Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Исследование концепций аналогов учебных пособий по предметам изобразительного искусства

В данной главе мы проведём анализ аналогичных учебных пособий на тему рисунок и живопись.

Изучение аналогов предполагает детальное исследование всех его аспектов. Фундаментальное исследование необходимо провести для того, чтобы лучше раскрыть предполагаемую гипотезу по созданию эффективного способа передачи информации целевой аудитории и разработке дизайн-проекта учебно-методического пособия в конкурентоспособном современном дизайне.

Исследование аналогов является необходимым условием для развития навыков создания иллюстрированного книжного издания, которое несет в себе функцию обучения. Знание проанализированных приемов художественного оформления, их структур, технических и стилистических особенностей могут послужить фактической базой для усовершенствования процесса преподавания в настоящей работе.

Материалом исследования послужили следующие популярные учебные издания:

1. «Основы учебного академического рисунка» Ли Николай Геннадьевич, редактор Л. Кондрашова, ООО «Издательство «Эксмо», Москва 2007;

2. «Рисунок и живопись» Полный курс. Хэзел Харрисон, ООО «Издательство «Эксмо», Москва 2006;

3. «Художественная школа» Основы техники рисунка. ООО «Издательство «Эксмо», Москва 2007;

4. «Рисунок и живопись» Практическое пособие. Ю.М. Кирцер, Москва «Высшая школа» 1992.

Первым примером учебного издания является книга профессора кафедры рисунка, живописи и скульптуры Пензенской государственной архитектурно-строительной академии. В 1980 году окончил Ленинградский институт им. Репина по специальности художник-график. С 1981года работает в Пензенской государственной архитектурно-строительной академии на кафедре рисунка, живописи и скульптуры. Член Союза художников России.

Издание Н.Г. Ли допущено Министерством образования РФ в качестве учебника для студентов высших учебных заведений.

В представленной книге рассматриваются теоретические и методические вопросы изобразительной грамоты. В книге размещены основные учебные задания по рисунку, расположенные в строгой последовательности усложненных задач, рассматриваются основы композиции, перспективы, пропорции, представлении о форме, объеме и конструкции.

Книга имеет значительный объем в ней помещены 1300 иллюстраций и образцы рисунков, выполненных учащимися Академии художеств и ее институтов.

Обложка издания выглядит изящной и ориентирует на содержание данной книги. В решении обложки был помещен рисунок, созданный самим автором, на котором видны пятна, потертости, что придает иллюзию рисунков старых мастеров, но это можно отнести в ряд положительных качеств данной продукции. Заглавие книги выполнено шрифтом с засечкой в три строки, цвет букв темно-зеленый. В конце заглавия слово «рисунка» выделено более крупным кеглем, чем предыдущие. Название книги помещено в нижней части обложки под изображением. Это сделано для того, чтобы не мешать восприятию рисунка, описанного выше. (см.: рис. 1)

На передней и задней стороне переплёта вдоль книжного корешка находятся углублённые линии-рубчики, благодаря которым стороны книги легко и ровно отгибаются. На верхний и нижний края корешка книжного блока наклеена цветная белая шелковая тесьма — каптал, который также является элементом внешнего оформления книги. Это обеспечивает большую функциональность и обеспечивает долгую сохранность в процессе ее эксплуатации.

Элементы внутренней структуры данной книги выполнены в черно-белом варианте.

Форзац — оформления не имеет, белый фон. В данном случае бумага имеет чисто функциональное назначение. Это тоже один из элементов оформления, потому, что белый лист является основой любого графического изображения. Книга без авантитула.

На лицевой правой стороне титульного листа размещены главные выходные сведения книги: в верхней части — полное имя автора; под ним — заглавие, выполненное идентично переплету; ниже сведение о допуске Министерством образования в качестве учебника для студентов; внизу страницы — место издания и издательство, и год выпуска. Сведения, расположенные на титульном листе и на концевой полосе, а также основные выходные данные выполнены крупным кеглем, что позволяет отличить книгу от всех прочих, и служит основным источником библиографического описания. Оборот титульного листа без оформления, так как с точки зрения обязательности печати выходных данных они выполнены традиционно (см.: рис. 2).

На левой странице после титульного листа помещена 2-ая часть выходных сведений издания. Предвыпускные данные — это часть выходных сведений книги. Предвыпускные сведения обычно размещаются над выпускными данными и содержат повтор основных важных сведений об издании (об авторе, заглавии, составителе) а также сведения о издательских работниках, подготовивших настоящее издание.

На первой странице книги цитата Микеланджело Буонароти, который метко характеризует в своем высказывании искусство наброска рисунка: «Рисунок, который иначе называют искусством наброска, есть высшая точка и живописи, и архитектуры, и скульптуры; рисунок является источником и душой всех видов живописи, и корнем всякой науки. Тому, кто так много достиг, что овладел рисунком, я скажу, что он владеет ценным сокровищем». Далее идет цитата выдающегося художника-педагога П. П. Чистякова: «Рисование… такая же суровая и, главное, точная наука, как математика. Здесь свои незыблемые законы, стройные и прекрасные, которые необходимо изучать…» [13]

Информация для читателя изложена лаконично, классически, соответствует сдержанному характеру учебного пособия. Книга настраивает на серьезный ученический лад.

Наборная полоса текста книги размещена в одну узкую колонку, тем самым создавая широкие поля и много свободного пространства на страницах. Внешние поля составляют 85 мм, внутренние имеют размер 20 мм, сверху 25 мм, снизу 25 мм. Свёрстанный мелким кеглем текстовый блок как нельзя лучше подходит для удобочитаемости этого варианта. Заголовки жирного начертания вынесены на свободное от текста внешнее поле разворота, уравновешивая конструктивное построение разворотов. В книге нет колонтитулов. (см.: рис. 3)

Книжная иллюстрация позволяет наилучшим образом художественно раскрыть и дополнить содержание издания. Иллюстрации художника сгруппированы в книге таким образом, что вполне соответствуют содержанию текста.

В целом, рассматриваемая книга привлекательна во внешнем оформлении, организована и гармонична от титульного листа до выходных сведений. Изданию можно дать высокую оценку и признать, что книга соответствует целевому и читательскому назначению.

Вторым примером учебного пособия является книга под редакцией Хэзел Харрисон. Эта исчерпывающая по содержанию книга содержит подробное описание всех применяемых материалов, технических приемов, современных методов рисования и творческих жанров. Книжное издание поможет начинающим художникам на первых этапах занятий выработать собственную манеру рисования. Приведенные пошаговые фотографии и комментарии к ним наглядно демонстрируют последовательное выполнение художественной работы и результат каждого этапа. В ней представлено множество иллюстраций, картинок, примеров. Содержание книги охватывает самые основные аспекты и вопросы, необходимые для творчества. [14]

Книга «Рисунок и живопись» выпущена в 2006 году, имеет достаточно большой формат 220×290 мм, переплёт твердый. Читатель узнает книгу среди других по яркой колоритной обложке, на которой представлены иллюстрации пошаговых фотографий, демонстрирующих последовательное выполнение художественной работы. В верхней части обложки фотографии карандашей, кисти, пастель, тюбики красок, расположенных навылет с применением эффекта тени. Ниже находятся выходные данные, выполненные крупным рубленым шрифтом, — это название, назначение и рублика книги. В самой нижней части обложки — полное имя автора. Цвета текста ярко-желтый и белый на зеленом и светло-коричневом фоне. Обложка выглядит типичной, традиционной, в оформление не вносится новизна. (см.: рис. 4)

На месте форзаца белые листы бумаги. На белом фоне достаточно простого авантитула черным рубленым шрифтом в правой верхней части страницы помещено название книги. Шрифт аналогичен гарнитуре, используемой в оформлении обложки.

Титул демонстрирует натюрморт художника в виде вазы с полевыми цветами. На титуле указано название книги, автор, издательство, год создания. Композиционное построение — симметрия.

Содержание иллюстрировано художником Мардж Брайт. Это живописная картина «На прогулке», где крупным планом изображены гуляющие гуси. Каждый раздел начинается с распашного красочного шмуцтитула, на котором, как и на обложке располагаются иллюстрации рисунков и различных принадлежностей художника. Заголовок раздела имеет рукописный шрифт черного цвета на белой плашке, расположенной навылет в обрез, что соответствует единому задуманному стилю.

Разнообразие художественного оформления внутри пособия дизайнер осуществил путем различного расположения иллюстраций: открыто — вверху или в низу полосы, в оборку, открыто с выходом на поля и даже под обрез. Большой формат издания позволяет разместить крупные иллюстрации, что дает возможность рассмотреть особенности живописной техники художника. Под иллюстрациями имеются подрисуночные подписи, которые исполнены курсивным заниженным кеглем. Нумерация рисунков в тексте подписи представлена в виде буквицы, размером в две строки. Этот прием вносит разнообразие в оформление и выделяет номера иллюстраций. (см.: рис. 5)

Начертание основного текста гарнитурой с засечками, в том числе и заголовков. Некоторые развороты данного учебного пособия содержат пояснительный элемент — примечания художника, выделенные на плашках постельного серо-голубого цвета. Это важные моменты в книге, так как способствуют лучшему пониманию материала. В книге встречается несколько различных гарнитур, внося небрежность в оформление.

Текст и иллюстрации занимают почти все пространство разворотов книжного издания. Размеры внутреннего поля 14 мм, внешнего 25 мм, верхнего 20 мм, нижнего 24 мм. На боковых полях колонтитул с названием раздела в виде вертикального текста с изображением мазка кисти.

В конце книги имеется алфавитный указатель с размещенными изображениями принадлежностей художника. Он вносит удобство в эксплуатацию.

На последнем развороте издания представлена реклама книги «Основы учебного академического рисунка» Ли Н.Г. и «Классическая библиотека художника» Джовани Чиварди. Представленная реклама служит для создания первичного интереса к книгам.

В основном книга создает хорошее впечатление, служит хорошим фоном для подачи учебного материала и является достаточно лаконичным решением.

Следующая изучаемая книга «Художественная школа», выпущенная в 2007 году. Тип обложки — переплетная крышка из плотного картона, покрывной материал — бумага с ламинированным покрытием. Обложка выполнена из прочного материала, поэтому практична и долговечна. На белом фоне обложки размещены фрагменты иллюстраций картин художников. Центральное место занимает квадратная синяя плашка с названием и назначением книги белым цветом. Начертание шрифта имеет контрастность. (см.: рис. 6)

В книге 528 страниц. Формат 200 х 265. Внутреннее оформление издания двухцветное. В книге представлены иллюстрации в коричневой и черно-белой гамме. Вёрстка книги выполнена в две колонки. Гарнитура с засечками, удобочитаемая.

Главы разделены невыраженными шмуцтитулами на белом фоне с набросками картин, выполненных в карандаше. На каждом шмуцтитуле содержится справочно-поисковый элемент — оглавление заголовков главы.

Развороты книги почти не имеют полей, так как некоторые иллюстрации расположены навылет. В верхней части разворотов проходит тонкая коричневая полоска колонлинейка, отделяя колонтитул от текста. В рамках с оформлением обводки коричневым карандашом, даются советы художника, тем самым помогая лучше усвоить урок. Прекрасно подобранный иллюстративный ряд наглядно показывает все этапы работы с моделью и конечный результат. Недостатком рассматриваемого издания является то, что не указан автор издания. (см.: рис. 7)

Следующая рассматриваемое учебное пособие выпущено в 1992 году издательством «Высшая школа». В иллюстрированном материале рассматриваются основы построения изображения реальной формы на плоскости и художественные и технические особенности живописи. Раскрыты принципы освоения изобразительного искусства. Описаны материалы, оборудование и инструменты.

Данное учебное пособие содержит сведения о рекомендации к изданию Государственным комитетом СССР по народному образованию на обороте титула.

Формат книги — А5, обложка из листа плотной бумаги. Преимущество небольшого формата книги состоит в том, что ее можно при чтении держать в руке; ею можно пользоваться не только дома или в читальне, но и в вагоне; она занимает мало места и на письменном столе, и на книжной полке, и в портфеле, а мягкая обложка уменьшает вес. (см.: рис. 8)

В книге 270 страниц. Форзац представляет собой однокрасочные фрагменты репродукций с изображениями частей человеческого тела. После форзаца сразу размещается титул, авантитула нет. Дальше за титульным листом начинается основной текст. Внутреннее поле составляет 10 мм, верхнее 10 мм, внешнее 15 мм и нижнее 20 мм, что соответствует стандартному решению.

Верстка выполнена без колонок традиционной системой исполнения. Все страницы и книжные развороты воспринимаются как обоснованно и гармонично скомпонованные, на протяжении всей книги последовательно выдерживаются установленные принципы композиции. Изобразительный материал грамотно отделен от текста заметным пробелом. Подписи к иллюстрациям набраны шрифтом пониженного кегля. (см.: рис. 9)

Все заголовки и подзаголовки выполнены гарнитурой с засечками в зеленом цвете. Основной текст удобочитаемый с засечками — цвет черный.

В пособии встречаются иллюстрации в черно-белом варианте и многоцветные, по расположению открытые, в оборку и на всю полосу. Данная схема размещения способствует лучшему восприятию.

Содержащиеся в книге исследования и предложения, несомненно, будут способствовать повышению профессионального уровня мастерства в области изобразительной практики. Настоящая книга вызывает интерес не за счет оформления, а благодаря грамотному и удачному изложению материала и содержанию. Но оформление тоже играет немаловажную роль в учебном пособии, так как это вспомогательный материал, который способствует лучшему усвоению ценной информации. К тому же удачное дизайнерское решение делает книгу более привлекательной и востребованной. Художественное оформление книги должно отвечать эстетическим требованиям и все элементы книги — переплет, шрифт, титульный лист, сам текст должны стать объектами этого оформления.

Анализируемые учебные пособия очень разнообразны по своему оформлению и внутреннему содержанию. Различное художественное решение является своего рода закономерностью. Благодаря определенной организации художником элементов оформления, объект приобретает индивидуальный характер. Ведь именно индивидуальный подход требуется от дизайнера для выполнения художественного проектирования — метод, по которому художник-оформитель получает необходимую информацию для создания дизайнерского объекта оформления. Дизайн — это сложный многоступенчатый процесс, основанный на создании модели некоего еще не существующего явления, объекта, с наперед заданными характеристиками или свойствами.

Таким образом, исследовав учебные пособия, можем сделать вывод что в книгах прослеживаются как общие, так и отличительные черты.

 

Изучение особенностей верстки.

В ходе работы над версткой полосы издания приобретают завершенный эстетичный вид. Качество оформления издания зависит оттого, как расположен текст, дополнительный материал, заголовки.

По мере совершенствования цифровых технологий вёрстку стали осуществлять на компьютерах с помощью компьютерных программ, наиболее популярными из которых, начиная с 1990-х, были: Ventura Publisher, Adobe PageMaker, Adobe FrameMaker, Microsoft Publisher, CorelDraw и Adobe InDesign.

В зависимости от вида печатного издания различают верстку книжную, журнальную, газетную, акцидентную. Верстка каждого вида издания имеет свою специфику и выполняется в согласии с правилами.

Верстка полос должна быть единообразной по отбивкам заголовков и дополнительных текстов, сносок, иллюстраций и подписей к ним. Под единообразием вёрстки понимают подобный характер вёрстки всех полос издания, включающих одинаковые элементы.

Следует обращать внимание при верстке на приводность. Абсолютное совпадение общих размеров чётных и нечётных полос, а также точное совмещение строк основного текста на этих полосах между собой называется приводностью.

Порядок последовательности и размещения отдельных элементов издания при верстке определяется оригиналом, макетом (если он есть) и издательской спецификацией.

В книжных изданиях авантитул, титульный лист, шмуцтитулы, начало первого из предисловий и основного текста желательно заверстывать на нечетных полосах, контртитул или фронтиспис – непременно на четной полосе.

В издании высота полос должна быть неукоснительно одинакова независимо от применяемых кеглей шрифта и видов набора.

Строки текста должны четко совмещаться с соответствующими строками на обороте страницы. Все части текста, набранные другим кеглем или иными стилями (заголовки, дополнительные тексты, сноски, формулы, таблицы), а также иллюстрации с подписями должны быть приведены с помощью отбивок. Не разрешается в начале полосы или колонки оставлять неполную концевую строку абзаца. Однако, это правило не относится к коротким строкам математических рассуждений между формулами. В газетных, журнальных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии концевые строки в начале полосы допустимы при длине строки не менее 2/3 исходного формата.

Не желательно завершать последнюю строчку текстовой полосы знаком переноса, но от этого правила можно отступить, если выполнение существенно ухудшит качество выключки строк.

Размеры спусков в начальных полосах должны быть равными во всем издании. Иногда допускается отступление от заданной величины спуска на одну строку.

Заголовки, подзаголовки, заставки, инициалы, выступающие над текстом и размещаемые в пределах спуска, должны быть заверстаны в размер спуска, т.е. от верхнего края полосы до первой строки текста.

По правилам верстки концевая полоса должна занимать не менее 1/4 полосы и быть короче полной не менее чем на 4 кегельных основного шрифта.

Если колонцифры оформляются с наборными украшениями или со знаками тире, то отбивку колонцифр от этих знаков делают на полукегельную. Колонцифры не ставят на титульных листах, шмуцтитулах, полосах с выходными сведениями.

Оформление колонтитулов (гарнитура и кегль шрифта, наличие линеек, расположение на полосе, набор вместе с колонтитулом колонцифр и пр.) указывается в издательской спецификации. Колонтитулы вверху полосы входят в величину заданной высоты полосы и отбиваются от текста примерно на кегельную основного шрифта. Колонтитул на каждой полосе должен соответствовать данному разделу, главе, или параграфу. Колонтитулы никогда не размещают на титульных листах, полосах с выходными сведениями, начальных полосах (кроме колонтитулов, расположенных в наружном поле в нижней части полосы) и на полосах, полностью занятых иллюстрациями.

Общая высота заголовка должна быть за счет отбивок приведена к целому числу строк основного текста. Отбивки простых заголовков внутри текста оформляют таким образом, чтобы пробел над заголовком был примерно в 1,5 раза больше, чем под ним. Отбивка сложного заголовка от текста сверху должна быть примерно в 2 раза больше отбивки снизу.

Если заголовки расположены в начале текстовой полосы (без спуска), то они должны быть размещены без отбивок сверху, однако если на полосе есть колонтитул или колонцифра в верхней части полосы, то первый заголовок должен быть отбит от них на кегельный размер шрифта сверх обычной отбивки колонтитула.

Над заголовками внутри текста в верхней части полосы не желательно оставлять менее четырех строк, а под заголовками в нижней части полосы - менее трех строк текста. В журнальных, газетных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии допускается размещать заголовки, закрытые сверху и снизу тремя строками текста.

Не разрешается размещать заголовок непосредственно перед иллюстрацией и иллюстрацию перед заголовком.

В случае если подзаголовки вставлены в текст («форточками»), то располагаются так, чтобы над или под ними было не менее трех строк текста, в изданиях оперативной полиграфии — не менее двух.

Подзаголовки на полях полос («фонарики») заверстываются на четных полосах слева, на нечетных — справа от текстового блока с выравниванием их верхней строки по линии первой строки абзаца, к которому принадлежит заголовок.

Предельный формат заголовка на полях обычно задается издательской спецификацией. Наименьшая отбивка заголовка от основного текста — 6 п. Если заголовок на полях находится в нижней части полосы, то под его последней строкой необходимо оставлять не менее трех строк текста.

Цитаты, перечисления и примечания, набранные шрифтом основного кегля, заверстываются без отбивок от основного текста. Сноски должны отделяться от основного текста тонкой линией. Величина отбивки сносок от текста должна быть в пределах от 1 до 2 кегельных шрифта сносок с таким расчетом, чтобы общая высота сносок с отбивкой приблизительно была кратна кеглю основного шрифта.

Сноски должны непременно располагаться на той полосе, на которой в основном тексте имеется знак сноски. Иногда допустим перенос последней сноски на следующую полосу с оставлением на первой полосе трех строк сноски (газетных, в журнальных, информационных изданиях и изданиях оперативной полиграфии). Переносимая часть сноски не должна находиться в конце строки. Если каждая из сносок начинается с абзацного отступа, то должно быть обеспечено равнение цифр в знаках сносок по разрядам или звездочкам по правому краю.

В изданиях, набираемых без абзацных отступов, а также со втяжкой вторых строк наибольший знак сноски набирают в край. Если часть сноски перенесена на следующую полосу, линейка повторяется, но знак сноски остается тот же. В случае неполной концевой полосы, сноски заверстываются внизу полосы.

Эпиграфы и посвящения ко всему изданию, заверстываемые на первой текстовой полосе, располагают в правой части полосы над рубрикой с отбивкой. Эпиграфы и различные посвящения к отдельной части или главе, заверстываются между заголовками и началом текста с отбивкой сверху и снизу на одну кегельную.

Верстка иллюстраций имеет семь различных видов:

  • открытая верстка;
  • закрытая;
  • глухая;
  • полосная;
  • с выходом на поля;
  • верстка на полях;
  • верстка в обрез.

При верстке текста с иллюстрациями неизменно решается проблема о таком их расположении, при котором удобно было бы пользоваться иллюстрационным материалом. Вместе с этим определяются и композиционные задачи. Верстка иллюстрационного материала — непростая композиционная задача, для решения которой требуется немалого художественного вкуса и выдумки. Задачей дизайнера является организованно расположить иллюстрации по разработанной схеме уравновесить их по зрительной тяжести, как между собой, так и в отношении текста. Выполнение задачи затрудняется тем, что все композиционные решения при верстке с иллюстрациями не являются самоцелью и не могут решаться в отрыве от текста, к которому они относятся. При решении композиционной схемы нужно не забывать, что вмещаемая не по соседству иллюстрация, может случайно принять недопустимый смысловой характер относительно текста.

Иллюстрации в издании должны располагаться цельно. При открытой верстке все иллюстрации лучше размещать в верхней или нижней части полос, гранича к тексту одной стороной или в оборку - двумя сторонами. При закрытой верстке все иллюстрации должны быть сверху и снизу закрыты не менее чем тремя строками текста. Иллюстрации должны быть отбиты от текстового блока в верхней части в пределах 11/2 кегельных, в нижней части — 3 кегельных. Если надобно поместить в разрез текста две иллюстрации, одна из которых значительно меньше другой, то в свободном пространстве полосы может быть размещен основной текст. В этом случае должно быть не менее четырех строк. [12]

При размещении иллюстраций под обрез также следует задавать фактические поля книги. Иллюстрация должна выходить за линию границы книги не менее чем на 5 мм при этом учитывая, что выдвинутые 5 мм будут отсечены при обрезке книги после печати и компоновки, поэтому вся полезная информация рисунка должна быть размещена на площади полосы. Если иллюстрации взаимосвязаны с текстом, то их, как правило, располагают ближе к нему. Не рекомендуется заверстывать иллюстрацию сразу после заголовка, а также на концевой полосе.

При заверстке иллюстрации поперек полосы она должна располагаться на четной полосе верхней стороной к наружному полю, а на нечетной — верхней стороной к внутреннему полю.

Для фигурных иллюстраций применяется ступенчатая оборка. При многочисленных иллюстрациях малого формата их иногда заверстывают на отдельной полосе, заключая в общую рамку, что придает полосе аккуратный вид. При заверстке в оборку требуется соблюдать важное требование — строки оборки должны составлять прямоугольную форму, то есть не желательно, чтобы строка над иллюстрацией была неполной, а строка под иллюстрацией не должна быть абзацной. В оборке не рекомендуется размещать рубрики. Необходимо помнить, что все изменения размеров, формы и положения иллюстрации необходимо производить до создания блока подписи. [15]

Подрисуночная подпись отбивается от иллюстрации обычно в пределах одного кегля основного текста, пробел между подписью и нижеследующим текстом должен быть несколько больше, чем между иллюстрацией и подписью. Отбивки отсчитывают от видимых краев иллюстрации. Если иллюстрация имеет незаполненный угол или на полосе в разрез текста расположены две иллюстрации, из которых одна меньше другой настолько, что образуется достаточное пространство для подписи, она может быть помещена в свободный пустой угол. Подписям присваивается стиль, как и любому фрагменту текста публикации.

Таблицы и выводызавёрстываются непосредственно за текстом, к которому они относятся, а если это выполнить не представляется возможным, то таблицу или вывод заверстывают в любом месте полосы в пределах разворота, для чего в тексте дается ссылка с указанием номера таблицы. При заверстке таблиц и выводов вразрез они должны помещаться в пределах середины полосы и отбиваться от текста одной строкой кегля шрифта основного набора.

 

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-08-28

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...