Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Этапы становления бизнес-элиты в России
За период с 1993 по 2001 гг. произошли значительные структурные изменения в бизнес-элите. Доля финансистов уменьшилась, а доля бизнес-чиновников, непроизводственников и промышленников значительно возросла. Похожая картина наблюдалась и в странах Восточной Европы, где путь в бизнес в крупных и средних частных фирмах лежал через номенклатурное прошлое и стартовые возможности были предпочтительнее у тех, кто смог развернуть дело непосредственно перед началом реформ. Ядро восточно-европейской экономической элиты также рекрутировалось сверху. Средний и низший слои бизнес-класса формировались за счет работников торговли разных уровней, квалифицированных специалистов, которые формально в номенклатуру не входили. Первые имели исключительно выгодные позиции для начала бизнеса, а вторые обладали знанием коммерчески применимых технологий. Одновременно предприниматели в нашей стране пополнялись и представителями теневого бизнеса, криминальной среды, и молодых людей, начинающих самостоятельную деятельность, так называемых “природных” предпринимателей, живущих постоянными проектами. Как правило, рост предпринимательства наблюдается в периоды кризиса, когда деформируется рынок, возникает нужда искать новые возможности. Многие просто выталкиваются в сферу предпринимательства. Сказывается угроза безработицы. Около четверти основателей новых малых фирм в некоторых развитых странах – бывшие безработные. Уход в предпринимательство связан и с теснотой в определенных сегментах рынка труда. В таких случаях высококвалифицированные специалисты создают собственные технологические, информационные и консультативные фирмы, а малоквалифицированные открывают небольшие дела в сфере торговли и услуг. Подталкивает к предпринимательству дискриминация на рынке труда, трудности профессиональной карьеры, неготовность к массовым индустриальным типам занятий, ограниченные возможности достижения более высокого статуса. Феномен этнического предпринимательства – хорошая иллюстрация действия отмеченных моментов. Отдельные рыночные ниши, такие как розничная торговля, сфера услуг, строительство, занимают в США китайцы, корейцы, кубинцы; в Великобритании – индийцы, пакистанцы; во Франции – алжирцы; в Германии – турки; в России – азербайджанцы и выходцы с Кавказа. В периоды же экономической стабильности у людей низка склонность к риску, изменению своего социального положения. В это время утверждаются скорее люди мещанского и бюрократического типа, чем предпринимательского. Поскольку предпринимательство открывает каналы вертикальной мобильности для тех, кто не может продвинуться в обществе традиционными путями (государственная служба, получение наследства и т.п.) или из-за действия ограничений, постольку в эту сферу стремятся группы, лишенные равных возможностей в обществе, оказавшиеся на периферии социальной структуры, маргиналы. Парадоксально, но переход в предпринимательство не гарантирует избавления от маргинальности. Вырвавшись вперед в материальном отношении, предприниматель остается принижен в социальном, так как в определенных обществах данное занятие не относится к числу благородных и престижных, отношение к нему враждебное. В результате складывается ситуация статусного рассогласования, когда материальное положение высокое, а социальное – низкое, не соответствующее первому. Да и экономические позиции предпринимателя, в основном среднего и мелкого, остаются неустойчивыми. Свидетельства тому – наличие долгов, угроза банкротства, разрыв между прогнозируемыми и фактическими доходами. Неустойчивость положения подталкивает к рискованным действиям. Так, по данным зарубежных эмпирических исследований, предпринимателей, которые принимаются за дело без обстоятельной подготовки, оказалось в четыре раза больше, чем тех, кто ясно представлял идею продукта или услуги до того как решил создать свой бизнес. Мотивы перехода в предпринимательство самые разнообразные. Квалифицированные специалисты видят в предпринимательстве возможность для самореализации и профессионального роста, выходцы из теневого бизнеса ориентированы на сколачивание состояния, бывшие номенклатурщики рассчитывали получить на этом поприще “запасной аэродром” и сохранить привычно высокий уровень жизни. Фактически преобладают негативные мотивы перехода в предпринимательство. Это неудовлетворенность прежней работой или угроза ее потери, просто безысходность. На Западе негативные по характеру стимулы движут двумя из каждых трех организаторов новых фирм; для высокотехнологичных венчуров эта доля еще выше: здесь такие стимулы действуют примерно в четырех случаях из пяти. Облик предпринимательства формируется под воздействием социокультурной среды тех социальных институтов и групп, которые непосредственно с ним связаны. Предпринимательство в России во многом похоже на номенклатурное управление со статусно-ролевой иерархией власти. Преимущество имеет тот, кто наиболее близок к власти, пользуется льготами. Влиятельность предпринимателей зависит от степени поддержки их госаппаратом, а доступ к государственным ресурсам - залог стабильности и прибыльности бизнеса. Недаром многие предприниматели стремятся войти в сферы государственного управления. С другой стороны, согласно Р.Мертону, потребности бизнеса в принципе нельзя удовлетворить только одобряемыми средствами с помощью структур, выступающих в своей явной, а не латентной (скрытой) форме. Использование властью и бизнесом латентных отношений ведет к распространению коррупции, обслуживанию политиками и политическими структурами легальных и нелегальных форм бизнеса, росту теневой экономики, оборот которой в нашей стране по разным оценкам достигает от 25 до 50% валового внутреннего продукта. Итак, можно утверждать, что реальный облик российского предпринимателя не во всем соответствует классическому облику. Стремление к инновациям не так сильно, как стремление к быстрому обогащению. Согласно взглядам психологов, мотивация достижения состоит в стремлении к достижению как таковому, вне зависимости от его индивидуальной или социальной пользы. В таком понимании достижительные ценности не отягощают сознание значительной части российских предпринимателей. В общественном сознании существуют два прямо противоположных образа современного российского предпринимателя: анекдотичный «новый русский» и респектабельный бизнесмен. Многое в образе предпринимателя навеяно особенностями их экономической культуры. По ней они существенно отличаются от других социальных групп.
Экономическая культура Гибкость и инициативность руководителей, исполнительность и ответственность рабочих – эти и многие другие характеристики трудового поведения находятся в прямой зависимости от того, что называется экономической культурой. В каждого человека заложена определенная культурная программа, которая в дальнейшем определяет его повседневное производственное и потребительское поведение. Составляющие её нормы, установки, стереотипы и ценности отличаются разнообразным содержанием, которое варьируется в зависимости от страны, региона, характера включенности в демографические, этнические, религиозные группы. Экономическая культура, как и любой другой тип культуры, тесно связана с образованностью, но не совпадает с ней. Уровень образованности можно поднять при соответствующих затратах за непродолжительный период времени, тогда как культура формируется в течение длительного исторического периода, является своеобразной квинтэссенцией социальных отношений. Нормы и другие элементы экономической культуры тесно переплетены с нормами культуры политической, правовой, нравственной, эстетической. Все элементы общей культуры в любой момент могут стать элементами культуры экономической. Последняя, по определению Р.В.Рывкиной, включает в себя лишь те социальные правила и нормы, которые становятся непосредственными регуляторами экономического поведения и играют роль социальной памяти экономического развития. Экономическая культура всегда и везде выступает посредником между комплексом политико-правовых, экономических и других условий той или иной страны и экономическим поведением субъектов ее экономики. Это её основная функция. Кроме этого, экономическая культура выполняет функции трансляции (накопление и передача экономического опыта новым поколениям), отбора (выбраковывание негодных для развития экономики ценностей и норм и укрепление необходимых) и регуляции (перераспределение и упорядочение норм). В итоге отобранные и упорядоченные традиции и нормы сохраняются в социальной памяти как некие образцы. Например, советская экономическая культура старательно хранила в своей памяти образы трудового героизма стахановцев и участников освоения целины. При этом во многом мифологизировала эти события, представляя их как народную, низовую инициативу. Часто понятие экономической культуры замещается более узким понятием деловой культуры, которая обозначает скорее стиль отношений между людьми в процессе труда и обмена, а не всю гамму норм и ценностей экономического поведения. Также выделяют корпоративную культуру как частный случай экономической и деловой. Специфические черты внутрифирменной деятельности, такие как способ подбора персонала, взаимоотношения между работниками и руководителями, традиции, составляют её содержание. Кроме корпоративной культуры, некоторые авторы отмечают культуру деловой среды в целом. А. И. Пригожин выдвигает гипотезу о существовании двух превалирующих типов культур деловой среды, а именно: вертикального, или российского типа с высокой степенью централизации («зарегламентированности сверху») и низкой степенью развития сотрудничества по горизонтали, и горизонтального, или западного типа с низкой степенью централизации и высокой степенью развития сотрудничества по горизонтали. Интересна типология организационных культур, предложенная теоретиком менеджмента Ч. Хэнди, которую он связывает с наличной структурой организации. Во-первых, это культура власти или сетевая культура, паутина. Суть её в том, что власть в организации сосредоточена в центре у одного руководителя, который дал ей жизнь. Стиль руководства, как правило, прямолинейный и агрессивный. Преимущество данного типа культуры в высокой скорости принятия решений. Во-вторых, позиционная, или ролевая культура (культура храма). Свойственна крупным бюрократическим учреждениям. Власть сосредоточена наверху, колонны – подразделения, поддерживающие власть. Характерно четкое структурирование деятельности. Приветствуется коллективная работа, не приветствуется индивидуализм и агрессивность, стремление к риску. Подразделения в такой организации взаимодействуют неэффективно. Структура очень неповоротлива, решения принимаются медленно. В-третьих, матричная культура или культура задач, которая характерна для творческих, исследовательских, консалтинговых и тренинговых компаний. Здесь важна задача, которую выполняет работник. Ответственность передается компетентному сотруднику. Таким организациям не присуща раздутая администрация, но в то же время для них характерны проблемы распыления ответственности и деятельности. Много возможностей для конфликтов. В случае появления сильного лидера реальна трансформация в культуру власти. В-четвертых, индивидуальная культура или культура «звезд». Она свойственна организациям, созданным несколькими специалистами (врачами, адвокатами, консультантами, учеными) для совместного использования ресурсов. В ней специалисты работают самостоятельно, не взаимодействуя друг с другом. Недостатком является неуправляемость или слабая управляемость организации. Типология экономической культуры возможна и по иным основаниям. Например, по сферам проявления различают культуру производственную, потребительскую, деловую; по носителям – предпринимательскую, крестьянскую, чиновничью, американскую, российскую и т. д.; по содержанию норм и ценностей – рациональную и традиционную; по уровню – институциональную, групповую и личностную. Формируется экономическая культура под влиянием массы факторов, но в первую очередь отметим среди них национальную культуру. Известно, что капитализм как хозяйственный уклад многолик, его становление в Европе и за ее пределами протекало по-разному. В Японии, например, капитализм не включает в себя такую важную черту западного капитализма, как индивидуализм. Вместо него присутствует групповая солидарность, проявляющаяся в ответственности рядового работника перед фирмой и фирмы перед работником. Сохраняется традиционная иерархия, а боязнь японца «потерять лицо» является мощным стимулом его достижительных ориентаций. В последнее время получили распространение прикладные социолого-антропологические исследования этнических особенностей рабочей силы. Транснациональные корпорации при организации производств обязательно привлекают данные об этнокультурных особенностях будущих работников. Из отдельных черт и характеристик специалисты синтезируют обобщенные портреты типичного японца, китайца, мусульманина и т. д. В соответствии с полученными данными планируется вывоз капитала, проектируется система трудовых стимулов, конструируется оптимальная отраслевая структура, так как знание типичных черт работника англичанина или индуса позволяет облегчить межкультурную передачу технологий, управленческих навыков, уменьшить потери, вызванные различиями в культуре страны-донора и страны-реципиента. Национальной культура – эта система ценностей данного общества, социальные нормативы и трудовые традиции. Система ценностей – это универсальная мотивационная структура, имеющая лишь определенный национально-культурный колорит. М. Вебер писал о протестантской этике и оценил её как один из факторов становления эффективной капиталистической экономики. По его мнению, центральное для протестантского мировоззрения понятие «призвание» дает оценку рационально поставленному капиталистическому предпринимательству как богоугодному делу. Идеал протестантизма – кредитоспособный добропорядочный человек, долг которого рассматривать приумножение своего капитала как самоцель. Что касается рабочих, то «призвание» делает их приверженными идее долга по отношению к труду, восприятию труда как самоцели, оцениванию своего заработка с трезвым самообладанием и умеренностью – и все это в надежде на загробное воздаяние. И у работодателей, и у наемных работников ценности протестантской этики формируют мотив достижения (добиться наивысших результатов в своей деятельности), чувство самостоятельности и личной ответственности. Сходный комплекс ценностей зафиксирован и в буддистско-синтоистской Японии, и в конфуцианском Китае. В Японии в ходе экономических преобразований нельзя было опереться на свободного индивида или гражданское общество, как в Европе или США. Их просто не было. Поэтому там не стали разрушать отличавшуюся высокой солидарностью общину – архаистскую коллективистскую структуру, а, напротив, использовали ее возможности. Особенности китайской организации бизнеса – семейные фирмы и деловые сети, часто контролируемые одной семьей. Наиболее экономически эффективными для современных обществ оказались протестантские, буддистско-синтоистские и конфуцианские системы этических ценностей, воспринимающие труд как обязанность, долг и призвание человека. Другой элемент национальной культуры - социальные нормы. Именно они во многом определяют отношения типа «работник – работник», «управленец – работник». Достаточно устойчивым элементом национальной культуры являются трудовые традиции: привычные для людей характер, интенсивность, режим труда, приемы, умения и навыки, усвоенные через семейное и общественное воспитание. Вся система традиционного воспитания ориентирована на основные в данном регионе виды деятельности. Современное производство вынуждено адаптироваться к ним, причем эта вынужденная «уступка» дает иногда неожиданный и высокий результат. В современной глобальной экономике новейшее международное разделение труда тесно взаимодействует с национальным разнообразием организационных форм и трудового поведения, с учетом и использованием этнокультурных особенностей человеческих ресурсов, особенно их инновационного потенциала. Экономическая культура описывается через ряд интегральных характеристик. Р.В.Рывкина отмечает следующие: степень автономности – зависимости от других видов культуры, степень декларативности – конструктивности, степень директивности – демократичности; степень разнообразия – однообразия, степень интегрированности – дезинтегрированности, степень коллективизма – индивидуализма, степень правовой регламентированности – нерегламентированности; степень инновационности – консерватизма, масштабы заимствования, ценность экономической сферы и экономической активности для групп власти, ценность экономической сферы и экономической активности для населения, степень рациональности. Раскроем некоторые из них на примере российской экономической культуры. Отечественная экономическая культура зависима от политики, с одной стороны, и от криминала – с другой, зато автономна от нравственных и религиозных норм. Это не удивительно в ситуации, когда сращиваются интересы политической элиты и элиты финансовой, когда крупный бизнес берет на себя определенные политические риски, а взамен получает экономические льготы, когда в период президентских выборов резко падает инвестиционная активность, когда в экономике существует огромный теневой сектор. Пара декларативность – конструктивность подразумевает соотношение провозглашенных, но не реализованных ценностей с теми, которые провозглашаются и реализуются. Наличие декларативности в нынешней экономической ситуации несомненно. В связи с этим, степень доверия к государству как к экономическому субъекту, к частным фирмам со стороны населения остается крайне низкой. Экономической культуре нашего общества присуще стилевое и нормативное разнообразие. Появляются новые носители в лице социальных и профессиональных групп. Разнообразие способствует гибкости социальной системы и предоставляет достаточное количество вариантов для ее развития. Вместе с тем, разнообразие переходит в существенные различия между отдельными ее видами. Культура старшего поколения и молодежи, столицы и провинции, отдельных регионов отчуждена друг от друга, порой самодостаточна, изолирована. В настоящее время идет интенсивный процесс заимствования норм западной экономической культуры, протекающий стихийно. Население учится торговать, осваивает новые образцы поведения в рамках отношений управляющий – управляемый, работодатель – работник, продавец – клиент. В то же время исследования деловой культуры предпринимателей показывают, что часто заимствования носят внешний, поверхностный характер. Ядро их деловой культуры, их менталитет остается прежним, поскольку коренится в тех социальных отношениях, которые не претерпели существенных изменений. Экономические ценности для населения теперь более значимы, чем политические или культурные. Нормы, основанные на сознательных целях, постепенно вытесняют нормы, основанные на привычке, укорененные в традиции. В целом, рациональный тип экономической культуры постепенно вытесняет традиционный. Несомненен рост значимости экономической активности в обществе, которую в первую очередь демонстрируют предприниматели. В обществе формируется культура среднего класса, в потребительском поведении проявляющаяся в стремлении покупать качественные, но недорогие товары, приобретать новые, самых последних моделей, не известные им ранее вещи. При этом представители среднего класса никогда не приобретают вещи, не соответствующие их статусу (здесь сознательные и подсознательные рамки достаточно жесткие). В целом, россияне находятся в ситуации нормативно - статусной неопределенности. Смена идеологии, изменение экономической и властной системы, разрыв между поколениями, воспитанными в разных социальных условиях вносят нормативную неопределенность и в экономическую культуру. Вопросы для самоконтроля
Литература
СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Феномен культуры. Культура и общество. |
|||||||||||||||||||||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |