Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Обучение и воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.

Степень выраженности отставания в психическом развитии у таких детей зависит от этиологии, тяжести и времени возникновения дефектов зрения, а также от своевременного начала коррекционно-реабилитационной работы. Наукой о воспитании и обучении детей с глубокими нарушениями зрения занимается тифлопедагогика – одна из отраслей дефектологии.

Естественнонаучная основа тифлопедагогики – учение И.М. Сеченова и И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Тифлопедагогика выясняет своеобразие обучения и воспитания детей при разной степени нарушения зрения, влекущего за собой вторичные отклонения в психическом и физическом развитии. Для предупреждения и преодоления недостатков и аномалий развития предусматривается система специального обучения и коррекционно-воспитательной работы.

Нарушения зрения могут быть врожденными и приобретенными. Врожденная слепота обусловлена заболеваниями или повреждениями плода в период внутриутробного развития или является следствием наследственной передачи некоторых дефектов зрения. Приобретенная слепота может возникать после заболеваний сетчатки, роговицы, ЦНС, после травматических повреждений головного мозга и самих глаз.

По характеру протекания заболевания зрительного анализатора разделяют на прогрессирующие и непрогрессирующие. При прогрессирующих заболеваниях зрительного нерва происходит постепенное ухудшение зрительных функций под влиянием патологического процесса. К прогрессирующим заболеваниям, кроме опухолей головного мозга, глаукомы врачи относят также близорукость и дальнозоркость.

Нарушения зрения у детей могут возникать как во время внутриутробного развития, так и после рождения. На основе этого принято выделять несколько категорий детей:

- слепорожденные;

- рано ослепшие;

- дети, лишившиеся зрения после 3 лет.

Эта дифференциация основывается на том, что время утраты зрения имеет большое значение для последующего развития ребенка. Слепорожденные, например, не имеют тех зрительных образов в памяти, которыми в той или иной мере пользуются ослепшие.

Зрительная функция у новорожденного еще очень примитивна и проявляется общей реакцией на световой раздражитель. Если к глазам спящего новорожденного поднести яркую лампу, у него усиливается смыкание век. При открытых глазах ребенок жмурится, у него появляются вертикальные складки на лбу и горизонтальные у корня носа, он стремится к источнику света. На очень сильный свет ребенок реагирует беспокойством и громким криком.

К концу периода новорожденности, а у некоторых детей и раньше, появляется возможность кратковременно удерживать взгляд на блестящем предмете, иногда появляется попытка проследить глазами за движущимся предметом. Однако отсутствие фиксации и прослеживания в период новорожденности еще не свидетельствует о зрительной патологии.

Обычно движения глазных яблок у ребенка первых месяцев жизни некоординированные и толчкообразные. Наиболее часто глазные яблоки движутся в направлении к носу, что может создавать впечатление периодически возникающего косоглазия. К концу периода новорожденности косоглазие становится менее выраженным или совсем исчезает. Если в период новорожденности косоглазие резко выражено и держится постоянно – это патологический симптом.

В первые дни жизни у новорожденных при повороте головы в сторону глазные яблоки движутся в противоположную сторону – симптом кукольных глаз.

Для зрительной функции большое значение имеют движения глаз.Начиная со второго месяца жизни,закономерно появляются у всех здоровых детей зрительная фиксация и слежение.

О функции зрительного анализатора к четырем месяцам жизниможно судить по наличию у ребенка так называемого зрительного поведения, а также по характеру прослеживания за предметом и способности локализовать зрительный стимул, находящийся на разном расстоянии. Отметить характер про­слеживания особенно важно начиная с 4,5–5 месяцев. После 5 месяцев функция прослеживания предмета приобретает качественно другой характер: следуя за предметом, ребенок как бы его осматривает, «ощупывает» взглядом; если при этом его вни­мание переключается на другой предмет (лицо взрослого), то через очень короткий период он может активно вернуться к про­слеживанию за тем же предметом.

Важной зрительной функцией на первом году жизни является зрительная локализация предмета в пространстве.

Способность зрительно локализовать предмет в пространстве формируется на базе зрительно-тактильного сочетанного рефлекса,и поэтому как только ребенок способен уже на основе одного зрительного восприятия локализовать предмет, он будет направлять руку к предмету, расположенному на расстоянии вытянутой руки. Дифференциацию на «близко и далеко»можно наблюдать уже у ребенка 4 месяцев. Увидев предмет на расстоянии вытянутой руки, ребенок после зрительной фиксации направляет к нему руки, сближает их, пытаясь захватить предмет. Если отодвинуть предмет подальше, ребенок затормаживает общие движения и не пытается сблизить руки.

К началу 4-го месяца жизни функция глазодвигателей осуществляется так же, как у взрослого. Ребенок свободно прослеживает за предметом во всех направлениях, поэтому легче выявить нарушение функции глазодвигательных нервов. Движения глазных яблок должны быть плавными, координированными, содружественными.

В 5-6 месяцевребенок локализует предметы,расположенные с разных сторон,лежа на спи­не, на животе и на руках у взрослого. Отсутствие способности локализовать предмет в пространстве может быть изолированным нарушением функции зрительного анализатора, а также одним из симптомов задержки психического развития.

Среди основных клинических форм дефектов зренияотме­чается преобладание поражений проводящих нервных путей и корковых зон зрительного анализатора, а также поражение хру­сталика глаза, его помутнение (катаракта). Катаракта может приводить к поражению проводящих нервных путей и корко­вой зоны зрительного анализатора. Среди различных форм пре­обладают врожденные катаракты, обусловленные наследствен­ным фактором (в частности, обменными заболеваниями), внут­риутробными инфекциями плода. Катаракта встречается у де­тей с наследственными формами умственной отсталости, а так­же у детей, страдающих хромосомными заболеваниями, напри­мер, болезнью Дауна. Заболевание можно обнаружить по серо­му цвету зрачков.

К концу первого года ребенок начинает понимать простую обиходную речь, выполнять простые одноступенчатые инструкции. На данном возрастном этапе более отчетливо может проявляться косоглазие.Косоглазие является одной из частых проблем, беспокоящих родителей детей с отклонениями развития. Оно представляет собой не только недостаток вне­шности, часто при косоглазии нарушается зрительное восприятие (бинокулярное зрение), то есть возможность одновременно воспринимать обоими глазами все особенности предмета. Бинокулярное зрение имеет важное значение в психическом развитии ребенка.

Для всех детей с отклонениями в развитии особенно важное значение имеет гигиена зрения и общее укрепление здоровья, начиная с самого раннего возраста. Родителям необходимо объяснить, что любое общее заболевание и в первую очередь детские инфекции (корь, скарлатина и др.) ослабляют детский организм в целом, в том числе и мышечный аппарат глаза, что спо­собствует появлению косоглазия. При наличии у заболевшего ребенка зрительной патологии следует избегать зрительной нагрузки, не разрешать ребенку рассматривать мелкие предметы, смотреть телевизор.

При наличии у ребенка глазной патологии проводится так­же комплексное медикаментозное лечение, направленное глав­ным образом на улучшение питания сетчатки и стимулирова­ние ее функции.

Родителям детей, страдающих дефектами зрения, необходимо четко представлять себе характер зрительного нарушения, степень снижения зрения, состояние интеллекта. Естественно, что психическое развитие ре­бенка протекает различно в зависимости от того, является ли он слепым или слабовидящим, сочетается ли у него зрительный дефект со снижением интеллекта и в какой степени. Во всех случаях психическое развитие протекает неравномерно. Специалист должен обратить внимание родителей на то, что с самого раннего возраста необходимо активизировать функционирование всех сохранных анализаторов, а также постоянно стимулировать остаточное зрение.

Для психического развития ребенка с дефектами зрения решающее значение имеет организация его активной, самостоятельной деятельности, способствующей познанию окружающе­го мира. Для этого необходимо развитие процессов предметного восприятия на основе двигательно-кинестетических ощущений, речи, памяти, то есть в основе первого этапа работы лежит комплексный характер развития восприятия окружающего. Эффективность такой совместной работы специалистов и родителей во многом зависит от позиции родителей.

Таким образом, коррекционно-педагогическая работас детьми с нарушениями зрения должна иметь комплексный характер и направлена в первую очередь на расширение знаний и представлений детей об окружающем мире, развитие познавательной деятельности на основе полисенсорного восприятия – зрительного, слухового, осязательного. При этом важно обязательно стимулировать остаточное зрение, учить ребенка его использовать в повседневной деятельности, в познании окружающего мира.

 

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...