Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Малый бизнес: общая характеристика

Формирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров.

Малый бизнес, или малое предпринимательство(далее - МБ), представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны.

Сектор МБ образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка.

В мировой практике не выработано единых критериев и показателей для определения размеров предприятия (фирмы). И тем, не менее можно предложить определенную их классификацию (см. табл. 12.1).

В России определение малых предприятий дается в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации».

Сектор МБ является объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является МБ как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно небольшие фирмы образуют своеобразный фундамент, на котором строятся более высокие «этажи» хозяйства и который во многом определяет архитектуру всего здания экономики.

Классификация малых предприятий

По цели деятельности Только коммерческие организации, т.е. организации, основной целью деятельности которых является извлечение прибыли
По составу учредителей Не превышает 25% доля участия в уставном капитале: - Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), общественных и иных фондов; - принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства
По средней численности работников за отчетный период В промышленности, строительстве и на транспорте - до 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - до 60 человек, в оптовой торговле - до 50 человек в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - до 30 человек, в остальных отраслях и при осуществлении других видов деятельности - до 50 человек

 

Плюсы и минусы малого бизнеса

Малый бизнес - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими достоинствами и недостатками.

Плюсы МБ: функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом. Все эти черты МБ являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие.

Минусы МБ: 1) с одной стороны, быстрое реагирование МБ на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий; 2) относительно небольшой капитал ограничивает рамки производства и, соответственно, возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.); 3) небольшие масштабы производства и количество занятых обусловливают простоту управления предприятием; 4) совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, нередко приводят к самоэксплуатации и сверхурочным работам.

Чем определяются позиции малых предприятий в конкурентной борьбе? У таких фирм обычно есть два возможных варианта поведения: выбор такой сферы деятельности, где малый размер предприятия обеспечивает наибольшую эффективность; взаимодействие с крупной корпорацией.

В последнее время в западной экономической литературе появился термин «генеретика»,которым обозначают группу быстро растущих, в основном небольших компаний, которые занимаются копированием продуктов ведущих фирм. Особенно широко они распространены в фармацевтической, электронной и других отраслях. В чем выигрывают фирмы-генеретики? Во-первых, копируя уже известные продукты, они не несут огромных расходов на научные исследования, а потому их издержки по производству синонимичных товаров (нередко выпускаемых под другими названиями) значительно ниже. Во-вторых, крупные монополии нередко завышают цены, малые же фирмы этого не делают.

Фирма и издержки производства

Издержки производства, авансированный капитал: определения

Издержки производства- расходы фирм, связанные с производством и реализацией продукта, за определенный период времени (обычно за месяц, квартал, год).

Издержки - это расчетная величина, зависимая от первоначального капитала. Чтобы начать любое производство, нужно первоначально авансировать капитал, а потом его расходовать.

Первоначально авансированный капитал -расходы на приобретение постоянных ресурсов (покупку зданий, сооружений, оборудования) и переменных ресурсов (сырья, материалов, рабочей силы, в том числе и менеджеров, и маркетологов, коммунальное обслуживание и т.д.) с целью организации какого-то дела и получения прибыли.

Таким образом, Авансированный капитал = Постоянный капитал + Переменный капитал.

Если мы рассматриваем крупное производство, то и первоначально авансированный капитал должен быть крупным, если мелкое (табачная палатка) - то и капитал маленький. Следовательно, одно дело организовать выпуск книг или пирожков, совсем другое - компьютеров. Но и в том, и другом случае требуется первоначально авансированный капитал. Предположим, что все приобрели, чтобы начать производство. Как только начинается производство, капитал превращается в издержки производства. Поэтому издержки производства отличаются от авансированного капитала.

Издержки производства всегда меньше, чем авансированный капитал.В издержки производства включается не вся стоимость зданий, станков, оборудования и т.д., а только стоимость изношенной их части в виде амортизационных отчислений, которые в дальнейшем пойдут на их возмещение. В авансированный же капитал включается вся стоимость станков, оборудования зданий и т.д. Авансированный капитал всегда больше, чем издержки производства.

Издержки производства, подобно авансированному капиталу, делятся на постоянные и переменные, а также общие, средние и предельные. Анализ издержек производства должен происходить с учетом фактора времени. Отсюда издержки производства анализируются в краткосрочном и долговременном периодах.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...