Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Лекторий

 

КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН

на 2016/17 год

 

Санкт-Петербург

Издательство Государственного Эрмитажа

Печатается по решению

Редакционно-издательского совета

Государственного Эрмитажа

 

 

Лекторий Государственного Эрмитажа

Лекторий расположен в Главном штабе

Адрес: Дворцовая площадь, д. 6/8

(вход со стороны Дворцовой площади).

 

Лекторий в Реставрационно-хранительском центре «Старая деревня»

Адрес: Заусадебная ул., д. 37А.

 

 

Информацию обо всех изменениях в работе Лектория

можно получить по тел. 495-70-70, 495-70-71, 495-71-31, 495-71-41,

по электронной почте [email protected]

или на сайте Государственного Эрмитажа

www.hermitagemuseum.org

(в разделе «Досуг и образование» рубрика «Лекторий» или на странице «Календарь»)

 

 

Музей оставляет за собой право изменения порядка лекций в абонементах,

а также замены лекторов и места проведения занятий

 

Обращаем внимание слушателей на то, что абонементы

и билеты на лекции не дают права посещения

экспозиций музея и выставок

 

На обложке: К. П. Беггров. Вид на здание Главного штаба с Дворцовой площади. Раскрашенная литография. 1822. Фрагмент

 

© Государственный Эрмитаж, 2016

СОДЕРЖАНИЕ

УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА В ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭРМИТАЖЕ

I курс ……………………………………………………………………….…………………………..5

II курс …………………………….………………………………………..……………………..…….7

III курс ………………………………..……………………………………..………………….….…...9

ВОСТОЧНЫЕ КЛАССЫ

Древний Египет………………………………..………………………..………….…………….…...12

Индия ………………………………..………………………..…………………………….…………13

Китай………………………………..………………………..……………………………….……….14

Погребенные царства Китая………………………………..………………………………….…..…15

ИСКУССТВО ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

«В Венеции все совершенство красоты» ………………………………………………………..….17

Гармония букв и линий: немецкая старопечатная книга …………………………………….……18

Метаморфозы. Курьезы природы и шедевры искусства …………………………………….…….19

По следам литературных героев. Вымысел и реальность …………………………………………20

Мастера золотого века живописи. XVII век …………………………………………………….….21

Французские ткачи для русских императоров ……………………………………………………..22

Мастера ювелирного искусства ………………………………………………………………….….23

История одного заказа. Сервиз с зеленой лягушкой ………………………………………………24

«Истинно британское искусство».

Английская акварель XVIII – первой воловины XIX века …………………………………….…..25

Мастера первой половины XIX столетия …………………………………………………………..26

Великая арт-революция. Париж. Начало XX века …………………………………………............27

От изображения к выражению. Из истории немецкого экспрессионизма ……………………….28

Скульптура XX-XXI веков: неизменное в изменившемся ………………………………………...29

XXI век. Три художника …………………………………………………………………………..…30

 

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

Греция. Эпоха великих перемен. V-IV век до нашей эры …………………………………………32

«Для отдыха цезарей»: императорские виллы Италии …………………………………………….33

Загадки скифов …………………………………………………………………………………….…34

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО СТРАН ВОСТОКА

«Земное искусство – небесная красота». Искусство исламского мира …………………………..36

Пустынные замки Хорезма ………………………………………………………………………….37

Тайны забытой империи …………………………………………………………………………….38

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА РОССИИ

«…Люди мудрые, рохмистры, арихтыхтаны, аристотели…»

Европейские строители в Московской Руси XV-XVI веков …………………………………….40

Русские в Европе. Начало XVIII века ……………………………………………………………..41

Императорский фарфоровый завод: история, люди, шедевры …………………………………...42

«...Каждый камень дышит воспоминанием...» Мемориальные затеи эпохи Екатерины II …....43

Россия и наполеоновская Франция. Размышления после юбилея ……………………………….44

Гражданские министерства. События и люди ………………………………………………….....45

Новый Эрмитаж. Архитектура и скульптура ……………………………………………………..46

Покои Николая II в Зимнем дворце ………………………………………………………………..47

Русский авангард и мода …………………………………………………………………………....48

РАССКАЗЫВАЮТ ХРАНИТЕЛИ ЭРМИТАЖА………………………………………...…….…..50

ЗНАМЕНИТЫЕ КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ………………………………………………………….…....51

ЭРМИТАЖ. ИЗБРАННОЕ ………………………………………………………………….…….……52

IN MEMORIAM. Лекции, посвященные памятным датам ……………………………………………53

 

ЛЕКТОРИЙ в РХЦ «СТАРАЯ ДЕРЕВНЯ»

С древнейших времен до наших дней ………………………………………………………………55

Знаменитые святилища Древней Греции …………………………………………………………...57

Прогулки по Риму ………………………………………………………………………………........58

«Церковь дивна и славна».

Архитектура и монументальная живопись русского средневековья ……………………………..59

Европейское шпалерное ткачество ………………………………………………………………….60

Музеи Лондона ……………………………………….…………………………………………........61

Франсиско Гойя – художник двух эпох …………………………………………………………….62

«В высокой галерее портретов длинный ряд» ……………………………………………………...63

Мастера второй половины XIX века ………………………………………………………………..64

Выставки современного искусства. XX-XXI век....………………………………………………...65

УНИВЕРСИТЕТ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОГО ИСКУССТВА

В ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭРМИТАЖЕ

Тематика лекций знакомит с развитием зарубежного искусства с древнейших времен до наших дней. Занятия рассчитаны на три учебных года и включают 87 лекций.

I КУРС

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО ДРЕВНЕГО МИРА

ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ВОСТОКА

Лекции читают сотрудники Государственного Эрмитажа

СРЕДА

Начало в 19 часов

 

 

Сентябрь

21 Происхождение искусства

28 Эпоха неолита и бронзы

Октябрь

5 Культура и искусство Древнего Египта (Древнее царство)

12 Культура и искусство Древнего Египта (Среднее и Новое царство)

19 Культура и искусство Древнего Египта периода Амарны

26 Культура и искусство Древнего Шумера и Аккада

Ноябрь

2 Культура и искусство Вавилона и Ассирии

9 Искусство Эгейского мира III–II тыс. до н. э.

16 Искусство Древней Греции VIII – начала V вв. до н. э.

23 Искусство Древней Греции V–IV вв. до н. э.

Декабрь

14 Искусство эпохи эллинизма

21 Искусство Древней Италии VII–I вв. до н. э.

28 Искусство Древнего Рима VI в. до н. э. – I в. н. э.

 

Январь

11 Искусство Древнего Рима II–IV вв.

18 Культура и искусство скифов и кочевых племен

25 Культура и искусство античных городов Северного Причерноморья

Февраль

1 Кельты и римская Галлия

8 Культура и искусство Ахеменидского Ирана

15 Искусство Ирана III–VII вв.

22 Искусство Средней Азии VI–VIII вв.

Март

1 Культура и искусство древнетюркского мира

15 Культура и искусство Восточного Туркестана II–X вв.

22 Искусство арабского мира VII–ХVIII вв.

29 Искусство Ирана VII–XVIII вв.

Апрель

5 Культура и искусство Древней Индии

12 Искусство Индии VII–ХVII вв.

19 Культура и искусство Древнего Китая

26 Искусство Китая VII–ХIX вв.

Май

3 Искусство стран Восточной Азии. Корея

10 Искусство стран Восточной Азии. Япония

 

Абонемент № 16-21. Университет истории зарубежного искусства

В Государственном Эрмитаже. I курс

Стоимость абонемента – 4 750 руб.

Стоимость льготного абонемента – 2 800 руб.

Посещение лекций возможно по разовым билетам на лекцию

II КУРС

ИСКУССТВО ВИЗАНТИИ

ЧЕТВЕРГ

Начало в 19 часов

Сентябрь

22 Искусство Византии V–VIII вв.

29 Искусство Византии IX–XV вв.

Октябрь

6 Искусство раннего Средневековья

13 Искусство средневековой Европы XI–XII вв. Романский стиль

20 Искусство средневековой Европы XIII–XV вв. Готика

27 Искусство Италии XIII–XIV вв. Проторенессанс и интернациональная готика

Ноябрь

3 Искусство Флоренции первой половины XV в.

10 Искусство Флоренции второй половины XV в.

17 Художественные школы Италии XV в.: Умбрия, Падуя, Мантуя

24 Художественные школы Италии XV в.: Феррара, Болонья, Венеция

Декабрь

15 Становление Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи

22 Высокое Возрождение. Рафаэль

 

 

Январь

12 Высокое Возрождение. Микеланджело

19 Высокое Возрождение в Венеции. Джорджоне, Тициан

26 Искусство Венеции второй половины XVI в.

Февраль

2 Искусство Италии XVI в. Маньеризм

9 Искусство Нидерландов XV в.

16 Искусство Нидерландов XVI в.

23 Искусство Испании XV–XVI вв.

Март

2 Искусство Германии XV в.

9 Искусство Германии XVI в.

16 Искусство Франции XV–XVI вв.

23 Искусство Италии конца XVI–XVII в. Караваджо и караваджизм

30 Искусство Италии XVII в. Академизм и барокко

Апрель

6 Искусство Италии конца XVII–XVIII вв.

13 Искусство Венеции XVIII в.

20 Искусство Испании XVII в. Веласкес

27 Искусство Испании XVII в. Рибера, Сурбаран, Мурильо

Май

4 Искусство Фландрии XVII в. Рубенс

11 Искусство Фландрии XVII в. Ван Дейк, Йорданс, Снейдерс

Абонемент № 16-22. Университет истории зарубежного искусства

ВТОРНИК

Начало в 19 часов

Сентябрь

27 Искусство Голландии XVII в. Портрет. Пейзаж

Октябрь

4 Искусство Голландии XVII в. Бытовой жанр. Натюрморт

11 Искусство Голландии XVII в. Рембрандт

18 Искусство Франции XVII в.

25 Искусство Франции XVIII в.

Ноябрь

1 Искусство Англии XVII в.

8 Искусство Англии XVIII-XIX вв.

15 Искусство Испании XVIII-начала XIX вв. Гойя

22 Искусство Франции первой половины XIX в. Классицизм

Декабрь

13 Искусство Франции первой половины XIX в. Романтизм

20 Искусство Японии XVII-XX вв.

27 Искусство Германии XIX в.

Январь

10 Искусство Франции середины XIX в. Реализм

17 Искусство Франции второй половины XIX в. Импрессионизм

24 Искусство Франции конца XIX в. Постимпрессионизм

31 Искусство Западной Европы второй половины XIX в. Символизм и модерн

Февраль

7 Архитектура XX в. Поиски стиля. Модерн

14 Искусство Франции первой половины XX в. Матисс и фовизм

21 Искусство Франции первой половины XX в. Пикассо и кубизм

28 Искусство Германии первой половины XX в. Экспрессионизм

Март

7 Искусство Италии первой половины XX в. Футуризм и метафизическая живопись

14 Искусство Западной Европы и США первой половины XX в. Сюрреализм

21 Искусство Западной Европы и США XX в. Абстракционизм

28 Искусство Западной Европы и США второй половины XX в.

«Новая реальность», поп-арт, гиперреализм

Апрель

4 Скульптура XX в.

11 Архитектура XX в. Направления и мастера. От конструктивизма до постмодернизма

18 Искусство рубежа XX-XXI вв. Актуальные тенденции

Абонемент № 16-23. Университет истории зарубежного искусства

ВОСТОЧНЫЕ КЛАССЫ

 

Сезон 2016-2017 – третий год существования «Восточных классов» в Лектории Государственного Эрмитажа. Это большие циклы лекций, фактически академические семестровые курсы, каждый из которых посвящён искусству не просто страны, но яркой, особой цивилизации одного из «Востоков» – Древнему Египту, Китаю и Индии.

Все монографические курсы лекций – авторские, подготовленные специалистами из разных отделов Эрмитажа. Именно поэтому даты отдельных лекций могут быть изменены, а в 2017 году циклы могут быть по просьбам слушателей продлены - как и в прошлом году – чтением дополнительных лекций, а также сопровождаться занятиями на экспозициях.

ДРЕВНИЙ ЕГИПЕТ

 

Лекции читает сотрудник Отдела Востока

доктор исторических наук

Андрей Олегович Большаков

ЧЕТВЕРГ

Начало в 18 часов 30 минут

Сентябрь

29 Древний Египет. Лекция 1

Октябрь

6 Древний Египет. Лекция 2

13 Древний Египет. Лекция 3

20 Древний Египет. Лекция 4

27 Древний Египет. Лекция 5

Ноябрь

3 Древний Египет. Лекция 6

17 Древний Египет. Лекция 7

24 Древний Египет. Лекция 8

ИНДИЯ

 

Лекции читает сотрудник Научно-методического отдела «Школьный центр»

Наталия Николаевна Воробьева

ЧЕТВЕРГ

Начало в 18 часов 30 минут

 

Январь

19 Индия. Лекция 1

26 Индия. Лекция 2

Февраль

2 Индия. Лекция 3

9 Индия. Лекция 4

16 Индия. Лекция 5

Март

2 Индия. Лекция 6

9 Индия. Лекция 7

16 Индия. Лекция 8

 

 

Абонемент № 16-25. Индия

КИТАЙ

 

Лекции читает сотрудник Научно-просветительного отдела

Марина Вадимовна Козловская

ВТОРНИК

Начало в 18 часов 30 минут

Ноябрь

8 Китай. Лекция 1

15 Китай. Лекция 2

22 Китай. Лекция 3

Декабрь

13 Китай. Лекция 4

20 Китай. Лекция 5

27 Китай. Лекция 6

Январь

10 Китай. Лекция 7

17 Китай. Лекция 8

24 Китай. Лекция 9

31 Китай. Лекция 10

Февраль

7 Китай. Лекция 11

14 Китай. Лекция 12

Абонемент № 16-26. Китай

ПОГРЕБЁННЫЕ ЦАРСТВА КИТАЯ

 

Лекции читает сотрудник Отдела Востока

Наталья Александровна Сутягина

ВТОРНИК

Начало в 18 часов 30 минут

 

 

Октябрь

4 Погребённые царства Китая. Лекция 1

11 Погребённые царства Китая. Лекция 2

18 Погребённые царства Китая. Лекция 3

25 Погребённые царства Китая. Лекция 4

 

Ноябрь

1 Погребённые царства Китая. Лекция 5

 

 

ИСКУССТВО

ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ

 

«В ВЕНЕЦИИ ВСЕ СОВЕРШЕНСТВО КРАСОТЫ»

Лекции читает сотрудник Научно-просветительного отдела

Надежда Сергеевна Заболотская

 

Совершенству красоты города и блеску его живописи посвящен цикл лекций.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Начало в 12 часов

Март

5 Венеция – «жемчужина Адриатики»

12 Венеция. Становление школы

19 Венеция. Апогей

26 Венеция. Яркий закат

 

 

Людмила Валерьевна Фролова

Книга – сложный художественный ансамбль, в структуре которого принципиальна каждая деталь от выбора шрифта и стиля иллюстрации до материала переплета. Немецкие мастера эпохи Возрождения, подарив миру книгопечатанье, вывели искусство книги на высокий художественный уровень.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Начало в 15 часов 30 минут

Октябрь

16 Иоганн Гутенберг, его предшественники и последователи: в поисках красоты

23 Немецкие инкунабулы: эксперименты на пути к совершенству

30 Альбрехт Дюрер: книга как высокое искусство

Ноябрь

6 Шедевры немецкой книги XVI века

 

МЕТАМОРФОЗЫ.

Анна Борисовна Кропина

Виртуозно обыгрывая причудливость формы, необычность цвета и фактуры натуралий как черепаховый панцирь и барочный жемчуг, кокосовый орех и страусовое яйцо, морские раковины и перламутр, зуб нарвала и коралл мастера преображают природный материал, сообщая ему новую неповторимую образность.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Начало в 12 часов

 

 

Февраль

5 «Диковинное узорочье брони». Черепаховый панцирь и его применение

12 «Дары морской стихии». Морские раковины, барочный жемчуг и перламутр

19 «Курьезы флоры и фауны». Кокосовый орех и страусовое яйцо, зуб нарвала и коралл

 

Ирина Владленовна Быкова

В английской литературе издавна героями известных произведений становились реальные и легендарные исторические персонажи. И, в свою очередь, уже литературное творение воздействовало на современную жизнь и по-своему интерпретировалось в искусстве. Как сплетаются и взаимодействуют реальность и вымысел в литературе и изобразительном искусстве Англии, пойдет речь на лекциях.

СУББОТА

Начало в 12 часов

Март

11 В поисках Камелота. Британия Артуровского эпоса

18 Дорога в Кентербери. Путь паломников «Кентерберийских рассказов» Джефри Чосера

25 При дворе Глорианы. Королева Елизавета и поэзия елизаветинской эпохи

XVII ВЕК

Лекции читают сотрудники Научно-просветительного отдела

ПЯТНИЦА

Начало в 19 часов

 

Сентябрь

30 Караваджо Лектор – Зоя Владимировна Купцова

Октябрь

14 Бернини Лектор – Светлана Борисовна Эсман

21 Латур, Ленен Лектор – Татьяна Робертовна Пасынкова

28 Пуссен, Лоррен Лектор – Татьяна Робертовна Пасынкова

Ноябрь

4 Веласкес Лектор – Светлана Геннадьевна Павлова

11 Рибера, Сурбаран, Мурильо Лектор – Светлана Геннадьевна Павлова

18 Рубенс Лектор – Светлана Ивановна Ольмезова

25 Ван Дейк, Йорданс Лектор – Светлана Ивановна Ольмезова

Декабрь

16 Халс, Вермеер Делфтский Лектор – Светлана Викторовна Мурашкина

23 Рембрандт Лектор – Виктория Яковлевна Снеговская

 

Татьяна Николаевна Лехович

СУББОТА

Начало в 15 часов 30 минут

Октябрь

29 «Сии шпалеры баталий на память славных дел».

Петр I – привилегированный заказчик Мануфактуры Гобеленов

Ноябрь

5 Забытая история. Бархатное убранство Петровского зала Зимнего дворца

МАСТЕРА ЮВЕЛИРНОГО ИСКУССТВА

Лекции читает сотрудник Научно-просветительного отдела

Виктория Сергеевна Петрова

Творения ювелиров прошлых эпох хранят память о своих создателях и владельцах. Они изящны и неповторимы и, подобно картинам и скульптурам, заключают в себе тайный смысл, заложенный мастером. Даже малая деталь может рассказать о многом, превращая красивую безделушку в послание.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Начало в 15 часов 30 минут

Февраль

19 Мастера XVIII века

(И.Позье, Г.Экарт, Ж.Будде, Ж.Фази, Я. Дюваль)

26 Русские мастера второй половины XIX века

(И.Хлебников, П.Овчинников, П.Сазиков, К.Фаберже)

Март

5 Мастера эпохи модерна

(Р.Лалик, Ж.Фуке, Л.Гайар, А.Муха)

 

 

ИСТОРИЯ ОДНОГО ЗАКАЗА.

СЕРВИЗ С ЗЕЛЕНОЙ ЛЯГУШКОЙ

Лекции читает сотрудник Научно-просветительного отдела

Ирина Владленовна Быкова

Жемчужиной эрмитажного собрания является «Сервиз с зеленой лягушкой», который был заказан Екатериной II на мануфактуре Джозайи Веджвуда для Чесменского дворца в Петербурге. Виды английских старинных замков, аббатств, загородных особняков, городские и сельские пейзажи, запечатленные на предметах этого огромного сервиза, позволяют совершить настоящее путешествие по «старой доброй Англии» XVIII столетия.

СУББОТА

Начало в 12 часов

Январь

14 Джозайя Веджвуд и мануфактура «Этрурия»

21 Екатерина Великая и «Сервиз с зеленой лягушкой»

 

Алена Алексеевна Артамонова

Акварель – особая техника, дающая художнику широчайший диапазон выразительных средств в самых разных жанрах. Английские мастера в XVIII – первой половине XIX века превращают акварельную живопись в подлинно национальный вид искусства, создавая и прекрасные виды своей страны, и злободневную политическую сатиру, и навеянные поэзией возвышенные образы.

СУББОТА

Начало в 12 часов

Апрель

8 Портрет поместья. Пейзажная акварель XVIII века

15 Романтическое видение. Пейзажная акварель первой половины XIX века

22 Изящное общество. Бытовой жанр и сатирическая акварель

29 «Потерянный рай». Акварели Уильяма Блейка и Генри Фюсли

 

ПЯТНИЦА

Начало в 19 часов

 

Январь

13 Блейк Лектор – Жанна Суреновна Баграмова

20 Гойя Лектор – Юлия Григорьевна Лукьянова

 

27 Давид, Энгр Лектор – кандидат культурологии,

Наталья Евгеньевна Кроллау

Февраль

3 Жерико, Делакруа Лектор – кандидат культурологии,

Наталья Евгеньевна Кроллау

10 Констебл, Тёрнер Лектор – Жанна Суреновна Баграмова

17 Фридрих, Рунге Лектор – Светлана Викторовна Мурашкина

24 Менцель Лектор – Светлана Викторовна Мурашкина

Март

3 Домье Лектор – Валерия Викторовна Белянчикова

10 Руссо, Милле, Коро Лектор – Валерия Викторовна Белянчикова

17 Курбе Лектор – Валерия Викторовна Белянчикова

 

 

ВЕЛИКАЯ АРТ-РЕВОЛЮЦИЯ. ПАРИЖ.

НАЧАЛО XX ВЕКА

Лекции читает сотрудник Научно-просветительного отдела

кандидат искусствоведения

Наталья Валентиновна Бродская

Открытия импрессионистов и их последователей привели к грандиозному взрыву в живописи в начале XX века. Париж, родина свершившейся революции, стал тем центром, тем вулканом, раскалённая лава которого затопила весь мир.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Начало в 12 часов

 

 

Октябрь

30 Начало всего. Анри Матисс

Ноябрь

6 Взрыв цвета. Фовисты

13 Пути расходятся. Парижская школа

20 Восстание против традиции. Дада

27 Явление. Пабло Пикассо

 

 

ОТ ИЗОБРАЖЕНИЯ К ВЫРАЖЕНИЮ.

Светлана Викторовна Мурашкина

Экспрессионизм – самое яркое и очень характерное для искусства Германии явление XX века. Этим термином принято обозначать творчество мастеров, зачастую очень разных в своих художественных исканиях, но объединенных неким общим переживанием мира.

Цикл посвящен основным объединениям художников, представляющим разные стороны экспрессионизма.

СУББОТА

Начало в 12 часов

Октябрь

22 Группа «Мост»

29 Художественное объединение «Синий всадник»

 

Ноябрь

5 Художники «Новой вещественности»

Вероника Борисовна Губина

Каково место скульптуры, одного из самых древних искусств, в современном мире? В XXI веке классические виды искусства вынуждены соперничать с новыми его формами и явлениями, такими, как инсталляция, ассамбляж, энвайронмент. Продолжает ли скульптура говорить своим собственным уникальным языком?

СУББОТА

Начало в 15 часов 30 минут

Ноябрь

19 Между традицией и протестом.

Фигуративная и нефигуративная скульптура первой половины XX века

26 Пластические эксперименты с материей и пространством.

Скульптура второй половины XX века

Декабрь

10 Соперники скульптуры - новые формы современного искусства

 

XXI ВЕК. ТРИ ХУДОЖНИКА

Лекции читают сотрудники Научно-просветительного отдела

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Начало в 12 часов

 

 

Январь

15 Сезар Манрике. Архитектура Лектор – Юлия Григорьевна Лукьянова

22 Розлин Гране. Скульптура Лектор – кандидат искусствоведения,

Наталья Валентиновна Бродская

29 Зао Вуки. Живопись Лектор – Марина Вадимовна Козловская

 

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

ДРЕВНЕГО МИРА

 

 

ГРЕЦИЯ. ЭПОХА ВЕЛИКИХ ПЕРЕМЕН.

V-IV ВЕК ДО НАШЕЙ ЭРЫ

Лекции читает сотрудник Научно-просветительного отдела

Ирина Валентиновна Бузунова

 

 

Древнегреческие ученые, политики, полководцы, художники были творцами свободной Эллады, создателями её души. Они возвели понятие красоты в ранг закона. И какие бы катаклизмы ни сотрясали Грецию, огонь, пылавший внутри, не угасал, отражаясь в творениях эллинов.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Начало в 15 часов 30 минут

 

Март

12 Расцвет афинской демократии. Гармония духа и тела

19 Пелопоннесская война. Крушение надежд и поиск новых идеалов

26 Крах афинской гегемонии. Возрождение искусства

 

Апрель

2 Македонское завоевание. Греция побеждённая, но не сломленная

9 Империя Александра Великого. Роскошь Востока с душой Эллады

 

Александр Михайлович Бутягин

 

 

Виллы были традиционным центром обитания и хозяйствования в римской Италии, начиная ещё с периода Республики. Императоры превратили их в настоящие загородные дворцы, украшенные скульптурами, фресками и мозаиками, окружённые грандиозными парками и водоёмами. Некоторые из них превосходили по размерам небольшие города, а по богатству соперничали с лучшими постройками Рима. На лекциях будет рассмотрено на примерах развитие архитектуры и внутреннего убранства вилл, от правления Октавиана Августа вплоть до падения Римской Империи.

 

 

СУББОТА

Начало в 12 часов

Январь

28 Виллы Октавиана Августа

Февраль

4 Виллы императора Тиберия

11 Виллы императоров в округе Рима (Нерон, Траян и другие)

25 Вилла Адриана

Март

4 Виллы поздних императоров

ЗАГАДКИ СКИФОВ

Лекции читает сотрудник Отдела археологии Восточной Европы и Сибири

кандидат искусствоведения

Елена Федоровна Королькова

Древние кочевники Евразии сохранили о себе память в мировой истории как грозные властители степей, искусные лучники, превосходные всадники и создатели интереснейшего художественного явления – звериного стиля. Не имевшие письменности, скифы оставили только материальные следы своей многообразной и яркой культуры, базировавшейся на мировоззрении с развитой мифологической системой и сложными религиозными представлениями. Материалы археологических раскопок и стали основой самого лучшего в мире собрания скифских древностей, хранящегося в Эрмитаже.

СУББОТА

Начало в 15 часов 30 минут

Октябрь

1 Скифы. Легенды и реальность

8 Властители степей. Кони и всадники

15 Древние кочевники Евразии. Люди, идолы и боги

22 Золото скифов и звериный стиль

КУЛЬТУРА И ИСКУССТВО

СТРАН ВОСТОКА

 

 

«ЗЕМНОЕ ИСКУССТВО – НЕБЕСНАЯ КРАСОТА»

ИСКУССТВО ИСЛАМСКОГО МИРА

Лекции читает сотрудник Научно-методического отдела «Школьный центр»

Наталия Николаевна Воробьева

В цикле лекций делается попытка отобразить картину художественной культуры исламского мира, показать памятники основных видов искусства и характерные типы архитектурных сооружений, выявить особенности языка мусульманского искусства разных регионов от Индии до Испании.

СУББОТА

Начало в 12 часов

Ноябрь

12 Мечети, медресе, мавзолеи

19 Слово, книга, миниатюра

26 Во дворцах, шатрах и райских садах

ПУСТЫННЫЕ ЗАМКИ ХОРЕЗМА

Лекции читает сотрудник Отдела Востока

Павел Борисович Лурье

Хорезм - окруженный пустынями плодородный оазис в нижнем течении Аму-дарьи. На протяжении тысячелетий в нем развивалась своя культура, лишь частично сходная с цивилизациями соседей: парфян, бактрийцев, согдийцев, кочевников Великой степи. Масштабные раскопки Хорезмской археолого-этнографической экспедиции открыли затерянные в песках городища хорезмийцев, их ирригационные сооружения, некрополи.

 

 

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Начало в 15 часов 30 минут

 

Февраль

5 Хорезм и соседи в VI в. до н.э. - II в. н.э.

12 Хорезм в III - VIII вв. н.э.

 

ТАЙНЫ ЗАБЫТОЙ ИМПЕРИИ

Лекции читает сотрудник Научно-просветительного отдела

Марина Вадимовна Козловская

Цикл лекций посвящен уникальной коллекции буддийской живописи, найденной в начале XX века знаменитым путешественником и исследователем Центральной Азии Петром Кузьмичем Козловым. Выполненные в китайской и тибетской традиции живописные произведения XI-XIII веков, хранящиеся в Эрмитаже, и памятники письменности, над изучением которых работают специалисты Института восточных рукописей РАН, дают возможность не только заглянуть в тайны прошлого, но и посмотреть на некоторые события истории средневековой Центральной Азии с новой точки зрения.

СУББОТА

Начало в 15 часов 30 минут

Апрель

15 «Мёртвый город» Хара-Хото. История открытия, исследователи и исследования

22 Тангутское государство Си Ся. Тайны возникновения и гибели

29 Коллекция живописи. Сюжеты, иконография, стилистика, проблемы изучения

 

 

ИСТОРИЯ И КУЛЬТУРА

РОССИИ

 

 

«…ЛЮДИ МУДРЫЕ, РОХМИСТРЫ, АРИХТЫХТАНЫ, АРИСТОТЕЛИ…»

Юлия Юрьевна Денисова

 

 

В поиске мастеров, которые смогли бы построить грандиозные храмы и дворцы, соответствующие значимости нового центра русских земель, московские князья обратились в Европу. Первым среди иноземных архитекторов был Аристотель Фиораванти – создатель главного собора Московского Кремля.

СУББОТА

Начало в 15 часов 30 минут

Апрель

1 «…Аристотель именем». Аристотель Фиораванти

8 Итальянцы и не только они. Мастера XVI века

РУССКИЕ В ЕВРОПЕ.

НАЧАЛО XVIII ВЕКА

Лекции читает сотрудник Отдела «Дворец Меншикова»

кандидат исторических наук

Ирина Витальевна Саверкина

Петровские реформы открыли новую страницу во взаимоотношениях России и стран Западной Европы. Россия стала великой державой и играла все возрастающую роль в международных отношениях. Сам Петр I совершил два заграничных путешествия. Русские люди посещали зарубежные страны дипломатическими миссиями, с образовательными и познавательными целями. Петровские преобразования и победы в Северной войне вызывали в Западной Европе все возрастающий интерес к России¸ а знакомство с зарубежными странами обогатило русскую культуру.

 

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Начало в 12 часов

 

 

Апрель

2 Два заграничных путешествия Петра I

9 Первые русские «туристы» в Западной Европе

23 Агенты Петра I и их приобретения

30 Русские дипломаты - «Птенцы гнезда Петрова»

 

 

СУББОТА

Начало в 15 часов 30 минут

 

Март

18 «Дело порцелина». От середины XVIII века до 1917 года

25 «Серп и молот на фарфоре». С 1917 года до наших дней

 

Дарья Александровна Куликова

 

«При всяком блестящем подвиге я ставлю какой-нибудь памятник» - призналась Екатерина в 1771 году Вольтеру. Стремясь увековечить важные события царствования и отметить заслуги своих подданных, императрица обратилась к древним формам триумфальных ворот, колонн и обелисков. В век Екатерины «столпы и врата» стали не только украшением пышных фейерверков и празднеств, как при Петре I, но заняли важное место в убранстве городов и императорских резиденций. «Мания к строительству» подобных сооружений охватила и ближайших сподвижников Екатерины.

ВОСКРЕСЕНЬЕ

Начало в 12 часов

 

 

Декабрь

11 Искусство «огненных потех»

18 «Столпы, подзоры, пирамиды» Северной Семирамиды

25 «Трогательные памятники составляют лучшее украшение садов»

 

РАЗМЫШЛЕНИЯ ПОСЛЕ ЮБИЛЕЯ

Лекции читает сотрудник Отдела «Арсенал»

Павел Викторович Суслов

 

Наступил 2016 год, и в январе месяце исполнилось ровно 200 лет с того момента, когда император Александр I своим рескриптом возвестил об окончании войны с Францией…

 

 

СУББОТА

Начало в 15 часов 30 минут

 

Январь

28 «Бывшие …». Судьба наполеоновских гвардейцев при I-й Реставрации

и отряд острова Эльба (1814-15 гг.)

Февраль

4 «Он – вернулся!». Сто дней Наполеона – к вопросу о причинах

и анализ реакции на событие

11 Битва при Ватерлоо – последний парад Императорской Гвардии Наполеона

25 Россия и Франция в 1815 – 18 гг.

Март

4 «В пику победителям». Французская Королевская Гвардия в 1814-15 и в 1816-1830 гг.

11 Наполеоновские войны 1792-1815 гг. в творчестве французского живописца Ораса Вернэ

ГРАЖДАНСКИЕ МИНИСТЕРСТВА. СОБЫТИЯ И ЛЮДИ

Лекции читают сотрудники Государственного Эрмитажа

 

 

Лекции посвящены министерскому (восточному) корпусу здания Главного Штаба, истории и повседневной жизни крупнейших ведомств Российской Империи - министерства иностранных дел и министерства финансов, а также выдающимся государственным мужам России XIX века.

ПЯТНИЦА

Начало в 19 часов

Март

31 От министерств к музею. Восточное крыло здания Главного штаба

Лектор – Александр Николаевич Дыдыкин

Апрель

7 «Большая игра» и азиатский департамент министерства иностранных дел

Лектор – Илья Валентинович Астров

14 А.С. Пушкин и два министерства Лектор – Ольга Анатольевна Игнатова

 

Абонемент № 16-52. Гражданские министерства

Екатерина Сергеевна Измаилкина

 

Здание Нового Эрмитажа было построено в середине XIX века как придворный «Музеум». Над его возведением трудилось много мастеров. Для каждого это стало важной вехой, а для кого-то и самым значительным событием творческого пути. Работа над созданием проекта императорского «Музеума» и его скульптурного оформления навсегда связала имена баварского архитектора Лео фон Кленце и петербургского скульптора Александра Ивановича Теребенева.

СУББОТА

Начало в 12 часов

Октябрь

1 Лео фон Кленце – придворный архитектор Людвига I Баварского

8 Лео фон Кленце и Императорский Музеум в Санкт-Петербурге

15 А.И. Теребенев и скульптурное оформление Нового Эрмитажа

 

Николай Сергеевич Онегин

«Приятно провести сутки в уютных комнатах Зимнего», - так писал Николай II о своих личных апартаментах в северо-западном ризалите Зимнего дворца. Созданные в духе викторианских интерьеров в 1890-е годы, они были свидетелями частной жизни последнего монарха, революционного лихолетья, а затем стали частью большого музейного комплекса.

 

 

СУББОТА

Начало в 15 часов 30 минут

 

Январь

14 «В уютных комнатах Зимнего».

Убранство личных комнат императорской семьи

21 От императорских покоев к музейным залам:

судьба апартаментов Николая II после 1917 года

РУССКИЙ АВАНГАРД И МОДА

<

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...