Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Малый бизнес: общая характеристикаФормирование и развитие рыночных отношений предполагает свободное и равноправное сосуществование и развитие различных форм собственности и различных секторов внутри каждой формы собственности. Рассматривая частный сектор экономики, можно говорить о трех группах предприятий, которые по общепринятой терминологии определяются как крупные, средние и малые предприятия в зависимости от их размеров. Малый бизнес, или малое предпринимательство(далее - МБ), представляет самый многочисленный слой мелких собственников, которые в силу своей массовости в значительной мере определяют социально-экономический и отчасти политический уровень развития страны. Сектор МБ образует самую разветвленную сеть предприятий, действующих в основном на местных рынках и непосредственно связанных с массовым потребителем товаров и услуг. В совокупности с небольшими размерами малых предприятий, их технологической, производственной и управленческой гибкостью это позволяет чутко и своевременно реагировать на изменяющуюся конъюнктуру рынка. В мировой практике не выработано единых критериев и показателей для определения размеров предприятия (фирмы). И тем, не менее можно предложить определенную их классификацию (см. табл. 12.1). В России определение малых предприятий дается в Федеральном законе от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации». Сектор МБ является объективно необходимым элементом любой развитой хозяйственной системы, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Хотя «лицо» любого развитого государства составляют крупные корпорации, а наличие мощной экономической силы - крупного капитала в значительной мере определяет уровень научно-технического и производственного потенциала, подлинной основой жизни стран с рыночной системой хозяйствования является МБ как наиболее массовая, динамичная и гибкая форма деловой жизни. Именно небольшие фирмы образуют своеобразный фундамент, на котором строятся более высокие «этажи» хозяйства и который во многом определяет архитектуру всего здания экономики. Классификация малых предприятий
Плюсы и минусы малого бизнеса Малый бизнес - вполне самостоятельная и наиболее типичная форма организации экономической жизни общества со своими достоинствами и недостатками. Плюсы МБ: функционирование на локальном рынке, быстрое реагирование на изменение конъюнктуры этого рынка, непосредственная взаимосвязь с потребителем, узкая специализация на определенном сегменте рынка товаров и услуг, возможность начать собственное дело с относительно малым стартовым капиталом. Все эти черты МБ являются его достоинствами, повышающими устойчивость на внутреннем рынке, но при определенных условиях становятся недостатками, сдерживающими его развитие. Минусы МБ: 1) с одной стороны, быстрое реагирование МБ на изменения условий функционирования делает его более мобильным и приспосабливаемым, а с другой - зависимым от конъюнктуры рынка, динамики внешних социально-экономических и политических условий; 2) относительно небольшой капитал ограничивает рамки производства и, соответственно, возможность привлечения дополнительных ресурсов (научно-технических, финансовых, производственных, трудовых и т.д.); 3) небольшие масштабы производства и количество занятых обусловливают простоту управления предприятием; 4) совмещение функций собственника и менеджера в лице хозяина предприятия, установление личных связей с работниками предприятия, неформальный стиль управления, снижая управленческие издержки, нередко приводят к самоэксплуатации и сверхурочным работам. Чем определяются позиции малых предприятий в конкурентной борьбе? У таких фирм обычно есть два возможных варианта поведения: выбор такой сферы деятельности, где малый размер предприятия обеспечивает наибольшую эффективность; взаимодействие с крупной корпорацией. В последнее время в западной экономической литературе появился термин «генеретика»,которым обозначают группу быстро растущих, в основном небольших компаний, которые занимаются копированием продуктов ведущих фирм. Особенно широко они распространены в фармацевтической, электронной и других отраслях. В чем выигрывают фирмы-генеретики? Во-первых, копируя уже известные продукты, они не несут огромных расходов на научные исследования, а потому их издержки по производству синонимичных товаров (нередко выпускаемых под другими названиями) значительно ниже. Во-вторых, крупные монополии нередко завышают цены, малые же фирмы этого не делают. Фирма и издержки производства Издержки производства, авансированный капитал: определения Издержки производства- расходы фирм, связанные с производством и реализацией продукта, за определенный период времени (обычно за месяц, квартал, год). Издержки - это расчетная величина, зависимая от первоначального капитала. Чтобы начать любое производство, нужно первоначально авансировать капитал, а потом его расходовать. Первоначально авансированный капитал -расходы на приобретение постоянных ресурсов (покупку зданий, сооружений, оборудования) и переменных ресурсов (сырья, материалов, рабочей силы, в том числе и менеджеров, и маркетологов, коммунальное обслуживание и т.д.) с целью организации какого-то дела и получения прибыли. Таким образом, Авансированный капитал = Постоянный капитал + Переменный капитал. Если мы рассматриваем крупное производство, то и первоначально авансированный капитал должен быть крупным, если мелкое (табачная палатка) - то и капитал маленький. Следовательно, одно дело организовать выпуск книг или пирожков, совсем другое - компьютеров. Но и в том, и другом случае требуется первоначально авансированный капитал. Предположим, что все приобрели, чтобы начать производство. Как только начинается производство, капитал превращается в издержки производства. Поэтому издержки производства отличаются от авансированного капитала. Издержки производства всегда меньше, чем авансированный капитал.В издержки производства включается не вся стоимость зданий, станков, оборудования и т.д., а только стоимость изношенной их части в виде амортизационных отчислений, которые в дальнейшем пойдут на их возмещение. В авансированный же капитал включается вся стоимость станков, оборудования зданий и т.д. Авансированный капитал всегда больше, чем издержки производства. Издержки производства, подобно авансированному капиталу, делятся на постоянные и переменные, а также общие, средние и предельные. Анализ издержек производства должен происходить с учетом фактора времени. Отсюда издержки производства анализируются в краткосрочном и долговременном периодах. |
|||||||
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |