Главная Случайная страница


Категории:

ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника






Определение объема производства, цены и максимизация прибыли

Естественная монополия определяет объем производства исходя из трех принципов: издержки, спрос и максимизация прибыли.

Различие между чистым монополистом и чисто конкурентным продавцом лежит на стороне рыночного спроса. В условиях чистой конкуренции продавец встречается с совершенно эластичным спросом, а предельный доход является постоянным и равным цене продукции. Это значит, что валовой доход увеличивается на постоянную величину - постоянную цену каждой проданной единицы продукции. Кривая спроса монополиста (кривая спроса любого действующего в условиях несовершенной конкуренции продавца) представляет собой кривую отраслевого спроса, так как чистый монополист всегда является отраслью. Поэтому кривая отраслевого спроса не является совершенно эластичной, а напротив - является нисходящей. Существуют три значения нисходящей кривой спроса.

1. Цена превышает предельный доход.Чистый монополист или фактически любой производитель в условиях несовершенной конкуренции с нисходящей кривой спроса должен снизить цену, для того чтобы больше продать продукции. Вследствие этого предельный доход будет меньше, чем цена. Это означает, что чистая монополия может увеличивать свои продажи, только назначая более низкую цену на единицу своей продукции. Более того, тот факт, что монополист должен понизить цену, чтобы повысить продажи, является причиной того, что предельный доход становится меньше, чем цена (средний доход) для каждого уровня выпуска, кроме первого. Причина? Снижение цены будет относиться не только к дополнительно проданной продукции, но также и ко всем другим единицам продукции, которые иначе могли бы быть реализованы по более высокой цене. Каждая дополнительно проданная единица будет добавлять к валовому доходу свою цену - меньшую, чем сумма снижений цены, которая должна быть получена на всех предшествующих единицах продукции.

Так как предельный доход есть, по определению, изменение в валовом доходе, то до тех пор, пока валовой доход увеличивается, предельный доход является положительным. Когда валовой доход достигнет своего максимума, предельный доход будет равен нулю. И когда валовой доход уменьшается, предельный доход становится отрицательным.

2. Монополист диктует цену и объем производства.Второе значение нисходящей кривой спроса: монополист неизбежно определяет цену, решая, какой объем продукции произвести, т.е. одновременно выбирает и цену, и объем производства. Общее правило состоит в следующем: монополия никогда не выберет такую комбинацию: цена - количество, при которой валовой доход уменьшается, или предельный доход является отрицательным. При понижении цены валовой доход будет уменьшаться. Но более низкая цена связана с большим объемом производства и, следовательно, увеличившимися валовыми издержками. Более низкий доход и более высокие издержки вызывают уменьшение прибыли. На вопрос «какую комбинацию цены и количества выберет чистый монополист?» ответ один - это зависит не только от спроса и предельного дохода, но и от издержек.

3. Максимизация прибыли.Стремящийся к прибыли монополист будет производить каждую последующую единицу продукции до тех пор, пока ее реализация обеспечивает больший прирост валового дохода, чем увеличение валовых издержек. Фирма будет наращивать производство продукции до такого объема, при котором предельный доход равен предельным издержкам.

Ценность естественной монополии с точки зрения общества

В условиях свободной конкуренции фирмы постоянно находятся под давлением со стороны конкурентов, которые вынуждают их быть внутренне эффективными, чтобы просто выжить. Конкурирующий монополист считает выгодным продавать меньший объем продукции, но по более высокой цене. Другими словами, монополист считает выгодным ограничить выпуск и, следовательно, использовать меньше ресурсов, что, с точки зрения общества, является оправданным.

Но естественные монополии защищены от конкурентных сил, что является благоприятным условием для неэффективности. К сожалению, но это так: чем меньше конкурентов, тем больше неэффективность. В этой связи ценность естественной монополии, с точки зрения общества, отрицательная. Но общество не может отказаться от ее услуг, так как естественная монополия обеспечивает необходимые общие условия для эффективного производства и нормальной повседневной жизни населения. В этом смысле ее общественная ценность положительна и велика.

Часть 3. Макроэкономика (экономика в целом)

Введение в макроэкономику

Определение макроэкономики

Макроэкономический анализ, или макроэкономика, -часть экономической теории, исследующая экономику как целое. Ее составляющими являются домохозяйство, корпоративный, государственный и международный секторы. Образно говоря, макроэкономика - это экономика с птичьего полета. Если микроэкономика исследует принципы функционирования рынков отдельных товаров (автомобилей, компьютеров, мебели и т.д.), то макроэкономика - это наука, которая изучает взаимодействие всех экономических агентов и всех рынков друг с другом. Поэтому она исследует проблемы:

1) производства общественного продукта (ВВП), совокупного спроса и предложения;

2) экономического цикла, безработицы и инфляции;

3) денежного обращения, денежно-кредитной и фискальной политики;

4) экономического роста и эффективности;

5) справедливого распределения доходов и социально-экономической обеспеченности населения;

6) мировой экономики.

Экономика каждой отдельной страны (России, США, Китая, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии и т.д.) представляет собой национальную экономику. Образно говоря, это макроэкономика в национальном мундире. Национальная экономика каждой страны отражает ее специфику, а макроэкономика как наука раскрывает общие закономерности и тенденции, присущие всем национальным экономикам. Вывод; национальная экономика и макроэкономика - это разноуровневые понятия. Если представить русскую игрушку «матрешка», то национальная экономика располагается внутри макроэкономики.

Современная макроэкономическая теория ведет свое начало от известной работы английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» (1936), представителя кэмбриджской школы. Он предложил исследовать экономику такими совокупными величинами, как национальный доход, совокупный спрос, совокупное предложение, потребление, сбережения, инвестиции, общий уровень цен, уровень безработицы, роль государства в рыночной экономике и т.д.

Все эти проблемы невозможно решить с позиций микроэкономического анализа, поэтому появилась необходимость в возникновении самостоятельного раздела экономической теории - макроэкономики. Исследуя общеэкономические причинно-следственные связи, можно предвидеть, как будет развиваться экономика в будущем.

Резиденты и нерезиденты

Полноправные в хозяйственном отношении субъекты называются институциональными единицами, или резидентами.

Резиденты - хозяйственные субъекты (юридические и физические лица), осуществляющие на территории страны легальную деятельность в течение не менее года независимо от гражданства.

Решающим критерием при определении резидентства хозяйственного субъекта является местонахождение центра его интереса на экономическом пространстве конкретной страны, которое не ограничивается географической территорией, находящейся под юрисдикцией ее правительства. Оно также включает воздушное пространство, территориальные воды, континентальный шельф, расположенный в международных водах, территории посольств, корабли, самолеты и другие грузовые транспортные средства. Все это рассматривается как государственная территория страны, на которой осуществляется хозяйственная деятельность.

Нерезиденты - действующие лица, которые осуществляют на территории страны нелегальную деятельность, т.е. деятельность, запрещенную законом, независимо от гражданства. Это производство и продажа оружия, наркотиков, продуктов и лекарств, которые государство объявило своей монополией.

Чтобы осуществить макроэкономический анализ, нужно использовать такие обобщенные (суммарные) экономические показатели, или агрегаты, как валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), национальный доход, совокупный спрос и совокупное предложение, уровень цен, потребление, сбережение, инвестиции, безработица, инфляция и т.д.

Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23

lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда...