Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Субъекты внешней политики государства

 

Наиболее важная роль в области внешней политики принадле­жит исполнительной ветви государственной власти. Только исполнительная власть, в отличие от законодательной или судебной, может полноценно представлять государство на арене международных отношений. Плодотворное участие государства в международных отношениях предусматривает последовательность и непротиворечивость его политики, профессионализм его представителей, наличие у них значительных информационных, ор­ганизационных, интеллектуальных и иных ресурсов. Все это может обеспечить исполнительная власть.

В президентских республиках, например в нынешней России, исполнительная власть замыкается на главе государства. В соответ­ствии с пунктом 4 статьи 80 Конституции РФ Президент Россий­ской Федерации представляет ее в международных отношениях [48]. В его ведении находятся как дипломатические, так и иные каналы связи с иностранными государствами, разведывательные органы, научные центры и центры анализа информации, наконец, аппарат, необходимый для реализации принимаемых внешнеполитических решений.

Полномочия Президента в области международных отношений определены Конституцией и соответствуют стандарту, принятому в президентских республиках. Он осуществляет руководство внешней политикой России (пункт «а» статьи 86), утвержда­ет военную доктрину РФ (п. «з» ст. 83) и, хотя это прямо не оговорено, доктрину внешней политики. Президент обра­щается к Федеральному собранию с ежегодными посланиями об ос­новных направлениях внутренней и внешней политики (п. «е» ст. 84), он вправе отклонить одобренный Федеральным собранием, в т.ч. и по внешнеполитическим соображениям закон, в том числе и по внешнеполитическим соображениям (часть 3 ст. 107).

Президент ведет переговоры и подписывает международные до­говоры Российской Федерации (п. «б» ст. 86 Конституции). С учетом Закона о международных договорах РФ он может заключать и договоры, не нуждающиеся в ратификации парламен­том. После консультаций с соответствующими комитетами или ко­миссиями палат Федерального собрания он назначает и отзывает дипломатических представителей России в иностранных государст­вах (п. «м» ст. 83).

Как Верховный главнокомандующий Президент осуществляет права, предусмотренные законами страны и международным пра­вом на случай вооруженного конфликта, включая применение Во­оруженных сил в порядке самообороны, объявление нейтралитета, заключение соглашений и перемирии.

В парламентских республиках ведущая роль в осуществлении внешней политики принадлежит правительствам. В России прави­тельство традиционно является скорее экономической, хозяй­ственной структурой, чем политической. Однако это не исключает участия правительства в формировании и осуществлении внешне­политического курса, прежде всего в вопросах его компетенции.

Роль Федерального собрания РФ, как и боль­шинства других парламентов, сводится к принятию законодатель­ных актов, необходимых для осуществления внешней политики. Например, закона о ратификации международных договоров, а также бюджета, в котором ряд статей обеспечивает внешне­политическую деятельность государства. Не являясь официальным органом внешних сношений (по нормам международного права), парламент не может обращаться непосредственно к иностранным правительствам. Одновременно активные связи с парламентами других стран — обмен опытом, координация законотворческой дея­тельности, совместное участие в работе Межпарламентского союза – одно из важнейших направлений деятельности представительного органа власти.

Все возрастающее значение для внешней политики и междуна­родной деятельности государств имеет институт судебной власти. В прошлом суды стремились уйти от междуна­родных проблем, но сегодня ситуация изменилась. Во многом это связано с возрастанием роли международного права во внешней по­литике государств и проникновением этого права в те сферы обще­ственной жизни, которые ранее регулировались исключительно внутренним правом каждого государства. Особенно это касается прав человека. Их соблюдение стало в последние десятилетия важ­нейшим принципом международного права. Государства заинтересованы в том, чтобы споры по поводу прав их граждан на территории иных государств решались в обычном судебном по­рядке, а не поднимались на межгосударственный уровень, внося тем самым осложнения в международные отношения. Судам прихо­дится рассматривать множество дел, в той или иной степени затрагивающих интересы, как иностранных граждан, так и иностранных государств в целом. Качество судебных решений по подобным делам не может не оказывать воздействия на межгосударственные отношения.

В отличие от официальных органов государственной власти роль государственного аппарата в формировании и осуществлении внеш­ней политики бывает иногда менее заметной, но зато более сущест­венной. Если рассматривать международные отношения в самом широком плане, то в них участвуют практически все министерства и ведомства. Поэтому большое значение имеет координация дея­тельности различных государственных структур в международной сфере. В советские времена такую функцию выполнял негосудар­ственный орган — Политбюро ЦК КПСС. В его состав входили представители тех органов власти и государственного управления, которые имели прямое и непосредственное отношение к внешней политике. В современной России подобную роль выполняет Совет Безопасности России, созданный на осно­вании ст. 83 Конституции РФ. Как правило, в состав данного органа входят премьер-министр, министр обороны, министр ино­странных дел, руководители органов безопасности и внешней раз­ведки, т.е. те должностные лица, деятельность которых связана с обеспечением жизненно важных интересов общества и государства, в т.ч. и в сфере международных отношений.

В подавляющем большинстве стран, в т.ч. и в России, основные внешнеполитические функции возложены на министерство иностранных дел, во Франции — на министерство внешних сношений, в Аргентине — на министерство внешних сношений и культа, в США внешней политикой занят государственный департамент, возглавляемый государственным секретарем, и т.д. Будучи важным звеном, в механизме государственного управления, внешнеполитическое ведомство призвано представлять и защищать права и интересы государства в сфере международных отношений.

В современной России на МИД РФ возложены сле­дующие задачи:

· разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации;

· практическая реализация внешнеполити­ческого курса России;

· правовое обеспечение внешнеполитической деятельности РФ;

· координация международных связей субъектов Федерации и международной деятельности федеральных органов исполнительной власти в целях проведения единой политической линии в отношениях с иностранными государствами и международ­ными организациями.

 

Роль Министерства иностранных дел Российской Федерации как органа государственного управления значительно возросла по сравнению с советскими временами. Тогда многие направ­ляющие международной политики фактически находились в веде­нии партийного аппарата, а внешнеполитическое ведомство выпол­няло лишь дипломатические функции. Сегодня именно МИД являет­ся главным системообразующим центром всего внешнеполитического процесса Российской Федерации, и это требует дальнейшего совер­шенствования структуры и самой деятельности этого ведомства.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...