Главная
Случайная страница
Категории:
ДомЗдоровьеЗоологияРнформатикаРскусствоРскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиРкологияРРєРѕРЅРѕРјРёРєР°Рлектроника
|
ГЛАВА 6. Начало работы над первым сценарием
В течении нескольких недель работы у авторов фильма начинает складываться примерная картина. Вы решили совместить повествование с очерком. Все вопросы подхода, структуры, возможной завязки и финала фильма в общих чертах решены. Отлично. Теперь можно работать над первым вариантом сценария. Существуют два формата режиссерского сценария: на уровне идей и на уровне дикторского текста. В первом случае перечисляются идеи, заложенные в видеоряд. Во втором случае вы составляете полный предварительный вариант дикторского текста, несмотря на то, что в процессе создания фильма он вероятнее всего изменится.
Предварительный режиссерский сценарий на уровне идей может выглядеть следующим образом:
Видеоряд
| Рдеи
| Панорама Рерусалима СЃ РІРѕР·РґСѓС…Р°.
| Рерусалим как высший идеал. Совершенство. Видение СЃРІ. Роанна. Рерусалим как религиозный центр.
| Переполненные улицы Рерусалима. Люди СЃ трудом прокладывают себе путь между автомобилями.
| Рерусалим сегодня. Реальная Р¶РёР·РЅСЊ. Город, РіРґРµ Р¶РёРІСѓС‚ 25000 человек. Каждодневные проблемы.
| Диктор в кадре.
| Диктор определяет противоречия современного Рерусалима. Напряжение современной Р¶РёР·РЅРё. Противостояние РґСѓС…Р° Рё материи. Задает направление фильма.
| Режиссерский сценарий с дикторским текстом:
Видеоряд
| РђСѓРґРёРѕСЂСЏРґ
| Панорама Рерусалима СЃ РІРѕР·РґСѓС…Р°.
| Покидая Палестину РІ 1920 РіРѕРґСѓ, британский губернатор столицы сказал: "После Рерусалима РЅРµ может быть повышения РїРѕ службе". Для него, как Рё для миллионов РґСЂСѓРіРёС… людей, РІ западной истории РЅРµ было РґСЂСѓРіРѕРіРѕ РіРѕСЂРѕРґР°, который РјРѕРі Р±С‹ сравниться СЃ Рерусалимом. Рерусалим был центром РґРІСѓС… религий Рё священным местом для третьей. РћРЅ был светом. Блюстителем идеалов. Вечным РіРѕСЂРѕРґРѕРј. Символом совершенства.
| Рерусалим земной. Переполненные улицы. Люди СЃ трудом пробираются между автомобилями. Хаос.
| РќРѕ наряду СЃ умозрительным Рерусалимом существует Рё реальный. Рто Рё современный РіРѕСЂРѕРґ, выстроенный РІ прошлом веке, Рё древний, РіРґРµ Р·Р° старинными средневековыми стенами РІСЃРµ еще Р¶РёРІСѓС‚ Рё работают 25000 человек.
| Какой формат выбрать? Решение определяется обстоятельствами Рё характером фильма. Несмотря РЅР° то, что дикторский текст меняется РІ процессе работы над фильмом, большинство СЃРїРѕРЅСЃРѕСЂРѕРІ предпочитают сценарий СЃ развернутым комментарием. Как правило, видеоряд или идеи практически ничего РЅРµ означают для непрофессионала, РІ то время как Дикторский текст дает исчерпывающее представление Рѕ фильме. Даже Отдел документальных телефильмов, сотрудники которого привыкли РєРѕ РІСЃСЏРєРёРј вариантам заявок, может потребовать сценарий СЃ полным Дикторским текстом. Рто Р¶Рµ относится Рё Рє фондам, РєСѓРґР° РІС‹ обращаетесь Р° получением гранта. Однако РЅРµ всегда есть возможность написать Дикторский текст РЅР° стадии сценарной заявки. РџСЂРё работе над политическими, новостийными или любыми РґСЂСѓРіРёРјРё фильмами, действие которых находится РІ развитии, Рё которые создаются преимущественно РЅР° монтажном столе, РІС‹ сможете, самое большее, определить сверхзадачу, перечислить основополагающие идеи, Р° дикторский текст написать после монтажа.
Если мне предоставляется возможность выбора, я предпочитаю сначала записать идеи (только для себя), а затем составить сценарий на основе полного дикторского текста для представления заинтересованным лицам. Выполнять двойную работу необязательно, но это поможет точно сформулировать идеи.
Оформление сценария
Вероятно, из приведенных примеров вы получили общее представление о форматах и оформлении сценария. Как правило, страница делится на две части: в левой колонке - видеоряд, в правой -аудиоряд (комментарий или идеи). Например:
Видеоряд
| РђСѓРґРёРѕСЂСЏРґ
| РРїРїРѕРґСЂРѕРј РђСЃРєРѕС‚.
| Когда-то это был спорт королей.
| Загон для лошадей.
| Люди приходили, потому что у них было состояние, свободное время и красивая любовница.
| Рлегантно одетая публика наблюдает бега.
| Теперь спорт королей стал досугом пролетариев.
| Простолюдины и рабочие в джинсах и заношенных футболках, с пивом и гамбургерами.
|
| Как РІС‹ можете убедиться, РІ отличие РѕС‚ РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕРіРѕ комментария, видеоряд представлен лишь РІ общих чертах. Лучше всего дать режиссеру только РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ идею видеоряда, предоставив ему возможность решать остальные задачи самостоятельно. Рсключение РјРѕРіСѓС‚ составлять технические кадры Рё СЌРїРёР·РѕРґС‹, используемые РІ научно-популярных фильмах, которым РёРЅРѕРіРґР° требуется специальная характеристика. "Рдейный* сценарий вполне может быть составлен схематично. Обычно СЏ РЅРµ трачу времени РЅР° длинные сложные предложения; чтобы определить идею, достаточно всего нескольких слов. Обязательно ли делить страницу РЅР° РґРІРµ колонки? Р’РѕРІСЃРµ нет. Просто РјС‹ привыкли Рє этой условности. Если РІС‹ хотите представить видеоряд РІ верхней части страницы, Р° аудиоряд - РЅРёР¶Рµ, пожалуйста. Единственным критерием является ясность изложения: идеи должны быть понятны людям, работающим над фильмом. РџСЂРё работе над сценарием полезно сделать заметки РїРѕ следующему плану: 1. Основные идеи. 2. Логика сюжета. 3. Видеоряд. 4. Завязка. 5. Ритм. 6. Кульминация. Лично РјРЅРµ такой анализ очень помогает, РЅРѕ большинство РјРѕРёС… коллег приступает Рє составлению сценария сразу Р¶Рµ, автоматически решая РІСЃРµ эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ РІ СѓРјРµ Рё РѕР±С…РѕРґСЏСЃСЊ без писанины. Однако необходимо помнить, что каждый сценарист, формально или неформально, сознательно или непроизвольно, должен обдумать РІСЃРµ пункты плана, приведенного выше. Главное назначение сценария - наиболее интересно Рё увлекательно представить идеи автора. РћРЅРё должны произвести впечатление единого целого, Р° РЅРµ разрозненных фрагментов вашего воображения. Р’СЃРµ идеи должны быть выстроены РІ простую Рё СЃ РІРёРґСѓ незамысловатую логическую цепочку. Проблема сводится Рє следующему: выбор Рё подача идей. Р’Рѕ время исследования РѕРЅРё появляются сотнями РґСЂСѓРі Р·Р° РґСЂСѓРіРѕРј. Теперь вам РЅСѓР¶РЅРѕ РёС… пересмотреть Рё выбрать только самые подходящие, Р° РѕС‚ РґСЂСѓРіРёС… отказаться. Р’РѕС‚ общий СЃРїРёСЃРѕРє идей для фильма РѕР± университете: Что олицетворяет университет? o Рсторически - религиозное Рё юридическое образование; o Общественное положение: Оксфорд, Кембридж, Гарвард, Йейл; o Пустая трата времени; o Предмет нападок людей без университетского образования; o Генератор идей; o Синекура для избалованных гениев; o Рассадник политических волнений; o Рынок женихов Рё невест; o Башня слоновой кости; o Центр интеллектуального поощрения; o Секс без ограничений. Самое трудное - выбрать самые важные идеи, необходимые для проекта. Р’ результате придется отказаться РѕС‚ некоторых великих мыслей, РЅРѕ, Рє сожалению, это неизбежно. РР· данного СЃРїРёСЃРєР° РІ сценарий, скорее всего, РІРѕР№РґСѓС‚ только три идеи. РќРѕ Рё РёС… нельзя рассматривать абстрактно. Одновременно РІС‹ выбираете героев фильма. Рто люди, чья Р¶РёР·РЅСЊ, поступки подтверждают действие идеи РІ реальности. Например, РІ "Повстанцах РёР· Беркли" университет представлен как центр политической активности, что проиллюстрировано историей Майка. РќР° этом этапе полезно вспомнить РѕР± аудитории. Будут ли выбранные идеи интересны зрителю, сможет ли РѕРЅ понять РёС…? Насколько РїРѕРґСЂРѕР±РЅРѕ РЅСѓР¶РЅРѕ подавать идеи? Стоит ли углубляться РІ суть? Большинство руководителей американских телевизионных сетей считают СЃРІРѕРёС… зрителей идиотами, которые СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ воспринять РјРёРЅРёРјСѓРј идей, Рё только РІ том случае, если РѕРЅРё лежат РЅР° поверхности или поданы самым незатейливым образом. Меня РЅРµ привлекает такая точка зрения. РЇ считаю, что большая часть аудитории СЃРїРѕСЃРѕР±РЅР° быстро Рё одновременно усваивать множество даже самых сложных идей РїСЂРё условии, что фильм сделан увлекательно. Здесь вполне уместно напомнить, что независимо РѕС‚ количества идей, РІ фильме должен существовать единый связующий элемент. Чаще всего это общий РІРѕРїСЂРѕСЃ, РЅР° который РІС‹ пытаетесь ответить. Р’ чем польза университета для общества? Кеннеди: РїСЂРѕСЂРѕРє РІ своем отечестве? Действительно ли РСЂРІРёРЅРі Берлин - самый популярный композитор двадцатого века? Каким был настоящий Хемингуэй? Подобная формулировка РЅРµ должна быть для вас новостью: несколько месяцев (недель) назад РІС‹ именно так представили главную идею фильма РІ заявке. Выбранные идеи надо распределить РїРѕ смысловым блокам или эпизодам, расположенным РІ простом последовательном, логическом РїРѕСЂСЏРґРєРµ. РџРѕРґ СЌРїРёР·РѕРґРѕРј РјС‹ понимаем последовательность кадров, объединенных РѕРґРЅРёРј или несколькими характерными элементами: СЂСЏРґРѕРј идей, визуальным оформлением, действием, музыкальным мотивом. Кадры РІ СЌРїРёР·РѕРґРµ РјРѕРіСѓС‚ быть объединены следующими элементами: 1. Центральная идея: Дети РІ парке играют РІ футбол; женщина бросает РєРѕРїСЊРµ; профессиональный бейсбольный матч; состязание борцов. Спортивный мотив является очевидным объединяющим элементом, РЅРѕ центральная идея сценариста заключается РІ том, что СЃРїРѕСЂС‚ берет СЃРІРѕРµ начало РІ РІРѕР№РЅРµ. 2. Пейзаж (антураж): Скалистые РіРѕСЂС‹. Заоблачные вершины, водопады, бурные реки. Непроходимые джунгли. Огромные леса. Общим элементом здесь является пейзаж Рё великолепие РїСЂРёСЂРѕРґС‹. 3. Действие: Студентка выходит РёР· РґРѕРјР°, едет РІ университет, встречается СЃ РґСЂСѓР·СЊСЏРјРё, пьет кофе, РІС…РѕРґРёС‚ РІ аудиторию. Р’СЃРµ действия, предшествовавшие РІС…РѕРґСѓ РІ аудиторию, составляют единое целое. Кадры, снятые РІ классе, скорее всего станут началом РЅРѕРІРѕРіРѕ СЌРїРёР·РѕРґР°. 4. Настроение: Началась РІРѕР№РЅР°. РРґСѓС‚ танки. Плачут женщины. Р’РёРґРЅС‹ отдаленные контуры разрушенных зданий. Группы мужчин обсуждают новости. РћРґРёРЅРѕРєРёР№ мальчик Р±СЂРѕРґРёС‚ РїРѕ улицам. Р’ данном случае стержневым элементом является РЅРµ только начало РІРѕР№РЅС‹ (идея), РЅРѕ Рё серое, унылое настроение людей Рё места действия.
Таких элементов существует гораздо больше, РѕРЅРё РІРѕ РјРЅРѕРіРѕРј совпадают, пересекаются. Рдеи, действия, антураж, главные герои, настроение - РІСЃРµ эти составляющие одновременно РјРѕРіСѓС‚ определять СЌРїРёР·РѕРґ. РњРѕР¶РЅРѕ рассматривать СЌРїРёР·РѕРґ СЃ РґСЂСѓРіРѕР№ точки зрения: информация, СЂСЏРґ идей Рё образов, составляющие единое целое. Рти элементы дадут вам СЌРїРёР·РѕРґ, позднее РІС‹ сможете определить его место РІ фильме. Выстраивая СЌРїРёР·РѕРґ, задайтесь следующими вопросами: o Р’ чем смысл СЌРїРёР·РѕРґР°?
o Как лучше раскрыть смысл посредством видеоряда?
o Как наиболее оптимально использовать звуковое сопровождение: музыку, диалог, звуковые эффекты, комментарий?
Нередко для создания цельного эпизода и расстановки необходимых акцентов используется дикторский текст.
Выстраивая СЌРїРёР·РѕРґС‹ РїРѕ определенному принципу, необходимо учитывать РґРІРµ особенности. Р’Рѕ-первых, РѕРіСЂРѕРјРЅСѓСЋ разницу между математической Рё кинематографической логикой. Последняя гораздо более неуловима, эмоциональна Рё иллюзорна. Ее скорее РјРѕР¶РЅРѕ почувствовать, чем понять. Недавно СЏ видел фильм Рѕ знаменитой РІРѕ всем РјРёСЂРµ виолончелистке Жаклин РґСЋ РџСЂРµ, которая умерла очень молодой. Режиссер-сценарист РјРѕРі Р±С‹ начать фильм СЃ кадров триумфального концерта Жаклин, Р° потом перейти Рє рассказу Рѕ ее детстве. Вместо этого РІ первых кадрах фильма РІ сопровождении фрагментов концерта для виолончели Рлгара возникает РјСЏРіРєРёР№ осенний пейзаж; лучи солнца проникают СЃРєРІРѕР·СЊ оранжевые Рё красные листья деревьев. РўРѕРЅРєРѕРµ, поэтическое начало фильма создает необходимое настроение Рё очень уместно, несмотря РЅР° то, что задерживает завязку РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ сюжета. Р’Рѕ-вторых, логическое развитие идей должно осуществляться параллельно СЃ визуальным Рё эмоциональным развитием фильма. Акцентирование РѕРґРЅРѕРіРѕ элемента Р·Р° счет РґСЂСѓРіРёС… может погубить картину. Наиболее простая Рё естественная логика повествования -хронология, РЅРѕ РјРѕР¶РЅРѕ ориентироваться Рё РЅР° пространственное развитие. Главное, найти последовательность, которая создаст ощущение роста, движения. Р’ своей замечательной РєРЅРёРіРµ Рѕ написании сценариев для художественного РєРёРЅРѕ Дуайт Свейн (Dwight Swain) советует вести С…РѕРґ рассуждений РѕС‚ простого Рє сложному, РѕС‚ частного Рє общему, РѕС‚ известного Рє неизвестному, РѕС‚ проблемы Рє решению, РѕС‚ причины Рє следствию. Самое важное - добиться впечатления неизбежности или естественного движения. Хронологическая последовательность - самая старинная форма повествования. РћРЅР° используется наиболее часто, так как удовлетворяет присущее человеку желание узнать, что будет дальше. РџСЂРё знакомстве СЃ одаренным ребенком, всегда любопытно увидеть, каким РѕРЅ вырастет, или что будет СЃ Филли, РєРѕРіРґР° РѕРЅ станет самостоятельным ("Самый лучший парень"). Нам интересно, что произойдет СЃ неопытной, выросшей исключительно РІ РєСЂСѓРіСѓ своей семьи девушкой, которая делает первые шаги РІ своей Р¶РёР·РЅРё. РњС‹ СЃ увлечением следим, как монахиня отрекается РѕС‚ данных ею обетов Рё возвращается РІ РјРёСЂ. Фильм РРѕРЅР° Рлса "День после Троицы" (Jon Else, "The Day After Trinity"), удостоенный награды Академии, рассказывает Рѕ Роберте Оппенхаймере Рё событиях, предшествовавших созданию атомной Р±РѕРјР±С‹. Р’ РѕСЃРЅРѕРІСѓ фильма положена простая последовательная история, начинающаяся СЃ детства ученого, РґРѕ того момента, РєРѕРіРґР° РѕРЅ стал руководителем атомного проекта РІ Лос-Аламосе. Р’ соответствии СЃ той Р¶Рµ логикой фильм Джона Пеннебейкера "Джейн" начинается СЃ кадров прибытия Джейн Фонды РЅР° первую репетицию бродвейского шоу Рё завершается выходом утренних газет СЃ рецензиями. Фильм "Несвязанные языки" - РѕРґРёРЅ РёР· самых трогательных кинопроизведений Рѕ расизме Рё личности. Марло Р РёРіРµ глубоко погружается внутрь себя, чтобы постепенно обнаружить собственную гомосексуальность. РЎРѕ всех сторон РѕРЅ наталкивается РЅР° непонимание Рё враждебность, РїРѕРєР° однажды белый юноша РЅРµ доказывает ему, что любовь может преодолеть расовые барьеры. Фильм рассказывает Рѕ политической Рё сексуальной эволюции. Рто просто превосходный документ гуманизма.
Другая последовательность - кризис, конфликт и развязка - уже обсуждалась в связи с фильмом "Стул". На первый взгляд она ничем не отличается от хронологической, но все же между ними существует несколько различий. Например, один из общепринятых хронологических приемов состоит в отображении развития личности героя или его карьеры в политике, коммерции или творчестве, как, например, в фильме об Оппенхаймере "День после Троицы". То же может произойти в документальном фильме, построенном на основе конфликта, но в этом случае мы больше заинтересованы в развязке или разрешении конфликта, чем в изменении характера. Действие фильма "Стул" развивается в течении пяти дней. Проходит время, но характер героя остается прежним. Двигательной силой фильма является напряжение, связанное с решением судьбы Пола. Останется ли он в живых или будет казнен? Вот вопрос, который интересует нас более всего. В центре фильма Джеймса Липскомба "Деньги против птицелова" (James Lipscomb, "Money versus Fowler") два энергичных футбольных тренера и борьба между их командами за первое место в местном чемпионате по футболу. Матч завершен, конфликт разрешен, фильм на этом закончен.
Еще РѕРґРЅРёРј хорошим примером конфликтного фильма может стать фильм Р’Р’РЎ "Чей Р¶Рµ это РІСЃРµ-таки РґРѕРј?" ("Whose House Is It Anyway?"). Большинство англичан РґРѕ СЃРёС… РїРѕСЂ свято верят РІ РјРёС„ Рѕ том, что РёС… РґРѕРј - это РёС… крепость, священная Рё нерушимая. РќРѕ, РІРёРґРёРјРѕ, это РЅРµ так. Если местный совет РїРѕРґ благовидным предлогом захочет получить какой-РЅРёР±СѓРґСЊ РґРѕРј, РѕРЅ его получит. Билли Рё Гордон Ховарды, владельцы виллы "Розовый коттедж", РјРЅРѕРіРѕ лет жили РЅР° ней, РЅРѕ местный совет наложил РЅР° здание ордер обязательной продажи Рё потребовал перевести РґРѕРј РІ СЃРІРѕСЋ собственность. Рксцентричные братья-холостяки, старшему РёР· которых семьдесят три, Р° младшему - шестьдесят пять, отказались признать действительность ордера, заявив, что скорее застрелят представителей совета, если те РїСЂРёРґСѓС‚, чем откажутся РѕС‚ права, которое РѕРЅРё имеют РѕС‚ рождения. Конфликт определен СѓР¶Рµ РІ первые секунды фильма, РІ течении часа РјС‹ наблюдаем развитие Р±РѕСЂСЊР±С‹. Ртот РІРѕРїСЂРѕСЃ касается всех нас, поэтому, увлеченные сюжетом, РјС‹ СЃ интересом ожидаем разрешения конфликта. Хронологическое Рё конфликтное развитие сюжета - РґРІР° наиболее популярных приема документалистики. Р—Р° РЅРёРјРё следует мотив РїРѕРёСЃРєР° или раскрытия тайны. Отсюда огромная популярность сериала "Открытия" ("Discovery"), РІ котором проводится расследование всех загадок истории РѕС‚ происхождения Дракулы РґРѕ рассказа Рѕ РїРѕРёСЃРєРµ РўСЂРѕРё археологом Шлиманом. Упомянутый РјРЅРѕСЋ сериал Джеймса Бурка "РЎРІСЏР·Рё" РІ сущности стал рассказом Рѕ РїРѕРёСЃРєРµ. Вместо ожидаемой демонстрации целенаправленного научного РїРѕРёСЃРєР° Бурк доказывает зрителю, что большинство технологических открытий РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ совершенно непредсказуемо. Его фильм развивается РѕС‚ неожиданности Рђ Рє неожиданности Р‘ Рё так далее. Фильм подобен фокуснику, который изумляет аудиторию, вытаскивая кролика РёР· шляпы. Бурк сумел настолько стимулировать наше любопытство, что РјС‹ готовы СЃ удовольствием смотреть странный сериал Рѕ технологическом прогрессе. Для интереса СЏ набросал логическую цепочку рассказа Бурка РѕР± изобретении реактивного двигателя: 1. Начало фильма. Бурк находится РЅР° современном заводе Рё рассказывает Рѕ многочисленных способах использования пластмассы. 2. Рта тема наводит его РЅР° разговор Рѕ пластиковых кредитных картах, которые РІСЃРєРѕСЂРµ заменят деньги. 3. Беседа плавно переходит Рє теме финансовых кредитов.
