Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Текстово-документационное обеспечение экскурсии

Сущность экскурсии

Экскурсия определяется как «целенаправленное освоение действительности через аудио-визуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода» (А. В. Святославский).

Специалисты выделяют ряд признаков экскурсии. Общими признаками для всех экскурсий являются следующие:

1. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

2. Наличие квалифицированного экскурсовода, проводящего экскурсию.

3. Протяженность экскурсии во времени (от 45 минут до 24 часов).

4. Протяженность экскурсии в пространстве – движение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

5. Показ экскурсионных объектов на месте их естественного или искусственного (в музее; на выставке) расположение.

6. Целенаправленность проведения экскурсии (наличие темы, в процессе раскрытия которой решаются задачи экскурсии).

7. Активная деятельность участников экскурсии (экскурсовода и экскурсантов).

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков мешает права называть проводимое мероприятие экскурсией и превращает его в любительскую прогулку, прогулку выходного дня, турпоход, тур, просмотр видео- или кинофильма, лекцию, устный журнал и т.п.

Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций.

Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний – о достижении медицины, об исследовании космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т.п. Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.

Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме. Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации – более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная – более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний.

Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Несмотря на то, что понятие воспитания многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое.

Важной частью экскурсии как воспитательного процесса является послеэкскурсионная работа экскурсантов. Она становится возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению к закреплению полученных знаний.

Развлекательно-досуговая функция. Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия – это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия – это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.

Классификация экскурсий

Классификация – это распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Классификация экскурсий заключается в разделении их на группы и виды и выделении основных черт, определяющих характер их подготовки и проведения.

Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания ученых-экскурсантов. Начиная с 20-х гг. XX века в истории экскурсоведения предлагалось немало различных классификаций экскурсий. Наиболее актуальной представляется классификация, предложенная Б. В. Емельяновым, в основе которой лежит деление экскурсий на группы по следующим основаниям:

1) по содержанию;

2) по составу участников;

3) по месту проведения;

4) по способу передвижения;

5) по форме проведения.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые, политематические) и тематические.

Обзорные экскурсии характеризуются многотемностью и позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте. Городская экскурсия строится на показе различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.п. Рассказ о городе ведется от времени его возникновения до настоящего момента.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию какой-либо одной темы в области истории, культуры, природопользования того или иного содержательного аспекта в тематической экскурсии, ее традиционно относят к одному из типов: исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие и производственные (технологические). Первые четыре типа можно объединить в класс культурно-исторических экскурсий.

Конкретизировать каждый тип, можно выделить подтипы городских обзорных экскурсий. Так, по своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на историко-краеведческие; археологические (с показом вещественных исторических источников-раскопок); этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных народов; военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы; историко-биографические (по местам, связанным с жизнью и деятельности известных людей); экскурсии в исторические музеи.

Архитектурно-градостроительные экскурсии делятся на экскурсии с показом архитектурного облика данного города; экскурсии с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; экскурсии дающие представление о творчестве какого-либо архитектора; экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планом; экскурсии по новостройкам.

Искусствоведческие экскурсии имеют следующие подтемы: историко-театральные, историко-музыкальные, по местам бытования народных художественных промыслов, по местам жизни деятелей искусства, экскурсии в картинные галереи, выставочные залы, искусствоведческие музеи, в мастерские художников и скульпторов.

Литературные экскурсии подразделяются на литературно-биографические (по местам, хранящим память о жизни и творчестве писателя, поэта, драматурга); историко-литературные, посвященные определенным периодам развитие русской литературы); литературно-художественные (по местам, которые нашли отражение в произведениях того или иного писателя.

Природоведческие экскурсии делятся на ботанические, зоологические, гидрологические, геологические, экскурсии по уникальным памятникам природы.

Производственные экскурсии могут быть производственно-историческими, производственно-экономическими, производственно-техническими и профессионально-ориентационными для учащихся.

Следует отметить, что тематические экскурсии того или иного типа редко существуют изолированно, практика показывает, что границы между ними бывают размыты. Так, исторический материал используется в архитектурно-градостроительных, искусствоведческих, литературных, производственных экскурсиях.

По составу участников в первую очередь различают экскурсии для взрослых и детей, местных жителей и туристов (иногородних), однородных групп (по заявкам учреждений) и одиночных, незнакомых друг с другом экскурсантов и т.п.

По месту проведения экскурсии бывают городские, загородные, музейные, комплексные, сочетающие элементы нескольких видов экскурсий.

По способу передвижения различают пешеходные и транспортные экскурсии. Преимущественно пешеходных экскурсий в том, что экскурсовод сам задает ритм, движение (скорость, продолжительность переходов и остановок), который обеспечивает благоприятные условия для показа и рассказа. Однако количество пешеходных экскурсий ограничено небольшой протяженностью маршрута. Преимущество транспортных экскурсий заключается в том, что в них можно включать объекты, значительно удаленные друг от друга.

Среди транспортных экскурсий наиболее распространены автобусные, которые содержат действие двух планов: показ и анализ экскурсионных объектов на остановках, с обязательным выходом из автобуса, и рассказ в пути, чаще всего связанный с характеристикой памятных мест, мимо которых в данный момент проезжают экскурсанты. Сложность автобусных экскурсий обусловлена внешними факторами, которые должны учитываться при проведении экскурсии: К ним относятся правила дорожного движения, непредвиденные обстоятельства, возникающие на дорогах (заторы, аварии, ремонтные работы), скорость движение автобуса и соответствие ей рассказа и показа и т. п.

В качестве транспортных средств на экскурсиях могут использоваться речные и морские теплоходы, вертолеты, а также трамваи и троллейбуса.

По форме проведения помимо традиционных экскурсий (обзорных и тематических) выделяют экскурсии – прогулки в основном на природоведческие темы в лес, в парк, на озеро, по морю, по реке. Во время экскурсий – прогулок осмотр достопримечательностей сочетается с отдыхом.

Экскурсия – концерт посвящается музыкальной теме с прослушиванием музыкальных произведений в салоне автобуса во время дальней экскурсии.

Рекламная экскурсия проводится с целью привлечения клиентов или деловых партнеров.

Экскурсия может рассматриваться как форма учебной деятельности для различных групп экскурсантов. С этой точки зрения выделяется экскурсия – урок, представляющая собой форму сообщения знаний в соответствии с учебной программой того или иного учебного заведения.

 

Этапы подготовки экскурсии. Начальные этапы подготовки экскурсии

 

Выделяется 10 этапов подготовки экскурсии:

1) выбор темы экскурсии и определение экскурсионной аудитории;

2) проведение маркетингового исследования;

3) разработка концепции экскурсии;

4) определение источников экскурсионного материала;

5) отбор и изучение экскурсионных объектов;

6) составление маршрута экскурсии его объезд или обход;

7) определение техники ведения экскурсии;

8) определение методических приемов проведения экскурсии;

9) текстово-документационное обеспечение экскурсии;

10) проведение пробной экскурсии.

 

Условно данные этапы можно разделить на 3 группы:

1. Начальные этапы (1–4).

2. Ключевые этапы (5–8).

3. Заключительные этапы (9–10).

 

Рассмотрим начальные этапы подготовки экскурсии, к которым относятся следующие:

1) выбор темы экскурсии и определение экскурсионной аудитории;

2) проведение маркетингового исследования;

3) разработка концепции экскурсии;

4) определение источников экскурсионного материала.

Последовательно охарактеризуем их.

Выбор темы зависит от потенциального спроса на определённые экскурсии, отсутствия предложений на рынке, конкретного заказа, целенаправленного создания определённой тематики экскурсий. Тема содержит указание на то, какой сфере деятельности или какому кругу явлений посвящена данная экскурсия, поэтому именно тема лежит в основе классификации экскурсий по содержанию. Тема является содержательным стержнем экскурсии, именно она обусловливает отбор объектов и является предметом экскурсионного показа и рассказа. Темой регулируется показ экскурсионных объектов, из тех, что расположены по пути следования группы, показываются только те, которые относятся к теме данной экскурсии. Тема регулирует и экскурсионный рассказ, не давая возможности экскурсоводу рассказать об объекте всё, что он о нём знает, особенно в тех случаях, когда объект многоплановый.

Тему экскурсии не следует смешивать с названием. Название экскурсии – это её визитная карточка, поэтому оно должно быть адекватно теме, быть привлекательным для потенциальных экскурсантов, ярким, образным, запоминающимся, по возможности кратким. Следует избегать общих названий («Мир волшебной сказки»), длинных формулировок, названий, содержащих непонятные слова, а также неточных названий, допускающих возможность двоякого толкования.

У экскурсии на одну и ту же тему может быть несколько названий в зависимости от состава участников экскурсии и поставленной цели.

После определения темы и экскурсионной аудитории необходимо провести маркетинговое исследование рынка экскурсионных услуг в данном населенном пункте, чтобы убедиться, что разрабатываемый экскурсионный продукт, с одной стороны, отсутствует на рынке, а с другой стороны, на него имеется потенциальный спрос.

Разработка концепции экскурсии предполагает общую характеристику будущей экскурсии. На данном этапе экскурсовод обдумывает следующие моменты: название, классификация по разным основаниям, количество экскурсантов в группе, продолжительность экскурсии в академических и астрономических часах, протяжённость экскурсии в километрах, определение цели и задач. Каждая экскурсия должна иметь целевую установку. В цели экскурсии отражается актуальность темы. Правильное определение цели имеет большое значение, она может повлиять на выбор названия, помочь в отборе и освещении материала, построении экскурсионного маршрута. Потенциальная цель экскурсии может быть двух видов: познавательная и воспитательная. Как вариант познавательной цели может выступать расширение кругозора, получение основных и дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т. п. Как вариант воспитательной цели воспитание патриотизма, уважения к труду, культуре других народов, а также эстетическое или нравственное воспитание. Для достижения конечной цели необходимо решить ряд конкретных задач обычно в количестве 2–4.

В ходе разработки новой экскурсии информация по её теме может черпаться из различных источников, которые можно разделить на следующие группы:

– литературные источники, из которых затем составляется библиографический список (при большом количестве литературных источников список может быть разделён на две части: «Основная литература» и «Дополнительная литература»);

– изобразительные источники (рисунки, фотографии, чертежи, географические карты, планы, схемы, экспозиции и фонды музеев, хроникально-документальные, научно-популярные, художественные фильмы и т. д.);

– вещественные источники (макеты, образцы, предметы и т. д.);

– аудиальные источники (воспоминания участников и очевидцев исторических событий, консультации специалистов и научных работников).

 

Ключевые этапы подготовки экскурсии

 

К ключевым этапам подготовки экскурсии относятся следующие:

5) отбор и изучение экскурсионных объектов;

6) составление маршрута экскурсии его объезд или обход;

7) определение техники ведения экскурсии;

8) определение методических приемов проведения экскурсии.

Охарактеризуем перечисленные этапы.

· Отбор и изучение экскурсионных объектов.Экскурсионный объект – предмет, дающий представление о характерных чертах определённой эпохи развития общества, науки, техники, культуры, природы, искусства, вызывающий интерес экскурсантов к познанию окружающей действительности.

Экскурсионные объекты классифицируются по тематическому признаку, содержанию, функциональному назначению, степени сохранности.

По тематическому признаку выделяют следующие группы объектов: архитектурные, археологические, исторические, литературные, искусствоведческие, природоведческие, производственные, экспозиции музеев, галерей и выставок, памятные места, а также нематериальные объекты.

По содержанию выделяют одноплановые (произведения живописи, растения, здание) и многоплановые (архитектурные сооружения, одновременно являющееся историческим памятником) памятники.

По функциональному назначению выделяются основные, дополнительные и сопутствующие объекты. На базе основных объектов раскрывается тема экскурсии, им уделяется больше внимания, на работу с ними отводится большее количество времени. Дополнительные объекты дополняют общую картину, показываются во время переездов или переходов между основными объектами, им уделяется меньше внимания и времени. Сопутствующие объекты создают фон при осмотре основных и дополнительных объектов.

По степени сохранности экскурсионные объекты бывают полностью сохранившимися, сохранившимися со значительными изменениями (перестроенные и реконструированные), частично сохранившимися, восстановленными, утраченными.

При подготовке экскурсии перед экскурсионными работниками стоит задача – из множества объектов, соответствующих теме экскурсии, отобрать лишь некоторые из них. Для оценки объектов, которые потенциально могут быть включены в экскурсию, используются следующие критерии.

Соответствие теме экскурсии.

Познавательная ценность, то есть связь объекта с конкретным историческим событием, жизнью и деятельностью выдающейся личности, а также его художественные достоинства.

Известность, то есть популярность памятника среди населения.

Экзотичность объекта, то есть его необычность, неповторимость. Экзотичность объектов определяется частотой их встречаемости, наличием аналогов в местах постоянного проживания туристов и оценивается относительно количества людей, для которых объект необычен.

Выразительность объекта, то есть его взаимодействие с окружающей средой – другими объектами и природой. Предпочтение отдаётся тому объекту, который оптимальным образом гармонирует с окружающей средой.

Сохранность объекта, то есть его состояние на момент показа, способность своим внешним видом вызвать у экскурсантов положительные эмоции.

Месторасположение объекта оценивается с точки зрения расстояния до памятника, удобства подъезда (подхода) к нему, пригодности дороги для автотранспорта или пешеходов, наличия наблюдательной площадки.

Временное ограничение показа объекта учитывается, если есть ограничения в работе с объектом по времени суток, месяцам, сезонам. Оно имеет место, когда посещение и осмотр объекта невозможны по причине плохой видимости, плохой погоды, сезонности и других преходящих явлений.

Экскурсия не должна быть перегружена большим количеством посещаемых объектов, поскольку это увеличивает её длительность, повышает утомляемость экскурсантов, приводит к поверхностному освещению темы. Для городской обзорной экскурсии, рассчитанной на 4–5 академических часов, рекомендуется отбирать 15–20 объектов. В тематических экскурсиях их число значительно меньше и составляет 8–10. Количество объектов в экскурсии зависит от ее темы, цели и экскурсионной аудитории.

· Составление маршрута экскурсии, его объезд или обход. Маршрут экскурсии– это хорошо продуманный, наиболее удобный путь следования экскурсионной группы, способствующей раскрытию темы.

Составление маршрута обусловлено темой экскурсии, местом расположения объектов, наличием путей для подъезда (подхода) и площадок для показа и осмотра объектов. Экскурсионный маршрут должен быть построен так, чтобы обеспечить показ объектов в логической последовательности и создать зрительную основу для раскрытия темы.

Существует три основных композиционных принципа построения маршрута экскурсии. В соответствии с хронологическим принципом строится маршрут историко-биографических и других исторических экскурсий, в которых экскурсантов знакомят сначала с более ранними фактами, а затем подают материал, придерживаясь хронологической канвы. По тематическому принципу строится маршрут тематической экскурсии. По тематико-хронологическому принципу строится маршрут городской обзорной экскурсии, в которой материал излагается по тематическим блокам, а внутри блока реализуется хронологический принцип.

С точки зрения пространственной организации экскурсионный маршрут может быть линейным, кольцевым и челночным, то есть допускающим несколько переходов справа налево и наоборот.

При разработке маршрута экскурсии должны соблюдаться следующие требования:

1) маршрут должен быть безопасным;

2) маршрут должен быть составлен так, чтобы экскурсионные объекты не располагались слишком близко друг к другу, не заслоняли один другой, не контрастировали друг с другом;

3) экскурсионный маршрут должен быть компактным, переезд или переход между объектами не должен превышать 10–15 минут, чтобы не нарушать непрерывность экскурсионного процесса;

4) по пути следования экскурсионной группы должны отсутствовать повторные проезды или проходы по одному и тому же участку маршрута, так называемые «пешие»;

5) при составлении маршрута должна учитываться эстетическая ценность застройки и ландшафта, расположенных по пути движения группы;

6) на маршруте должны находиться благоустроенные остановки, в том числе санитарные, и места парковки транспортных средств.

После того как маршрут составлен, проводится его объезд или обход, при организации которого решаются следующие задачи:

– ознакомиться с трассой движения группы по маршруту;

– уточнить места расположения объектов;

– выбрать места предполагаемых остановок и наблюдательных площадок;

– освоить подъезд или подход к объектам;

– провести хронометраж показа объектов, рассказа о них, передвижения между объектами, уточнив продолжительность экскурсии в целом;

– проверить целесообразность использования намеченных приёмов показа и рассказа;

– в целях безопасности экскурсантов выявить потенциально опасные места на маршруте и принять соответствующие меры предосторожности.

· Определение техники ведения экскурсии. Подтехникой ведения экскурсиипонимаются все организационные моменты экскурсионного процесса, касающиеся всех его участников, которые экскурсовод должен себе чётко представлять и знать, как их осуществить. К организационным моментам экскурсии относятся следующие: знакомство экскурсовода с группой, выход экскурсантов из автобуса, расстановка экскурсионной группы у объекта и др.

Соответствующие записи вносятся в шестую графу методической разработки «Организационные указания», например: группа располагается так, чтобы все видели вход в здание; группа переходит на другую стороны улицы через подземный переход (светофор) и т. п.

· Определение методических приемов проведения экскурсии. На данном этапе определяются необходимые и целесообразные приёмы экскурсионного показа и экскурсионного рассказа.

 

Заключительные этапы подготовки экскурсии.

Методика проведения экскурсии

Методика экскурсионного показа

Методика проведения экскурсии требует связи и взаимодействие между показом и рассказом. Показ и рассказ могут находится в четырех соотношениях, которые характерны практически для каждой экскурсии и зависят от таких факторов, как тема, расположение объектов, состава группы экскурсантов:

1) показ предшествует рассказу (происходит наблюдение объектов под руководством экскурсовода);

2) показ и рассказ происходит одновременно (происходит наблюдение объектов, о которых рассказывает экскурсовод);

3) показ следует за рассказом (описывается исторические события, дается характеристика города);

4) показ и рассказ отсутствует (происходит самостоятельное наблюдение объектов и усвоение полученных знаний).

Вместе с тем основополагающим принципом экскурсионной методики и практики считается предшествование показа рассказу, об их последовательности методика проведения экскурсии указывает на первичность показа рассказу. Другими словами в вопросе о соотношении методика проведения экскурсии указывает на первичность показа и устанавливает направление ведения экскурсии от показа (зрительных, возможно осязательных или обонятельных впечатлений) к рассказу. Однако данное требование экскурсионной методики не носит абсолютного характера, поэтому в редких случаях допускается начинать очередную подтему экскурсии словесным вступлением, вводящим в курс дела.

Показ в экскурсии – это процесс реализации принципа наглядности, наглядный способ ознакомления с экскурсионным объектом, действие (сумма действий) экскурсовода, направленное на выявление сущности объекта.

Задачи экскурсионного показа состоят в следующем:

1) показать экскурсионные объекты, которые находятся в поле зрения экскурсантов;

2) показать объекты, которые не сохранились, используя фотографии и рисунки;

3) показать объект таким, каким он был в период описываемого события;

4) воссоздать зрительную картину исторического события, которое происходило на данном месте;

5) воссоздать действие известной личности, которые происходили на данном месте.

Показ как важнейший элемент экскурсии, как ее зрительная основа характеризуется следующими признаками.

Первичность и главенствующее значение показа. Экскурсионный процесс развивается в направлении от показа к рассказу, так как основной экскурсии является зрительное восприятие и впечатление, полученные при участи других органов чувств. Без показа не существует экскурсии. В большинстве экскурсий зрительные объекты являются единственным доказательством выдвинутых экскурсоводом положений.

Активность показа. Показ – это не пассивное, а целенаправленное наблюдение объектов, процесс, требующий активных действий как со стороны экскурсовода, так и со стороны экскурсантов.

Логическая последовательность показа. Показ должен быть логически последовательным, целенаправленном, а следовательно, выборочным. Последовательность показа объектов предопределена логикой изложения материала, темой экскурсии. Последовательность показа объектов означает выделение основных объектов, увязку новых со старыми, углубление представления экскурсантов о них. Показ объектов должен осуществляться в направлении от известного к неизвестному, от близкого к далекому, от общего к частному.

Сюжетность показа. Сюжетность показа воплощается через определенный момент действия: хода исторических событий, жизни и деятельности творческой личности или исторического деятеля. Как правило, четкая сюжетная линия просматривается в тематических экскурсиях. Сюжетный показ оживляет экскурсию, активизирует экскурсантов. Однако существует и бессюжетный показ, например при демонстрации произведений, выполненных в таких жанрах изобразительного искусства, как пейзаж, натюрморт, портрет.

Парадоксальность показа. Парадокс экскурсионного показа заключается в том, что, во-первых, экскурсант под руководством экскурсовода видит больше, чем он увидел бы при самостоятельном осмотре объекта, во-вторых, экскурсант опять же под руководством экскурсовода видит объект или его части, в данный момент не находящиеся в его поле зрения.

 

Паспорт объекта

Серафимо-Алексеевская часовня

1. Наименование объекта: Серафимо-Алексеевская часовня (1907 г., восстановлена в 1992–1994 гг.).

Первоначальное название: Часовня во имя святых Серафима Саровского Чудотворца и Святителя Алексия.

2. Местонахождение объекта, его почтовый адрес:На пересечении улиц Ленина и Партизанской, у въезда на Юбилейный мост.

3. Историческое событие, связанное с объектом:Воздвигнута в честь рождения единственного наследника цесаревича Алексея у последнего Российского императора Николая Второго, а также в память о воинах, погибших в Русско-японской войне в 1904–1905 гг.

4. Описание объекта:Архитектор – А. Д. Крячков. Крупная каменная часовня с шатровым завершением. Новый проект был создан на основе имеющихся архивных данных известным омским художником-дизайнером В. Десятовым.

5. Источник сведений об объекте:Вибе П. П. Старый Омск. – Омск, 2000;Поэзия знакомого ландшафта. Омская архитектура конца 18–20 веков. – Омск, 2000.

6. Экскурсии, в которых используется объект:архитектурные, религиозные.

7. Дата составление карточки:март 2016 г.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Сущность экскурсии

Экскурсия определяется как «целенаправленное освоение действительности через аудио-визуальное ознакомление с тематически объединенными объектами на местности с помощью экскурсовода» (А. В. Святославский).

Специалисты выделяют ряд признаков экскурсии. Общими признаками для всех экскурсий являются следующие:

1. Наличие экскурсантов (группы или индивидуалов).

2. Наличие квалифицированного экскурсовода, проводящего экскурсию.

3. Протяженность экскурсии во времени (от 45 минут до 24 часов).

4. Протяженность экскурсии в пространстве – движение участников экскурсии по заранее составленному маршруту.

5. Показ экскурсионных объектов на месте их естественного или искусственного (в музее; на выставке) расположение.

6. Целенаправленность проведения экскурсии (наличие темы, в процессе раскрытия которой решаются задачи экскурсии).

7. Активная деятельность участников экскурсии (экскурсовода и экскурсантов).

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков мешает права называть проводимое мероприятие экскурсией и превращает его в любительскую прогулку, прогулку выходного дня, турпоход, тур, просмотр видео- или кинофильма, лекцию, устный журнал и т.п.

Экскурсия как вид деятельности выполняет несколько функций.

Информационно-познавательная функция. Всякая экскурсия в соответствии со своей темой предполагает освоение определенных пластов культурной или природной среды, а значит, содержит информацию по конкретному разделу знаний – о достижении медицины, об исследовании космоса, об исторических событиях, о крупных изобретениях и т.п. Следовательно, экскурсант в процессе экскурсии всегда узнает что-то новое.

Каждая экскурсия должна содержать относительно полную, научно обоснованную и тщательно выверенную информацию по своей теме. Тематическая экскурсия с точки зрения объекта передаваемой информации – более узкий вид экскурсии, поскольку освещает информацию по одному разделу знаний, а обзорная – более широкий, поскольку передает информацию по нескольким разделам знаний.

Воспитательная функция. Экскурсия не только дополняет и конкретизирует знания экскурсантов по определенной теме, но и помогает им выработать отношение к тому, что они узнали. Поэтому перед экскурсоводом ставится задача создать в экскурсионной группе атмосферу единомыслия и общего переживания, оказать влияние на формирование мировоззрения, норм поведения и речевого этикета.

Несмотря на то, что понятие воспитания многогранно, в экскурсии присутствуют и естественно интегрируются разные виды воспитания: идейно-политическое и патриотическое, нравственное и эстетическое, трудовое и физическое.

Важной частью экскурсии как воспитательного процесса является послеэкскурсионная работа экскурсантов. Она становится возможной, когда экскурсоводу удалось превратить окончание экскурсии в начало самостоятельной работы экскурсантов по углублению к закреплению полученных знаний.

Развлекательно-досуговая функция. Экскурсовод всегда должен помнить, что экскурсия – это форма проявления и способ удовлетворения не только познавательных, но и рекреационных потребностей человека, что экскурсия – это способ проведения досуга, свободного от работы времени, если это, конечно, не учебная экскурсия. Поэтому, с одной стороны, экскурсия не должна превращаться в сугубо познавательный вид деятельности, то есть экскурсовод не должен перенасыщать экскурсию большим количеством объектов показа и большим объемом лекционного материала. С другой стороны, всегда следует иметь в виду, что только развлечением сущность экскурсии не исчерпывается. Следовательно, основная сложность заключается в том, что в удовлетворении познавательных и развлекательных потребностей экскурсантов.

Классификация экскурсий

Классификация – это распределение предметов, явлений, понятий по классам, отделам, разрядам в зависимости от их общих признаков. Классификация экскурсий заключается в разделении их на группы и виды и выделении основных черт, определяющих характер их подготовки и проведения.

Вопрос о классификации экскурсий всегда находился в центре внимания ученых-экскурсантов. Начиная с 20-х гг. XX века в истории экскурсоведения предлагалось немало различных классификаций экскурсий. Наиболее актуальной представляется классификация, предложенная Б. В. Емельяновым, в основе которой лежит деление экскурсий на группы по следующим основаниям:

1) по содержанию;

2) по составу участников;

3) по месту проведения;

4) по способу передвижения;

5) по форме проведения.

По содержанию экскурсии делятся на обзорные (многоплановые, политематические) и тематические.

Обзорные экскурсии характеризуются многотемностью и позволяют за короткое время получить общее и цельное представление об объекте. Городская экскурсия строится на показе различных объектов города: памятников истории и культуры, зданий и сооружений, мест знаменательных событий, природных объектов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий и т.п. Рассказ о городе ведется от времени его возникновения до настоящего момента.

Тематические экскурсии посвящены раскрытию какой-либо одной темы в области истории, культуры, природопользования того или иного содержательного аспекта в тематической экскурсии, ее традиционно относят к одному из типов: исторические, архитектурно-градостроительные, искусствоведческие, литературные, природоведческие и производственные (технологические). Первые четыре типа можно объединить в класс культурно-исторических экскурсий.

Конкретизировать каждый тип, можно выделить подтипы городских обзорных экскурсий. Так, по своему содержанию исторические экскурсии подразделяются на историко-краеведческие; археологические (с показом вещественных исторических источников-раскопок); этнографические, рассказывающие о нравах и обычаях разных народов; военно-исторические, которые проводятся по местам боевой славы; историко-биографические (по местам, связанным с жизнью и деятельности известных людей); экскурсии в исторические музеи.

Архитектурно-градостроительные экскурсии делятся на экскурсии с показом архитектурного облика данного города; экскурсии с показом памятников архитектуры определенного исторического периода; экскурсии дающие представление о творчестве какого-либо архитектора; экскурсии с демонстрацией образцов современной архитектуры; экскурсии, знакомящие с планировкой и застройкой городов по генеральным планом; экскурсии по новостройкам.

Искусствоведческие экскурсии имеют следующие подтемы: историко-театральные, историко-музыкальные, по местам бытования народных художественных промыслов, по местам жизн

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...