Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Стела царя Хаммурапи из Суз. XVIII в. до н. э.




Лувр, Париж.

о богах и героях слились в поэмы. Например, широко известен эпос о Гильгамеше, полулегендарном пра­вителе города Урука в Шумере. Про­изведений изобразительного искус­ства и архитектуры того периода сохранилось мало: после смерти Хаммурапи Вавилония не раз под­вергалась нападениям кочевников, уничтоживших многие памятники.

В парадных композициях, изо­бражающих торжественное предстояние царя перед божеством, использовались традиционные при­ёмы: фигуры героев неподвижны и напряжены, а детали их внешнего облика не разработаны. В таком «официальном» стиле выполнена базальтовая стела Хаммурапи, на которой высечены тексты его зако­нов. Стелу венчает рельеф, запечат­левший вавилонского правителя, стоящего в почтительной позе перед богом солнца и справедливости Шамашем. Бог вручает Хаммурапи ат­рибуты царской власти.

Если же в произведении речь идёт не о богах или правителях, а об обычных людях, то манера изобра­жения становится совершенно иной. Примером тому служит не­большой рельеф из Вавилона, пред­ставляющий двух музицирующих женщин: стоящая играет на лире, а сидящая — на ударном инструмен­те, похожем на тамбурин. Их позы грациозны и естественны, а силуэ­ты изящны. Подобные маленькие композиции с изображениями му­зыкантов или танцоров — самая интересная часть скульптурного ва­вилонского наследия.

Оба стиля изображения при­чудливо соединились в росписях дворца в Мари — крупном городе, находившемся к северо-западу от Вавилона, а в XVIII в. до н. э. завоё­ванном и разрушенном Хаммурапи, Сцены из жизни богов представля­ют собой строгие, лишённые движе­ния композиции в чёрно-белых или красно-коричневых тонах. Но в рос­писях на бытовые сюжеты можно встретить и живые позы, и яркие цветовые пятна, и даже попытки передать глубину пространства.

Статуя молящегося (возможно, царя Хаммурапи). 1792—1750 гг. до н. э. Лувр, Париж.

 

Богиня Иштар с двумя жрицами. Рельеф из дворца в Мари. XIX—XVIII вв. до н. э. Музей Дейр-аз-Зур, Сирия.

Жертвоприношение. Настенная роспись из дворца в Мари. II тысячелетие до н. э. Лувр, Париж.

при всей сложности политического устройства сильнейших государств древней Передней Азии именно они сумели сохранить духовные и культур­ные ценности в условиях противостояния разрушительным нашествиям ко­чевых племён, которые в XII в. до н. э. уничтожили Хеттское царство и по­стоянно угрожали другим народам.

ИСКУССТВО АССИРИИ

О существовании Ассирии — мощно­го, агрессивного государства, чьи границы в период расцвета прости­рались от Средиземного моря до Персидского залива, люди знали за­долго до её археологического откры­тия из текстов Библии — священной книги иудеев и христиан. Ассирийцы жестоко расправлялись с противни­ком: разрушали города, устраивали массовые казни, продавали в рабст­во десятки тысяч людей, переселяли целые народы. Но в то же время за­воеватели с огромным вниманием относились к культурному наследию покорённых стран, изучая художест­венные принципы чужеземного мас­терства. Соединив традиции многих культур, ассирийское искусство при­обрело неповторимый облик.



На первый взгляд ассирийцы не стремились создавать новые формы. В их архитектуре встречаются все известные ранее типы построек: зиккурат, бит-хилани. Новизна за­ключалась в отношении к архитек­турному ансамблю. Центром дворцово-храмовых комплексов стал не храм, а дворец. Появился новый тип города — город-крепость с единой строгой планировкой. Примером может служить Дур-Шаррукин — резиденция царя Саргона II (722— 705 гг. до н. э.). Больше половины общей площади города занимал дво­рец, возведённый на высокой плат­форме. Его окружали мощные стены высотой в четырнадцать метров. В системе дворцовых перекрытий применялись своды и арки. Его па­радный вход «охраняли» гигантские фигуры фантастических стражей швду — крылатых быков с человече­скими лицами.

Украшая покои в царских двор­цах, ассирийцы отдавали предпочтение рельефу, создав в этом виде ис­кусства собственный стиль. Глав­ные особенности ассирийского рель­ефа сформировались к IX в. до н. э.,

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09; просмотров: 829

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...