Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Язык и стиль научно-исследовательской работыВ целях грамотного описания научно-исследовательского материала предъявляются требования не только к содержанию и результатам курсовой, выпускной квалификационной работы или магистерской диссертации, но и к их литературному и внешнему оформлению. Исследование, проведенное студентом или магистрантом, должно быть написано в рамках строго нормированного научного стиля, принадлежащего к книжным стилям литературного языка, которым присущ ряд общих условий функционирования и языковых особенностей: · обдумывание высказывания и его монологический характер; · строгий отбор языковых средств; Научный стиль имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера науки (естественные, гуманитарные) и различий между жанрами высказывания (монография, научная статья, доклад, учебник и т. д.). Его спецификой являются: · логическая последовательность изложения; · упорядоченная система связей между частями высказывания; · стремление автора к точности; · сжатость выражения при сохранении полноты содержания; Значительную роль в формировании научного стиля играет порядок построения предложений и умение использовать различные языковые средства. При анализе и разработке различных классификаций в тексте уместно употреблять обороты типа: «могут быть выделены следующие черты», «отмечается ряд особенностей», «рассмотрим подходы к классификации», «в литературе описаны следующие разновидности», «целесообразно различать», «в основу классификации ложатся», «попытаемся выделить основные признаки», «будем различать разные виды», «различают следующие варианты» и т.п. Для определения отношений между рассматриваемыми явлениями могут использоваться составные подчинительные союзы, такие как: «благодаря тому, что», «вследствие того, что», «ввиду того, что», «в связи с тем, что», «в силу того, что», «несмотря на то, что», «в то время как», «между тем, как», «тогда, как» и т.п. Для объединения частей текста, абзацев, имеющих тесную логическую связь друг с другом, используются слова и сочетания, указывающие на эту связь. Например: «поэтому», «при этом», «сначала», «затем», «следовательно», «на основе этого», В качестве средства связи частей текста служат вводные слова или сочетания слов, которые устанавливают последовательность изложения: «во-первых», «во-вторых», При необходимости обращения внимания на определенные моменты в научно-исследовательской работе следует употреблять соответствующие конструкции языка: «прежде всего», «необходимо выделить», «исследователи данной проблемы подчеркивают», «охарактеризуем подробнее», «остановимся несколько подробнее», «ключевым моментом является», «важным является», «следует подчеркнуть», «назовем основные подходы», «остановимся более подробно», «оригинальный подход к проблеме принадлежит» и т.п. При формулировании актуальности рассматриваемой проблемы, описании научных подходов предложения могут начинаться так: «обратимся к актуальным вопросам», «в последние годы правомерно усилился интерес» и т.п. При помещении в работу авторских разработок можно начинать предложение соответствующими словами: «возможно», «видимо», «представляется целесообразным», «видится необходимым», «попытаемся представить процесс», «мы наметили», «попытаемся определить», «анализ предполагает следующие выводы», «нам видится уместным говорить», «нами выделен ряд особенностей», «в результате анализа эмпирических данных выделим» и т.п. В курсовой, выпускной квалификационной работе, магистерской диссертации не рекомендуется вести изложение от первого лица: «Я рассмотрел», «Я считаю». Допускаются обороты с сохранением первого липа множественного числа, в которых исключается местоимение «мы», т.е. «наблюдаем», «считаем». Предпочтительнее использовать безличные обороты: «доказано», «считается» и т.п. Научные работы характеризуются тем, что многие предположения и утверждения описываются со ссылкой на изученную литературу: «в доступной нам литературе отмечается», «авторы различают», «в трудах исследователей данной проблемы», «общепринятой точкой зрения является», «авторами изложена точка зрения», «интересно проследить», «где высказывается ряд соображений», «описан и разработан подход», «в ряде научных работ», «в ходе изучения научной литературы выявлено» и т.п. При подведении итогов главы, параграфа целесообразно использовать слова и сочетания клише: «в заключение этого раздела» (главы, параграфа), «указанное выше позволяет сделать вывод», «таким образом», «учитывая вышесказанное», «подводя итог», «изложенный подход дает возможность сделать вывод», «иными словами», «в заключение» и т.п. 2.2. Структурные части работы и их содержание Курсовая, выпускная квалификационная работа или магистерская диссертация состоят из нескольких структурных частей. Все они, за исключением приложений, обязательны. · Титульный лист · Содержание · Введение · Основная часть (состоит из разделов и подразделов) · Заключение · Список использованных источников и литературы · Приложения Каждая из составных частей работы начинается с нового листа и имеет свои особенности и специфику. Титульный лист – обязательная часть работы. Он содержит сведения о месте выполнения работы, исполнителе и руководителе. На титульном листе выпускной квалификационной работы или магистерской диссертации указываются сведения об утверждении работы на кафедре, которая допускает ее к защите. Образец титульного листа курсовой работы дается в приложении 1, выпускной квалификационной работы – в приложении 2, магистерской диссертации – в приложении 3, автореферата магистерской диссертации – в приложении 4. Содержание включает в себя наименования всех структурных частей работы с указанием номеров страниц, на которых размещается начало каждой части. Образец оформления листа «Содержание» дается в приложении 5. Введение включает в себя несколько частей, которые не выделяются подзаголовками, но присутствуют в работе. Расположение этих частей введения согласуется на консультациях с научным руководителем, поскольку зависит от конкретной темы работы. Обязательными частями введения являются: · актуальность темы – краткое изложение сути проблемы, аргументированное обоснование необходимости и своевременности решения задачи в соответствии с логикой науки или требованиями практики; · объект исследования – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранные для изучения; · научная новизна – определение новых результатов теоретического характера, нового подхода, способа, модели или методики, получение которых ожидается в процессе исследования; · методология исследования – система общих принципов, подходов и методов, составляющих основу для данной науки. Метод – способ достижения какой-либо цели и решения задачи; совокупность приемов или операций, считающихся достаточными для получения достоверной информации об объекте исследования. Методы научного исследования принято делить на общие и специальные.Специальные методы характерны для отдельных областей научного знания. Общие методы научного познания используются на всем протяжении исследовательского процесса и в самых различных науках. Общие методы научного познания обычно делят на три группы: а) методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение и др.); б) методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция и др.); в) методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.); · научная разработанность проблемы – обзор существующих исследований по теме, выяснение того, насколько полно и всесторонне разработана выбранная проблема и ее отдельные аспекты; · цель и задачи исследования – получение нового научного знания для конкретной отрасли науки. Под целью понимается общий итог исследования – новое научное знание. Помимо цели, в работе, формулируется несколько задач, отражающих различные аспекты общей проблемы, т.е. последовательные шаги, необходимые для достижения цели работы. Важно, чтобы все задачи, определенные во введении были полностью отражены в основных частях работы и подытожены в заключении; · характеристика источников – определение возможностей имеющихся источников для раскрытия поставленной проблемы (т.е. необходимо выявить, что представляют собой привлекаемые источники и каковы их особенности – объективность, информативность и пр.); · положения выносимые на защиту – т.е. те новые и существенные результаты, обсуждение которых позволит оценить значимость и качество выполненной работы. Основная часть работы состоит из разделов и подразделов. Их взаимосвязь показана на образце листа «Содержание». Здесь в логической последовательности дается изложение исследуемых вопросов темы на основе самостоятельного изучения источников и исследовательской литературы. Каждая часть должна заканчиваться краткими выводами, отражающими решение конкретных задач, сформулированных во введении работы. В заключении излагаются итоги самостоятельного изучения поставленной проблемы и формулируются основные выводы по теме. Эти выводы строятся на основании результатов анализа материалов, приводимых в разделах работы, но не повторяют их, а обобщают. Библиографический список, включает в себя всю использованную в процессе научного поиска литературу, источники и электронные ресурсы, которые дают представление о степени изученности студентом конкретной проблемы. Возможны несколько вариантов заглавия библиографического списка: · литература – если включается вся изученная автором литература и электронные ресурсы, независимо от того, использовались они в работе или нет; · список использованной литературы – если включается только та литература и электронные ресурсы, которые анализировались или использовались в тексте; · список использованных источников и литературы – если кроме изученной исследовательской литературы, электронных ресурсов включаются и источники. Как правило, список состоит из нескольких разделов. Первым разделом является перечень источников, которые разбиваются на группы: опубликованные документы и материалы, неопубликованные и архивные документы, периодическая печать, мемуары, видео- и аудиоматериалы и др. Второй раздел – «Литература» – строится по алфавитному принципу. Сюда входят книги, статьи, диссертации, авторефераты диссертаций, справочная литература. Литература на иностранных языках приводится в конце списка в порядке латинского алфавита. Третий раздел включает в себя перечень электронных ресурсов использованных в работе. Образец оформления библиографического списка приводится в приложении 6. Приложения располагаются в работе после списка источников и литературы. Это могут быть рисунки, фотографии, таблицы, переводы источников и т.п. Приложения должны иметь заголовок, который помещается посередине. Заголовок должен отражать содержание приложения. Каждое приложение должно начинаться с нового листа (страницы) с указанием в правом углу слова «Приложение». Если приложений несколько, то они нумеруются арабскими цифрами (без знака «№»), например: «Приложение 1», «Приложение 2» и т.д. Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые даются следующим образом: «См. приложение 1».
Автореферат – краткое изложение содержания магистерской диссертации. Предоставляется отдельно как приложение к ней в 3 – 5 экземплярах. Структурно включает в себя все, что входит во введение, краткое содержание разделов и выводы по работе. В конце автореферата ставиться подпись соискателя.
ОФОРМЛЕНИЕ РАБОТЫ 3.1. Общие правила оформления научно-исследовательской работы Текстработы печатается на одной стороне листа бумаги формата А4 (210x297) одним из следующих способов: машинописным; компьютерным, через 1,5 интервала (сноски через 1 интервал). Размеры полей: левого – не менее 30 мм, верхнего и нижнего – не менее 20 мм, правого – не менее 10 мм. Размер (кегль) шрифта текста и заголовков – 14 (для сносок – 12). Абзацыв тексте начинаются отступом, равным пяти знакам (12 – 15 мм). Выравнивание – по ширине страницы. Разделы и подразделы. Основная часть работы разбивается на разделы и подразделы (см. образец оформления листа «Содержание»). Разделы должны иметь порядковые номера в пределах всей работы и обозначаться арабскими цифрами с точкой. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела. Например: 2.1. – второй раздел, первый подраздел. Заголовки разделов записываются симметрично тексту прописными буквами. Заголовки подразделов записываются с абзаца строчными буквами, кроме первой прописной. После заголовка точка не ставится. Например:
2. ПРЕДПОСЫЛКИ И СОДЕРЖАНИЕ РЕФОРМ |
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-29 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |