Категории: ДомЗдоровьеЗоологияИнформатикаИскусствоИскусствоКомпьютерыКулинарияМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОбразованиеПедагогикаПитомцыПрограммированиеПроизводствоПромышленностьПсихологияРазноеРелигияСоциологияСпортСтатистикаТранспортФизикаФилософияФинансыХимияХоббиЭкологияЭкономикаЭлектроника |
Государственный контроль над развитием инфраструктурыЗа чьи средства должна создаваться и развиваться инфраструктура в рыночной экономике: государственные или частные? В рыночной экономике создание инфраструктурных объектов чаще всего является прерогативой государства. По существу, это традиционная форма государственного участия в рыночной экономике во всех странах. Это означает, что источником финансирования создания и дальнейшего развития инфраструктуры являются средства государственного бюджета. Причины ясны: услугами инфраструктуры, как, скажем, услугами морского маяка или дороги, пользуются все. Это так называемые внешние выгоды для потребителя: не вкладывая собственных средств, можно бесплатно пользоваться определенной услугой. Частный капитал по ряду причин неохотно участвует в создании объектов инфраструктуры. Инфраструктурные системы могут функционировать только как единое целое, конкуренция между их частями невозможна технически и нецелесообразна экономически. Она не может «работать» на прибыль. Ее феномен в производстве общественного продукта, который удовлетворяет интересы всего социума, а не отдельного предпринимателя. Именно в этой связи в экономике развитых и особенно развивающихся стран, а также стран с переходной экономикой контроль над развитием инфраструктуры осуществляется через механизм централизованного (федерального) и местного управления. Однако централизованное управление не всегда в состоянии полностью учесть потребности региона в инфраструктурном обеспечении, что нередко делает его непривлекательным по сравнению с другими регионами. Поэтому целесообразно передавать полномочия, а вместе с ними и контроль над развитием инфраструктуры на определенной территории республикам и местным органам власти. Децентрализация федерального управления создает благоприятные условия для обустройства конкретной территории. Особенно велика роль местных органов власти в создании объектов социально-бытовой инфраструктуры: школ, больниц, мест отдыха и т.д. Таким образом как бы разрушается федеральная монополия на объекты инфраструктуры. Но укрепляется республиканская и местная. По своей природе инфраструктура - это всегда монополия, но она может проявляться на разных уровнях. Поэтому отрасли инфраструктуры называются естественными монополиями (ЕМ). Инфраструктура - это своего рода полигон для ускоренного развития не только внутренней экономики, но и решения глобальных проблем в рыночной экономике. Поэтому государство на всех уровнях должно целенаправленноукреплять инфраструктуру, учитывая, что благодаря высокоразвитой инфраструктуре обеспечивается непрерывность и быстрота воспроизводства и тем самым ускоряется экономический рост. Приоритетные направления в развитии инфраструктуры России В этой ситуации центр тяжести экономической политики должен быть перенесен с внешних на внутренние источники развития. В долгосрочном плане главным из них является наращивание воспроизводственного процесса методами обустройства территории и развития человеческого потенциала.Основой сценария эффективного развития должна стать модернизация инфраструктуры. Российская экономика подошла к рубежу, когда для обеспечения ее устойчивого функционирования и инвестиционной привлекательности необходимы массированные капиталовложения в инфраструктуру: информатику, энергетику, транспорт, жилищное строительство и другие отрасли. Часть 4. Международная торговля и международные финансы Международная торговля Общая характеристика Международная торговля- торговля между странами товарами и услугами. Она нужна для большинства стран как в экономическом, так и социальном отношении. Она жизненно необходима для решения фундаментальных вопросов любой экономики: что производить? как производить? для кого производить? Международная торговля способствует более эффективному использованию как внутренних ресурсов, так и ресурсов, принадлежащих другим странам, с целью более полного удовлетворения безграничных потребностей населения внутри страны и за рубежом. Более того, изменения в объемах чистого экспорта (разница между экспортом и импортом) могут оказать значительное влияние на уровни внутреннего производства и доходов. Международная, или внешняя, и внутренняя торговля отличаются друг от друга тем, что первая предполагает использование таких механизмов (инструментов) в своей деятельности, которых нет во внутренней торговле. Она является предметом регулирования с помощью тарифов, квот и валютного контроля. И более того, внешняя торговля подвержена политическому контролю. Что составляет основу внешней торговли между странами?В общем виде ее основу составляют различия в издержках производства между странами. Поэтому с помощью международной торговли страны могут приобретать те товары и ресурсы, которых им недостает, чтобы развивать специализацию, повышать производительность и таким образом увеличивать общий объем производства. Таким образом, суверенные государства, как и отдельные регионы страны, могут выиграть за счет специализации на изделиях, которые они могут производить с наибольшей относительной эффективностью, и последующего их обмена на товары, которые они не в состоянии сами эффективно производить. Почему страны торгуют? В ответе на этот вопрос лежит следующее обстоятельство: страны существенно различаются по своей обеспеченности экономическими ресурсами. Поэтому и нужна внешняя торговля, чтобы их распределить с целью максимального удовлетворения безграничных потребностей всех живущих на земле. Но этого можно достичь в результате повышения эффективности мирового производства. Здесь очень важно подчеркнуть, что экономическая эффективность, с которой страны способны производить различные товары, может изменяться и действительно изменяется со временем. Сдвиги в распределении ресурсов и технологии могут приводить к сдвигам в относительной эффективности производства товаров в различных странах. Например, новые технологии, которые способствовали развитию производства синтетических волокон и искусственного каучука, радикально изменили структуру производства, необходимую для изготовления этих товаров, и, таким образом, изменили относительную эффективность их производства. Иначе говоря, по мере эволюции национальных экономик могут изменяться количество и качество рабочей силы, объем и состав капитала, возникать новые технологии. Могут претерпеть изменения даже масштабы и качество земельных и природных ресурсов. По мере того как происходят эти изменения, относительная эффективность, с которой страны производят различные товары, будет также изменяться. Смысл этого обстоятельства можно проиллюстрировать. Например, Япония обладает большой и хорошо образованной рабочей силой. Но квалифицированный труд там стоит дешево, поскольку имеется в изобилии. В связи с этим Япония способна эффективно производить (с низкими издержками) разнообразные товары, для изготовления которых требуется большое количество квалифицированного труда. Фотокамеры, радиоприемники и видеомагнитофоны - это лишь некоторые примеры подобных трудоемких товаров. Напротив, Австралия обладает обширными земельными пространствами и поэтому может дешево производить такие «землеемкие» товары, как пшеница, шерсть, мясо. Бразилия же имеет все необходимое для производства дешевого кофе. Индустриально развитые страны находятся в лучшем стратегическом положении в плане производства разнообразных капиталоемких товаров, например автомобилей, оборудования, машин и т.д. |
|
|
Последнее изменение этой страницы: 2016-07-23 lectmania.ru. Все права принадлежат авторам данных материалов. В случае нарушения авторского права напишите нам сюда... |