Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Правовые основы государственной службыПравовую основу государственной службы в Российской Федерации регламентируют следующие нормативно-правовые акты: Конституция Российской Федерации. Конституция Российской Федерации в части 4 статьи 32 одной из важнейших форм участия граждан в управлении делами государства и общества определила государственную службу. Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 года N 79-ФЗ. Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом "О системе государственной службы Российской Федерации" устанавливает правовые, организационные и экономические основы федеральной государственной гражданской службы и государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации[1]. Предметом регулирования данного Федерального закона являются отношения, связанные с поступлением на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации. Федеральный закон «О системе государственной службы Российской Федерации» от 27 мая 2003 года N 58-ФЗ (ред. от 11.11.2003). Данный Федеральный закон в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет правовые и организационные основы системы государственной службы Российской Федерации, в том числе системы управления государственной службой Российской Федерации.[2] Преобразования, происходящие в системе российского права, во многом связаны с осуществляемыми в нашей стране судебной, правовой и административной реформами. Ученые продолжают обсуждать вопросы взаимосвязи государственной службы и гражданского общества, а также общие вопросы реформирования государственно-служебного законодательства [3]. С одной стороны, административная реформа воздействует на систему административного права. Уже сейчас утверждают, что принятие в 2003 году ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" явилось результатом проводимой в стране административной реформы. Следующим шагом в развитии института государственной службы стало принятие Государственной Думой Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации". Этот Закон называют "трудовым кодексом" для чиновника или ГОСТом службы [4]. В плане законотворческой деятельности находятся и другие законы (например, "О государственной службе казачества" [5]). С другой стороны, административное право может само воздействовать на характер и содержание административной реформы. Создатели концепции административной реформы, с нашей точки зрения, в меньшей степени согласовывали ее направления и этапы проведения с потребностями развития административного права. Административная реформа изменяет черты, содержание, а иногда и сами принципы соответствующих административно-правовых институтов[6]. В литературе новые законы о государственной службе получили неоднозначную оценку: наряду с утверждениями о том, что они заложили, в целом, твердые правовые основы построения и практической деятельности самой двигательной силы в государственном механизме, можно встретить и достаточно отрицательные оценки нововведений. Например, президент фонда "ИНДЕМ" Г. Сатаров оценивает ФЗ от 27 июля 2004 г. "О государственной гражданской службе Российской Федерации" на "три с минусом" и приводит соответствующие обоснования[7]. Кроме указанных нормативных актов, правовую основу государственной службы Российской Федерации также составляет ряд подзаконных нормативных актов: 1. Указ Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» от 30 мая 2005 года N 609. 2. Указ Президента Российской Федерации «О примерной форме служебного контракта о прохождении государственной гражданской службы Российской Федерации и замещении должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 16 февраля 2005 года N 159. 3. Указ Президента Российской Федерации «О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации» от 1 февраля 2005 года N 110. 4. Указ Президента Российской Федерации «О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации» от 1 февраля 2005 года N 112. Понятие государственной службы Государственная служба - профессиональная деятельность государственных служащих по обеспечению исполнения полномочий государственных органов. Это центральный институт АП. В РФ правовой основой государственной службы является: Конституция РФ; КЗОТ РСФСР; ФЗ «Об основах государственной службы РФ» от 31.07.95 г. № 119-ФЗ; Указ Президента РФ «О государственных должностях в РФ» от 11.01.95 г. № 32; Указ Президента РФ «О реестре государственных должностей федеральных государственных служащих» от 11.01.95 г. № 33; ФЗ «О воинской обязанности и воинской службе» от 28.03.98 г. № 53-ФЗ; ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.98 г. № 76-ФЗ; Закон РФ «О федеральных органах налоговой полиции» от 24.06.93 г. № 5238-1. Виды государственной службы (в зависимости от нескольких критериев): Принцип федерализма - вся государственная служба делится на: а) федеральную государственную службу (ст.71 КРФ); б) государственная служба субъектов РФ. В совместном ведении РФ и субъектов находится только кадры судебных и правоохранительных органов (утверждение судей - прерогатива президента РФ); Принцип разделения властей: служба в органах представительной, исполнительной и судебной власти; Иногда ГС делят на: гражданскую и милитаризованную. Существует два понимания ГС: госслужба - аппарат; госслужба - все, вплоть до государственных предприятий. Госслужба строится на принципах: 1) правовые: а) принцип верховенства КРФ и ФЗ над иными НПА при исполнении государственными служащими должностных обязанностей; б) принцип приоритета прав и свобод человека и гражданина; в) принцип единства системы государственной власти и разграничения предметов ведения и полномочий между РФ и субъектами; г) принцип разделения властей; д) принцип равного доступа к государственной службе. 2) организационные: а) принцип обязательности решений для государственных служащих, принятых вышестоящими органами; б) принцип единства основных требований предъявляемых к госслужбе; в) принцип профессиализма и компетенции госслужащих; г) принцип гласности; д) принцип ответственности за принимаемые решения и неисполнение служебных обязанностей; е) принцип внепартийности госслужащих, отделение религиозных объединений от государства; ж) принцип стабильности кадров государственных служащих. Каждое государство заинтересовано, чтобы состав чиновников был стабилен, поэтому во всех системах есть деление на политических служащих (которые следуют судьбе своей политической деятельности) и карьерных (стабильный круг служащих, не меняются при перемене власти). Государственная должность Государственная служба проходит на государственных должностях. Государственная должность - должность в федеральных органов государственной власти, органах государственной власти субъектов РФ, а также в иных государственных органах, образуемых в соответствии с КРФ, с установленными кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий данного органа, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей (ст.1 ФЗ «Об основах госслужбы» от 31.07.95 г.) Государственные должности согласно закону, подразделяются на: Политико-судебные - должности, устанавливаемые КРФ, федеральными законами, конституциями и уставами субъектов РФ для непосредственного исполнения полномочий государственных органов. Высший уровень руководителей (Президент, председатель правительства, председатель палат парламента, руководители органов законодательной и исполнительной власти субъектов и т.д. ). Патронатные - должности, учреждаемые в установленном законодательством РФ в порядке, для обеспечения непосредственных полномочий лиц, замещающих должности категории А. Административные - должности, учреждаемые государственными органами для исполнения и обеспечения их полномочий. Все эти должности должны быть перечислены в Реестре государственных должностей РФ. Реестр состоит из перечня политических должностей (категория А) и Реестра государственных должностей государственной службы (категории Б и В). Утверждается Президентом РФ. Строго говоря, в настоящее время, понятие государственной службы относится к группе Б и В, т.е. Президент РФ - не государственный служащий. Группа Б - политические чиновники. По закону, государственная служба на государственных должностях категории Б ограничена сроком, на который назначаются или избираются соответствующие лица, замещающие государственные должности категории А. Классификация должностей: высшие; главные; ведущие государственные должности, службы; старшие; младшие. Должности соответствует определенный квалификационный разряд. Граждане претендующих на занятие 2 и 3 группы должностей обязаны иметь высшее профессиональное образование по профилю госслужбы или то, которое считается равноценным. Квалификационные разряды должны присваиваться по результатам квалификационного экзамена: действительный государственный советник 1, 2, 3 класса (для высших государственных служащих); государственный советник РФ 1, 2, 3, класса (для государственных служащих замещающих главные должности); советник РФ 1,2,3 класса (для служащих, замещающих ведущие должности); советник государственной службы 1, 2, 3, класса (для служащих старших государственных должностей); референт 1, 2, 3, класса (для младших государственных должностей). Квалификационные чины 1, 2 класса присваиваются Президентом РФ, остальные начальником заведения.
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |