Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Значение и своеобразие вальдорфской дошкольной педагогики

Из всего сказанного следует, что теория и практика вальдорфского детского сада имеют большое значение для развития дошкольной педагогики. Среди наиболее ценных положений вальдорфской дошкольной педагогики необходимо отметить ее ярко выраженную гуманистическую ориентацию, направленность на развитие творческого воображения и фантазии ребенка, на формирование продуктивной деятельности, приобщение к основным общечеловеческим ценностям и народной культуре. Причем все это предлагается в адекватных для дошкольного возраста формах деятельности. Огромный интерес представляют и методы нравственного воспитания. Отсутствие конкуренции, направленности на оценку взрослого и на свое самоутверждение позволяет детям видеть достижения и переживания других, помогать своим сверстникам и поддерживать их. Взаимоотношения детей в вальдорфских детских садах выгодно отличаются духом доброжелательности и солидарности, отсутствием конфликтности и агрессивности, умением слышать и понимать другого. При этом каждый ребенок сохраняет свою индивидуальность и умеет проявлять самостоятельность. Независимость от чужих оценок и нонконформизм также отличают этих детей.

Естественно, что вальдорфская педагогика может быть востребованной только в демократических обществах с выраженными гуманистическими ценностями. Характерно, что в Германии, которая является родиной вальдорфской педагогики, в 1933 г. с приходом к власти фашистов все детские сады этого типа были запрещены. Свою работу они возобновили только в 1945 г. В нашей стране первый вальдорфский детский сад был создан в Москве в 1987 г. по инициативе одной многодетной мамы. В 1991 г. открылся московский семинар вальдорфской дошкольной педагогики, где проходят подготовку воспитатели детских садов. В настоящее время в России работает около 50 вальдорфских детских садов.

Вместе с тем вальдорфские детские сады остаются достаточно узким, элитарным направлением педагогики и вряд ли смогут приобрести массовый характер. Дело в том, что они предъявляют чрезвычайно высокие требования к педагогическому составу — не только личностные, но и профессиональные. Воспитатель такого детского сада должен пройти длительную специальную подготовку и стажировку под руководством опытных специалистов, что, естественно, не дает возможности расширять это направление. Вальдорфская педагогика — достаточно закрытая система, куда не допускаются посторонние наблюдатели или контролеры. Каждый взрослый, присутствующий в группе, должен принимать реальное и продолжительное участие в жизни детей. Это относится и к родителям.

Безусловно, данное направление может быть реализовано только при активном участии и поддержке родителей. Родители вовлекаются в педагогический и воспитательный процесс самыми разными способами: они обязательно участвуют в праздниках, в выставках, в кукольных спектаклях, разучивают песни, мастерят игрушки, оформляют помещение группы и др. Активное участие родителей — отличительная черта деятельности вальдорфского детского сада, но для этого необходимы большие временные и энергетические затраты со стороны родителей, к чему, естественно, готовы далеко не все.

Кроме того, взрослые должны принимать и разделять основные педагогические принципы и ценности вальдорфской педагогики, которые во многом не соответствуют установкам современных родителей. В настоящее время большинство родителей ориентированы на умственное развитие детей и на их подготовку к школе. Отсутствие познавательной направленности и специального обучения счету, письму, иностранному языку снижает привлекательность данного направления. Требования быть ближе к природе и ограничить влияние СМИ также расходятся с представлениями и возможностями родителей и трудно реализуемы в современных городских условиях. Настораживают и замкнутость данного направления, его оторванность от современных условий жизни, искусственный романтизм, пронизывающий жизнь детей (игры в гномов, принцесс, небесные светила и др.). Все это препятствует широкому распространению вальдорфской педагогики.

В то же время нельзя не отметить, что такие общепринятые современные педагогические установки, как гуманизация образования, творческое развитие способностей каждого ребенка, уважение его личности, духовно-нравственное воспитание, получили совершенно конкретное воплощение в реальной работе вальдорфского детского сада. Таким образом, творческое освоение этой системы весьма актуально и в настоящее время, так как это — один из способов приобщения к лучшему, что существует в мировой педагогической культуре.

Педагогика Марии Монтессори

В конце XIX – начале XX в. в зарубежной дошкольной педагогике происходят значительные изменения. В связи с успехами естественных наук – биологии, физиологии и на их основе психологии – происходит дальнейшее развитие педагогики и ее отдельных отраслей, в том числе дошкольной педагогики. Капитализм вступил в новый – империалистический этап развития. Стремление буржуазии подчинить своему влиянию все стороны общественной жизни приводит к тому, что педагогика становится объектом пристального внимания буржуазных идеологов. Громогласно объявляя педагогику беспартийной и надклассовой, идеологи капитализма пытались обосновать классовые различия в обществе якобы природными различиями людей. Доказывая, что власть имущие стали таковыми не в силу экономических причин, а благодаря природному превосходству над другими, многие буржуазные педагоги распространяли идеи спонтанного развития личности ребенка в процессе свободного самовоспитания и самообучения, проповедовали отказ от руководящей роли воспитателя, ограничивая его роль созданием соответствующих условий и возможностей для саморазвития детей.
Сравнительно широкое распространение получают в этот период детские сады, которые освобождали женщин-матерей, все более вовлекаемых в процесс капиталистического производства, от ухода за детьми и планомерно воспитывали детей в духе норм буржуазной морали.

В области общественного дошкольного воспитания периода империализма особенно выделяется видный итальянский врач-психиатр и педагог Мария Монтессори (1870-1952). В основанных ею домах ребенка, охватывающих детей дошкольного возраста, осуществлялась своеобразная система воспитания. От воспитателя требовалось, не вмешиваясь в процесс развития ребенка, лишь организовывать обстановку, способствующую его самовоспитанию. Но при этом влияние воспитателя сохранялось безусловно и несомненно. Прежде всего, дети воспитывались в четко выраженном религиозном духе, на котором строилось все нравственное формирование. Использовались специальные упражнения для выработки послушания. Отрицание коллективных форм деятельности детей, занятия с отдельным ребенком вели к возникновению у детей резко индивидуалистических черт. Умственное воспитание Монтессори, по сути, подменила воспитанием органов чувств, для чего разработала соответствующий дидактический материал. В основу занятий были положены материалы и упражнения, взятые из практики работы с умственно отсталыми детьми. Система упражнений была направлена на выработку у детей определенных умений и навыков: различать предметы по форме, весу и цвету, узнавать разнообразные звуки и запахи. Интересные и ценные в отдельности, эти упражнения применялись очень педантично и излишне детализировано, что вместо широкого развития личности приводило к дрессировке различных чувств. Лишенные всякого элемента игры и фантазии, эти упражнения превращались в скучный механический труд, отрицательно сказывались на умственном развитии детей.
Подобное бездуховное, практическое воспитание, сдобренное религиозностью, полностью соответствовало потребностям буржуазии. Н. К. Крупская, анализируя буржуазное дошкольное воспитание, подчеркивала: «И фребелевские и монтессориевские детские сады насквозь пропитаны духом буржуазного патриотизма, способствуют целиком воспитанию подрастающего поколения в направлении, диктуемом властью помещиков и капиталистов их страны».
Подвергнув глубокой и основательной критике оторванную от жизни индивидуалистическую педагогику Монтессори, прогрессивная педагогика взяла на вооружение некоторые ее ценные находки. Это особенно относится к разнообразным дидактическим материалам и методам использования их в сенсорном воспитании.

Последнее изменение этой страницы: 2017-07-07

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...