Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Коррекционная работа с военнослужащими с недостаточным развитием устной и письменной речи.

 

В последнее время среди военнослужащих все чаще наблюдается тенденция увеличения двух категорий: военнослужащие, которые вследствие различных причин (педагогическая запущенность, военнослужащие не являются носителями русского языка (русский язык не родной)), имеют малый словарный запас, и военнослужащие, у которых недостаточно развиты навыки письменной речи. Военнослужащие обеих категорий становятся, в конечном итоге, людьми с ограниченными возможностями жизнедеятельности.

В соответствие с психолого-педагогической классификацией военнослужащие с недостаточным развитием устной и письменной речи могут подразделяться на:

- военнослужащих с нарушением средств общения (фонетико-фонематическое недоразвитие и общее недоразвитие речи), когда недоразвитие процессов формирования произносительной системы русского родного языка происходит вследствие недостаточных навыков восприятия и произношения фонем;

- военнослужащих с общим недоразвитием речи – различными сложными речевыми расстройствами, при которых нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, в связи с поздним началом развития речи, скудным словарным запасом, неправильным произношением и др.

Отклонения в развитии русской речи в подавляющем большинстве случаев неблагоприятно влияют как на скорость и результативность мыслительных процессов, так и на дезорганизацию личностных отношений, что в конечном итоге влияет и на выполнение поставленной перед военнослужащим задачи.

Людей, владеющих иностранным языком в совершенстве, сравнительно немного, и у военнослужащих, для которых русский язык не является родным, возникают трудности на различных уровнях языка, что приводит к замедлению коммуникации: при недостаточном владении языком мысленно осуществляется двусторонний перевод как устной, так и письменной речи, на родной язык и обратно. На уровне фонетики в общении затруднения могут проявляться в обоих направлениях. Акцент и отличная от русской мелодика фразы носителя другого языка препятствует точному пониманию слущающим – носителем русского языка, и в то же время при восприятии русской речи происходит некоторая задержка восприятия смысла, а при недостаточной подготовке неспособность уловить оттенки интонации мешает адекватно понять смысл высказывания, поскольку в разговорной речи зачастую именно в них содержится основная информация.

Все это рождает чувство собственной неполноценности, неуверенности в себе, повышенную чувствительность, ранимость, мнительность, а в некоторых случаях и страх перед производством речи.

Работа с такими военнослужащими выходит за рамки чисто лингвистического подхода, а приобретает черты психолингвистического, в соответствии с законами и принципами психолингвистики. Особое значение имеет не только расширение словарного запаса, но и структурирование мышления человека. Работа с такими военнослужащими должна строиться в первую очередь в области познавательной сферы с мышлением и речью для развития навыков общения и коммуникации.

Отсутствие специального обучения в таких случаях приводит, как правило, к нарушению интеллектуального и эмоционального развития человека: нарушается формирование предметных представлений, ассоциаций и мышления в целом, что, в свою очередь, затрудняет, а иногда и делает невозможным коммуникацию и адаптацию в современных социальных условиях.

Мышление – умственное поведение, целью которого является решение какой-либо проблемы, необходимой для эффективного поведения. Мышление является главной составляющей в функции ориентировки в структуре поведения.

Особенности нашего мышления определяются особенностями нашего языка. Язык участвует в формировании идей, в создании программ и планов человеческой активности, в анализе впечатлений, в их объединении; человек выделяет из своего опыта те категории, которые заложены в системе языка.

Речь исполняет определенные функции как в общении, так и в мышлении. Основными функциями речи являются:

а) управление поведением другого (побуждение к действию или к какому-либо определенному переживанию);

б) управление умственным поведением самого себя или другого, чтобы он понял высказываемое;

в) речь может выступать как средство выражения вовне состояния говорящего, экспрессии (в этом случае выражение чувств представляет собой косвенное управление поведением других).

Слова и внутренняя речь организуют работу мысли. Когда человек размышляет, он осуществляет не внутреннюю речь, а переживает соответствующую мысль, закодированную в этой речи. Иметь мысль – значит не более как уметь ее закодировать в высказывании и в речи для себя или для другого словами. Способы построения фразы в речи неодинаковы в различных языках, и в этом проявляется психология нации, культура и этносознание. Так, например, по мнению исследователей, система русского языка отражает и поощряет преобладающую в русской культурной традиции тенденцию рассматривать мир как совокупность событий, не поддающихся ни человеческому контролю, ни человеческому уразумению, с этим связано частотное употребление безличных предложений и инфинитивных конструкций, значение которых связано с необходимостью, но в состав которых не входят слова-императивы.

В тесной связи с историческим укладом жизни находится и морфология. Так, в языках народов, издавна ведущих оседлый образ жизни, как правило, используется небольшое количество временных форм глагола, в то время как в языках народов, чья жизнь была связана с движением, выделяется множество видо-временных форм, максимально ясно описывающих действие. Ряд ученых выделяет, например, в тюркских языках два класса слов – глаголы и имена, причем вторая группа включает в себя и существительные, и прилагательные, и местоимения, формально на морфологическом уровне не различающиеся. Во многих языках Океании нет общих понятий типа «дерево», «птица», «животное», потому что необходимость передачи конкретной информации об окружающем мире требует точного называния предметов, в связи с чем употребляются слова, определяющие родо-видую принадлежность объекта; абстрактные существительные в таких языках либо отсутствуют, либо представлены немногочисленной группой. В языке нивхов насчитывается 26 классов числительных, каждый из которых используется для счета предметов определенного вида или формы, в то время как у индейского племени пирахан, ведущих жизнь охотой и собирательством, не существует других числительных, кроме «один» и «два», зато имеются различные местоимения 3 лица для обозначения людей, неодушевленных предметов, одушевленных водоплавающих и одушевленных неводоплавающих.

Усвоить и понять менталитет другого народа помогает внимательное отношение к языковым фактам на всех системных уровнях.

Практическая реализация языка в виде речи предполагает адресанта (говорящего) и адресата (слушающего). Первый имеет определенные мотивы что-то говорить, а второй – понимать. В тех случаях, когда говорящий и слушающий – одно и то же лицо, речь выступает как средство организации мышления. Здесь происходит коммуникация с самим собой.

Если рассматривать речевую коммуникацию с субъектно-объектных позиций, то возникает проблема понимания. Адресант идет от мотива и содержания мысли о свойствах вещей к построению высказывания, а адресат же, наоборот, на основе восприятия моделирует в уме мотивы и качества, которые имел в виду говорящий. Здесь можно выделить два направления движения понимания: от мотива к высказыванию и от высказывания к мотиву. Глубина и правильность понимания зависят от степени подобия такого моделирования. Понимание, таким образом, происходит в результате умственного умения воспроизводить мотив говорящего в последовательности произнесенных им слов. Способ, которым происходит понимание, зависит от способа построения высказывания. В разных языках свой порядок слов в предложении, и возможность их перестановки при построении фразы допускается не везде, что обуславливает различную степень свободу в выборе вариантов выражения индивидуальной мысли, а также особенности грамматических конструкций.

Усвоение языка состоит в приобретении навыка строить высказывание с помощью языковых средств, благодаря речи мысль приобретает самостоятельность и работает в воображении.

Языки обладают различной системой грамматических кодов для выражения всех отношений. Это обнаруживается, например, в системе падежей. Одним из главных способов выражения отношений являются падежи. В современном русском языке шесть падежей, в табасаранском сорок восемь, а в алеутском, например, только два: прямой, обозначающего действующего субъекта, и косвенный – объект действия. Более точные отношения приобретают смысл из контекста, ситуации, то есть из синпрактических внеязыковых факторов.

Слово также выступает как некоторая программа поведения или ожидания того, что произойдет. Прилагательные нам заранее сообщают о признаках вещей; когда говорят, например, «твердый», это – совсем иное, чем «мягкий», и при этом создаются иные ожидания относительно сопротивления, которое нам окажет предмет, или того, как мы его намерены использовать.

Глаголы сообщают нам о том, что будет происходить и какое поведение следует ожидать от живых и неживых объектов. Все действия настраивают нас на определенное поведение, создают соответствующую готовность.

Наречия описывают признаки действия. Эти слова, моделируя свойства, позволяют координировать поведение, согласуя его с результатом интеллектуального процесса.

Для успешной коммуникации важно не только освоение языковых правил и норм, но также и поведение, совокупность правил и традиций общения не только словесного, но и невербального характера.

Различные традиции, привычки и воспитание могут быть иногда истолкованы неверно. Так, например, если для европейца согласно этикету при разговоре смотреть в глаза собеседнику является допустимым и нормальным поведением, для некоторых народов это считается невежливым или вызывающим. Один и тот же жест для русского будет означать «все отлично», для японца – «деньги», для жителей, в частности, Бразилии – оскорбление, а в Тунисе – угрозу убийством. Для некоторых народов в общении главную роль играют слова, для других – подтекст, проявляющийся в интонации, движениях, мимике и жестах.

Таким образом, осмысление фактов языка помогает взаимопониманию и общению, но для полноценной коммуникации эти сведения необходимо пропустить через призму восприятия мира самого человека, которому нужно уметь принимать другое ощущение мира и применять полученные сведения на практике.

Слово участвует в программировании интеллектуального акта. Оно выделяет существенный признак предмета и соотносит его с определенным умственным продуктом, с категорией. Люди, создавая слова, кодируют в них свойства мира, свои восприятия и результаты деятельности и таким образом сохраняют свой опыт для использования каждым, кто владеет словом и речью.

Следовательно, учитывая свойства языка, можно заранее программировать в нужном для педагога направлении коррекционный процесс.

Однако, учитывая современную российскую действительность, этот процесс может существенно усложниться, если коррекционную работу требуется проводить с людьми, у которых родным языком является язык, не родственный русскому. В этом случае структура мышления у педагога и у обучаемого различна. У педагога она соответствует требованиям адаптации к реалиям российской действительности, а у ученика – нет. Тогда в практику коррекционной деятельности неизбежно добавится, помимо обучения отдельным словам, и деятельность педагога по переучиванию, по изменению жизненного опыта человека и навыков выживания в социуме, сформированных структурой его родного языка, практикой его употребления. Это необходимо понимать специалистам, работающим в области коррекционной педагогики, и выбирать соответствующие формы и методы работы, а также строить структуру педагогического процесса с учетом этих особенностей.

Выводы по теме.

Для предотвращения нарушений в развитии речи необходимо знание причин, их вызывающих, а также особенностей развития речевой функции в каждый критический период.

Родители, специалисты детских дошкольных заведений, воспитатели должны руководствоваться положением, что основой развития ребенка на начальном этапе его жизнен­ного пути являются взаимоотношения в системе «взрослый – ребенок».

При функциональных нарушениях результатом грамотно построенной коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения в развитии речи, становится то, что они могут догнать в развитии своих сверст­ников.

Основным условием преодоления трудностей в общении является включение ребенка в различные виды совместной деятельности со взрослыми и детьми.

Только благодаря воздействию социального окружения и специаль­ного обучения из ребенка формируется личность, способная чувствовать и мыслить по-человечески, владеть речью.

Специалисты, корректирующие нарушение или недоразвитие речи среди военнослужащих, должны проводить работу в области познавательной сферы с мышлением и речью для развития навыков общения и коммуникации.

Вопросы для самоконтроля.

1. Назовите причины речевых нарушений и расстройств у детей дошкольного возраста.

2. Раскройте взаимосвязь речи и мышления.

3. Охарактеризуйте основные виды нарушений письменной и устной речи.

4. Перечислите особенности психолого-педагогической классификации речевых нарушений.

5. Раскройте суть влияния умственной отсталости у детей на их речь.

6. Назовите причины логоневрозов у детей и особенности коррекционно-педагогической работы с такими больными.

7. Перечислите группы трудностей в общении детей с ограниченными возможностями со сверстниками.

8. Раскройте суть работы по преодолению смыслового барьера в общении детей с ограниченными возможностями.

9. Перечислите основные направления коррекционной работы по профилактике нарушений речи.

10. Охарактеризуйте периоды в развитии речевой функции у детей.

11. Раскройте суть коррекционной работы с военнослужащими с недостаточным развитием устной и письменной речи.


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...