Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Психологическая характеристика способностейОдной из задач психологической теории является определение сущности способностей, закономерностей их развития и проявления, а так же путей их формирования. Существует специальная область дифференциальной психологии, исследующая индивидуально-психологические различия людей. Проблема способностей может быть рассмотрена как особое индивидуализирующее психическое явление. Способности – это внутренние условия развития человека, которые формируются в процессе взаимодействия его с окружающим миром. Понятие «способность» включает в себя три основных признака: 1) это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. Это особенности ощущений и восприятия, памяти, мышления, воображения, эмоций и воли, отношений и двигательных реакций и пр. 2) способности имеют отношение к выполнению какой-либо деятельности или многих деятельностей. 3) они не сводятся к наличным навыкам, умениям и знаниям человека, но объясняют легкость и быстроту приобретения этих знаний и навыков. Способности – это такие индивидуально-психологические особенности человека, которые отвечают требованиям данной деятельности и являются условием ее успешного выполнения. Они делают человека пригодным к успешному выполнению определенной деятельности. Природную основу развития способностей составляют задатки. Задатки – это особенности строения мозга и нервной системы, органов чувств и движений, функциональные особенности организма, данные каждому от рождения. К ним относятся врожденные особенности зрительного и слухового анализаторов, типологические свойства нервной системы, ее выносливость, умственная работоспособность, уровень развития и соотношения первой и второй сигнальной системы. Но задатки – лишь предпосылки развития способностей. На основе одних и тех же задатков формируются разные способности. Раннему пробуждению задатков способствуют благоприятная среда, воспитание и обучение. Важно занятие соответствующей деятельностью. Способности человека развиваются и отрабатываются на том, что человек делает. Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный (высокая способность овладевать умением, усваивать знания, овладевать деятельностью, действовать по образцу) и творческий (создание нового, оригинального). Виды способностей: различают способности общие, которые проявляются везде, и специальные, которые проявляются в какой-то одной области. Специальные способности представляют собой своеобразную форму проявления общих родовых человеческих качеств в данных конкретных социальных условиях. В психологической литературе специальным способностям посвящен ряд работ. Это работы Б.М. Теплова о музыкальных способностях, К.К. Платонова о летных способностях, В.И. Кириенко об изобразительных способностях, Л.И. Уманского об организаторских способностях, В.А. Крутецкого о математических способностях. Рассмотрим некоторые из них. Б.М. Теплов пришел к выводу, что для осуществления данного вида деятельности необходима музыкальность, под которой он понимает комплекс специфических, свойственных только музыкальной деятельности способностей. Основными способностями, составляющими музыкальность, по Б.М. Теплову, являются: 1) музыкальный слух в его двух компонентах – звуковысотном и ладовом; 2) музыкально-репродуктивная способность (способность к слуховому восприятию); 3) музыкально-ритмическое чувство. Л. И. Уманский, изучая способности к организаторской деятельности, пришел к выводу, что можно выделить 18 типичных качеств, свойств личности, которые присущи способным организаторам: 1) способность «заряжать» своей энергией других людей, активизировать их; 2) практически-психологический ум; 3) способность понимать психологию людей и верно на нее реагировать; 4) критичность; 5) психологический такт; 6) общий уровень развития; 7) инициативность; 8) требовательность к другим людям; 9) склонность к организаторской деятельности; 10) практичность; 11) самостоятельность; 12) наблюдательность; 13) самообладание, выдержка; 14) общительность; 15) личная активность; 17) работоспособность; 18) организованность. Автор считает, что для осуществления организаторской деятельности необходимо единство всех этих качеств. Изучение структур способностей к конкретным видам общественно полезной деятельности идет по линии пересечения более частных способностей, совокупность которых, по мнению авторов, и составляет способность к тому или иному конкретному виду деятельности. Рассмотрим классификацию уровней развития способностей, в которой выделяют: одаренность – сочетание способностей, которое обеспечивает человеку возможность успешного выполнения какой-либо деятельности; талант – высокая ступень развития способностей; гениальность – это наивысшая ступень проявления творческих сил человека. Гений открывает и создает новое, а талант это новое понимает, быстро усваивает, прилагает к жизни и продвигает вперед. Необходимо отметить, что природа способностей – биосоциальна. Контрольные вопросы по теме: 1. Дайте характеристику темперамента и его физиологической основы. 2. Раскройте суть понятия «характер». 3. В чем выражаются особенности характера как психического феномена? 4. Какие закономерности формирования характера вы знаете? 5. Что вы знаете о классификации черт характера? 6. Как характер проявляется через деятельность? 7. Расскажите о концепциях акцентуаций характера, предложенных К. Леонгардом и А.Е. Личко. 8. В чем проявляется взаимосвязь характера и темперамента? 9. Что такое способности? Охарактеризуйте их физиологическую основу, виды и уровни развития.
Литература: 1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2т. Т.2. М., 1980. 2. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988. 3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций: Учебное пособие для вузов. М.: ЧеРо, 1997. 4. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. СПб.: Свет, 1997. 5. Злобин А. Т. К проблеме темперамента. //Вопросы психологии. №5. 1990. 6. Леонгард К. Акцентуированные личности. Киев: Вища школа, 1989. 7. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л.: Медицина, 1983. 8. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии: В 2т. М., 1989. 9. Сапогова Е.Е. Задачи по общей психологии: Учебное пособие для вузов. М.: Аспект Пресс, 2001. 10. Страхов И.В. Психология характера. Саратов: СГПИ, 1970. 11. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т. Т.1. М.: Педагогика, 1985.
Вопросы для промежуточной аттестации 1. Что изучает «Психология человека»? 2. Характеристика основных методов психологии. 3. Характеристика вспомогательных методов психологии. 4. История становления науки. 5. Развитие психики в филогенезе. 6. Сознание человека. Бессознательное. 7. Общее понятие деятельности. Потребности. Мотивы. 8. Характеристика основных видов деятельности. Освоение деятельности (умения, навыки, привычки). 9. Человек как личность. 10. Индивидуальность и универсальность бытия человека. 11. Человек как субъект деятельности. 12. Феномен универсума. 13. Структура личности по К.К. Платонову. 14. Психологическая характеристика речи. 15. Активность и направленность личности. 16. Понятие, функции и виды общения. 17. Структура общения. 18. Понятие, функции, виды внимания. 19. Свойства внимания и их развитие. 20. Понятие, виды ощущений. 21. Свойства и закономерности ощущений. 22. Понятие восприятия, основные классификации. 23. Свойства восприятия. 24. Восприятие пространства, движения, времени. 25. Общее понятие памяти, виды памяти. 26. Процессы памяти. Условия успешного запоминания и хранения информации. 27. Индивидуальные особенности и типы памяти. 28. Понятие, виды мышления. 29. Процессы мышления. 30. Формы и способы мышления. 31. Понятие воображения, его виды. 32. Природа, функции и формы воображения. 33. Понятие, характеристика, виды эмоций. 34. Характеристика, виды чувств, их развитие. 35. Общая характеристика воли. 36. Структура волевого действия, волевые качества человека. 37. Эмоции и чувства: сравнительная характеристика. 38. Темперамент и тип высшей нервной деятельности. 39. Характеристика типов темперамента. 40. Природа, структура характера, его формирование. 41. Сущность, структура и виды способностей. 42. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского. 43. Теория деятельности А. Н. Леонтьева. 44. Психодинамическая теория развития личности человека З. Фрейда. 45. Бихевиоризм как наука о поведении. 46. Гуманистический подход в понимании сущности человека.
Раздел II. Психология развития человека |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-22 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |