Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Отражение позиции автора исходного текста

Ключевыми понятиями для успешного выполнения задания С1 являются:

 

· проблема текста;

Проблема текста — вопрос, который исследуется автором в тексте, требует разрешения; вопрос, для разрешения которого автор предлагает свои способы; вопрос, по поводу которого автор имеет свою позицию, свою точку зрения.

· комментарии к проблеме текста;

1. Толкование, изъяснение какого-нибудь текста, изложения.

2. Рассуждения (только мн.), пояснительные замечания по поводу чего-нибудь.

· авторская позиция;

Позиция автора — авторская концепция разрешения проблемы, собственный ответ на поставленный для размышления вопрос.

· аргументация.

1. То же, что аргументирование.

2. Совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-либо.

Третий критерий (К3) — авторская позиция.

Как определить авторскую позицию, как найти поставленный автором вопрос?

Не ошибиться вам помогут ваши ответы на следующие вопросы:

· Какова тема текста?

· Для чего автор записал свои мысли, опубликовал их, обратился к обществу?

· Какое явление общественной жизни вызвало его размышления?

· Какие вопросы нравственного, этического, философского характера взволновали его?

· За чем (за каким явлением) в жизни общества, окружающего мира наблюдает автор?

· В каком из предложений открыто звучит позиция автора?

· Какие эмоции автора выражены в тексте?

· Как выражено отношение автора к изображаемому? В чём это проявляется?

· Есть ли в тексте оценочная лексика? С какой целью она используется?

Иными словами, авторская позиция — идея текста, тот ответ, который даёт автор на поставленный вопрос, это то, в чём автор видит решение поставленной проблемы.

Авторская позиция неразрывно связана с проблемой, поставленной в тексте.

Сравните выполнение необходимых требований в сочинении по критериям 1 и 3 (по тексту С. Бершова).

· Формулировка одной из проблем исходного текста

Выполнение необходимых требований в сочинении ученика Комментарии
Что влечёт людей к занятиям альпинизмом, виду спорта, который ставит человека перед лицом многих испытаний? Проблема сформулирована в вопросительной форме, фактических ошибок нет.

 

Отражение позиции автора

·

Выполнение необходимых требований в сочинении ученика Комментарии
Однако С. Бершов объясняет стремление людей заниматься альпинизмом тем, что это увлечение уводит от трезвых житейских расчётов, даёт возможность преодолеть ограниченные возможности человеческих способностей, обрести надёжных, бескорыстных друзей, а значит, и самому стать лучше. Позиция автора по прокомментированной проблеме сформулирована верно.

Итак, авторская позиция (утверждаемая им идея) должна быть неразрывно связана с проблемой. Проблема текста — это вопрос, а позиция автора — это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Проблема (вопрос) Что влечёт людей к занятию альпинизмом? Авторская позиция (ответ) Это увлечение уводит от трезвых житейских расчётов, даёт возможность преодолеть ограниченные возможности человеческих способностей, обрести надёжных, бескорыстных друзей, а значит, и самому стать лучше.

 

 

Позиция автора может быть заявлена прямо в каком-либо предложении анализируемого текста или проявляться подбором материала и выбором языковых средств. Отражая авторскую позицию в сочинении, обязательно обосновывайте свои выводы примерами из текста.

В сочинении акцентируйте внимание на том, как вы поняли проблему текста и мнение автора о путях решения этой проблемы.

Помните, что ни в коем случае вы не должны подменять авторскую позицию своей: позже вам представится такая возможность — критерий 4.

При формулировке позиции автора можно использовать следующие клише:

 

· … — вот главная мысль текста;

· Автор подводит читателя к мысли о том, что…;

· Автор призывает к…, тревожится о…, беспокоится о…, отмечает важность…, доказывает…, утверждает…, приходит к выводу…, подводит итог…, призывает и пр.;

· Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…;

· Автор считает, что…;

· Автор убеждает нас в том, что…;

· Автор иронизирует, сожалеет…;

· Авторское отношение (неодобрение, или иронию, или осуждение, или сочувствие, или восхищение…) отражают…;

· В тексте доказывается мысль о том, что…;

· Идея текста такова: …;

· Основная мысль текста заключается в том, что…;

· По мнению автора, …;

· Позиция автора особенно отчётливо проявляется в… (высказывании, подборе языковых средств, фактов и т. д.);

· Позиция автора становится очевидной, если мы обратим внимание на…;

· Позиция автора… (такова) …;

· Позиция автора проявляется в (позитивном, негативном, нейтральном, двояком, неоднозначном и т. п. отношении к рассказанному)...;

· Решая проблему, автор подводит читателя к мысли о том, что…;

· Решая проблему, автор приходит к такому выводу: …;

· Формулировка авторской позиции с помощью глаголов, выражающих отношение автора к поднимаемой проблеме: негодует, резко осуждает, категоричен в своей оценке и т. д. + призывает принять самые строгие меры и др. (какие? цитата из текста);

· Цель автора текста — убедить читателя в том….

 

Обратите особое внимание на то, что позиция автора и героя-рассказчика могут не совпадать. Поэтому если поступок героя, описанный в тексте, объективно заслуживает отрицательной оценки, автор в большинстве случаев оценивает его так же. Например:

(1)— Наденька, так вы меня любите? — спросил я.

(2)— Люблю, конечно, люблю, — ответила Надя.

(3)— От прилива внезапного счастья я вскочил и принялся танцевать нечто вроде «Танца с саблями». (4) Потом подпрыгнул до потолка, задев люстру, выскочил на лестничную площадку и с разбегу налетел на уборщицу с ведром в руках. (5) Вода разлилась, уборщица чуть не упала с лестницы. (6) «Ты что, ослеп?» — крикнула она, но я пронесся мимо неё как на крыльях. (7) Грубая женщина. (8) Подумаешь, лужа! (9) Знала бы она, что меня любит Наденька!

(10) Во дворе малыши строили замок из песка. (11) Переполненный радостью, я вскочил на дворец, превратив его снова в груду песка. (12) «Дяденька, что вы делаете?» — зачирикали мальчишки. (13) Я даже не повернул головы. (14) Глупые дети, что значит их замок по сравнению с любовью моей Наденьки! (15) Любит, любит!

(16) На автобусной остановке мне под ноги попалась кошелка с овощами. (17) Я с ходу пнул её ногой, и по асфальту весело заскакали зелёные огурцы, жёлтые яблоки и красные помидоры. (18) «Бандит!..» — раздалось мне вдогонку. (19) Но я не удостоил хозяйку кошёлки даже взглядом, все мои мысли были о Наденьке.

(20) Задыхаясь от восторга, я стремительно летел в сторону березовой рощи. (21) Под желтеющими осенними деревьями на скамейке сидели несколько пенсионеров. (22) Я пробежался по их ногам, как по клавиатуре рояля: та-та-та-та-та-тинь-тинь. (23) «Держи хулигана!» (24) Эгоисты эти пенсионеры. (25) Разве трудно понять, что чувствует человек, которого любят!

(26) Я влетел в рощу и, хмелея от бега и восторга, упал на зелёную душистую траву. (27) Ах, какое это счастье — любить и быть любимым, какое счастье!

(28) Вдруг я почувствовал, что по мне пробежал некто в ботинках с железными набойками, раздавив часы на моей руке. (29) Я мгновенно вскочил — и тут же полетел в пруд, сшибленный ещё кем-то, проносившимся мимо. (30) Как только я выбрался из воды, чьи-то пальцы стиснули мой нос так, что из глаз брызнули слезы. (31) Вырвавшись, я схватил с земли здоровую палку. (32) «Ну, сейчас я покажу этим кретинам!» (33) Но что я мог сделать! (34) Вокруг меня, обезумевшие от счастья, скакали стада румяных молодых людей, выкрикивая разные женские имена и на разные лады повторяя: «Любит! Любит!..». (35) Оказывается, я был не одинок... (36) Любили и других.

(Ю. Котлярский.)

Восхищает ли автора поведение героя? Конечно, нет! Своё осуждение поступкам и мыслям героя автор выражает ироническим тоном повествования, гротескным изображением происходящего. Автор стремится донести до читателя мысль, что не бывает таких жизненных ситуаций, в которых бы человек забывал об окружающих и так пренебрежительно, по-хулигански относился к ним, ибо такой «герой» рискует и сам оказаться в аналогичной ситуации. Бессердечны не люди, не замечающие, по мнению влюблённого, переполняющие его чувства. Бессердечен сам герой, пренебрежительно относящийся к окружающим.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...