Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Организационная структура американского кинематографаü 1896(апрель): первый публичный киносеанс в мюзик-холле в Нью-Йорке; ü 1905: первый «никельодеон»в Питсбурге (никельодеон = никель (монетка в 5 центов) + одеон (греч. театр)); ü Центры кинопроизводства: Нью-Йорк, Чикаго; ü Ведущие кинокомпании (со своими киностудиями): «Эдисон», «Байограф», «Вайтограф»; ü Система: производитель, прокатчик, владелец кинотеатров; ü Атмосфера острой конкурентной борьбы. Киновойны; ü 1909: 10 ведущих кинофирм объединились в Патентный трестс целью монополизации производства и проката. 5. Голливуд: начало великой истории Независимые компании: сопротивление тресту; перенос производства фильмов в Калифорнию; ü 1907: начало кинопроизводства в Лос-Анджелесе; ü Пригород Лос-Анджелеса – Голливуд –новый центр кинопромышленности; ü 1913:начало кинопроизводства в Голливуде; ü 1915: 60% американского кинопроизводства в Голливуде; ü Система киностудий (кинофабрик); ü 5 крупнейших киностудий основаны «киномоголами» (иммигрантами-евреями из Восточной Европы):
ü Другие голливудские студии: «Коламбия», «Юнайтед артистс»; ü Ведущие жанры: мелодрама, вестерн, «комическая»; ü 1922: Американская ассоциация продюсеров и прокатчиков во главе с У. Хейсом. Функция внутренней цензуры. Система «звезд» Кинозвезда:очень популярный актер; высокооплачиваемый актер; кумир публики, выступающий в одном из полюбившихся зрителю амплуа(тип актерских ролей) множество раз; залог кассового успеха фильма:
1914 г.: роскошные кинотеатры – кинодворцы(«дворцы мечты»); Китайский театр Граумана.
Литература
1. Васильев А. История моды. Вып. 4. Звезды мирового немого кино / Александр Васильев. – М. : Этерна, 2006. – 64 с. : ил. – (Carte postale). 2. Звезды немого кино : сб. / сост. В. Головской. – М. : Искусство. 1968. – 238 с. : ил. 3. Великий немой / подгот. материала Е. Хилькевич; фото из коллекции А. Васильева // Киносценарии. – 2006. – №2–3. – С. 2–21. 4. Гиш, Л. Кино, Гриффит и я / Лилиан Гиш; пер. с англ. З. Гинзбург; под ред М. Блеймана. – М. : Искусство, 1974. – 183 с. : ил. – (Мемуары кинематографистов). 5. Голливуд эпохи немого кино // [Электронный ресурс]. – Электрон. дан. – Режим доступа: http: //www.referat.su/refs_new/30641/ref_part_2.shtml, свободный. 6. Гэблер, Н. Собственная империя: как евреи изобрели Голливуд / пер. с англ. М. Теракопяна // Искусство кино. – 1999. – №8. – С. 129–144. – №9. – С. 123–135. – №12. – С. 128–149. 7. Добротворский, С. Сказки калифорнийского леса // Кино на ощупь: сб. ст., 1990–1997 / Сергей Добротворский. – СПб. : Сеанс, 2005. – С. 431–438. 8. Кушниров, М. Гриффит // Искусство. – 2002. – №11 (25). – С. 5–7. 9. Опрышко, Н. Возлюбленная Америки : Мэри Пикфорд // Любовь к звездам : любовные истории самых знаменитых актрис. – М. : Олма-Пресс, 2003. – С. 7–38. 10. Рейзен, О. Звезда как зеркало эпохи // Кино в мире и мир в кино : сб. ст. / отв. ред. Л. Будяк. – М. : Материк. 2003. – С. 205–211. 11. Шатерникова, С. Соединенных Штатов Америки кинематография // Кино : энцикл. слов. / гл. ред. С.И. Юткевич. – М. : Сов. энциклопедия, 1987. – С. 394–399. 12. Ямпольский, М. Б. Гриффит и поэтическая традиция // Западное искусство. ХХ век. Классическое наследие и современность. – М. : Наука, 1992. – С. 232–267.
Видеопрактика
1. Отрывок из передачи цикла «Легенды немого кино» (Телеканал «Культура», 2004) : Дэвид Уорк Гриффит. 2. Фрагмент из х/ф : «С добрым утром, Вавилон!» (1987) / Братья Паоло и Витторио Тавиани. 3. Отрывок из передачи «Эпические фильмы» цикла «Киножанры»(США) : фильм Д. У. Гриффита «Нетерпимость». 4. Фрагмент из д/ф «История американского кино от Мартина Скорсезе» (1995) / режиссура и сценарий: Мартин Скорсезе, Майкл Генри Уилсон. Раздел 3. Начало кинематографа в России Основные тезисы
1.В отечественной истории кино раннего периода принято выделять три этапа: ü 1896–1907: появление кинематографа в России; ü 1908–1913: начало отечественного производства фильмов; ü 1914–1919: кинематограф периода Первой мировой войны. Первый этап. 1896–1907. ü 1896 (май):первый публичный киносеанс в Санкт-Петербурге: гастроли иностранного аттракциона «Синематограф братьев Люмьер». ü 1896–1907: прокат иностранных фильмов (фирмы: Люмьер, Пате, Гомон). ü 1907:начались регулярные съемки документальных серий о русской жизни. Открытиеторгового дома «Александр Ханжонков и Ко» – первой Российской фирмы по продаже кинематографических лент. Первая российская кинофабрика в Москве, фабрика Ханжонкова, была одной из крупнейших в Европе и по праву считалась лучшей в дореволюционной России. Александр Алексеевич Ханжонков (1877–1945), первый и самый крупный отечественный кинопредприниматель (кинопромышленник). На фабрике Ханжонкова: ü кинорежиссеры: Василий Гончаров, Евгений Бауэр; ü первые кинозвезды: Вера Холодная, Иван Мозжухин, Витольд Полонский; ü первый российский полнометражный фильм «Оборона Севастополя» (1911); ü первые объемные анимационные фильмы Владислава Старевича. Второй этап. 1908–1913. ü 1908:первый российский игровой фильм«Понизовая вольница» («Стенька Разин»):киноателье Александра Дранкова (СПб.). ü 1912: построена на Житной улице в Москве первая профессионально оснащенная кинофабрика (киностудия) Ханжонкова. ü 1914: начало выпуска российских полнометражных фильмов.
Третий этап. 1914–1919. Другие кинодеятели: ü Иосиф Николаевич Ермольев (1889–1962), один из первых русских кинопредпринимателей. В 1915 г. создал кинопредприятие в Москве. В фирме Ермольева работали режиссер Я. Протазанов, актер И. Мозжухин. ü Протазанов Яков Александрович (1881–1945), режиссер, сценарист, актер. В 1900 г. окончил коммерческое училище и работал продавцом в московском АО «Шрадер и Ко». В 1904–1906 гг. занимался самообразованием во Франции и Италии. С 1906 г., сменив ряд профессий (был конторщиком, бухгалтером, переводчиком), стал помощником режиссера московской кинофирмы «Глория». В кино с 1907 г., сначала как сценарист, потом режиссер (дебют – «Бахчисарайский фонтан», 1909). С 1910 г. работал в кинофирме П. Тимана и Ф. Рейнгардта. В 1914 г., завоевав репутацию наиболее культурного режиссера-профессионала, перешел в кинофирму И. Ермольева. В дореволюционном кино снял около 80 фильмов, среди них экранизации «Войны и мира» Л. Н. Толстого, «Бесов» («Николай Ставрогин») Ф. М. Достоевского (оба – 1915), «Пиковой дамы» А. С. Пушкина (1916), «Отца Сергия» Толстого (1918). Две последние ленты признаны лучшими ранними работами режиссера, отличаются высокой культурой, психологической глубиной актерской игры, прежде всего И. И. Мозжухина. В 1918 г. вместе с группой актеров и режиссеров кинофирмы И. Ермольева эмигрировал и работал во Франции и Германии, в кинофирмах «Пате», «Гомон», «УФА», где в период 1920–1923 гг. снял ряд фильмов: «За ночь любви», «Правосудие прежде всего», «Тень греха», «Смысл смерти», «Паломничество любви», «Страшное приключение» и др. В 1923 г. вернулся в СССР. Первый фильм после возвращения – «Аэлита» по А. Н. Толстому (1924). На студии «Межрабпром-Русь» поставил комедии «Закройщик из Торжка» (1925), «Процесс о трех миллионах» (1926), «Дон Диего и Пелагея» (1928), «Праздник святого Йоргена» (1930), которые пользовались большим успехом у зрителей и долгие годы не сходили с экрана. Внимание Протазанова к характеру на экране и принципиальная ориентация на актера дали в его фильмах целый ряд ярких образов, созданных И. В. Ильинским, А. П. Кторовым, М. М. Климовым, И. М. Москвиным, М. М. Тархановым, М. М. Блюменталь-Тамариной и др. В его картинах впервые раскрылись дарования В. П. Марецкой, А. И. Войцик, Н. П. Баталова, М. И. Жарова, Н. У. Алисовой. Среди его немых фильмов: «Сорок первый» (1927), «Белый орел» (1928) – с В. И. Качаловым, В. Э. Мейерхольдом в главных ролях. В звуковом кино режиссер впервые осуществил экранизацию «Бесприданницы» А. Н. Островского (1937), вошедшую в киноклассику благодаря реалистической режиссерской трактовке, великолепному актерскому ансамблю. Режиссер не побоялся снять в главной роли молоденькую дебютантку Нину Алисову, свою будущую жену. Литература
1. Арлазоров, М. С. Протазанов / М. С. Арлазоров. – М. : Искусство, 1973. – 280 с. : ил. – (Жизнь в искусстве). 2. Бёрд, Роберт. Русский символизм и развитие киноэстетики / пер. с англ. // Новое лит. обозрение. – 2006. – №5 (81). – С. 67–98. 3. Великий Кинемо: кат. сохранившихся игровых фильмов России 1909–1919 / [сост. В. Иванова и др.] – М. : Новое лит. обозрение, 2002. – 568 с. 4. Гращенкова, И. Серебряный век. В поисках лица [Евгений Бауэр] // Искусство кино. – 2007. – №4. – С. 106–114. 5. Зоркая, Н.М. Увертюра. Серебряные девятьсот десятые // История советского кино / Н. М. Зоркая. – СПб. : Алетейя, 2005. – Гл. 1. – С. 7–74. 6. Кинематограф дореволюционной России // История отечественного кино: учеб. / отв. ред. Л. М. Будяк – М. : Прогресс-Традиция, 2005. – Гл. 1. – С. 13–42. – (Academia XXI). 7. Разлогов, К. Э. Артистизм в массовой культуре (на материале русского немого кино) // Вопр. философии. – 1997. – №7. – С. 63–73. 8. Рогова, В. Ханжонковское дело: к 125-летию со дня рождения А. А. Ханжонкова // Ракурсы. – М. : ГИИ, 2002. – Вып. 4. – С. 33–68. 9. Страницы истории отечественного кино. Детское кино. Анимация. Документное кино. Кинематограф русского зарубежья / отв. ред. Л. М. Будяк; сост. Дл. Караваев. – М. : Материк, 2006. – 284 с. 10. Ямпольский, М. Россия : кино и культура современности, или Регресс в роли прогресса // Киноведческие записки. – 2006. – №78. – С. 4–20.
Видеопрактика
1. Отрывки из передач цикла «Легенды немого кино»(Телеканал «Культура», 2004): А. А. Ханжонков; Я. Протазанов. 2. Отрывок из передачи «Яков Протазанов» цикла «Острова»(Телеканал «Культура», 2006). 3. Фрагменты из х/ф режиссера Евгения Бауэра сучастием Веры Холодной: «Дети века» (1915), «Жизнь за жизнь» (1916). 4. Фрагменты из х/ф: «Бесприданница» (1936–37) / Я. Протазанов; «Раба любви» (1975) / Н. Михалков. 5. Отрывок из д/ф «Раба любви. Елена Соловей» (2006). 6. Отрывок из д/ф «Иван Мозжухин, или Дитя карнавала» (2004). 7. Фрагмент из д/ф «Русская идея: история русского кино от Сергея Сельянова» (1995) / режиссер – Сергей Сельянов; текст – О. Ковалов.
Тема 2. 1920-е: Время, вперед!
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |