Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Нынешнее состояние проблемы политического насилия

Психологический интерес, однако, представляет не столько традиционное насилие, исходящее от власти, сколько насилие, осуществляемое гражданами, и внутренняя готовность к осуществлению насилия. Важным представляется не только готовность человека к совершению актов насилия, но и его отношение к тем, кто совершает такие акты. Возрастающая терпимость к насилию, готовность оправдывать его высшими соображениями, благом государства, нации и веры может обеспечить необходимые условия для проявления агрессивных тенденций части граждан, которые могут решиться на насилие, считая, что их действия одобряются окружающими. Терпимость к насилию, фактический отказ от традиционных моральных норм определяются, помимо прочего, еще и ощущением переходности нынешнего периода. Экстремальность, временность обстоятельств «списывает» и ложь, и жестокость.

Начало XXI в. ознаменовалось вспышкой индивидуального политического терроризма. Его волны, исходя из Ближнего Востока, постоянно обрушиваются на Европу и Азию и докатились до США. Этот вид насилия демонстрирует тенденцию к расширению как географическому, так и технологическому. Вместе с тем, следует признать, что индивидуальный терроризм является следствием терроризма государственного, когда попираются права суверенных государств и народов. Примером этому являются агрессия США против Югославии и Ирака.

Войны, которые вело человечество и продолжает вести до сих пор, являются самой жестокой и крайней формой проявления насилия. И все же в реальном историческом процессе, в целом, ненасилие превалировало над насилием, и было преобладающей тенденцией. Если бы это было не так, то человечества бы уже не существовало, подобно тому, как в достаточно долгой перспективе не может сохраниться город, в котором количество домов, сгорающих в пожаре, превышает количество вновь возведенных зданий. Резонно повторить слова Ганди: «Если бы враждебность была основной движущей силой, мир давно был бы разрушен…» [97, с.168]. Вообще человеческое бытие возможно лишь в той мере, в какой ненасилие превалирует над насилием. Однако человечеству неведомо: является ли такой благоприятный для человечества баланс ненасилия и насилия законом, или он был гарантирован ограниченностью доступных разрушительных средств.

Исторический процесс характеризуется расхождением замыслов и результатов человеческой деятельности. История в этом смысле иррациональна, недоступна сознательно регулируемому воздействию (речь идет, разумеется, об историческом процессе в целом, а не о его фрагментах). Отсюда, как пишет А.А. Гусейнов, философы сделали вывод, что в истории действует некая надчеловеческая сила, которую одни назвали провидением, другие — объективной закономерностью, третьи — мировым разумом. Это — позитивная сила, которая благоволит человеку и все устраивает таким чудесным образом, что даже многообразные частные деструкции складываются в единое общее благо. Она все приводит к благоприятному итогу [38].

В настоящее время человечество вступило в полосу глобальных опасностей, стало заложником созданных им же самим колоссальных средств разрушения, которые способны трансформировать единичное насилие, частное зло, т. е. насилие и зло, подсильное отдельным частным индивидам, во всеобщую непоправимую катастрофу. Сегодня отрицательный исторический результат — например, гибель всего живого на земле из-за применения ядерного оружия — может стать следствием частной злой воли. Человечество в состоянии стать самоубийцей. И, чтобы этого не произошло, должен измениться человеческий разум, прежде всего в отношении к злу и насилию. Он должен взять на вооружение ту позитивную, созидательную установку, которая в предшествующей истории обнаруживалась иррационально, стихийно, независимо от него или даже вопреки его планам. Возможно человечеству необходимо изменить парадигму борьбы со злом. Быть может ему следует отказаться от убеждения, и той человеческой практики, которые основаны на использовании насилия и других низких средств во имя высоких целей, на стремлении искоренить зло злом.

Самое слабое, уязвимое место современной цивилизации — это противоестественное сочетание универсальных производительных сил каждый раз с локальным, многократно (национально, регионально, социально и т. д.) ограниченным мировоззрением, компьютерной технологии с пещерной этикой. Нависшая над человечеством глобальная опасность — ядерная, экологическая, демографическая, антропологическая и другие — поставила его перед роковым вопросом: или оно откажется от насилия, «этики вражды» или оно вообще погибнет. Философия и этика ненасилия сегодня уже не являются просто актом индивидуальной святости, они приобрели в высшей степени актуальный исторический смысл [38].

Современная политическая мысль и практика выработали три основных подхода к оружию массового уничтожения. Согласно первому - это оружие антигуманно, аморально в своей основе, подрывает естественные предпосылки существования жизни на Земле и потому подлежит немедленному и безусловному уничтожению.

Второй подход исходит из допущения, согласно которому оружие массового уничтожения только обостряет моральную и политическую дилемму, поскольку никто не может доказать, что его существование не имеет эффекта устрашения и минимизации опасности войны.

Третий подход исходит из факта удешевления и доступности технологии изготовления атомного оружия. Так как мир не стал более безопасным после разрушения СССР, а агрессивность США постоянно возрастает, ряд стран поставил перед собой задачу создать ядерное оружье в целях обезопасить себя от возможного нападения извне. К таким странам относится в первую очередь Иран, разговоры об этом активно ведутся и в украинских националистически настроенных кругах.

Идеологизация враждебности (внутриполитическая и внешнеполитическая) и постоянное развитие военной техники взрывают все мыслимые границы, которые пытается сконструировать мышление. Равным образом пока ещё недостаточно эффективны попытки практически обеспечить границы безопасности с помощью международных структур [60]. Более того одностороннее и противозаконное признание Западом независимости Косово от Сербии, может стать причиной обострения и развязывания этнических конфликтов по всей планете.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...