопросы и распределение учебного времени.
Используемая литература: 1. Наставление по аэродромной службе в Гражданской авиации СССР (НАС ГА – 86). 2. СНиП 2.05.08-85 Аэродромы. 3. ICАО Приложение 14 Том 1 «Проектирование и эксплуатация аэродромов» 4. ICАО DOC 9157 AN/901 «Руководство по проектированию аэродромов» - часть 1 «ВПП». 5. ICАО DOC 9157 AN/901 «Руководство по проектированию аэродромов» - часть 2 «РД, перроны и площадки ожидания». 6. Блохин В.И. Вертикальная планировка аэродромов. Издательство «Транспорт» 1978 г. Содержание занятия и порядок проведения Вступление:
Объяснить: - Задачи изучения данной темы и её роль в изучении дисциплины; - Лимит времени; - Порядок изучения темы, рекомендованную литературу и нормативные документы.
Изучение учебных вопросов: Изучение будет осуществлено на 1 лекции, состоящей из 7 вопросов. При изучении материала – акцентировать внимание на том, что порядок и последовательность проектирования – личное дело института или проектанта. Но результатом работы должен быть проект понятный исполнителю и соответствующий всем требованиям нормативных документов, в том числе по охране окружающей среды. После освещения каждого учебного вопроса – ответить на вопросы слушателей.
Учебный материал.
1. Способы изображения рельефа. Существующие и проектные поверхности. Для проектирования вертикальной планировки аэродрома необходимо иметь исходный материал, который однозначно отображает существующий рельеф; инженерно-геологические, гидрогеологические и климатические условия строительства. Результатом проектирования должен быть проект, который позволит строителям выполнить работы и внести именно те корректировки, которые были запроектированы. Проект может выполняться в одну стадию (одностадийный проект) и две стадии (двух стадийный проект). Во втором случае делают технический проект и рабочие чертежи. При одностадийном проектировании отрабатывается техно-рабочий проект. При разработке проекта в две стадии технический проект включает в себя (в разделе вертикальной планировки) инженерное и экономическое обоснование высотного положения и очертания проектируемой поверхности, данные об объёмах земляных работ и схему перемещения грунта. При разработке рабочих чертежей уточняются и детализируют технические решения в такой степени, чтобы их было возможно вынести в натуру и организовать выполнение работ. Таким образом, материалы вертикальной планировки должны наглядно отображать поверхность, но с разной степенью точности, в зависимости от стадии проектирования. Рассмотрим сначала вторую часть вопроса – так что такое существующая и проектная поверхность. Существует три способа изображения поверхности: 1. Способ горизонталей. 2. Способ числовых отметок (метод отметок). 3. С помощью вертикального профиля. Каждый из методов имеет свои плюсы и минусы. При способе горизонталей поверхность изображается с помощью системы горизонталей. Горизонтали бывают «красные» и «чёрные». Их чаще рисуют коричневыми. Направления уклонов указывают стрелками на изгибах плоскостей. Отметки горизонталей указываются в разрывах линий, в характерных местах рельефа проставляют фактические отметки (например, вершина холма или дно впадины). Этот способ, обычно, используют на топографических картах и схемах, иногда даже на географических картах. Шаг горизонталей зависит от характера рельефа и горизонтального масштаба плана участка. При проектировании аэродрома чаще всего принимают шаг горизонталей 0,25 – 0,5 м.
При способе числовых отметок рельеф изображается системой отметок в вершинах квадратов нивелирной сетки (шаг проектирования). Одна из осей сетки совпадает с осью ВПП. При реконструкции элементов аэродрома, в которую ВПП не попадает, ось сетки может совпадать с осью проектируемого элемента (например перрона) и не совпадать с осью ВПП. Для того, чтобы нанести горизонтали первоначально необходимо сделать нивелирную съёмку, т.е. способ числовых отметок предшествует способу горизонталей. Числовые отметки проставляют в вершинах квадратов. Различают «черные», «красные» и рабочие отметки. Рабочие обязательно записывают с указанием знака «+» - насыпь, «-» - выемка. Иногда используют не абсолютные, а условные отметки. В этом случае все отметки уменьшают на одну и ту же величину. Например, отметку репера принимают за «0». Способ вертикальных профилей заключается в изображении поверхности рельефа с помощью системы вертикальных профилей. Вертикальные профиля, как правило, вычерчивают во взаимно-перпендикулярных направлениях. Одно направление совпадает с осью ВПП или другого элемента (продольный профиль), второе перпендикулярно (поперечный профиль). Масштаб горизонтальный и вертикальный обычно разные, как правило соотношение 10:1.
2. Методы проектирования рельефа. В соответствии со способом изображения рельефа разработаны методы вертикальной планировки аэродрома: метод отметок, метод горизонталей и метод вертикальных профилей. Рассмотрим преимущества и недостатки каждого метода. Метод отметок – достаточно точный, позволяет отобразить (увидеть) даже небольшое изменение рельефа. Этот метод позволяет непосредственно получит проектные и рабочие отметки и достаточно точно рассчитать объёмы земляных работ. Все программы проектирования «работают» именно с числовыми отметками. Недостаток – нет наглядности. Чтобы представить себе реальный рельеф необходимо обработать и проанализировать большой количество чисел. Это усложняет процесс проектирования, особенно больших площадей. Чаще всего используют метод отметок в рабочих и техно-рабочих чертежах. Метод горизонталей – самый наглядный метод. Имея даже небольшие навыки можно «увидеть» реальный рельеф очень наглядно и быстро. Является основным методом при техническом проектировании. Недостаток – невозможно вынести проект в натуру и точно рассчитать объёмы земляных работ. Метод вертикальных профилей – очень удобен для проектирования протяжённых объектов, например дорог. Очень нагляден и очень точен. При проектировании аэродромов используют для анализа и проектирования оси ВПП. Недостаток – наглядно показана только одна ось. Для того чтобы «увидеть» рельеф всего участка необходимо нарисовать и сопоставить огромное количество взаимно-перпендикулярных вертикальных профилей. Задача ещё более сложная, чем представить рельеф по способу отметок. Недостатки, указанные выше, не позволяют использовать в проектировании вертикальной планировки только один метод. Обычно поверхность аэродрома изображают в отметках и горизонталях. А наиболее ответственные участки (например ось ВПП), изображают в виде вертикального профиля.
3. Задачи и последовательность проектирования вертикальной планировки поверхности аэродрома.
Учитывая всё изложенное в предыдущем вопросе, можно выделить два вида участков рельефа местности, требующих исправления: 1.исправление участков с недопустимыми уклонами, т.е. iчер > imax или iчер < imin. 2.исправление участков с недопустимыми изломами, т.е.∆i > imax или R < Rmin.Эти участки называются участками недопустимой кривизны. Такие участки называются дефектными. Процесс исправления участков с недопустимыми уклонами – называют дефектовкой по уклонам, а участков с недопустимой кривизной (изломами) – дефектовкой по кривизне. Рельеф можно исправить тремя способами: - только насыпью, - только выемкой, - выемкой и насыпью. При первом способе грунт надо подвезти со стороны (карьер или другой дефектный участок). При втором способе – грунт надо вывезти за пределы дефектного участка (кавальер или другой дефектный участок). При третьем способе перемещение грунта частично или полностью производится внутри дефектного участка. Если грунт перемещается только в пределах одного дефектного участка, то есть Vвыем = Vнас , то способ исправления называют частным балансом. Переход от одного способа исправления рельефа к другому может быть осуществлён перемещением проектной поверхности в вертикальной плоскости, т. е. изменением её высотного положения (красных отметок). Проектирование рельефа сводится к решению двух основных задач: 1. Определение очертаний проектной поверхности всех элементов лётного поля и всего лётного поля в комплексе, удовлетворяющей всем требованиям нормативных документов. При этом стремятся, чтобы проектная поверхность максимально приближалась к существующему рельефу местности. Соблюдение этого требования приводит к уменьшению общего объёма земляных работ. 2. Определение высотного положения проектной поверхности. Это положение определяется видом залегающих грунтов, уровнем грунтовых вод и другими факторами, которые необходимо учитывать. Например, при проектировании реконструкции аэродрома Харьков торец ВПП 25 подняли на 3,5 м от первоначального проекта (который был выполнен с 0 балансом земляных работ) для того, чтобы дома в посёлке Павленки и Федорцы не являлись препятствиями для взлетающих ВС. При проектировании аэродрома Львов, объём земляных работ оказался в 2 раза больше чем в Харькове. Это связано с тем, что в районе аэродрома был очень высокий уровень грунтовых вод. Мы не рассматриваем вопрос изыскания и проектирования аэродрома в целом, но если решён вопрос о размещении ЛП и других элементов аэродрома на местности, а их контуры нанесены на топографическую съемку, то проект вертикальной планировки аэродрома разрабатывается в такой последовательности: 1. По материалам топогеодезической съёмки изучают естественный рельеф участка. Одновременно изучают другие исходные данные, которые могут повлиять на вертикальную планировку. Выявляют участки с неблагоприятными грунтовыми и гидрогеологическими условиями. Результат первого этапа – ясное представление об общем характере естественного рельефа. 2. Выявляют участки, рельеф которых не удовлетворяет нормативным требованиям и нуждается в исправлении. 3. Формируют общий замысел создания проектной поверхности. На этом этапе принимают принципиальное решение не только по всем дефектным участкам, но и на всём аэродроме в целом. Одновременно намечают принципиальную схему водоотвода и дренажа. 4. Производят построение проектной поверхности. Наиболее сложный этап. При построении проектной поверхности должны быть учтены не только нормативные требования эксплуатационного характера, но и требования экономики строительства. Проектирование целесообразно начинать с искусственных покрытий, в первую очередь – ВПП. Результат этого этапа – запроектированы все поверхности, вычислены проектные и рабочие отметки. 5. Определяют объёмы земляных работ, разрабатывают картограмму земляных работ и схему перемещения грунта. Исходные данные для проектирования вертикальной планировки аэродромов. Для разработки технически и экономически обоснованного проекта вертикальной планировки аэродрома необходимо большое количество исходных данных. 1. Нормативные требования к проектной поверхности. Они зависят от класса аэродрома и категории ВС которые будут на нём эксплуатироваться. Подробно мы рассматривали этот вопрос в первом модуле лекций. Берутся эти требования из СНиП 2.05.08-85 и Приложения 14 ІСАО. 2. Топогеодезические данные естественного рельефа выбранного участка. Способы изображения рельефа мы рассмотрели на предыдущей лекции. Масштабы планов участков зависят от стадии проектирования. Очень удобно иметь эти планы в AutoCADе. Так сейчас работает большинство проектных организаций. В качестве отчётного материала, при двухстадийном проектировании, на стадии технического проекта подшивают план топогеодезической съёмки масштабом 1:5000 с изображением рельефа горизонталями с шагом 0,5 м. Рабочие чертежи готовят с масштабом 1:2000 с изображением рельефа способом отметок шагом проектирования 30 или 40 м. Горизонтали наносят с шагом 0,25 м. Кроме того готовится план прилегающей территории масштабом 1:25000 для определения мест карьеров и кавальеров грунта, решения вопросов водоотвода, сопряжения проектной поверхности с естественным рельефом. 3. Инженерно-геологические и гидрогеологические данные. Т.е.: А) виды грунтов, их свойства, толщина слоя, глубина залегания, мощность растительного слоя, физико-геологические явления в грунте (карст, просадочность, заболоченность, солончаки и т.д.); Б) условия залегания, уровень и режим грунтовых вод, их химический состав, наличие и продолжительность верховодки, возможность затопляемости и подтопляемости участков. 4. Климатические данные, главные из них это соответствие района проектируемого аэродрома той или иной дорожно-климатической зоне (берут из СНиП 2.05.08-85), данные о количестве атмосферных осадков, их распределение в течении года, данные о глубине промерзания грунта. Этим данные берут на метеостанции. Нужны для проведения гидравлических и других расчётов. 5. Предполагаемые типы аэродромных покрытий, в первую очередь толщина искусственного основания и несущего слоя покрытия. Рассмотрим, из каких источников получают исходные данные для проектирования вертикальной планировки аэродрома. Нормативные требования принимают по нормативным документам. Это СНиП 2.05.08-85, ИКАО Приложение 14 и прочие нормативные документы. Данные о том, какие ВС будут эксплуатироваться на аэродроме, какой класс аэродрома принимается по заданию на проектирование (техзадание на проектирование). Откуда получают топогеодезические, инженерно-геологические и гидрогеологические данные мы рассмотрим подробнее в следующих вопросах. Климатические данные принимают по нормативным документам (СНиП 2.05.08-85 приложение 2 «Дорожно-климатические зоны СССР») и корректируют на основании статистических данных метеостанции. Предполагаемые данные о типе основания и покрытий принимает проектная организация в зависимости от расчётных нагрузок на основании на основании всё того же задания на проектирование. Следует отметить, что толщина покрытия и искусственного основания во многом зависит от инженерно-геологических и гидрогеологических данных, а также от решения вертикальной планировки и дренажно-водосточной системы. Поэтому не исключено, что толщина искусственных оснований и покрытий, а также вертикальная планировка в ходе проектирования будут корректироваться.
12 |
|||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |