Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Педагогическая мысль в Беларуси в Эпоху Возрождения и Реформации

Тематика семинарских занятий

по курсу « История образования и педагогической мысли»

 

 

  1. Педагогика эпохи Античности
  2. Педагогические идеи в средневековой Европе
  3. Педагогические памятники и литература Древней Руси и Русского государства (XI - XVIII вв.)
  4. Становление и развитие просвещения в Беларуси (IX - XVIII вв.)
  5. Педагогическое учение Я. А Коменского
  6. Педагогическая мысль Западной Европы в эпоху Просвещения.
  7. Классики западноевропейской педагогики XIX века
  8. Педагогическая теория К. Д. Ушинского
  9. Теории реформаторской педагогики начала XX века

10. Педагогическая концепция и деятельность А.С. Макаренко

11. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского

12. Развитие школы и педагогической мысли в Беларуси в XX веке

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: ПЕДАГОГИКА ЭПОХИ АНТИЧНОСТИ

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Общая характеристика эпохи античности

2. Становление и развитие систем воспитания в Древней Греции:

а) воспитательные традиции архаической Греции

б) система воспитания в Спарте

в) афинская система воспитания

г) воспитание в период эллинизма

3. Педагогических идей в философских учениях Древней Греции

4. Школа и воспитание в Древнем Риме.

5. Вопросы воспитания и образования в трудах Квинтилиана, Сенеки, Цицерона.

6. Зарождение христианской традиции воспитания.

7. Достижения педагогики Античного мира

 

Тематика рефератов

 

1. Воспитатели и учителя в период античности

2. Воспитательно - образовательные идеи и практика раннего христианства

 

Практические задания

 

1. Определите общее и различное в идеалах и практике обучения и воспитания в

Спарте и Афинах, Древнем Риме и составьте сравнительную таблицу.

2. Составьте словарь педагогических терминов по эпохе Античности.

3. Сделайте выписки из произведений античных авторов (Платон «Законы»,

Аристотель «Политика», М.Ф. Квинтилиан « О воспитании оратора».

4. Выделите основные проблемы, получившие свое осмысление в работах

античных авторов и определите их вклад в развитие педагогической теории.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М., 2003.
  2. История педагогики и образования /Под. общ ред. акад. А.И. Пискунова. 3-е изд., испр. и доп - М., 2007.
  3. Капранова В.А. История педагогики: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. – М., 2007.
  4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М., 1981.
  5. Хрестоматия по истории педагогики : в 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А. И. Пискунова. – М.: 2006.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Лаэрций Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. –

М., 1989.

2. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики .- М., 1963

4. Хофман Ф. Мудрость воспитания. - М., 1979.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

 

ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

 

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Структура просвещения в период раннего средневековья в Европе.

2. Возникновение высшего образования: специальные школы,

средневековые университеты.

3. Особенности развития педагогической мысли в раннее средневековье

4. Социально-экономические условия возникновения европейского

Возрождения.

5. Зарождение гуманистической педагогики.

6. Влияние Реформации на развитие образования.

 

Тематика рефератов

 

1. Роль схоластики в развитии педагогической мысли средневековья.

2. Гуманистические модели европейских школ в XVI и XVII в.

3. Иезуитская система воспитания.

 

Практические задания

 

1. Сравните системы воспитания в Античном мире и в эпоху раннего

средневековья и определите, какие изменения произошли в содержании и

методах воспитания.

2. Охарактеризуйте особенности средневекового рыцарского воспитания

3.В чем заключалась направленность педагогических изысканий в эпоху

Возрождения?

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М., 2003.

2.История педагогики и образования /Под. общ ред. акад. А.И. Пискунова. 3-е изд., испр. и доп - М., 2007.

3.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М., 1981.

4.Хрестоматия по истории педагогики : в 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А. И. Пискунова. – М. : 2006.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1 Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч.1 – М., 1998.

2. Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового

Вре­мени. - М., 1991.

3. Хофман Ф. Мудрость воспитания. - М., 1979.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

 

ТЕМА: ПЕДАГОГИЧСКИЕ ПАМЯТНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ

РУСИ И РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (XI-XVII вв.)

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Основное этапы развития просвещения и обучения в Древней Руси и Русском государстве (до XVII вв.).

2. Памятники педагогической литературы Древней Руси как источник просветительской мысли («Пчела», «Изборник Святослава»).

3. Гуманистические идеи первого педагогического труда Древней Руси

( XII вв.) – «Поучение Владимира Мономаха детям».

4. Проблемы семейного воспитания в педагогическом памятнике XVI в. – «Домострой».

5. Особенности и педагогическое значение литературного сборника XVII в. « Гражданство обычаев детских».

 

Тематика рефератов

 

1. Воспитание и обучение у восточных славян до принятия христианства.

2. Воспитательные идеалы Древней Руси.

3. Особенности семейного воспитания и обучения в традиционной патриархальной семье.

 

Практические задания

 

1. Дайте определение представленных педагогических понятий и терминов

по древнерусской педагогике:

Азбуковники -

Вежество -

Домострой -

Изборник -

Книжник -

Мастера грамоты -

Отрок -

Учение книжное -

Ученичество -

Чадо -

2. Составьте на основе изучения педагогических памятников Древней Руси перечень семейных добродетелей (для мужа, жены, детей), характерных для этого периода.

3. Охарактеризуйте эволюцию книжности в Русском государстве в XIV-

XVII вв.).

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.,2003

2. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.

3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства

XIV-XVII вв. – М.,1985.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X –

начало XX в). – М., 1998.

2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древней-­

ших времён до конца XVIII века. – М., 1989.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

 

Вопросы для обсуждения

 

Тематика семинарских занятий

по курсу « История образования и педагогической мысли»

 

 

  1. Педагогика эпохи Античности
  2. Педагогические идеи в средневековой Европе
  3. Педагогические памятники и литература Древней Руси и Русского государства (XI - XVIII вв.)
  4. Становление и развитие просвещения в Беларуси (IX - XVIII вв.)
  5. Педагогическое учение Я. А Коменского
  6. Педагогическая мысль Западной Европы в эпоху Просвещения.
  7. Классики западноевропейской педагогики XIX века
  8. Педагогическая теория К. Д. Ушинского
  9. Теории реформаторской педагогики начала XX века

10. Педагогическая концепция и деятельность А.С. Макаренко

11. Педагогическое наследие В.А. Сухомлинского

12. Развитие школы и педагогической мысли в Беларуси в XX веке

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 1

ТЕМА: ПЕДАГОГИКА ЭПОХИ АНТИЧНОСТИ

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Общая характеристика эпохи античности

2. Становление и развитие систем воспитания в Древней Греции:

а) воспитательные традиции архаической Греции

б) система воспитания в Спарте

в) афинская система воспитания

г) воспитание в период эллинизма

3. Педагогических идей в философских учениях Древней Греции

4. Школа и воспитание в Древнем Риме.

5. Вопросы воспитания и образования в трудах Квинтилиана, Сенеки, Цицерона.

6. Зарождение христианской традиции воспитания.

7. Достижения педагогики Античного мира

 

Тематика рефератов

 

1. Воспитатели и учителя в период античности

2. Воспитательно - образовательные идеи и практика раннего христианства

 

Практические задания

 

1. Определите общее и различное в идеалах и практике обучения и воспитания в

Спарте и Афинах, Древнем Риме и составьте сравнительную таблицу.

2. Составьте словарь педагогических терминов по эпохе Античности.

3. Сделайте выписки из произведений античных авторов (Платон «Законы»,

Аристотель «Политика», М.Ф. Квинтилиан « О воспитании оратора».

4. Выделите основные проблемы, получившие свое осмысление в работах

античных авторов и определите их вклад в развитие педагогической теории.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М., 2003.
  2. История педагогики и образования /Под. общ ред. акад. А.И. Пискунова. 3-е изд., испр. и доп - М., 2007.
  3. Капранова В.А. История педагогики: учеб. пособие. – 3-е изд., испр. – М., 2007.
  4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М., 1981.
  5. Хрестоматия по истории педагогики : в 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А. И. Пискунова. – М.: 2006.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Лаэрций Диоген. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. –

М., 1989.

2. Жураковский Г.Е. Очерки по истории античной педагогики .- М., 1963

4. Хофман Ф. Мудрость воспитания. - М., 1979.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 2

 

ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИДЕИ В СРЕДНЕВЕКОВОЙ ЕВРОПЕ

 

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Структура просвещения в период раннего средневековья в Европе.

2. Возникновение высшего образования: специальные школы,

средневековые университеты.

3. Особенности развития педагогической мысли в раннее средневековье

4. Социально-экономические условия возникновения европейского

Возрождения.

5. Зарождение гуманистической педагогики.

6. Влияние Реформации на развитие образования.

 

Тематика рефератов

 

1. Роль схоластики в развитии педагогической мысли средневековья.

2. Гуманистические модели европейских школ в XVI и XVII в.

3. Иезуитская система воспитания.

 

Практические задания

 

1. Сравните системы воспитания в Античном мире и в эпоху раннего

средневековья и определите, какие изменения произошли в содержании и

методах воспитания.

2. Охарактеризуйте особенности средневекового рыцарского воспитания

3.В чем заключалась направленность педагогических изысканий в эпоху

Возрождения?

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1.Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М., 2003.

2.История педагогики и образования /Под. общ ред. акад. А.И. Пискунова. 3-е изд., испр. и доп - М., 2007.

3.Хрестоматия по истории зарубежной педагогики - М., 1981.

4.Хрестоматия по истории педагогики : в 3 т. Т. 1. Античность. Средневековье / Под общ. ред. А. И. Пискунова. – М. : 2006.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1 Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Ч.1 – М., 1998.

2. Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового

Вре­мени. - М., 1991.

3. Хофман Ф. Мудрость воспитания. - М., 1979.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3

 

ТЕМА: ПЕДАГОГИЧСКИЕ ПАМЯТНИКИ И ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ

РУСИ И РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (XI-XVII вв.)

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Основное этапы развития просвещения и обучения в Древней Руси и Русском государстве (до XVII вв.).

2. Памятники педагогической литературы Древней Руси как источник просветительской мысли («Пчела», «Изборник Святослава»).

3. Гуманистические идеи первого педагогического труда Древней Руси

( XII вв.) – «Поучение Владимира Мономаха детям».

4. Проблемы семейного воспитания в педагогическом памятнике XVI в. – «Домострой».

5. Особенности и педагогическое значение литературного сборника XVII в. « Гражданство обычаев детских».

 

Тематика рефератов

 

1. Воспитание и обучение у восточных славян до принятия христианства.

2. Воспитательные идеалы Древней Руси.

3. Особенности семейного воспитания и обучения в традиционной патриархальной семье.

 

Практические задания

 

1. Дайте определение представленных педагогических понятий и терминов

по древнерусской педагогике:

Азбуковники -

Вежество -

Домострой -

Изборник -

Книжник -

Мастера грамоты -

Отрок -

Учение книжное -

Ученичество -

Чадо -

2. Составьте на основе изучения педагогических памятников Древней Руси перечень семейных добродетелей (для мужа, жены, детей), характерных для этого периода.

3. Охарактеризуйте эволюцию книжности в Русском государстве в XIV-

XVII вв.).

 

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М.,2003

2. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова. – М., 2001.

3. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства

XIV-XVII вв. – М.,1985.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Латышина Д.И. История педагогики. Воспитание и образование в России (X –

начало XX в). – М., 1998.

2. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древней-­

ших времён до конца XVIII века. – М., 1989.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №4

 

Вопросы для обсуждения

 

Педагогическая мысль в Беларуси в Эпоху Возрождения и Реформации

1. Просветительская деятельность Ф. Скорины.

2. Педагогические взгляды Н. Гусовского,

С. Будного, В. Тяпинского.

3. Роль православных (братских), униатских католических, протестантских школ в развитии просвещения на территории Беларуси.

4. Значение педагогических идей Л. Зизания. М. Смотрицкого, С. Полоцкого. Деятельность Эдукационной комиссии на белорусских землях.

 

Тематика рефератов

 

1. Народная педагогика белорусов.

2. Издательско – просветительская деятельность Ф. Скорины.

3. Протестантские школы в Беларуси в XVI – XVII вв.

 

Практические задания

 

1. Проанализируйте развитие просвещения и письменности в Полоцком

княжестве.

2. Дайте характеристику основных направлений в развитии школьного дела в

Беларуси в XIV – первой половине XVII века.

3. Охарактеризуйте влияние реформации на развитие школьного дела в

Беларуси .

4. Проследите деятельность школ католических орденов на территории

Беларуси.

5. Оцените деятельность Эдукационной комиссии по реформированию

школьного дела на белорусских землях.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Андреева Е.Г. Асвета у старажытнай Беларусі і Вялікім княстве

Літоускім. – Мн., 2000.

2. Антология педагогической мысли Белорусской ССР. - М., 1986

3. Асвета i педагагiчная думка у Беларусі /са старажытных часоу да 1917г./. – Мн., 1985.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Арлова Г.П. Беларуская народная педагогіка. – М.,1993.

2. Очерки истории науки и культуры Беларуси IX - начала XX вв./ Под ред. П.Т.

Петрикова. - Мн., 1996.

3. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР с древней­ших

времён до конца XVII века. - М., 1989.

4. Петухова Е.Л. Развiцце асветы и педагагiчнай думкi на Беларусi: са старажытных часоу да ХVIII ст.: Вуч. дапаможнiк. – Магiлеу: МДУ iмя А.А.Куляшова, 2004.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 5

 

ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ Я.А. КОМЕНСКОГО

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Я.А. Коменский об образовании как средстве совершенствования

человеческой жизни, роли образования и воспитания в формировании

личности

2. Основные положения дидактического учения Я.А. Коменского

3. Проблемы нравственного воспитания и дисциплины

4. Я.А. Коменский об учителе и его назначении в обществе

 

Тематика рефератов

 

1.Жизнь и педагогическая деятельность Я.А.Коменского. «Вся жизнь моя

была странствием»

2. Я.А. Коменский и Беларусь

3. Педагогическое значение работы Я.А. Коменского «Мир чувственных

вещей в картинках»

 

Практические задания

 

1. Охарактеризуйте социокультурные предпосылки педагогического учения

Я.А. Коменского.

2. Покажите, что Я.А. Коменский продолжает традиции народной педагогики,

великих предшественников в трактовке главного принципа воспитания -

природосообразности

3. Составьте краткий конспект главы XVI «Общин требования обучения и

учения» работы Я.А. Коменского «Великая дидактика»

4. Выпишите и прокомментируйте правила искусства развивать

нравственность, изложенные в главе XXIII «Великой дидактики»

5. Охарактеризуйте основные работы, учебники Я.М. Коменского, которые

принесли ему заслуженную славу.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Коменский Я.А. Великая дидактика // Избр. пед. соч .– М., 1982 – Т. 1. – Гл.

7, 9, 17, 19, 23, 26-31.

2. Коменский Я.А. Законы хорошо организованной школы // Избр. пед. соч .–

М., 1982 – Т. 2. – Гл. 1, 4, 10, 11.

3. Коменский Я.А. О развитии природных дарований: Речь, произнесенная 24 ноября 1650 г. // Избр. пед. соч .– М., 1982 – Т. 2. .

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Лоркипанидзе Д. Ян Амос Коменский. – М., 1970.

2.Смоляницкий С.В. Три века Яна Амоса Коменского. – М.,1987

3. Митюров Б.Н. Ян Амос Коменский и Белоруссия //Адукація і выхаванне. –

1996. – №2–. С. 115 – 125.

4. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики – М., 1981.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ №6

ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ В ЭПОХУ ПРОСВЕЩЕНИЯ.

 

Вопросы для обсуждения

1. Педагогические идеалы эпохи просвещения

2. Философско-педагогические взхгляды Джона Локка

2.1. Социально-политическое и философское обоснование Дж. Локком цели воспитания джентльмена.

2.2. Дж. Локк о содержании, средствах и методах воспитания и обучения джентльмена.

3. Теория естественного воспитания Ж.-Ж. Руссо

3.1. Социально-политическое и философское обоснование Ж.-Ж. Руссо теории свободного естественного воспитания.

3.2. Педагогический роман Ж-Ж. Руссо «Эмиль, или о воспитании». Периодизация жизни ребенка, задачи, содержание, формы и методы воспитания в каждом периоде. 4. Влияние педагогической мысли эпохи Просвещения на последующее развитие теории воспитания и образования

 

Тематика рефератов

1. Величие здравого смысла. Человек эпохи Просвещения.

2. Философские и педагогические взгляды французских просветителей (Гельвеций, Дидро и др.).

 

Практические задания

1. Покажите отражение положений теории естественного права в педагогике Джона Локка

2. Напишите тезисы «Дж. Локк о воспитании привычек» по книге «Мысли о воспитании»

3. Составьте конспект на тему «Дидактические взгляды Ж.-Ж. Руссо» по третьей книге «Отроческий период жизни» романа « Эмиль или о воспитании»

4. Охарактеризуйте предложенную Ж.-Ж. Руссо систему воспитания женщины.

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Локк Дж. Мысли о воспитании // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. -М., 1971. -С. 163-194.

2. Руссо Ж.-Ж. Эмиль или воспитании // // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики.- М., 1971. - С. 203-237.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. - М., 2003. 2. История педагогики и образования /Под ред. А.И. Пискунова.- М., 2001.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 7

 

ТЕМА: КЛАССИКИ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ПЕДАГОГИКИ XIX ВЕКА

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Педагогическое творчество И.Г. Песталоцци

1.1. Педагогические эксперименты И.Г. Песталоцци

1.2. Концепция развивающего обучения. Теория элементарного образования.

2. Педагогическая теория И.Ф. Гербарта.

2.1 И.Ф. Гербарт о содержании воспитания, его целях и составных частях.

2.2 Дидактические взгляды И.Ф. Гербарта. Теория ступеней обучения

3. Теория природосообразного и культуросообразного образования А. Дистервега.

3.1 А. Дистервег о сущности и задачах воспитания

3.2. Принципы обучения и воспитания. Профессиональные качества учителя и требования в его подготовке.

 

Тематика рефератов

 

1. Педагогические идеи в немецкой классической философии

2. Идеи развивающего обучения в трудах И.Г.Песталоции и А. Дистервега

3.Я.А. Коменский и А. Дистервег о работе учителя и его назначении в обществе

4 Основные направления развития образователной практики в ХIХ веке

 

Практические задания

 

1. Проанализируйте развитие принципа природосообразности в педагогике и определите его отличие в трактовке Я.А Коменским, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци и А. Дистервегом.

2. Покажите, в чем состоит преемственность и специфика теории И. Ф. Гербарта об управлении, обучении и нравственном воспитании.

3. Составте конспект “Правила и развиваюшего и воспитывающего обучения А. Дистервега” по книге “ Руководство к образованию немецких учителей”

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Песталоцци И.Г. Лингард и Гертруда // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1971. – С. 303-313.

2. Песталоцци И.Г. Памятная записка парижским друзьям о сущности и цели метода. Там же. С. 313-336.

3. Песталоцци И.Г. Лебединая песня. Там же С. 337-354.

4. Гербарт И.Ф. Общая педагогика, выведенная из цели воспитания // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1971. – С. 364-384.

5. Дистервег Ф.А. Руководство к образованию немецких учителей // Хрестоматия по истории зарубежной педагогики. – М., 1971. – С. 385-444.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли. – М., 2003

2. История педагогики и образования / Под ред. А.И. Пискунова - М., 2001

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 8

 

ТЕМА: ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ К. Д. УШИНСКОГО

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Антропологический принцип педагогической теории К.Д. Ушинского.

2. Идея народности как основа педагогической системы К.Д Ушинского

3. К.Д. Ушинский о воспитательном значении труда

4. Дидактические взгляды К.Д Ушинского

5. Личность и подготовка учителя в педагогической системе

К.Д. Ушинского

 

 

Тематика рефератов

 

1. К.Д Ушинский о содержании образования и его теориях

2 Разработка К.Д. Ушинским проблем педагогического образования

 

Практические задания.

 

1. Прокомментируйте научные положения К.Д. Ушинского о соотношении

педагогической теории и педагогического опыта в деле воспитания.

2. Охарактеризуйте трактовку К.Д. Ушинским целей воспитания и путей их

реализации

3. Составьте тезисы «Воспитательное значения труда» по статье К.Д.

Ушинского «Труд в его психическом и воспитательном значении»

4. Составьте схему, отражающую основные положения дидактики К.Д.

Ушинского (принципы обучения, методы обучения, формы организации

обучения, требования к учителю).

 

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М., 1974.

2. Ушинский К.Д труд в его психическом и воспитательном значении // Хрестоматия по истории школы и педагогики в России. - М., 1986

3. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании // Избр. пед. соч. В 2-х т. – М.,1974. Т.1.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Гончаров Н.К. Педагогическая система К.Д. Ушинского. – М., 1974.

2. Белозерцев Е.П. К.Д. Ушинский и русская школа. Беседы о великом

педагоге. М., - 1994.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 9

 

ТЕМА: ТЕОРИИ РЕФОРМАТОРСКОЙ ПЕДАГОГИКИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА

 

Вопросы для обсуждения

1. Социально-экономические условия возникновения реформаторской педагогики и альтернативных школ.

2. Основные реформаторские педагогические течения, их место и роль в образовании ХХ в.:

2.1. Теория свободного воспитания ( Э. Кей Ф. Гансберг, Л Гурлитт, М. Монтессори.

2.2. Сущность экспериментальной педагогики (Э. Мейман, А. Бине, Э. Торндайк и др.). Педагогика «действия» В. Лая.

2.3. Педагогика «гражданского воспитания» и «трудовой школы» Г. Кершенштейнера.

2.4. Прагматическая педагогика Дж. Дьюи.

 

Тематика рефератов

1. Две парадигмы зарубежной педагогики в конце ХIХ - начале ХХ века.

2. Опыт организации школ на основе идей реформаторской педагогики.

 

Практические задания

 

1. Выявите общее и особенное в различных реформаторских педагогических течениях конца XIX - начала XX вв.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...