Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Культура как социальное явление. Типы культур.

Понятие «культура» обозначает содержание общественной жизни и деятельности людей, представляющие собой биологически ненаследуемые, искусственные, созданные людьми объекты (артефакты). Культуру можно представить в единстве трёх её неразрывно связанных аспектов: способов социо-культурной деятельности человека, результатов этой деятельности и степени развитости личности. Культура зачастую означает улучшение и облагораживание, и обычаев, и способов поведения человека, его воспитание.

В настоящее время в отечественной и европейской социологической литературе социология культуры выступает как собирательное понятие. К ней относятся социология кино, музыки, театра, т.е. социология различных видов искусства, проблемы межкультурного понимания, диалога и конфликта различных культур, воздействия культуры на социально-исторический процесс, на группообразование, на социальную стратификацию и социально-политические движения.

Для социологов понятие «культура» несет особый смысл: в традициях, заложенных Э. Дюркгеймом, она рассматривается как система идеалов, ценностей, норм, образцов поведения, регулирующих отношения между людьми.

Видами культуры являются такие совокупности правил, норм и моделей поведения, которые являются разновидностями более общей культуры. К основным видам культуры А.И. Кравченко относит:

а) доминирующую (общенациональную) культуру, субкультуру и контркультуру;

б) сельскую и городскую культуры;

в) обыденную и специализированную культуры.

Духовную и материальную культуру нельзя отнести к формам, видам культуры, поскольку эти явления сочетают в себе в разной степени все классификационные признаки.

Материальная культура включает физические объекты, созданные руками человека (их называют артефактами): паровая машина, книга, храм, орудие труда, жилой дом, галстук, украшение, плотина и многое другое. Артефакты отличаются тем, что они созданы человеком, имеют определенное символическое значение, выполняют определенную функцию и представляют известную ценность для группы или общества.

Духовную культуру образуют нормы, правила, образцы, эталоны, модели и нормы поведения, законы, ценности, церемонии, ритуалы, символы, мифы, знания, идеи, обычаи, традиции, язык. Они тоже результат деятельности людей, но сотворены не руками, а скорее разумом.

Доминирующая культура может быть национальной или этнической в зависимости оттого, насколько сложно организовано данное общество и насколько многолюдной является данная страна.

Этническая культура -- совокупность черт культуры, касающихся преимущественно обыденной жизнедеятельности, бытовой культуры. Специалисты различают в этнической культуре дна слоя: исторически ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого культурными элементами; исторически поздний (верхний), состоящий из новообразований, современных культурных явлений.

Национальная культура включает наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. А поскольку нация охватывает общество, а общество имеет стратификацию и социальную структуру, то понятие национальной культуры охватывает субкультуры всех больших групп, которых может не быть у этнической. В отличие от этнической, национальная культура объединяет людей, живущих на больших пространствах и необязательно связанных кровнородственными отношениями.

Субкультура и контркультура. Поскольку общество распадается на множество групп - национальных, демографических, социальных, профессиональных, постепенно у каждой из них формируется собственная культура, т. е. система ценностей и правил поведения. Субкультура отличается от доминирующей культуры взглядами на жизнь, манерами поведения, прической, одеждой, обычаями.

Контркультура обозначает такую субкультуру, которая не просто отличается от доминирующей культуры, но противостоит, находится в конфликте с господствующими ценностями. Контркультурами были раннее христианство в начале новой эры, затем религиозные секты, позже средневековые утопические коммуны, а затем идеология большевиков.

Сельская культура получила в литературе ряд наименований: сельский тип культуры, культура села, деревенская культура, культура крестьянства.

Городская культура- это культура обычно крупных индустриальных и административных центров. Общими чертами городской культуры, отличающими ее от сельской, выступают такие признаки, как высокая плотность застройки городской территории; наличие большого числа транспортных магистралей социо-культурного (дворы, улицы, проспекты, площади, парки) и инженерного (шоссе и транспортные развязки, железнодорожные узлы и вокзалы) назначения. Если для сельской культуры характерно триединство -- единство места работы, места жительства и места отдыха -- то для городской культуры характерна как раз обратная тенденция.

По степени специализации ученые выделяют два уровня культуры -- обыденную и специализированную. Обыденная культура -- это владение обычаями повседневной жизни социальной и национальной среды, в которой человек проживает.

Специализированная культура - это, напротив, культура, ставшая институциализированной. Обыденная культура ограничена домом, районом, городом, территорией, межличностными отношениями. Специализированные культуры охватывают дальнее окружение человека и связаны с формальными отношениями и институтами.

Обыденная культура - сфера общепонятных знаний и общедоступных навыков, полученных благодаря трем источникам: общению в малой группе (семья, ровесники, родня); обучению в школе и получению общего образования; средствам массовой информации.

В зависимости от того, кто создает культуру и каков ее уровень, социологи различают три ее формы: элитарную, народную, массовую.

Элитарная культура создается привилегированной частью общества, либо по ее заказу профессиональными творцами. Она включает изящное искусство, классическую музыку и литературу. Формула элитарной культуры -- «искусство для искусства».

Народная культура состоит из двух видов -- популярной и фольклорной культуры. Популярная культура описывает сегодняшний быт, нравы, обычаи, песни, танцы народа, а фольклорная -- его прошлое.

Массовая культура обладает меньшей художественной ценностью, чем элитарная или народная культура. Но у нее самая широкая аудитория и она является авторской. Она удовлетворяет сиюминутные запросы людей, реагирует на любое новое событие. Высокая культура обозначает пристрастия и привычки горожан, аристократов, богатых, правящей элиты, а массовая культура -- культура низов.

4.Понятие личности в социологии. Структура и типы личности.

Понятие «личности» тесно связано с понятиями «человек», «индивидуальность», «индивид». Человек- родовое понятие, совокупность физиологических и психологических особенностей, характеризующих человека в отличие от других живых существ. Индивид- конкретный представитель человеческого рода в противоположность остальным людям. Индивидуальность– набор черт и характеристик, определяющих уникальность каждого индивида. Личность– социальная сущность человека, совокупность всех его социальных качеств, проявляющихся в социальном. Личность это субъект и продукт социальных отношений. Родившийся ребенок- не личность. Он- индивид. Чтобы стать личностью, человек должен пройти определенный путь развития. Каждая личность обладает совокупностью внутренних качеств, которые составляют ее структуру. В структуре личности можно выделить биогенные, психогенные и социогенные компоненты.

Биогенный компонент учитывается лишь в случае увечья или болезни человека, что мешает выполнению им социальных функций.

Психогенный компонент состоит из эмоций, переживаний, волевых устремлений, памяти, способностей и т.д.

Социогенный компонент состоит из следующих элементов:

1. Объективные социальные потребности личности (физиологические, потребности в безопасности, занятости, дружбе, заботе, любви, престиже);

2. Способности к творчеству, знания, навыки;

3. Степень овладения культурными ценностями общества;

4. Нравственные нормы, принципы, которыми руководствуется личность;

5. Способ реализации в деятельности всех социальных качеств, что проявляется в семейной жизни, труде, общественно-политической, культурной деятельности, досуге, в образе жизни.

В любом обществе выделяются два основных типа личности:

нормативная- та, черты которой лучше всего выражают данную культуру, это идеал личности данной культуры;

модальная- статистически более распространенный тип отклоняющихся от идеала вариаций. Модальный тип личности является предметом исследования многих ученых, которые, в свою очередь, создают его классификацию. Так, Е.А. Ануфриев полагает, что в российском обществе, где происходит коренная ломка сложившейся ранее личностно-типологической структуры, можно выделить пока как модальный, только торговыйтип личности и мафиозный.

Американский социолог Р. Дарендорф создал следующую типологию личности:

homo faber («человек трудящийся») – тип личности, характерный для традиционных обществ: крестьянин, воин, политик;

homo consumer («человек составной») - тип личности в современном западном обществе, человек - потребитель, человек массы;

homo universalis («человек универсальный») - тип личности будущего, связанный с развитием техники и науки, способный заниматься разными видами деятельности;

homo soveticus («человек советский») – тип личности, характерный для бывших стран соц. лагеря, человек, зависящий от государства.

5.Социализация личности как институциональный процесс. Этапы социализации.

Социализация личности – это процесс вхождения каждого индивида в социальную структуру, в результате которого происходят изменения с самой структуре общества и в структуре каждой личности.

Процесс социализации личности протекает на протяжении всего существования человеческой жизни, поскольку окружающий мир пребывает в постоянном движении, все изменяется и человеку просто необходимо меняться для более комфортабельного пребывания в новых условиях. Человеческая сущность претерпевает регулярные изменения и с годами меняется, она не может быть постоянной. Процесс социализации личности проходит по взаимно переплетаемым направлениям. В качестве первого может выступать сам объект. В качестве второго, человек начинает все более активно вливаться в социальную структуру и жизнь общества в целом.

Процесс социализации личности проходит в своем развитии три основные фазы:

- Первая фаза заключается в освоении социальных ценностей и норм, в результате чего личность учиться соответствовать всему обществу.

- Вторая фаза заключается в стремлении личности к собственной персонализации, самоактуализации и определенном воздействии на других членов общества.

- Третья фаза заключается в интеграции каждого человека в определенную социальную группу, где он раскрывает собственные свойства и возможности.

Только последовательное протекание всего процесса может привести к благополучному завершению всего процесса. Сам процесс социализации включает основные этапы социализации личности. Среди основных стадий можно выделить: дотрудовую стадию, трудовую стадию, послетрудовую стадию.
Основные этапы социализации личности:

Первичная социализация - процесс протекает с самого рождения до становления самой личности;

Вторичная социализация – на данном этапе происходит перестройка личности в период зрелости и пребывания в социуме.

Рассмотрим данный процесс в зависимости от возраста более подробно на каждом этапе:

- Детство – социализация начинается с самого рождения и развивается уже с самой ранней стадии развития. Как известно, именно в данном возрасте происходит формирование личности каждого человека практически на 70 %. При запаздывании данного процесса прослеживаются необратимые последствия, поскольку именно в детстве закладывается начало самой социализации. До 7 лет понимание собственного Я проходит наиболее естественным образом, чем в более старших годах.

- Подростковый возраст – не менее важный социальный этап в общем цикле жизни каждого отдельного индивида. На протяжении этого этапа происходит наибольшее число физиологических изменений, начинается половое созревание и становление личности. С 13-летнего возраста дети стараются брать на себя как можно больше обязанностей.

- Молодость (ранняя зрелость) – возраст 16 лет считается наиболее опасным и напряженным, поскольку теперь каждый индивид самостоятельно и сознательно решает для себя, в какое общество ему вступить и избрать для себя наиболее подходящее социальное общество, в котором он будет достаточно длительное время пребывать.

- В более старшие годы (примерно в возрасте от 18 до 30 лет) основные инстинкты и становления социализации перенаправляется на работу и собственную любовь. Первые представления о самом себе приходят к каждому юноше или девушке через трудовой опыт, сексуальные отношения и дружбу. Неправильное освоение, либо восприятие может привести к серьезным необратимым последствиям. И тогда человек будет жить бессознательно до кризиса, который наступить в возрасте 30 лет.

 

6. Социальные статусы и роли личности.

Положение личности в обществе, характер ее взаимодействия с окружающей средой часто связывают с понятиями «социальный статус», «социальный престиж» и «социальная роль».

Социальный статус– это характеристика положения личности в социальной иерархии. Он фиксирует различия между людьми по их социальному престижу в обществе, определяет место индивида в системе социальных отношений.

Социальный престиж– оценка обществом социальной значимости вещей (их свойств) и людей (их поведения) с точки зрения норм и ценностей, принятых в данном обществе. Социальный статус личности зависит от объективных факторов (наличия дохода), и субъективных показателей (уровня и качества образования, квалификации, стиля жизни). Статус может быть:

1) наследственный(или предписанный), когда индивид приобретает положение в обществе независимо от его личных усилий (статус миллионера, негра, женщины);

2) приобретенный, достигаемый личностью, благодаря ее выбора, усилий, заслуг.

Классифицируют статусы и по другим критериям. Например:

1) естественныйстатус – связан с биологическими признаками, скажем, статус мужчины или женщины может быть различным;

2) профессионально-правовойстатус– имеет социальные критерии своего измерения, официально оговоренные или неформальные.

Социальная роль– модель поведения, обусловленная положением личности в системе межличностных отношений. Бывают роли студента, жениха, отца, спортсмена. Воспитывая мальчика, мы обучаем его мужским ролям. Человек приобретает новые роли в течение всей своей жизни.

Социальные роли могут быть постоянные,то есть существовать длительное время(например, роль матери) и временные, выполняемые в течение короткого периода(например, роль гостеприимного хозяина).

В социологии используют и такое понятие как ролевая напряженность– несовместимость ролевых ожиданий (священник в армии благословляет солдат на убийство). Часто выполняемые роли могут стать несовместимые (скажем, роль студентки, и роль молодой матери). Возникает ролевой конфликт,который находит разрешение, к примеру, через академический отпуск студентки.

7. Социальная структура и стратификация. Признаки и критерии стратификации.
Основными элементами социальной структуры могут являться индивиды, занимающие определенные статусы и выполняющие определенные социальные роли, объединения этих индивидов на основе из статусных признаков в группы, социально-территориальные, этнические и иные общности. Социальная структура выражает объективное деление общества на общности, классы, слои, группы и т.д., указывая на различное положение людей по отношению друг к другу по многочисленным критериям. В зависимости от того, какой элемент выделяется в качестве главного, структура общества может быть представлена как групповая, классовая, общностная, стратификационная, институциональная, организационная и т.д. система. Таким образом, социальная структура – это строение общества в целом, система связей между его основными элементами.
В качестве основных разновидностей социальных общностей в социологии различают социальные классы, этнические общности и территориальные общности.
Социальные классы по определению, данному В.И. Лениным – это большие группы людей, различающиеся:
• по месту в исторически определенной системе общественного производства (нпр, рабовладелец, феодал, буржуа, раб, крепостной крестьянин, наемный работник);
• по отношению к средствам производства (одни классы владеют собственностью на средства производства, другие – нет);
• по роли в общественной организации труда (одни управляют, другие подчиняются);
• по способам получения и размерам дохода (одни получают прибыль, другие – зарплату, одни – миллионы, другие – копейки).
Характерными чертами этнических общностей являются: язык, территория, общность происхождения, государственная принадлежность, антропологические особенности, культурно-бытовая специфика, религия, особенности психического склада, этническое самосознание.
Основными элементами территориальных общностей являются: деревня, поселок, город, агломерация, регион, страна.
Помимо вышеперечисленных общностей, в социальную структуру входят:
• социально-демографические общности (мужчины, женщины, молодежь, старики, дети);
• социально-профессиональные общности (металлурги, учителя, врачи, менеджеры, торговцы и др.);
• социально-культурные общности (люди с высшим и средним образованием, разделяющие доминирующую культуру и относящиеся к контркультуре и др.);
• конфессиональные общности (православные, католики, протестанты, буддисты, мусульмане и др.);
• маргинальные группы, утратившие свое прежнее социальное положение и не приобретшие новое (беженцы, переселенцы).
Все люди, живущие в обществе, существуют не сами по себе, а входят в состав тех или иных социальных групп.
Социальная группа – это совокупность людей, для которых характерно:
• взаимодействие друг с другом;
• идентичность, т. е. осознание своей принадлежности к данной группе;
• членство, т. е. входящие в группу считаются ее членами, причем как самими входящими, так и другими людьми;
• устойчивость взаимосвязей;
• определенная степень организованности.

Существуют различия, когда одни группы и индивиды занимают более высокие позиции в обществе, а другие – более низкие.
Социальная стратификация – структурированное неравенство между различными группами людей, которое приводит к расслоению в обществе.

Критерии стратификации:
1. Доход как выражение наличия (или отсутствия) богатства, собственности. Доход измеряется количеством денежных поступлений индивида (семьи) в определенный промежуток времени.
2. Власть как возможность влиять на других людей, в том числе и помимо их желания.
3. Образование как совокупность систематизированных знаний, умений и навыков. Образование можно измерить количеством лет обучения и его качеством.
4. Престиж как уважение, которым пользуется в обществе та или иная должность, профессия, род деятельности.
Помимо основных критериев стратификации существуют дополнительные стратификационные признаки, позволяющие отнести индивида или группу к определенной страте, слою, классу:
• пол (при прочих равных условиях статус мужчины обычно выше статуса женщины);
• возраст (с возрастом статус обычно повышается, до определенных пределов, конечно);
• семейное положение (статус человека, имеющего собственную семью, обычно выше статуса человека, семьи не имеющего; важно также к какой семье принадлежит индивид);
• этнорелигиозная принадлежность (представитель основной этно-конфессиональной группы обычно выше по статусу);
• место проживания (горожанин зачастую изначально имеет более высокий статус, чем житель деревни).
В структуре современного общества выделяют обычно три класса (страты) – высший, средний, низший, которые, в свою очередь, можно разделить на своеобразные «подклассы».
На вершине иерархии помещается высший класс – политическая и финансовая элита, обладающая огромными доходами и властью. Главный критерий отнесения к высшему классу – богатство, наличие большого количества ликвидных ценностей, которые могут быть проданы в любую минуту (акции, страховые полисы, яхты, коллекции картин).
Высший высший класс – представители аристократии, влиятельных и богатых династий, чье положение настолько прочно, что не зависит от конкуренции, социально-экономических изменений в обществе.
Низший высший класс – политики и представители крупного капитала, относительно недавно пробившиеся в элиту и не обладающие еще достаточными связями и влиянием, чтобы быть причисленными к высшему классу. Их называют «выскочки», «новые русские», «новые белорусы».
Основной частью населения современного общества является средний класс. Это люди, создающие основную массу, обладающие образованием, квалификацией и собственностью, стремящиеся сделать карьеру. Если высший класс отличается богатством, то средний класс – зажиточностью.

К высшему среднему классу относят преуспевающих бизнесменов, менеджеров, крупных юристов, врачей, профессоров, выдающихся спортсменов.
Низший средний класс составляют наемные работники – мелкие и средние чиновники, преподаватели, инженеры, квалифицированные рабочие.
Однако, несмотря на это, в социальной структуре продолжает существовать и низший класс– люди, находящиеся у черты бедности или ниже ее.
К высшему низшему классу относятся неквалифицированные рабочие.
А низший низший класс составляют безработные, инвалиды, бездомные, нищие. Часть низшего низшего класса, находящуюся на социальном дне, называют люмпенами. Т.о., для низшего класса характерны бедность и нищета.
Индивиды и группы, занимающие определенное место в социальной структуре и системе стратификации, могут перемещаться, изменять свое положение, занимать новые позиции. Этот процесс получил название социальной мобильности. Основные виды социальной мобильности: горизонтальная мобильность (например, переезд индивида из одного города в другой с таким же числом жителей, переход из одной семьи в другую) и вертикальная мобильность (повышение или понижение по службе, существенное улучшение или ухудшение благосостояния). Вертикальная мобильность может быть либо в виде социального восхождения, либо в виде социальной деградации.
В зависимости от уровня мобильности все общества делятся на открытые и закрытые. Чем демократичней общество, тем оно более открыто. Хотя, вместе с тем, всегда существуют определенные барьеры, ограничения доступа в группы с более высоким статусом. Чем выше социальный класс, тем труднее в него проникнуть.

 

 

8.Социальные общности, социальные группы. Начало формы Социальная общность- это совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами (во всех или некоторых аспектах жизнедеятельности) условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.Общности не создаются сознательно людьми, а складываются под воздействием объективного хода общественного развития, совместного характера человеческой жизнедеятельности. Исторически первыми видами общностибыли возникшие сразу же с образованием человеческого общества такие объединения, как семья, род, племя.С переходом от первобытнообщинного строя к общественному устройству возникают новые общности: социальные классы и другие социальные группы, образуются общности социально-этнические-народности и затем нации. Разделение труда порождает профессиональные группы (сравнить, нпр, средневековые цехи и корпорации). Возникают трудовые коллективы. Социальная группа- совокупность людей, имеющие общий социальный признак и выполняющие общественно необходимую функцию в общей структуре общественной деятельности. Все многообразие социальных групп можно классифицировать в зависимости от: - размеров групп, -социально значимых критериев; ~ типа идентификации с группой. Номинальные группы.Их выделяют только для статического учета населения, и поэтому у них есть второе название- социальные категории. Пример: пассажиры пригородных автобусов; состоящие на учете милиции; бездетные, многодетные и малодетные семьи; имеющие временную или постоянную прописку; имеющие двойное гражданство; проживающие в отдельных или коммунальных квартирах. Социальные категории— искусственно сконструированные для целей статического анализа группы населения, и поэтому такие группы называют номинальными, или условными. Они необходимы в хозяйственной практике. К примеру, чтобы правильно организовать пригородное движение электричек, надо знать, какова общая или посезонная численность пассажиров. Реальные группы.Признаки: пол — мужчины и женщины; доход — богатые, бедные и зажиточные; национальность — русские, англичане, эвенки, турки; возраст — дети, подростки, молодежь, взрослые, старики; • родство и брак — холостые, женатые, родители, вдовые; • профессия (род занятий) — водители, учителя, военнослужащие; • место жительства — горожане, сельские жители. В самостоятельный подкласс реальных групп иногда выделяют два типа и называют их главными:стратификационные — рабство, касты, сословия классы; • этнические — расы, нации, народы, народности, племена, кланы; • территориальные — выходцы из одной местности (земляки), горожане, селяне. За реальными группами находятся агрегаты.Так называют совокупности людей, выделенные на основе поведенческих признаков. К ним относят аудиторию (радио, телевидения), публику (кино, театра, стадиона), некоторые разновидности толпы (толпа болельщиков, прохожие). Они сочетают в себе черты реальных и номинальных групп, по этому размещаются на границе между ними. Термин «агрегат» обозначает случайное скопление людей. Агрегаты не изучаются статистикой и поэтому не относятся к статистическим группам

9. Социальная мобильность: понятие и виды.

Понятие социальной мобильности означает перемещение индивидуумов (иногда групп) между различными позициями в иерархии социальной стратификации, связанное с изменением своего статуса.

Существует два основных видасоциальной мобильности - межпоколенная и внутрипоколенная, а также два основных типа — вертикальная и горизонтальная. Они, в свою очередь, распадаются на подвиды и подтипы, которые тесно связаны друг с другом.

Межпоколенная мобильность предполагает, что дети достигают наиболее высокой социальной позиции либо опускаются на более низкую позицию, чем их родители. Пример: сын рабочего становится профессором.

Внутрипоколенная мобильность имеет место там, где один и тот же индивид на протяжении жизни несколько раз меняет социальные позиции. Иначе она называется социальной карьерой. Пример: токарь становится инженером, а затем начальником цеха, директором завода, министром.

Вертикальная мобильность подразумевает перемещение из одной страты (сословия, класса, касты) в другую.

В зависимости от направления перемещения существует восходящая мобильность (социальный подъем) и нисходящая мобильность (социальный спуск, движение вниз). Повышение в должности — пример восходящей мобильности, разжалование — нисходящей.

Горизонтальная мобильность подразумевает переход индивида из одной социальной группы в другую, расположенную на одном и том же уровне. Примером служит перемещение одного трудового коллектива в другой, из одного гражданства в другое, из одной семьи (родительской) в другую (свою собственную, вновь образованную), из одной профессии в другую.

Разновидностью горизонтальной мобильности служит географическая мобильность. Она подразумевает не изменение статуса или группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса. Примером выступает международный и межрегиональный туризм, переезд из города в деревню и обратно.

Если к перемене места добавляется перемена статуса, то географическая мобильность превращается в миграцию. Если деревенский житель приехал в город, чтобы навестить родственников, то это географическая мобильность. Если же он переселился в город на постоянное место жительства и нашел здесь работу, то это уже миграция. Он поменял профессию.

Социальную мобильность различают и по другим критериям:

индивидуальную мобильность, когда перемещения вниз вверх или по горизонтали происходят у одного человека независимо от других;

групповую мобильность, когда перемещения происходят коллективно, к примеру, после социальной революции старый класс уступает господствующие позиции новому классу.

К факторам индивидуальной мобильности, т. е. причинам, позволяющим одному человеку достичь больших успехов, чем другому, социологи относят:

социальный статус семьи;

уровень получения образования;

национальность;

пол;

физические и умственные способности, внешние данные;

получение воспитание;

место жительства;

выгодный брак.

Групповая мобильность происходит тогда, когда повышается или понижается общественная значимость целого класса, сословия, касты.

Причинами групповой мобильности служили следующие факторы:

социальные революции;

иностранные интервенции, нашествия;

межгосударственные войны;

гражданские войны;

военные перевороты;

смена политических режимов;

замена старой конституции новой;

крестьянские восстания;

междоусобная война аристократических родов;

создание империи.

 

10. Структура, функции, цели и задачи социальных институтов, их типология.

Социальные институты- устойчивые формы организации и регулирования общественной жизни. Их можно определить как совокупность ролей и статусов, предназначенных для удовлетворения определенных социальных потребностей. Они классифицируются по общественным сферам:

экономические (собственность, зарплата, разделение труда), которые служат производству и распределению ценностей и услуг;

политические (парламент, армия, полиция, партия) регулируют использование этих ценностей и услуг и связаны с властью;

институты родства (брак и семья) связаны с регулированием деторождения, отношений между супругами и детьми, социализацией молодежи;

институты культуры (музеи, клубы) связаны с религией, наукой, образованием и др;

институты стратификации (касты, сословия, классы), которые детерминируют распределение ресурсов и позиций.

Все социальные институты обычно подразделяют на главные (основные) и неглавные (неосновные).Их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего возникновения и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием бюрократической системы управления, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.

Социальные институты помогают решать жизненно важные проблемы большому количеству людей. Например, миллионы людей, влюбившись, прибегают к помощи института брака и семьи, а заболев - к институтам здравоохранения и т.д. Законный порядок в обществе обеспечивают такие институты, как государство, правительство, суды, полиция и проч.

Институты одновременно выступают и инструментами социального контроля, так как благодаря своему нормативному характеру заставляют людей подчиняться принятым нормам и соблюдать соответствующую дисциплину.

Функции социальных институтов:

1) воспроизводство членов общества (семья, государство и т.п.);

2) социализация – передача индивидам установленных в данном обществе образцов поведения и способов деятельности (семья, образование, религия);

3) производство и распределение (экономически-социальные институты управления и контроля – органы власти);

4) функции управления и контроля (осуществляются через систему социальных норм и предписаний);

Условия успешного функционирования социальных институтов:

1) четкое определение цели и круга выполняемых действий,

2) рациональное разделение труда и его рациональная организация,

3) деперсонализация действий,

4) бесконфликтное включение в глобальную систему институтов.

Дисфункция социального института – нарушение нормативного взаимодействия с социальной средой (общество).

Дисфункции:

1) персонализация социального института (меняет свои функции в зависимости от интересов отдельных лиц);

2) существования “теневой экономики”.

 

11.Социальный конфликт: понятие, структура, типология, основные этапы.

Социальный конфликт-это столкновение двух и более субъектов (сторон) социального взаимодействия, причинами которого являются несовместимые потребности, интересы и ценности. В основе конфликта лежат субъективно-объективные противоречия. Однако не всякое противоречие перерастает в конфликт. Для того чтобы объективно существующие противоречия трансформировались в социальный конфликт, необходимо, чтобы субъекты взаимодействия осознали, что то или иное противоречие является препятствием на пути достижения ими жизненно важных целей и интересов.

Объективными считаются противоречия, которые реально существуют в обществе независимо от воли и желания субъектов. Нпр, противоречия между трудом и капиталом, между управляющими и управляемыми, противоречия «отцов» и «детей» и т. д.

Кроме объективно существующих противоречий в воображении субъекта могут возникнуть мнимые противоречия, когда объективных причин для конфликта нет, но субъект воспринимает ситуацию как конфликтную. Возможна и иная ситуация, когда реально существуют конфликтные противоречия, но субъект считает, что достаточных причин для конфликта нет.

Структурасоциального конфликта состоит из следующих элементов:

объекта - конкретной причины столкновения субъектов;

двух и более субъектов, конфликтующих из-за какого-либо объекта;

инцидента- формального повода для начала открытого противоборства.

Конфликту предшествует возникновениеконфликтной ситуации. Это противоречия, возникающие между субъектами по поводу объекта.

В современном обществе конфликты неизбежны, поэтому необходимо контролировать их и управлять ими. Основнымипризнаками конфликта являются:

наличие ситуации, которая противодействующими сторонами воспринимается как конфликтная;

наличие у участников конфликта противоположных целей, потребностей, интересов и методов их достижения;

взаимодействие конфликтующих сторон;

результаты конфликтного взаимодействия;

использование давления и даже силы.

Основные типы конфликтов:

1.по количеству участников конфликтного взаимодействия:

- внутриличностные — состояние неудовлетворенности человека какими-либо обстоятельствами своей жизни, которые связаны с наличием у него противоречащих друг другу потребностей, интересов. стремлений и могут вызвать аффекты;

-межличностные- разногласие между двумя или более членами одной группы или нескольких групп;

- межгрупповые- происходя

Последнее изменение этой страницы: 2016-06-09

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...