Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Возрождение и Просвещение как историческая эпоха. Основные течения культуры.

Возрождение (франц. Ренессанс; итал. Риначименто) – это период, а также гуманистическое движение в истории европейской культуры, которое означает конец Средневековья и начало современности.

Возрождение возникает в Италии в XIV в., распространяется в западные страны (Северное Возрождение), достигает наибольшего расцвета в середине XVI в. К концу XVI в. – началу XVII в. заметен упадок Ренессанса, называемый маньеризмом.

В Возрождении, в процессе его первоначального становления, во многом были заметны традиции средних веков (религиозное сознание). Но по мере развития городов, торговли, товарного производства, ремесленничества, требующих человека, в обществе стали утверждаться такие явления как: гуманизм, антропоцентризм, обращение к античности, модификация средневековых христианских традиций, в целом же – новое отношение к миру.

Отсюда и хронологические рамки Возрождения условны. Проторенессанс – XII – XIV вв., раннее Возрождение – XIV – XV вв., высокое Возрождение XV – XVI вв.

Самое влиятельное явление эпохи Возрождения – это изменение человека к самому себе. Он начинал постигать свои собственные духовные силы, верить в них. Он даже мыслил и предполагал, что может понять Бога и вставать вровень с ним. Душа как бы воскресает в каждом человеке, его индивидуальность, собственный внутренний мир становится главной задачей и идеей эпохи Возрождения.

Человек ставится главным звеном бытия (антропоцентризм), приоритет отдаётся правам человеческой личности. Идеалами и отличительными качествами человека становились разносторонность, своеобразие, уникальность каждой личности, осознание собственной силы, таланта, как творения природы и самого себя.

Эти позиции повернули историю в сторону Нового времени.

Эпоха Возрождения несла в себе значительные позиции, главными из которых можно назвать:

1. Эпоха возрождения – эко кризис феодализма – становление капиталистических отношений, формирование национальных государств, абсолютных монархий, побед буржуазии над феодальной реакцией.

2. Происходит освобождение духовной жизни от влияния религии и церкви, от схоластического знания, догмата христианства.

3. Использование античного культурного наследия в создании литературы, живописи, скульптуры, архитектуры (достаточно назвать имена Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Сервантеса, Боккаччо, Петрарка, Данте). Но в культуре Возрождения сочетаются самые различные традиции философии, религии, Бог теперь не творит всё из ничего, а сливается с законами природы, обожествляет природу и человека.

4. Духовную культуру эпохи Возрождения отмечает антропоцентризм. Человек – главное звено бытия, его предназначение – земное, приоритет – правам человеческой личности. Идеалом и отличительными качествами человека становились – разносторонность, своеобразие, уникальность каждой личности, осознание собственной силы и таланта как творения природы и самого себя.

5. Радикальному пересмотруподвергалось представление о мире, Боге, вселенной и истине. Рассуждения о Земле были в пользу Вселенной, ибо Земля – не есть центр Мира, так как центра нет – Вселенная беспредельная, бесконечная. Постижение истины понималось как процесс освоения званий, продвижение к истине – не возможно остановить.

6. Джордано Бруно пошёл в своих изысканиях дальше. Он утверждал, что вселенная едина, материальна, бесконечна, вечна. Материя активна, самостоятельна, саморазвивается, самодвижется вследствие внутреннего принципа «собственной души», т.е. самодвижения материи (хотя законы движения небесных тел ещё не были открыты).

7. В эпоху Возрождения появляются коммунистические теории, Т. Мора (1478-1535) и Кампанеллы (1568-1638). В своих работах «Утопия» и «Город солнца» они предлагали:

- плановое общественное хозяйство;

- обязательный для всех труд;

- распределение продуктов по потребностям;

- участие всех членов общества в управлении;

- бесплатное образование;

- справедливое общественное устройство.

Кампанелла за эти мысли провел в тюрьме 33 года.

8. Возрождение было эпохой формирования новых ценностей и ориентиров:

- утверждение достоинства и уважения к человеческой личности;

- его индивидуализм, установка на автономию личности;

- динамизм развития, ориентация на новизну;

- терпимость к иным взглядам, мировоззренческим позициям.

Возрождение заложило основу для формирования светской культуры.

Горожане, лёгкие на подъём, строили корабли, отправлялись искать неведомые края земли, налаживали новое дело, открыли торговлю. Сами города играли заметную роль в транзитной торговле. Города были связующим звеном между богатыми приморскими странами.

Авторитет в обществе и всё большее значение приобретали купцы и ремесленники, так называемое третье сословие, они теснили духовенство и феодальное дворянство.

Новое мироощущение человека, его оптимизм нуждались в мировоззренческой опоре, обосновании, подкреплении. Такая опора виделась в классической древности, она рассматривалась как основа для новых потребностей ума и новых жизненных устремлениях.

Кабинетные учёные, особенно философы, поэты становятся математиками, монахи – астрономами. Учение о морали стоиков и эпикурийцев оттесняют католические представления о греховности и ничтожестве человека. Вновь извлекаются и изучаются сочинения древних юристов, историков, поэтов. В основном это были римляне, но к концу XIV века начинается изучение греческого языка и во Флоренции открывается греческая школа.

Идеи нового времени несли гуманисты, принадлежавшие к буржуазной интеллигенции. Это были врачи, юристы, философы, художники, педагоги, учёные. Именно они развивали светскую культуру и науку. В философии место бога занимает природа, в это время зарождается естествознание. В архитектуре и живописи человеческие тела приобретают необходимые пропорции. Изобретение Христа, Богоматери становятся портретами, религиозные события на полотнах превращаются в жанровую сцену.

 

Литература итальянского Возрождения, ведущие поэты и их произведения.

Культура итальянского Возрождения дала миру поэта Данте Алигьери (1265-1321), живописца Джотто ди Бондоне (1266-1336), поэта, гуманиста Франческо Петрарку (1304-1374), поэта, писателя, гуманиста Джованни Бокаччо (1313-1374), архитектора Филиппо Брунелески (1377-1446), скульптора Донателло (1386-1466), живописца Мазаччо (1401-1428), писателя Лоренцо Валлу (1407-1457), писателя Пико делла Мирандолу (1462-1494), философа Марсилио Фичино (1433-1494), живописца Сандро Боттичелли (1447-1510), живописца, учёного Леонардо да Винчи (1452-1519), живописца, скульптора, архитектора Микеланджело Буонаротти (1475-1564), живописца Рафаэля Санти (1483-1520) и многих других выдающихся личностей.

Начало Возрождения в Италии связано с именами писателей Петрарки и Бокаччо. Петрарка бросил вызов схоластической науке, противопоставил ей научное знание, основанное на жизненном опыте.

В «Граде Божьем» он показал возвышенную, земную любовь к женщине, тем самым как бы умалив духовную любовь к Богу.

В «Декамероне» («Десятидневом» через рассказы десяти юношей и девушек (в течение десяти дней на загородной вилле – 100 новелл) Бокаччо показывает жизнелюбие, азарт, смелость, находчивость, прославляет земные радости, равенство людей независимо от происхождения.

В конце жизни Бокаччо отрёкся от своего творения. Это говорит о переходном характере эпохи, о сомнении даже величайших личностей в правильности выбранного пути.

Развитию литературы способствовало открытие книгопечатания (1450-е годы). Это изобретение позволило многократно увеличить издание книг, вывести из под монополии церкви новые тиражи.

Церковь, особенно в XV-XVI века, переживает наступление критики, сомнения, недоверие. Так, Эразм Роттердамский в работах «Похвала глупости», «Оружие христианского воина» формирует место церкви в обществе, отдаляет её от власти, формулирует нравственные принципы государя, меру его ответственности. И как следствие этого мировоззрения – ряд государств отпадают от католицизма и проявляют различные формы протестантизма.

Размышления о справедливом устройстве государства произвело на свет различные суждения. Так против единовластия духовенства открыто в книге «Государь» выступил Николо Макиавелли. Он утверждал, что республика, как прогрессивная форма правления, в то время неприемлема, поскольку в Европе раздор, разъединение. Объединить народ может только сильный государь, наделённый безраздельной властью. Он должен «кнутом и пряником» завоевать любовь народа, заставить его уважать силу. А церковь должна заниматься духовным, нравственным воспитанием. Он чудом избежал костра инквизиции.

Среди представителей культуры Возрождения есть писатели, художники, архитекторы, религиозные деятели, которые наиболее полно выражали характерные черты того или иного периода. В их числе можно назвать Данте Алигьери – автора автобиографического произведения «Новая жизнь», философского трактата «Пир», трактата «О народном языке», «Комедии», - названной Божественной. В ней Данте изображает себя, путешествующим по Аду, Чистилищу и Раю в сопровождении давно умершего Римского поэта Вергилия. Произведение содержит картины современной ему Италии насыщено символическими образами, иносказаниями, символами.

Многие критики, аналитики «Божественной комедии», философских произведений, кантонов, сонет Данте утверждали, что являются началом новой эпохи, наполненной интересом к человеку, его жизни, помыслам и желаниям.

В числе художников, которые остро чувствовали новое, перемены уже имеющие место или предполагаемые, пытались их возможностями и дарованием донести до современников духовное содержание эпохи можно назвать Сандро Ботичелли. Его картины «Весна» и «Рождение Венеры» несут в себе порывистость движений, изящество образов, вытянутость фигур, характерное изменение пропорций, рельефность изображений, линейную и воздушную перспективу, интимность внутренних переживаний. Но картины Ботичелли более чем других художников насыщены глубочайшим психологизмом.

Ботичелли как художника Возрождения характеризуют и другие черты, отмечаемые позднее художественными критиками. Восхищаясь его манерой письма, называя его самым прекрасным, волнующим, поэтическим художником, отмечали его болезненность, раздвоенность, трагизм, тайные тончайшие душевные движения, тоску, не допускающие никакой классической завершённости и законченности.

Северное Возрождение (Нидерланды, Германия) основой своей имело развитие горного дела, книгопечатания, текстильной промышленности, товарно-денежных отношений, включённость в общеевропейские рыночные процессы. Век Северного Возрождения недолог и связан он в основном с Реформацией и Крестьянской войной.

Германия того времени была раздробленным государством. Наипервейшим объединяющим началом была ненависть к католической церкви, её поборам, регламентациям духовной жизни. Борьба с папством велась за реформирование церкви.

Началом Северного Возрождения можно считать перевод Мартином Лютером Библии на немецкий язык, который совершался в течении двадцати лет. Прогрессивные люди и круги Германии его поддержали: мыслители, художники, священники, литераторы, предводители народных движений.

Непосредственным результатом Реформации явилось отпадение от католицизма разновидности христианства – протестантизма, что ограничило власть римско-католической церкви, а также притязания любой церкви на могущество. Конфессиями протестантизма явились: лютеранство, кальвинизм, англиканство. А также секты: баптисты, методисты, адвентисты, пресвитериане, пуритане, конгрегационалисты и др. Ценности протестантизма были созвучны духу капитализма, независимости личных суждений в вопросах веры, нравственности и свободы совести.

Яркой личностью Северного Возрождения являлся Т. Мюнцер, призывавший к уравнительному разделу земли, создавший в Тюринго-Саксонском районе центр крестьянской войны, пытался объединиться с повстанцами других стран, потерпел поражение от объединённых войск князей, попал в плен и в 1525 году принял мучительную смерть.

Северное Возрождение славится именами нидерландских мастеров живописи: Ван Дека, Рогира ван дер Вейдена, Босха, Брейгеля, художниками из немецких земель – А. Дюрера, Г. Гольбейна младшего и Л. Кранаха старшего.

Среди поэтов Германии особо выделялся Ханс Сакс, предложивший наиболее совершенные образцы поэзии того времени, которые признаны основой современного языка. В Нидерландах наиболее известным прозаиком Северного Возрождения стал Эразм Роттердамский (1469-1536). Его лучшее произведение «Похвала глупости» вышло в 1509 году и сегодня читается с неподдельным интересом.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...