Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Теоретическая интерпретация понятий

Учительство – социально-профессиональная группа, особенностью деятельности которой является образование и воспитание подрастающего поколения. В данном исследовании мы исходим из узкого понимания социально-профессиональной группы учительства, включающей людей, основной сферой занятий для которых является преподавательская работа в средних общеобразовательных учреждениях.

Типы школ (средних общеобразовательных учреждений). Можно выделить два основания для типологии:

по типу собственности: муниципальные и частные школы;

по особенностям используемых программ и методик: традиционные школы (используется стандартный набор программ, методик и предметов); специализированные (с углубленным изучением ряда предметов); альтернативные (обучение принципиально отличается от других набором предметов, авторскими программами, используемыми методиками).

Социально-профессиональное самочувствие (СПС) – интегральная характеристика личностного отношения к профессиональной деятельности, субъективное переживание различных ее сторон. Определяется как соотношение между уровнем притязаний и их реализацией в профессиональной деятельности.

Уровень СПС определяется в интервале между крайне позитивным и крайне негативным отношением к своей профессиональной деятельности и ее условиям.

Качественное наполнение СПС – те стороны или условия профессиональной деятельности, которые являются важнейшими при определении уровня СПС.

Факторы СПС. Поскольку СПС определяется как соотношение между уровнем притязаний и их реализацией, можно выделить две группы факторов СПС: 1) субъективные – уровень притязаний, ожиданий относительно разных сторон профессиональной деятельности; 2) объективные – реальные достижения и условия профессиональной деятельности.

Факторы СПС

субъективные: объективные:

содержание труда; степень самореализации

оплата труда в профессии;

карьера уровень зарплаты;

условия труда занимаемая должность;

реальные условия труда.

Эмпирическая интерпретация понятий

Критерием для оценки уровня СПС является удовлетворенность профессиональной деятельностью. Следует различать:

1) удовлетворенность профессией, которая выражает отношение к социальному статусу профессии;

2) удовлетворенность трудом – отношение учителя к его реальной работе в условиях данной школы.

Соотношение этих сторон удовлетворенности профессиональной деятельностью – показатель качественного наполнения СПС.

Субъективные факторы СПС (уровень ожиданий) замеряются через оценку сравнительной значимости для учителя различных сторон его профессиональной деятельности (содержания труда, карьерных успехов и условий труда).

Объективные факторы СПС можно замерить как через оценку учителем условий своей работы и профессиональных успехов, так и с помощью информации о фактическом положении учителя (категория при аттестации, зарплата, должностное продвижение).

Социально-демографические характеристики респондента, необходимые для анализа:

пол;

возраст;

стаж работы в системе образования;

семейное положение (состав семьи).

Операционализация понятий

Удовлетворенность профессиональной деятельностью в целом, удовлетворенность профессией и удовлетворенность трудом замеряются через самооценку уровня удовлетворенности при помощи шкал, представляющих диапазон мнений от “удовлетворен полностью” до “совершенно не удовлетворен”.

Качественное наполнение СПС фиксируется через мнение учителей о привлекательных- непривлекательных сторонах их профессиональной деятельности. Используем методику открытых вопросов.

Иерархия ожиданий в профессиональной деятельности выявляется путем подсчета рангов значимости различных сторон профессиональной деятельности.

Гипотезы

1. Уровень социально - профессионального самочувствия учителей зависит от типа средней школы, причем определяющее значение имеет тип собственности.

2. В школах муниципальной собственности уровень СПС ниже, чем в школах частной собственности.

3. На качественные характеристики социального самочувствия оказывают влияние как объективные, так и субъективные факторы, но большее влияние - объективные.

4. Молодые учителя чаще не удовлетворены своей работой, чем учителя с большим стажем работы.

5. Уровень социальных ожиданий учителей, как правило, завышен.

Методический раздел программы

Выборка

Генеральная совокупность – учителя средних общеобразовательных школ г. Екатеринбурга. Выборочная совокупность – не менее 5% от ее численности.

Тип выборки – многоступенчатая, гнездовая. Поскольку выделяются два основания для классификации школ, предполагается многоступенчатая процедура выборки. На первом этапе формируются группы школ по критериям собственности и специфики учебных программ. Составляется полный список всех типов школ. В четырех имеющихся списках методом случайного отбора выбираются школы, в которых будет производиться опрос. Учительский коллектив - компактная группа, поэтому возможно опрашивать «гнездами», т.е. в выбранных школах опрашиваются все учителя. Это удобно и для полевого этапа, так как анкетный опрос можно провести на массовых мероприятиях (например, на педсовете).

Инструментарий исследования

Анкетный опрос выбран основным методом сбора социологической информации. Инструментарий исследования – анкета для учителей, инструкция для анкетера, инструкция для кодировщика, инструкция для ввода анкет в компьютер.

Примечание: Мы приводим только образец анкеты из-за большого объема других документов.

Анкета

Уважаемый коллега!

Кафедра социологии УрГПУ проводит социологическое исследование, цель которого – анализ социально-профессионального самочувствия учителя. Мы будем рады, если Вы примете в нем участие, заполнив эту анкету. Работать с анкетой просто: прочитав вопрос, выберите и отметьте (обведите кружочком) тот вариант ответа, который соответствует Вашему мнению. При необходимости, пожалуйста, допишите свой вариант. Анкета анонимна. Исследовательская группа гарантирует, что информация будет использоваться только в обобщенном виде.

СНАЧАЛА НЕСКОЛЬКО СЛОВ О ВАШЕМ ОТНОШЕНИИ К РАБОТЕ.

1. Удовлетворены ли Вы тем, как складывается Ваша профессиональная деятельность?

1. да;

2. скорее да, чем нет;

3. скорее нет, чем да;

4. нет;

5. затрудняюсь ответить.

2. Скажите, пожалуйста, что привлекает Вас в Вашей работе? ______________________________

3. А что вызывает неудовольвие? _____________

4. Когда Вы сравниваете профессию учителя с другими, Вам кажется, что она...

1. одна из лучших;

2. не лучше и не хуже других;

3. хуже многих других;

4. затрудняюсь ответить.

5. Попытайтесь определить, насколько для Вас важны следующие составляющие Вашей профессиональной деятельности? (Пожалуйста, проранжируйте варианты ответов по степени важности, поставив “1” возле самого важного, “2” – возле второго по значимости и т. д.)

возможность профессиональной карьеры  
заработная плата  
ненормированный рабочий день  
приятный коллектив  
работа с детьми  
творческий характер труда  
что-то еще? (допишите, пожалуйста)_____ _____________________________________  

6. Скажите, пожалуйста, насколько Вы удовлетворены условиями учительского труда в Вашей школе?

1. полностью удовлетворен;

2. удовлетворен отчасти;

3. мне это безразлично;

4. скорее, не удовлетворен;

5. совершенно не удовлетворен.

 

А ТЕПЕРЬ МЫ ПРОСИМ СООБЩИТЬ НЕКОТОРЫЕ СВЕДЕНИЯ О ВАС.

7. Скажите, пожалуйста, каково Ваше семейное положение?

1. женат/замужем;

2 . разведен/а;

3 . не женат/не замужем;

4 . вдовец/вдова.

8. Есть ли у Вас дети?

1. да (пожалуйста, переходите к вопросу 9);

2 . нет (пожалуйста, переходите к вопросу 10).

9. Сколько лет каждому из Ваших детей?

1-й ребенок________лет

2-й ребенок________лет

3-й ребенок________лет

10. Ваш пол:

1. женский;

2. мужской.

Ваш возраст_______ (число лет)

Стаж работы_______(число лет)

Спасибо!

По всем вопросам, связанным с настоящим исследованием, Вы можете обратиться к ________ ____________________(ФИО), по тел. (__________).





Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...