Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Теоретическая интерпретация понятийУчительство – социально-профессиональная группа, особенностью деятельности которой является образование и воспитание подрастающего поколения. В данном исследовании мы исходим из узкого понимания социально-профессиональной группы учительства, включающей людей, основной сферой занятий для которых является преподавательская работа в средних общеобразовательных учреждениях. Типы школ (средних общеобразовательных учреждений). Можно выделить два основания для типологии: по типу собственности: муниципальные и частные школы; по особенностям используемых программ и методик: традиционные школы (используется стандартный набор программ, методик и предметов); специализированные (с углубленным изучением ряда предметов); альтернативные (обучение принципиально отличается от других набором предметов, авторскими программами, используемыми методиками). Социально-профессиональное самочувствие (СПС) – интегральная характеристика личностного отношения к профессиональной деятельности, субъективное переживание различных ее сторон. Определяется как соотношение между уровнем притязаний и их реализацией в профессиональной деятельности. Уровень СПС определяется в интервале между крайне позитивным и крайне негативным отношением к своей профессиональной деятельности и ее условиям. Качественное наполнение СПС – те стороны или условия профессиональной деятельности, которые являются важнейшими при определении уровня СПС. Факторы СПС. Поскольку СПС определяется как соотношение между уровнем притязаний и их реализацией, можно выделить две группы факторов СПС: 1) субъективные – уровень притязаний, ожиданий относительно разных сторон профессиональной деятельности; 2) объективные – реальные достижения и условия профессиональной деятельности. Факторы СПС субъективные: объективные: содержание труда; степень самореализации оплата труда в профессии; карьера уровень зарплаты; условия труда занимаемая должность; реальные условия труда. Эмпирическая интерпретация понятий Критерием для оценки уровня СПС является удовлетворенность профессиональной деятельностью. Следует различать: 1) удовлетворенность профессией, которая выражает отношение к социальному статусу профессии; 2) удовлетворенность трудом – отношение учителя к его реальной работе в условиях данной школы. Соотношение этих сторон удовлетворенности профессиональной деятельностью – показатель качественного наполнения СПС. Субъективные факторы СПС (уровень ожиданий) замеряются через оценку сравнительной значимости для учителя различных сторон его профессиональной деятельности (содержания труда, карьерных успехов и условий труда). Объективные факторы СПС можно замерить как через оценку учителем условий своей работы и профессиональных успехов, так и с помощью информации о фактическом положении учителя (категория при аттестации, зарплата, должностное продвижение). Социально-демографические характеристики респондента, необходимые для анализа: пол; возраст; стаж работы в системе образования; семейное положение (состав семьи). Операционализация понятий Удовлетворенность профессиональной деятельностью в целом, удовлетворенность профессией и удовлетворенность трудом замеряются через самооценку уровня удовлетворенности при помощи шкал, представляющих диапазон мнений от “удовлетворен полностью” до “совершенно не удовлетворен”. Качественное наполнение СПС фиксируется через мнение учителей о привлекательных- непривлекательных сторонах их профессиональной деятельности. Используем методику открытых вопросов. Иерархия ожиданий в профессиональной деятельности выявляется путем подсчета рангов значимости различных сторон профессиональной деятельности. Гипотезы 1. Уровень социально - профессионального самочувствия учителей зависит от типа средней школы, причем определяющее значение имеет тип собственности. 2. В школах муниципальной собственности уровень СПС ниже, чем в школах частной собственности. 3. На качественные характеристики социального самочувствия оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы, но большее влияние - объективные. 4. Молодые учителя чаще не удовлетворены своей работой, чем учителя с большим стажем работы. 5. Уровень социальных ожиданий учителей, как правило, завышен. Методический раздел программы Выборка Генеральная совокупность – учителя средних общеобразовательных школ г. Екатеринбурга. Выборочная совокупность – не менее 5% от ее численности. Тип выборки – многоступенчатая, гнездовая. Поскольку выделяются два основания для классификации школ, предполагается многоступенчатая процедура выборки. На первом этапе формируются группы школ по критериям собственности и специфики учебных программ. Составляется полный список всех типов школ. В четырех имеющихся списках методом случайного отбора выбираются школы, в которых будет производиться опрос. Учительский коллектив - компактная группа, поэтому возможно опрашивать «гнездами», т.е. в выбранных школах опрашиваются все учителя. Это удобно и для полевого этапа, так как анкетный опрос можно провести на массовых мероприятиях (например, на педсовете). Инструментарий исследования Анкетный опрос выбран основным методом сбора социологической информации. Инструментарий исследования – анкета для учителей, инструкция для анкетера, инструкция для кодировщика, инструкция для ввода анкет в компьютер. Примечание: Мы приводим только образец анкеты из-за большого объема других документов. Анкета Уважаемый коллега! Кафедра социологии УрГПУ проводит социологическое исследование, цель которого – анализ социально-профессионального самочувствия учителя. Мы будем рады, если Вы примете в нем участие, заполнив эту анкету. Работать с анкетой просто: прочитав вопрос, выберите и отметьте (обведите кружочком) тот вариант ответа, который соответствует Вашему мнению. При необходимости, пожалуйста, допишите свой вариант. Анкета анонимна. Исследовательская группа гарантирует, что информация будет использоваться только в обобщенном виде. СНАЧАЛА НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ВАШЕМ ОТНОШЕНИИ К РАБОТЕ. 1. Удовлетворены ли Вы тем, как складывается Ваша профессиональная деятельность? 1. да; 2. скорее да, чем нет; 3. скорее нет, чем да; 4. нет; 5. затрудняюсь ответить. 2. Скажите, пожалуйста, что привлекает Вас в Вашей работе? ______________________________ 3. А что вызывает неудовольвие? _____________ 4. Когда Вы сравниваете профессию учителя с другими, Вам кажется, что она... 1. одна из лучших; 2. не лучше и не хуже других; 3. хуже многих других; 4. затрудняюсь ответить. 5. Попытайтесь определить, насколько для Вас важны следующие составляющие Вашей профессиональной деятельности? (Пожалуйста, проранжируйте варианты ответов по степени важности, поставив “1” возле самого важного, “2” – возле второго по значимости и т. д.)
6. Скажите, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены условиями учительского труда в Вашей школе? 1. полностью удовлетворен; 2. удовлетворен отчасти; 3. мне это безразлично; 4. скорее, не удовлетворен; 5. совершенно не удовлетворен.
А ТЕПЕРЬ МЫ ПРОСИМ СООБЩИТЬ НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ВАС. 7. Скажите, пожалуйста, каково Ваше семейное положение? 1. женат/замужем; 2 . разведен/а; 3 . не женат/не замужем; 4 . вдовец/вдова. 8. Есть ли у Вас дети? 1. да (пожалуйста, переходите к вопросу 9); 2 . нет (пожалуйста, переходите к вопросу 10). 9. Сколько лет каждому из Ваших детей? 1-й ребенок________лет 2-й ребенок________лет 3-й ребенок________лет 10. Ваш пол: 1. женский; 2. мужской. Ваш возраст_______ (число лет) Стаж работы_______(число лет) Спасибо! По всем вопросам, связанным с настоящим исследованием, Вы можете обратиться к ________ ____________________(ФИО), по тел. (__________). |
|||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |