Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Становление системы защиты прав человекаКонцепция прав человека возникла в среде европейской политической элиты в начале процесса разделения Европы на нации-государства и до настоящего времени является предметом постоянного внимания и совершенствования. Концепция воплотила в себе суть общественных дискуссий, развернувшихся в высших кругах и организациях общества. Религиозные войны не привели к объединению государств по религиозному принципу, а обусловили создание государств по принципу территориального превосходства их лидеров. Каждый правитель территории утверждал там свою религию, и, в конце концов, остальные государственные институты строились на этой основе. Так возник принцип национального суверенитета, который, как результат религиозных войн и Вестфальского договора 1648 г., служит идеям международного мира. Доктрина национального суверенитета обусловила представление о том, как государство должно обходиться с людьми, проживающими на его территории, и как необходимо рассматривать человека в свете национальных и международных событий. То, что теперь называется правами человека, до середины XX в. не было значительной частью мировой политики. Национальный суверенитет, изобретенный европейцами как идея, предположительно пригодная для мира и порядка в Европе, подразумевал, по определению Ю.И. Малевич,что права человека являются внутренним делом нации-государства [85, с.22]. Развитие концепции прав человека обусловлено следующими процессами: · расширением круга людей, права которых подлежат защите; · расширением количества тех прав, которые считаются «общепринятыми»; · совершенствованием механизмов контроля за соблюдением прав человека.
В XVII-XVIII вв. полноправными гражданами считались только европейцы-мужчины высокого достатка. В течение XIX — первой половины XX вв. постепенно получили признание «неотъемлемые права» всех взрослых граждан независимо от уровня их доходов (ликвидация имущественного ценза), расы или национальности (ликвидация расовой сегрегации и национальной дискриминации), пола (эмансипация женщин). Либеральные права, постепенно получившие государственное признание в Америке и Европе с конца XVIII в., отвечали в первую очередь интересам буржуазного класса. А он был прямо заинтересован в отмене феодальных привилегий и сословных ограничений, в устранении государственных запретов на производственную и торгово-предпринимательскую деятельность, в обуздании государства и его подчинении своему контролю с помощью силы денег. Как писал один из видных теоретиков либерализма Б. Констан, «деньги есть самое опасное оружие деспотизма, вместе с тем и самая крепкая узда для него <...> В наши дни частные граждане сильнее политических властей: богатство есть сила вездесущая, более соотносимая со всеми интересами и оттого гораздо более реальная, вызывающая большее послушание. Власти угрожают, богатство вознаграждает; от властей можно ускользнуть, обманув их; чтобы добиться милости богатства, ему нужно служить» [73, с.104]. Политический либерализм, подчинив права человека силе денег, показал тем самым свою ограниченность. Примерно до 20-х гг. XX в. в большинстве буржуазно-демократических стран низшие слои общества и женщины не имели избирательных прав. Затруднено было практическое использование провозглашенных в конституциях прав неимущими, так как это требовало необходимых знаний, времени и материальных затрат. Вне государственного внимания оставались экономические и социальные условия свободы личности. Сама постановка проблемы прав человека в классическом либерализме носит узкий, ограниченный характер. Права охватывают лишь одну сферу взаимоотношений индивидов и государства - их взаимодействие как физических лиц, обладающих собственностью. Права человека обеспечивают гражданам личную безопасность, ограждают их частную (экономическую, семейную, религиозную и иную) жизнь от нежелательного вмешательства со стороны других людей и государства, а также позволяют собственникам контролировать власть посредством избрания ее представителей. При этом вне поля зрения государства остается сфера экономических, культурных и других отношений между людьми и соответствующие виды власти: экономическая, духовно-информационная и др., которые отдаются на откуп собственникам. Либеральное решение проблемы прав человека хотя и оградило граждан от государственного произвола, однако не защитило их от эксплуатации и деспотизма собственников, не привело к социальному освобождению всех членов общества. Развязав руки буржуазии и создав благоприятные условия для промышленной революции и утверждения капитализма, оно в то же время увеличило социальное неравенство и обострило классовые конфликты. Оказалось, что отсутствие всяких ограничений в использовании гражданских прав делает их привилегией меньшинства [115, с.81]. Это породило массовый протест рабочего класса и других низших слоев общества, требовавших принятия законов, создающих социальные условия свободы и уважения человеческого достоинства неимущих граждан и ограничивающих власть собственников. Сначала главными правами, защиты которых имущие граждане добивались от государства, были только гражданско-политические права — прежде всего, свобода совести, свобода слова и защита собственности. По мере того как в политическую жизнь включались все более широкие круги населения, расширялся и круг тех прав, обеспечение которых считалось общественно важным. С конца XIX в., под влиянием социалистической идеологии, главным объектом борьбы стали уже не столько гражданско-политические, сколько социально-экономические права. Впервые требования дополнить либеральные права правами социальными были обоснованы и выдвинуты в первой половине XIX в. чартистским движением рабочих Англии. В своей программе, разработанной в 1839 г., чартисты выступили за эволюционный путь движения к социализму, не отрицающий либеральные права, в т. ч. частную собственность, но требующий справедливой оплаты труда и равноправного участия рабочих в управлении государством. Социальные права и социальная демократия, защищающие личность в производственной сфере и обеспечивающие достойные условия ее существования, являются одним из важнейших лозунгов социалистического движения. Многие из этих прав (право на труд, отдых, образование и др.) впервые были конституционно закреплены в СССР и других странах марксистского социализма [115, с.81]. Вместе с тем, здесь их провозглашение сопровождалось нарушением традиционных либеральных прав. Это привело, в конечном счете, к нарастанию в обществе различных социальных привилегий, уравниловке в оплате труда, снижению его эффективности, массовому распространению психологии социального иждивенчества, низкому уровню благосостояния большинства граждан. Новый этап в создании системы защиты прав человека наступил с момента создания международной организации нового типа – Лиги наций (1919-1939). Эта проблема, как одна из прогрессивных международных концепций, постоянно находились под ее контролем. В Лиге Наций была предпринята попытка расширить понятие первоначальных основных прав человека и включить сюда право на труд, права личности на защиту своих территорий, а также право беженцев на простейшую защиту. Это удалось, и решения оказались продуктивными и жизнеспособными. Мощным инструментом реальной защиты прав трудящихся стала Международная организация труда. Она была создана и закреплена договором Лиги Наций, и впоследствии сформулировала и приняла серию документов о защите права на труд. Действуя подобным образом, Лига Наций пыталась наблюдать за трудовой политикой государств. Эффективность деятельности этих документов была достаточно высока, и после второй мировой войны она влилась в систему основных положений ООН [85, с.23]. Важным направлением усилий Лиги Наций и Красного Креста стала их борьба за запрещение рабства. Лига Наций постоянно требовала защитить права огромного количества людей Земли, по-прежнему живущих в состоянии рабства. Историческая Конвенция по рабству была разработана усилиями Лиги Наций и содержала требования по прямой защите прав тех, кто фактически еще находился в рабстве в XX в. Аналогичные усилия не предпринимались ни одной из известных организаций до 1919 г. Позже данные идеи были выдвинуты объединением неправительственных организаций — Лигой против рабства. Эти организации принудили Лигу Наций принять в 1926 г. Конвенцию, ставящую рабство вне закона, которая была дополнена в 1950 г. [112]. |
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |