Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Освоение социального времени: классика и современность

«Освоение времени» применительно к человеческому обществу всегда переходит в плоскость «овладения временем». Именно так мы и будем рассматривать этот процесс: как овладение важнейшим ресурсом, возможность противостоять стихии времени.

На наш взгляд, время будет подвластным человеку только при наличии определенного уровня субъектности как на уровне индивида, так и общества. Уровень субъектности, таким образом, является определяющим фактором отношения ко времени. Собственно, само понятие субъектности может быть раскрыто через увязывание ресурсов (прошлое) с горизонтом перспектив (будущее) с позиции настоящего, где все три времени самоценны и не просто механически соединены, но пронизывают друг друга, составляют целостность. Другой аспект субъектного освоения времени – создание баланса между его количественной и качественной сторонами. Ведь время отчуждается и порабощает лишь постольку, поскольку его только (количественно) распределяют и тратят, не проживая, не делая своими качества этого времени.

Субъектность реализуется в ценностном отношении ко времени, включая ценность времени индивидуальной жизни в целом и отдельных ее возрастов, равно как и ценности времени общества с его «возрастами». Здесь стоит вспомнить высказанные еще 80 лет назад слова П.А.Флоренского о самоценности каждого возраста и каждого периода жизни: “Мы живем сегодня не для завтрашнего дня, а для сегодняшнего, или точнее сказать – и сегодня, и завтра, и послезавтра живем ради цельности, ни одним днем не исчерпываемой, но вместе с тем и всяким днем символически знаменуемой». Субъектность – важнейшее качество современного человека. Это его способность быть субъектом социальных отношений. Это его готовность действовать по осуществлению своих целей, взвешивая ресурсы и гибко реагируя на текущие изменения. Как можно развить это качество? Через воспитание ценностного отношения ко времени. Огромным потенциалом в данном случае обладает социальный институт образования. Например, “обычный” урок истории может показать ценность не только великих событий, но и повседневной жизни людей. Когда образование служит самоопределению личности, мы начинаем понимать, как важно проживать каждое мгновение, принимать свое прошлое и уважать будущее.

Что еще может предложить нам классика?

В традиционной культуре овладение временем осуществлялось с помощью магических ритуалов сжатия и растяжения времени. Можно вспомнить сказку «Гуси – лебеди». Чтобы спасти своих братьев, девушке приходится в короткий срок изготовить волшебные рубашки, начиная со сбора сырья и заканчивая готовым изделием. Рубашки приобретают магическую силу именно благодаря полноте и завершенности всего технологического процесса. Подобные ритуалы существовали на самом деле: для защиты от мора, гибели на войне женщины собирались и, очень похоже на сказку, за одну ночь или за неделю изготавливали «обыденные» (однодневные) предметы. Та же идея овладения временем придает особый «охранительный» смысл собственноручно сделанным амулетам, оберегам. Установлено, что заклинания, которыми сопровождалось приготовление снадобий, отмеряли строго необходимое по технологии время.

Сегодня люди не так серьезно относятся к амулетам, а технологи просто хронометрируют время. Тем не менее и в современной культуре высоко ценятся вручную сделанные изделия. Мы пытаемся уловить в них тепло человеческих рук и отношение создателя. У каждой такой вещи есть своя история, и это помогает нам полнее ощущать и строить собственную историю и собственную уникальность. Кроме того, важно принимать во внимание темпоральную компактность действий, ситуаций, практик – их протяженность, границы и темпоральные качества. Видение завершенности – неважно, в близкой или далекой перспективе – и дает ощущение контроля над происходящим. К примеру, студент, который задумывается о том, что его обучение через некоторое время завершится и потом начнется новый этап жизни, лучше контролирует эту самую жизнь, чем тот, который “не видит берегов”. Не случайно слово “завершенность” происходит от того же корня, что и “свершение”, “вершить”, “совершенство”!

В более общем виде это означает, что подлинное овладение временем предполагает сознательное к нему отношение. В. Н. Муравьев, в частности, большие надежды возлагал на управление временем с помощью НОТ – научной организации труда. Дело здесь не только и не столько в том, чтобы прозреть и увидеть будущее. Важнее создать, сотворить его своей целенаправленной творческой деятельностью. В его работе [3] одна из глав так и называется - «Времяобразующая деятельность социально-исторических групп».

Переходя от классики к современным направлениям исследования социального времени, получившим особенное развитие в последнее время [см. 2], отметим следующие:

· Историческая социология как изучение социального прошлого активно разрабатывается и в России, и за рубежом. На осмысление феноменов связи прошлого и настоящего направлены и исследования социальной, или коллективной памяти. Сегодня они представлены преимущественно западными проектами, хотя в отечественной науке имеется мощный задел в работах 1960-х – 1980-х гг.

· Процессуальность социального времени схватывается в разнообразных и чрезвычайно популярных сегодня изысканиях, объединенных «биографическим методом».

· Относительно молодое направление представляют собой исследования возраста как социально овещественного времени. Обладая преемственностью с традиционной социологией молодежи и развитыми на Западе исследованиями детства и старения, это направление несет и существенную новизну в анализе того, как делается возраст в обществе, в чем специфика отдельных социокультурных практик и пр. Так, например, при изучении особенностей взросления современных старшеклассников и студентов младших курсов вузов (Н.Веселкова, Е.Прямикова, Екатеринбург, 2002 - 2003 гг.) мы искали ответ на вопрос: ценят ли молодые люди свой возраст, или хотят скорее из него «выпрыгнуть», повзрослеть? Исследования показали, что темпоральной доминантой в этом возрасте является настоящее, которое «наполнено будущим». Это означает, что старшеклассники, вопреки распространенному мнению, живут не будущим, а все же настоящим, стараясь полноценно прожить свой возраст. Будущее вызывает некоторые опасения своей неопределенностью, но в то же время привлекает многообразием возможностей. В полученных данных не зафиксировано ни футуромании (стремления к будущему в ущерб настоящему и прошлому), ни футурофобии (панической боязни будущего).

Исследования возраста сегодня становятся настолько актуальны, что VI конгресс Европейской Социологической Ассоциации (Мурсия, 2003 г.) впервые включил в свою программу специальную секцию (под руководством С. Ааполы), посвященную изучению возраста.


Вопросы для самоконтроля

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...