4. Ртот предмет переносит нас РІ 14 век. РњС‹ РІРёРґРёРј рыцарей Рё прекрасных дам,развлекающихся РЅР° фоне старинных замков. Бурк начинает рассказ Рѕ том, как изобретение кредита помогла РІ те РґРЅРё финансировать небольшую армию герцога Р±СѓСЂРіСѓРЅРґСЃРєРѕРіРѕ.
5. РџСЂРё помощи кредитования армия может увеличиваться СЃ нескольких РґРѕ шестидесяти тысяч, то есть кредит позволяет увеличивать армию. 6. РџРѕ мере увеличения армии приобретают популярность новые РІРёРґС‹ РѕСЂСѓР¶РёСЏ. РџРёРєР° находит РЅРѕРІРѕРµ применение, РЅРѕ РІСЃРєРѕСЂРµ РѕРЅР° уступает место мушкетону, который постепенно превращается РІ мушкет. После этого РїРёРєР° Рё мушкет соединяются РІ штыке. 7. РњС‹ возвращаемся Рє мысли Рѕ постоянно растущей армии, которая теперь достигает трехсот тысяч. РќРѕ армии необходимо продовольствие. 8. РђСЂРјРёРё, такие как РІРѕР№СЃРєРѕ Наполеона, разрастаются РґРѕ таких размеров, что РёРј СѓР¶Рµ РЅРµ хватает сельскохозяйственной продукции страны. РРј РЅСѓР¶РЅР° пища, которую РјРѕР¶РЅРѕ есть, даже если РѕРЅР° РЅРµ свежая. Рто привело Рє развитию консервирования.
9. Для консервирования потребовались агрегаты РїРѕ производству льда, которые РІ СЃРІРѕСЋ очередь обусловили изобретение химического Рё газового замораживания Рё создание холодильников. 10. Растущая потребность РІ сохранении продуктов питания привела Рє изобретению вакуумной колбы. 11. Принцип вакуумной колбы инициирует эксперименты РІ области вакуума. Если проводить широкомасштабные эксперименты, РІС‹ получите ракету V-2 Вернера фон Брауна. Р’ конце фильма зритель несколько ошеломлен, обнаружив, что провиант для армии стал причиной изобретения реактивного двигателя. Рнтересно, РІ чем заключается хитрость? Ответ РїСЂРѕСЃС‚: Бурк сплел Увлекательную логическую нить рассуждений. Фильм Бурка состоял РёР· одиннадцати частей, которые кажутся выстроенными РІ неизбежной логической последовательности. РЇ РіРѕРІРѕСЂСЋ "кажутся", потому что РїСЂРё внимательном рассмотрении РјРѕР¶РЅРѕ обнаружить простую "ловкость СЂСѓРє". РќРѕ что делать, если РІ фильме отсутствует внешняя логика? Лучше всего составить блоки логически связанных идей Рё плавно переходить РѕС‚ РѕРґРЅРѕРіРѕ блока Рє РґСЂСѓРіРѕРјСѓ, используя СЂСЏРґ Рё дикторский текст. Работая над фильмом РѕР± автомобильных авариях, СЏ выделил четыре основных темы: непосредственно аварии; реакции жертв; причины аварий; конструирование РґРѕСЂРѕРі. РЇ РЅРµ видел логики последовательности тем. Как Р¶Рµ был написан сценарий? РЇ решил начать фильм СЃ РґРѕСЂРѕР¶РЅРѕРіРѕ строительства, так как эта тема содержала максимум полезной информации Рё РјРёРЅРёРјСѓРј эмоций, необходимых для кульминации. РЇ надеялся найти трогательный Рё драматичный материал Рѕ водителях, который будет хорошо смотреться РІ финале. РўРѕРіРґР° материал РѕР± автомобилях РјРѕР¶РЅРѕ включить РІ середину. РЇ оставил сценарий РІ таком РІРёРґРµ РґРѕ тех РїРѕСЂ, РїРѕРєР° случайно РЅРµ нашел очень интересный материал РѕР± автомобилях будущего. РЇ надеялся, что эта информация легко выведет фильм РЅР° РІРѕРїСЂРѕСЃ Рѕ том, какими РјС‹ будем РІ двадцать первом веке, что Рё станет отличным финалом фильма. Поэтому СЏ поменял местами части Рѕ машинах Рё водителях. Р’РѕС‚ каким был самый первый вариант сценария:
Видеоряд
| Рдеи
| Машины на дорогах
| Травматологические последствия автокатастрофы.
| Столкновение. Полиция. Скорая помощь.
|
| Больница. Субъективное мнение потерпевшего.
| Название: "Рто всегда РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ СЃ кем-то РґСЂСѓРіРёРј"
| Рнтервью СЃ пациентами РІ больнице.
| Реакции пострадавших.
| Город, переполненный людьми.
| Предпосылка аварии. Перенаселенность городов.
| Рнтенсивное движение транспорта.
| Проблема движения.
| Полицейская лаборатория. Проведение следственного эксперимента на месте аварии.
| Как полиция расследует аварии. Почему происходят аварии.
| Плохие дороги. Ловушки. Разговор с инженером.
| (А) Плохие дороги. Состояние дорог. (Б) Водитель.
| Разговор с водителями автобуса и такси.
| Беспечное отношение.
| Курсы повышения квалификации водителей.
| Обучение водителей.
| Обучение новичков. Обучение специалистов. Плохая видимость.
| Стресс у водителей.
| Переполненная машина. Плохие указатели. Психологическое напряжение.
|
| Спортивный автомобиль. Гонки. Большие автомобили и красивые женщины.
| Автомобиль как зеркало души. Психология автомобилизма и вождения. (В) Автомобиль сам по себе.
| Рспытание РЅР° удар.
| Создание автомобилей.
| Автомобили проходят серию испытаний.
| Недостатки машины.
| Рспытания ремней безопасности. Новаторский дизайн автомобилей.
| Новые меры безопасности.
| Автомобили с обратными сиденьями и зеркалами-перископами.
| Автомобиль будущего.
| Анимационный фильм, Демонстрирующий новые автомобили и хорошо спланированные, удобные для автомобилей города.
| Мир будущего.
| Обломки автомобилей на свалке металлолома.
| Необходимо побеспокоиться об этой проблеме уже сегодня.
| РЇ привел лишь РѕСЃРЅРѕРІРЅСѓСЋ схему, весь сценарий занимал четырнадцать страниц. РћРЅ выглядел как черновой набросок, РЅРѕ, тем РЅРµ менее, принцип совмещения аудио- Рё видеоряда был вполне ясен. Подробные сценарии, которые РјРЅРµ придется писать РїРѕР·Р¶Рµ, потребуют гораздо более тщательного РїРѕРґС…РѕРґР°, Рє тому Р¶Рµ РІ процессе съемки РІРѕР·РЅРёРєРЅСѓС‚ новые модели Рё варианты. РќРѕ РјРЅРµ было необходимо зафиксировать СЃРІРѕРё идеи РЅР° бумаге, СЃ тем, чтобы понять, имеет ли смысл структура Рё последовательность, РїРѕ крайней мере, РІ теории. Некоторые СЌРїРёР·РѕРґС‹ включены РІ сценарий РІРѕРІСЃРµ РЅРµ потому, что РѕРЅРё необходимы для сохранения Рё развития логики РјРѕРёС… тезисов. Просто СЏ решил, что РёС… любопытно снять, так как РѕРЅРё интересны СЃ изобразительной точки зрения. Сцена РІ лаборатории полиции, например, РЅРµ содержала РѕСЃРѕР±РѕР№ РёРЅ^ ормации, РЅРѕ РІ этом занимательном месте РјРѕР¶РЅРѕ увидеть детекторы лжи, скрытые камеры, методы тестирования металла Рё С‚.Рґ. РЇСЂРєРёР№ СЌРїРёР·РѕРґ СЃ красивой длинноногой блондинкой РЅР° капоте Роллс-Р РѕР№СЃР° РЅРµ обязателен, РЅРѕ может внести разнообразие РІ видеоряд. Важно подчеркнуть, что первый вариант сценария отражал предполагаемый РїРѕСЂСЏРґРѕРє Рё СЃРІСЏР·СЊ между практически несопоставимыми эпизодами. Рто было только начало. Р’ конце концов РїСЂРё монтаже получилась совсем другая последовательность, РЅРѕ эту историю СЏ расскажу РІ главе, посвященной монтажу.
РЇ еще раз подчеркиваю важность понятия СЃРІСЏР·Рё СЌРїРёР·РѕРґРѕРІ, потому что без основания, сюжетной линии, добротных идей фильм РЅРµ сможет полностью исчерпать СЃРІРѕР№ потенциал, РѕРЅ захлебнется. Рменно эту претензию СЏ РјРѕРі Р±С‹ предъявить фильму "Несвязанные языки", несмотря РЅР° то, что картина РјРЅРµ очень нравится. Р’ ней есть действительно блестящие СЌРїРёР·РѕРґС‹, РЅРѕ РѕРЅРё сопоставлены совершенно произвольно. Р’ результате ваша эмоциональная СЃРІСЏР·СЊ СЃ картиной оказывается разорванной.
Типичные проблемы
Р’ поисках логики сценария РјРѕР¶РЅРѕ обнаружить множество различны* возможностей. Наиболе часто встречающаяся трудность - выбрать что-то РѕРґРЅРѕ: хронологическую, интеллектуальную или пространственную последовательность. Что это может означать РЅР° практике? Давайте сравним хронологическую Рё интеллектуальную последовательность. Р’ фильме Рѕ Второй РњРёСЂРѕРІРѕР№ РІРѕР№РЅРµ РІС‹ решили затронуть тему сопротивления. РћСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ действие фильма развивается РІ 1942 РіРѕРґСѓ. Р’С‹ подбираете четыре или пять историй Рѕ сопротивлении, РѕРґРЅР° РёР· РЅРёС… РїСЂРѕРёСЃС…РѕРґРёС‚ РІ 1942 РіРѕРґСѓ, другая - РІ 1944, третья - РІ 1945. Чтобы выразить Рё обосновать определенную точку зрения, необходимо последовательно рассказать РІСЃРµ истории. РќРѕ тогда РІС‹ окажетесь РІ 1945, РїСЂРё том, что РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРµ действие фильма останется РІ 1942. Ртак, возникла проблема. Р’ том Р¶Рµ фильме РІС‹ показываете высадку десанта СЃРѕСЋР·РЅРёРєРѕРІ РІ РёСЋРЅРµ 1944. Рта идея СѓРІРѕРґРёС‚ вас РІ исследование РґСЂСѓРіРёС… более или менее успешных военных акций, например, вторжение РІ Рталию. Стоит ли уклоняться РѕС‚ РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕР№ сюжетной линии Рё включать РґСЂСѓРіРёРµ военные СЌРїРёР·РѕРґС‹ или остаться РЅР° берегах Нормандии? Однозначных ответов РЅРµ существует. Р’ таких случаях СЏ задаю себе РІРѕРїСЂРѕСЃ: будет ли читатель СЃР±РёС‚ этим СЃ толку? Будет ли это способствовать эмоциональному Рё драматическому развитию сюжетной линии? Как это отразится РЅР° общем ритме фильма? Р’ девяти случаях РёР· десяти СЏ выбираю хронологическую последовательность Рё остаюсь РІ РѕРґРЅРѕРј месте действия РґРѕ тех РїРѕСЂ, РїРѕРєР° информация Рѕ нем РЅРµ исчерпает себя. Есть, конечно, исключения, РЅРѕ ответы РЅР° эти РІРѕРїСЂРѕСЃС‹ оказывают неоценимую помощь РїСЂРё принятии решения. РџСЂРё создании первого сценария автора подстерегает еще РѕРґРЅР° опасность: перегруженность эпизодами. Оказывается, столько всего РЅСѓР¶РЅРѕ сказать! Серьезно обдумайте каждый факт, каждый СЌРїРёР·РѕРґ. Действительно ли РѕРЅ нужен РІ фильме? Будет второй сценарий, РјРЅРѕРіРѕ сцен выпадут РїСЂРё монтаже, РЅРѕ РІСЃРµ-таки лучше сразу избавляться РѕС‚ лишней информации. Перегруженность - второй недостаток фильма "Несвязанные языки". Автор решил высказаться РїРѕ максимуму Рё тем самым "распылил" силу воздействия фильма. Главное, РЅСѓР¶РЅРѕ помнить, что РІ таких случаях меньшее может оказаться большим.
|